Файл: Практикум по постановке голоса и выразительности речи. 2 часть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения — прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца.

В каком темпе и почему следует читать слова о Вороне и слова о Лисице в басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица»? Отметьте все изменения темпа при чтении этой басни. Чем они обусловлены? Как провести с учащимися наблюдение за ними?

В каком темпе нужно читать следующие стихотворные строки? От чего зависит такой выбор? Постройте наблюдение над темпом как выразительным средством.

Идет — по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, И яркое солнце играет, В косматой его бороде.»

(Н.А. Некрасов)

2) «Под большим шатром Голубых небес — Вижу — даль степей Зеленеется...

По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны...»

(И.С. Никитин)

3) Увидевши Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

(И.С. Крылов)

4) ...И вдруг к машине подбежал парнишка: Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал... Я подползал, они вон там, в саду...

(А.Т. Твардовский)

Итак, выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых (или слова которых) рассказывают или читают.

4.4.Логика речи

Логическое ударение— это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. Это достигается усилением голоса при произнесении слова (иногда — в сочетании с некоторым повышением или понижением голоса, выделением с обеих сторон паузами, изменением тона голоса, темпа).

Например:

«И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок...»

(Н.А. Некрасов)

Как вы думаете, что в данном случае важнее — то, что персонаж идет, или то, как он это делает? Прочитайте выразительно.Ошибки в постановке логического ударения искажают смысл читаемого. Причиной ошибок в расстановке логических ударений является недопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чем идет речь. Таким образом, расстановка логических ударений требует предварительного анализа текста.

Расставьте логические ударения, обоснуйте их наличие и место во фразах, прочитайте выразительно.


Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

(И.А. Крылов)

По улицам Слона водили...

(И. А. Крылов)

И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь.

(Д. Н.Мамин-Сибиряк)

А время летело, быстро летело... Наступил и роковой день.

(Д. Н. Мамин-Сибиряк)

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный...

(И.А. Бунин)

Прочитайте стихотворение, вдумываясь в его содержание. Определите слова, на которые падает логическое ударение.

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет...

(А. К. Толстой)

Ударение принимают:

1) сравнивающиеся предметы, явления;

2) противопоставляющиеся слова-понятия; 3)яркие, выразительные языковые средства (звуковые повторы, метафоры...);

4) новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые;

5) обобщающие слова;

6) слова, обозначающие перечисление или счет;

7) обращения, стоящие в начале фразы;

8) слова, передающие вопрос.

Заметим, что верному распределению логических ударений помогает не столько знание правил, сколько верно понятый смысл фразы, текста

Определите, какой вариант расстановки логических ударений является верным и почему.

1) а) Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало, Короче становился день...

б) Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день...

(А.С. Пушкин)

2) а) Зима недаром злится:

Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора.

б) Зима недаром злится: Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора.

Подумайте, как организовать работу по предупреждению типичной ошибки младших школьников — «скандирования» стихотворных текстов.

В технике выразительного чтения существуют логические и психологическая паузы. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли. Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива, так как в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Станиславский писал: «"Красноречивое молчание" и есть психологическая пауза.

Впечатляющий пример из «Руслана и Людмилы»:

...смотрит храбрый князь — И чудо видит пред собою. Найду ли краски и слова? Пред ним - живая голова.

Укажите место и назначение психологической паузы в приведенных ниже отрывках.



1) ... Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок!

(Н. А. Некрасов)

2) Да, чудно, хорошо было кругом; а бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота не для нее.

(Д. Н. Мамин-Сибиряк)

3) Смелого пуля боится, Смелого штык не берет.

(А С у р к о в)

4) На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто.

(АС. Пушкин)

Отдельными видами психологических пауз можно считать паузы начальные и финальные.

Контрольные вопросы

1. Перечислите и охарактеризуйте основные компоненты выразительности чтения выразительного чтения.

2. Расскажите об основном методе преодоления монотонности речи.

3. Приведите пример и поясните значение логических и психологических пауз в выразительности чтения.

Используемая литература

  1. Калягин В.А., Овчинникова Т.С.Логопсихология /В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. Логопсихология .-М.Академия.2008

  2. Лохов М.И. Заикание:неврология или логопедия. /М.И.Лохов. Заикание:неврология или логопедия. -СПб. «Элби-СПб».2005.

  3. Жукова Н.С.Логопедия. /Н.С.Жукова. Логопедия. -Екатеринбург.2005.

  4. Фомичева М.Ф..Воспитание у детей правильной речи. /М.Ф.Фомичева. Воспитание у детей правильной речи.- Просвещение.1989.

  5. Василенко Ю.С. Голос: фониатрические аспекты / Ю.С. Василенко. - М.: Энергоиздат, 2002. - 482 с.

  6. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2000. - 368 с.. Козлянинова И.П. Произношение и дикция / И.П. Козлянинова. - М.: ВТО, 1970. - 150 с.

  7. Козлянинова И.П., Чарели Э.Н. Тайны нашего голоса ] / И.П. Козлянинова, Э.Н. Чарели. - Екатеринбург, 1992. -320 с.

  8. Лаврова Е.В. Методика восстановления голоса при некоторых нарушениях функции голосового аппарата : автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Е.В. Лаврова. - М., 1975. - 20 с.

