Файл: Учебнометодическое пособие нижнекамск 2015 удк 502. 7 Р 82.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30. ЗАЩИТА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
Особую роль в формировании почв играют растения и леса в частности. Все леса подразделяются на три группы по степени их использования:
-
леса защитных функций (заповедники, лесополосы и т.д.); -
леса малоресурсные и в густонаселённой местности; -
леса многолесных районов, используемые преимущественно в эксплуатационных целях.
Для сохранения численности и популяционно-видового состава растений осуществляются следующие природоохранные меры:
-
борьба с лесными пожарами; -
защита растений от вредителей и болезней; -
полезащитное лесоразведение; -
повышение эффективности использования лесных ресурсов; -
охрана отдельных видов растений и растительных сообществ.
31. МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Экологический мониторинг — это система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявлять изменение состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности.
Цель экологического мониторинга — информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью. Само управление природоохранной деятельностью в задачи мониторинга не входит.
В состав мониторинга входят:
-
наблюдение за изменением качества окружающей среды, факторами, воздействующими на окружающую среду; -
оценка фактического состояния природной среды; -
прогноз изменения качества среды.
Измерительным комплексом Единого экологического мониторинга используются данные от стационарных (постоянные посты наблюдения) и мобильных (автомобили-лаборатории, аэрокосмические средства и т.д.) систем.
Выделяют глобальный, национальный, региональный и локальный мониторинги:
-
глобальный (биосферный) осуществляется на основе международного сотрудничества, позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли; -
национальный осуществляется в пределах государства специально созданными органами; -
региональный осуществляется за счёт станций системы, куда поступает информация в пределах крупных районов, подверженных антропогенному воздействию; -
к локальному мониторингу относятся наблюдения за воздушной средой различных зон города, промышленных и сельскохозяйственных районов и отдельных предприятий.
32. СИСТЕМА НАЗЕМНОГО МОНИТОРИНГА СРЕДЫ
Таблица 3
Система мониторинга среды
Ступени мониторинга | Объекты мониторинга | Характеризуемые показатели |
Локальный (санитарно-гигиенический, биоэкологический) | Приземной слой воздуха | ПДК токсичных веществ |
Поверхностные и грунтовые воды, промышленные и бытовые стоки и различные выбросы | Физические и биологические раздражители (шумы, аллергены и т.д.) | |
Радиоактивные излучения | Предельная степень радиоизлучения | |
Региональный (геосистемный, природно-хозяйственный) | Исчезающие виды животных и растений | Популяционное состояние видов |
Природные экосистемы | Их структура и нарушения | |
Агроэкосистемы | Урожайность сельхозкультур | |
Лесные экосистемы | Продуктивность насаждений | |
Глобальный (биосферный, фоновый) | Атмосфера | Радиационный баланс, тепловой перегрев, состав и запыление |
Гидросфера | Загрязнение рек и водоёмов, водные бассейны, круговорот воды на континентах | |
Растительный и почвенный покров, животный мир | Глобальные характеристики состояния почвы, растительного покрова и животных. Глобальные круговороты и баланс СО2, О2 и других веществ |
33. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА В РОССИИ
В 90-х годах XX века была создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
Основные компоненты ЕГСЭМ:
-
мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду; -
мониторинг загрязнения абиотической компоненты окружающей природной среды; -
мониторинг загрязнения биотической компоненты окружающей природной среды; -
обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.
В конце XX – начале XXI в. в РФ
мониторинг природной среды осуществляют: Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитет РФ по геологии и использованию недр, Министерство сельского хозяйства, Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ.
34. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Определение приоритетов основывается на свойствах загрязнителей и возможности организации наблюдений и проводится по следующим критериям:
-
размер фактического или возможного эффекта на здоровье и благополучие человека, на климат или экосистемы; -
склонность к деградации в окружающей природной среде; -
возможность химической трансформации в физических и биологических системах, в результате чего вторичные вещества могут оказаться более токсичными или вредными; -
мобильность загрязняющих веществ; -
фактические или возможные тенденции концентрации в окружающей среде и (или) в человеке; -
частота и (или) величина воздействия; -
возможность измерений; -
значение для оценки состояния окружающей среды; -
пригодность с точки зрения всеобщего распространения для равномерных изменений в глобальной или субрегиональной программах.
35. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Экологическая стандартизация— это разработка и внедрение в практику научно-обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм (стандартов), регламентирующих человеческую деятельность по отношению к окружающей среде.
Стандарты качества окружающей природной среды, установленные государственными органами (Госкомитет, Министерство здравоохранения и т.д.), представляют собой научно-обоснованные предельно допустимые нормативы состояния окружающей природной среды, повышение которых создаёт угрозу для человека и окружающей его среды.
Требования по охране окружающей среды регламентируются в общетехнических стандартах, в стандартах на группу однородной продукции и на конкретные виды продукции. Стандарты группы «Охрана природы» относятся к общетехническим, в которых закрепляются требования по рациональному использованию природных объектов и обеспечению технических параметров деятельности, исключающих или сводящих к минимуму негативные воздействия человеческой деятельности на природу.
В соответствии с Законом РФ «О стандартизации» ежегодно органами, занимающимися стандартизацией, составляется программа по разработке новых и пересмотру действующих стандартов (ГОСТ) в области охраны качества окружающей природной среды, деятельности предприятий, организаций и поведения граждан, соответствующей терминологии и нормативно-правовых актов, регулирующих охрану природы.
Госстандарт РФ - Агентство по техническому регулированию и метрологии, осуществляет деятельность в сфере стандартизации, метрологии и разработки общих вопросов качества продукции на территории РФ. В настоящее время в РФ действует комплекс стандартов, правил и положений, который уточняется и дополняется в связи с целями и принципами стандартизации, установленными законом о техническом регулировании.
Государственный стандарт, ГОСТ – стандарт, обязательный для выполнения во всех областях промышленности, на всей территории РФ.
Отраслевой стандарт, ОСТ - стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого назначения.
Стандарт предприятия, СТП - стандарт, принятый предприятием применительно к продукции, работам и услугам своего предприятия.
Технические условия, ТУ - документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа, производимые на данном предприятии. ТУ разрабатывается самим предприятием. Кроме того, в них должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования. Потребитель может предъявить претензии только к соблюдению ТУ.
Технический регламент, ТР — документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) на конкретном предприятии.
36. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
Государственный стандарт – это нормативно-технический документ, где собраны нормы и правила, обязательные для выполнения. ГОСТ 17.0.0.01-76:
-
17 – номер по общероссийскому классификатору стандартов; -
0 - номер группы (их 7); -
0 – номер вида стандарта; -
01 – номер стандарта; -
76 – год принятия или пересмотра.
Таблица 4
Группы стандартов
Номер группы | Наименование | Код |
0 | Организационно-методические стандарты | Общие положения |
1 | Стандарты в области рационального использования воды | Гидросфера |
2 | Стандарты в области защиты атмосферы | Атмосфера |
3 | Стандарты в области рационального использования почв | Почвы |
4 | Стандарты в области улучшения использования земель | Земли |
5 | Стандарты в области охраны флоры | Флора |
6 | Стандарты в области охраны фауны | Фауна |
7 | Стандарты в области охраны и рационального использования недр | Недра |