Файл: Практикум по постановке голоса и выразительности речи. 2 часть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подготовьтесь к чтению морали

1) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

(И. А. Крылов. Ворона и Лисица)

2) К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.

(И.А. Крылов. Мартышка и очки)

3) Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

(И.А. Крылов. Чиж и голубь)

4) «Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!»

(И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей)

Наличие морали облегчает чтецу определение исполнительской задачи. Однако другая особенность басни — аллегоричность — усложняет ее исполнение. Перед чтецом встает вопрос о том, какой образ следует представлять — тот, который рисует автор, или тот, который подразумевается. Опытный исполнитель будет видеть и тот, и другой, однако учителю при чтении детям целесообразно ориентироваться на видение того образа, который непосредственно нарисован автором, например Лисы, Вороны, Волка. Ягненка и т.д. Если у исполнителя при чтении не получится яркого, четкого образа, то «изюминка» басни исчезает. Поэтому особое внимание нужно уделить передаче образов, характеров персонажей.

Поэзия. Выразительное чтение стихотворения педагогом — одно из основных условий полноценного восприятия детьми поэтического текста. Оно помогает учащимся погрузиться в эмоциональный мир стихотворения, углубиться в его содержание, выявить отношение автора к описываемым явлениям. Лирические произведения, тонкие по форме, небольшие по объему, концентрированные по мысли и чувству, читать непросто. Не углубляясь в вопросы литературоведческого характера о специфике стихотворной речи, отметим важнейшие особенности чтения поэтических текстов.

Форма стихотворения создает дополнительные трудности для выразительного чтения. Для начинающих чтецов (каковыми являются дети) характерно скандирование или, напротив, произнесение стихов как прозы.

Размер стихотворения, его ритм, расположение и характер рифм, звуковая организация — все это сказывается на произнесении стиха и должно быть учтено исполнителем. Всякая мысль и всякое чувство имеет свою форму выражения. И мы, передавая заключенные в стихотворении мысли и чувства, должны передать и форму их выражения.


Прежде всего нужно усвоить основные и непререкаемые для наших дней правила произнесения стиха. Главнейшим из них является «соблюдение стиха». Что это значит? Мы знаем, что стихотворения обычно печатаются отдельными строчками, часто заканчивающимися рифмами. Отдельный стих в большинстве случаев равен такой строчке <...> При произнесении деление на стихи обычно выражается паузой.

Попробуйте произнести следующие четыре стиха:

Но там огромные палаты,

Там разноцветные ковры,

Там игры, шумные пиры,

Уборы дев там так богаты...

При произнесении их вы неминуемо сделаете остановку после каждого стиха, потому что невозможно иначе произнести их осмысленно. Такое исполнение стихов, при котором стих отделяется от стиха небольшой паузой, является обязательной нормой чтения стиха...

В данном примере это было чрезвычайно легко, так как синтаксическое деление на предложения и деление на стихи совпадают.Труднее «держать стих», не нарушая логики чтения, в тех случаях, когда синтаксической паузы в конце стиха не требуется. Это явление носит название стихового переноса. Обильное употребление стиховых переносов придает произведению разговорный характер. Например:

Его терзал какой-то сон.

Прошла неделя, месяц, — он

К себе домой не возвращался.

Его пустынный уголок

Отдал внаймы, как вышел срок,

Хозяин бедному поэту.

Евгений за своим добром

Не приходил. Он скоро свету

Стал чужд. Весь день бродил пешком,

А спал на пристани; питался

В окошко поданным куском.

Рассказ. Исходя из всего известного вам о художественном исполнении прозы, подготовьтесь и прочитайте любой рассказ из учебника для начальной школы. Как вы считаете, правила выразительного исполнения действительны только при чтении или, в той же мере, при пересказе прозаических произведений?

Самостоятельно сформулируйте рекомендации для чтения эпической поэзии (стихов с сюжетом, персонажами...).

Подготовьтесь и прочитайте одно из эпических стихотворений. (Например: В.В. Маяковский. Кем быть? С.В. Михалков. А что у вас? С.Я. Маршак. Рассказ о неизвестном герое.)

Драматургия. Пьесы предназначены для постановки на сцене. Однако в школе читаются произведения драматургического жанра (чаще — отрывки из них). В чем же отличие чтения драматургии от исполнения прозы? Задача читающего текст пьесы — преподнести события как бы происходящими на воображаемой сцене. При чтении в «лицах» используются актерские средства (элементы перевоплощения), но сохраняется оценочное начало. Актер, играя толстого человека, должен быть толст, а чтец, рассказывая о нем, может быть худым. Играя хохочущего человека, актер должен действительно хохотать, а рассказчик может сказать: «он страшно хохотал» (без хохота) и сделать так, что будет смешно».



Былина. Чтение былин, русских народных эпических песен о богатырях, происходит на ритмико-мелодической основе. Что это значит?

1) Былинные стихи исполняются речитативом (полунапевно), ритмично.

2) В былинном стихе в большинстве случаев имеются три-четыре смысловых ударения.

3) Ударение на третьем слоге от конца имеет не только акцентологический, но и напевный характер.