  9. http://logokons.org



Раздел 5. Особенности исполнения литературных произведений разных жанров. Исполнительский анализ. Овладение словесным действием в работе над литературными произведениями разных жанров.
5.1. Особенности исполнения литературных произведений разных жанров.

Загадки — это хороший материал для обучения детей выразительности речи и чтения. В процессе смысловой работы над загадкой (анализирующего восприятия, отгадывания) учитель предлагает вообразить нарисованную в загадке картину. Загадка записывается на доске. В ней отыскиваются и подчеркиваются наиболее важные по смыслу слова, помогающие лучше увидеть то, что «спрятано» в загадке, и таким образом отгадать ее.


Определяются место и длительность пауз, они обозначаются. Затем дети читают загадку выразительно. Учитель может предложить им прочитать с разными намерениями. Первый раз так, как будто человек сам себя спрашивает, недоумевая: «Что это такое? Никак не могу догадаться». Второй раз — зная отгадку и любуясь картинкой, которая стоит за словами.

Если учитель не удовлетворен чтением учащихся, он показывает, как читается загадка (с разными интонациями).Если текст загадки содержит звукоподражание, его можно использовать для работы над передачей звукоподражания. Учитель подчеркивает своим произношением этот звуковой эффект и требует от детей такого же сознательного и четкого произнесения.

Сказка читается (а лучше — «сказывается») в естественной, разговорной (сказительной) манере. Педагог как бы обращается к детям, сообщая о том, свидетелем чего он являлся. Не случайны в сказках выражения «И я там был...». Чтение сказок предполагает тесный контакт со слушателями, ведь сказки — это жанр устного народного творчества и рассчитаны они на слушателя.

Язык сказки отличается наличием устойчивых выражений («как сыр в масле катается», «слезами умылась»), тавто логическими повторами («ждал-пождал», «живут-поживают»), постоянными эпитетами («чистое поле», «красная девица»). Для создания колоритного сказочного языка об разные слова и выражения при чтении нужно выделять интонацией (замедлением темпа, напевностью, усилением голоса).

Одной из особенностей сказки как жанра является преподнесение содержания по принципу антитезы: добро противопоставляется злу, ум — глупости, трудолюбие — лености. Учитывая это, при чтении нужно особенно ярко выделять голосом контрастные места, что усиливает впечатление от сказки и помогает детям лучше понять ее смысл.

Сказочные герои имеют устойчивые, прямолинейные характеры (за исключением некоторых авторских сказок). Из этого вытекает особенность исполнения сказки: нужно так читать (рассказывать) сказку, чтобы дети сразу поняли, каков этот герой и как к нему относиться. Речь персонажей следует передавать с учетом их характеров и поведения.

Если сказка имеет присказку (обычно это относится к волшебным сказкам), то читать ее нужно в среднем темпе, ритмично, выделяя образные слова и словосочетания. Последняя фраза выделяется более замедленным, загадочным голосом, чтобы дети почувствовали, что сказка вот-вот начнется.

После чтения присказки делается длительная пауза, чтобы слушатели могли сосредоточиться и подготовиться к слушанию самой сказки.


Многие сказки начинаются устойчивой речевой формой — зачином «Жили-были», «Давным-давно»... Зачин читается замедленно, несколько приглушенно, немного напевно, таинственно, чтобы вовлечь детей в атмосферу чудесного повествования.

Сказка представляет собой цепь ярких, небольших эпизодов, чтение которых требует от исполнителя умения словесно нарисовать законченную картину. Эпизод от эпизода нужно отделять длительной паузой. Это позволит ребенку пережить, осознать прочитанный эпизод и подготовиться к восприятию следующего.

Сказкам присущ прием трехкратного повторения эпизодов. При этом каждое повторение предполагает постепенное нарастание напряжения, которое в третьем случае достигает кульминации, после чего наступает перелом в действии. Учитывая это, при чтении (рассказывании) сказки нужно стремиться к передаче нарастания эмоциональной напряженности.

Басня. Если басня имеет стихотворную форму, то ее чтение предполагает обязательное соблюдение ритмических (построчных) пауз. Одной из жанровых особенностей басни является то, что основной смысл (за редким исключением) сформулирован в морали, которая освобождает от раздумий над идеей произведения. Сопоставьте различные точки зрения на вопрос об исполнении морали в басне, определите свою позицию.

Моралистическая тенденция басни требует от исполнителя четкого и ясного ответа на вопрос: зачем я читаю, что я хочу сказать своим исполнением? Поэтому установление конкретной целенаправленности является одним из главнейших принципов исполнения басенного текста. «Хочу заклеймить бездельника», «Хочу обличить клеветника», «Хочу разоблачить коварный замысел врага»,— говорит себе читающий и этой четкой целеустремленности подчиняет все детали и все особенности своего исполнения».

Если даже мораль басни следует читать простодушно, незлобиво, с оттенком легкой шутки и добродушной насмешки, на которую нельзя обидеться, то тем более это нужно сказать об исполнении основного текста басни.

Известная вещь, насколько надо быть осторожным и даже щепетильным в деле поучения, чтобы не заставить поучаемых соскучиться. Поэтому, в интересах автора и проводимой им идеи, «мораль» басни следует читать возможно мягче, т.е. легко и даже игриво.

Мораль должна быть прочитана так, чтобы дети обратили на нее внимание и задумались над ней. Однако никогда не следует им навязывать мораль и читать нарочито серьезно. Она всегда должна вытекать из рассказа, подводить итог повествованию.