Файл: Учебнометодическое пособие нижнекамск 2015 удк 502. 7 Р 82.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


30. ЗАЩИТА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
Особую роль в формировании почв играют растения и леса в частности. Все леса подразделяются на три группы по степени их использования:

  1. леса защитных функций (заповедники, лесополосы и т.д.);

  2. леса малоресурсные и в густонаселённой местности;

  3. леса многолесных районов, используемые преимущественно в эксплуатационных целях.

Для сохранения численности и популяционно-видового состава растений осуществляются следующие природоохранные меры:

  1. борьба с лесными пожарами;

  2. защита растений от вредителей и болезней;

  3. полезащитное лесоразведение;

  4. повышение эффективности использования лесных ресурсов;

  5. охрана отдельных видов растений и растительных сообществ.


31. МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Экологический мониторинг — это система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявлять изменение состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности.

Цель экологического мониторинга — информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью. Само управление природоохранной деятельностью в задачи мониторинга не входит.

В состав мониторинга входят:

  1. наблюдение за изменением качества окружающей среды, факторами, воздействующими на окружающую среду;

  2. оценка фактического состояния природной среды;

  3. прогноз изменения качества среды.

Измерительным комплексом Единого экологического мониторинга используются данные от стационарных (постоянные посты наблюдения) и мобильных (автомобили-лаборатории, аэрокосмические средства и т.д.) систем.

Выделяют глобальный, национальный, региональный и локальный мониторинги:

  1. глобальный (биосферный) осуществляется на основе международного сотрудничества, позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли;

  2. национальный осуществляется в пределах государства специально созданными органами;

  3. региональный осуществляется за счёт станций системы, куда поступает информация в пределах крупных районов, подверженных антропогенному воздействию;

  4. к локальному мониторингу относятся наблюдения за воздушной средой различных зон города, промышленных и сельскохозяйственных районов и отдельных предприятий.



32. СИСТЕМА НАЗЕМНОГО МОНИТОРИНГА СРЕДЫ
Таблица 3

Система мониторинга среды


Ступени

мониторинга

Объекты мониторинга

Характеризуемые показатели

Локальный (санитарно-гигиенический, биоэкологический)

Приземной слой воздуха

ПДК токсичных веществ

Поверхностные и грунтовые воды, промышленные и бытовые стоки и различные выбросы

Физические и биологические раздражители (шумы, аллергены и т.д.)

Радиоактивные излучения

Предельная степень радиоизлучения

Региональный (геосистемный, природно-хозяйственный)

Исчезающие виды животных и растений

Популяционное состояние видов

Природные экосистемы

Их структура и нарушения

Агроэкосистемы

Урожайность сельхозкультур

Лесные экосистемы

Продуктивность насаждений

Глобальный (биосферный, фоновый)

Атмосфера

Радиационный баланс, тепловой перегрев, состав и запыление

Гидросфера

Загрязнение рек и водоёмов, водные бассейны, круговорот воды на континентах

Растительный и почвенный покров, животный мир

Глобальные характеристики состояния почвы, растительного покрова и животных. Глобальные круговороты и баланс СО2, О2 и других веществ


33. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА В РОССИИ
В 90-х годах XX века была создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

Основные компоненты ЕГСЭМ:

  1. мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

  2. мониторинг загрязнения абиотической компоненты окружающей природной среды;

  3. мониторинг загрязнения биотической компоненты окружающей природной среды;

  4. обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

В конце XX – начале XXI в. в РФ

мониторинг природной среды осуществляют: Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитет РФ по геологии и использованию недр, Министерство сельского хозяйства, Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ.

34. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Определение приоритетов основывается на свойствах загрязнителей и возможности организации наблюдений и проводится по следующим критериям:

  1. размер фактического или возможного эффекта на здоровье и благополучие человека, на климат или экосистемы;

  2. склонность к деградации в окружающей природной среде;

  3. возможность химической трансформации в физических и биологических системах, в результате чего вторичные вещества могут оказаться более токсичными или вредными;

  4. мобильность загрязняющих веществ;

  5. фактические или возможные тенденции концентрации в окружающей среде и (или) в человеке;

  6. частота и (или) величина воздействия;

  7. возможность измерений;

  8. значение для оценки состояния окружающей среды;

  9. пригодность с точки зрения всеобщего распространения для равномерных изменений в глобальной или субрегиональной программах.


35. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ

ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Экологическая стандартизация— это разработка и внедрение в практику научно-обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм (стандартов), регламентирующих человеческую деятельность по отношению к окружающей среде.

Стандарты качества окружающей природной среды, установленные государственными органами (Госкомитет, Министерство здравоохранения и т.д.), представляют собой научно-обоснованные предельно допустимые нормативы состояния окружающей природной среды, повышение которых создаёт угрозу для человека и окружающей его среды.

Требования по охране окружающей среды регламентируются в общетехнических стандартах, в стандартах на группу однородной продукции и на конкретные виды продукции. Стандарты группы «Охрана природы» относятся к общетехническим, в которых закрепляются требования по рациональному использованию природных объектов и обеспечению технических параметров деятельности, исключающих или сводящих к минимуму негативные воздействия человеческой деятельности на природу.

В соответствии с Законом РФ «О стандартизации» ежегодно органами, занимающимися стандартизацией, составляется программа по разработке новых и пересмотру действующих стандартов (ГОСТ) в области охраны качества окружающей природной среды, деятельности предприятий, организаций и поведения граждан, соответствующей терминологии и нормативно-правовых актов, регулирующих охрану природы.


Госстандарт РФ - Агентство по техническому регулированию и метрологии, осуществляет деятельность в сфере стандартизации, метрологии и разработки общих вопросов качества продукции на территории РФ. В настоящее время в РФ действует комплекс стандартов, правил и положений, который уточняется и дополняется в связи с целями и принципами стандартизации, установленными законом о техническом регулировании.

Государственный стандарт, ГОСТ – стандарт, обязательный для выполнения во всех областях промышленности, на всей территории РФ.

Отраслевой стандарт, ОСТ - стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого назначения.

Стандарт предприятия, СТП - стандарт, принятый предприятием применительно к продукции, работам и услугам своего предприятия.

Технические условия, ТУ - документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа, производимые на данном предприятии. ТУ разрабатывается самим предприятием. Кроме того, в них должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования. Потребитель может предъявить претензии только к соблюдению ТУ.

Технический регламент, ТР — документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) на конкретном предприятии.
36. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
Государственный стандарт – это нормативно-технический документ, где собраны нормы и правила, обязательные для выполнения. ГОСТ 17.0.0.01-76:

  • 17 – номер по общероссийскому классификатору стандартов;

  • 0 - номер группы (их 7);

  • 0 – номер вида стандарта;

  • 01 – номер стандарта;

  • 76 – год принятия или пересмотра.


Таблица 4

Группы стандартов


Номер группы

Наименование

Код

0

Организационно-методические стандарты

Общие положения

1

Стандарты в области рационального использования воды

Гидросфера

2

Стандарты в области защиты атмосферы

Атмосфера

3

Стандарты в области рационального использования почв

Почвы

4

Стандарты в области улучшения использования земель

Земли

5

Стандарты в области охраны флоры

Флора

6

Стандарты в области охраны фауны

Фауна

7

Стандарты в области охраны и рационального использования недр

Недра