4) «Если стих оканчивается на слово с трехсложным (дактилическим) окончанием, последний слог получает в музыкальном исполнении дополнительное метрическое отягчение, например: матушка, молодец и т.п.; но то же окончание может быть образовано группой из двух слов, из которых на первом лежит ударение более сильное, а на втором —более слабое, например: Киев—град, ракитов —куст, дубовый — стол или: по чисту — полю, с широка — двора и т.д».

5) Ударение в былинах часто переносится с предмета на эпитет (белыручки, желтыпески, ретивсердце, тихарека).

6) При чтении былинных стихов нужно уметь ощущать и выдерживать леймические паузы (лейма — пауза длительностью в один слог, редко — в два, отсутствие которой вызывает нарушение ритма). По свидетельству Б.А. Буяльского, «продолжительность каждой из... пауз равна одному слогу. Чтобы ощутить и точно выдержать такую паузу, ее можно в процессе чтения мысленно заполнять произносимым в уме слогом:

[наш] [наш]

«Ай ты, славный богатырь святорусский».

7) «Интонируя былинные стихи, следует учитывать и действие принципа равнодлительности, заключающееся в том, что рядом стоящие, связанные между собой части текста (в данном случае былинные стихи) различной слоговой емкости требуют одинакового времени для их произнесения. В результате этого стих с большим количеством слогов читается в более ускоренном темпе, нежели стих с меньшим слоговым объемом, например:

Он стоял заутреню во Муроме (11 слогов), Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град... (15 слогов)

Вторая из цитированных строк читается гораздо быстрее

первой.

Научиться чтению былин педагогу достаточно трудно. Этим занимаются лишь некоторые учителя-энтузиасты. Тем более, почти невозможно научить этому младших школьников. Учителю начальных классов нужно стремиться к исполнению, как можно более близкому природе народного первоисточника. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из былины «Добрыня и Змей». Прочитайте его с учетом высказанных здесь рекомендаций.

Тут повыехал Добрынюшка в чисто поле

На добром коне на богатырском,


Тут он ездил целый день с утра до вечера

Да по славну по раздольицу чисту полю,

Похотелось молодому-то Добрынюшке,

Ему съездити во далече чисто поле,

Да ко тем горам ко Сорочинским,

Да ко тем норам да ко змеиным,

И пустил он коня да богатырского,

И поехал по раздольицу чисту полю!

А и день за днем — будто дождь дождит,

А неделя за неделей — как река бежит,

А и день он едет по красному по солнышку,

А и ночь едет по светлому по месяцу;

Приезжал он ко горам да к Сорочинским,

Стал он ездить по раздольицу чисту полю,

Он-то ездил целый день с утра до вечера —

Потоптал он много-множество змеенышей!..

5.2. Исполнительский анализ.

Анализ выразительности чтения следует начинать с характеристики достоинств, а потом переходить к недостаткам. Необходимо также объяснять, что и почему нравится или нет. К этому же нужно приучать и детей.

1) Правильно ли раскрыта читающим идея произведения?

2) Верно ли переданы образы?

3) Выделены ли основные элементы сюжета?

4) Передано ли читающим свое отношение к описываемому в произведении?

5) Проведено ли деление произведения на части?

6) Точно ли передана мысль каждой части?

7) Сделаны ли паузы между частями?

8) Правильно ли расставлены логические ударения и паузы?

9) Выдержан ли темп?

10) Достаточно ли правильно использованы сила и высота голоса?

11) Достаточно ли ясно и четко прочитан текст?

12) Были ли допущены орфоэпические ошибки? Какие?

13) Было ли правильным дыхание?

14) Достаточно ли выразительны были поза, жесты и мимика?

15) Осуществлялось ли общение с аудиторией?

16) Какова оказалась сила воздействия чтения на слушателей?

Связно составленная по предложенным вопросам оценка чтения явится развернутым исполнительским анализом на него.

Задачей заключительного этапа занятий по постановке голоса является введение навыка правильного голосоведения в речевую практику. Работа направлена на закрепление звучного, собранного звучания, ровности, устойчивости, гибкости и выносливости голоса. Голос учащихся должен звучать насыщенно, легко и свободно. В процессе тренировок важно закрепить мышечные, слуховые и вибрационные ощущения, возникающие при правильном голосообразовании. На этом этапе работы происходит закрепление навыков правильной фонации, что приводит к укреплению динамических стереотипов в коре головного мозга. Следует помнить, что навыки вырабатываются и закрепляются в процессе многократных, целенаправленных тренировок, а при их отсутствии - утрачиваются. Поэтому учащимся рекомендованы ежедневные голосовые тренировки два и, по возможности, более раз в день.

Контрольные вопросы

1. Подберите загадки и прочитайте их выразительно.

2. Определите методическую цель задания.

3. Какое чтение морали басни вы считаете более приемлемым в наше время — с пафосным обличением или с лукавым поучением? Зависит ли это от уклона конкретной басни в сторону сатиры или юмора? А от личности исполнителя?

4.Подберите стихотворение, прочитайте, запишите на магнитофон. Прослушайте свое чтение и составьте исполнительский анализ (письменно) опираясь на примерный план для анализа выразительности чтения.

6. Прослушайте, как ваш товарищ читает стихотворение, и квалифицированно оцените его исполнение.

Используемая литература