Файл: Учебнометодическое пособие нижнекамск 2015 удк 502. 7 Р 82.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 5

Классификация видов


Номер вида

Наименование вида

0

Основные положения

1

Термины и определения

2

Методы измерений выбросов и сбросов, интенсивности природопользования

3

Правила рационального использования природных ресурсов

4

Методы определения параметров состояния природных объектов

5

Требования к средствам контроля и измерений состояния природной среды

6

Требования к очистным сооружениям

7

Прочее


ГОСТ 17.1.3.05-82

Эти стандарты нужны для сохранения ресурсов, содействия их восстановлению и совершенствованию управления качеством среды.
37. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ
Экологический паспорт предприятия - специальный обязательный документ, в котором содержатся систематизированные сведения о природных объектах, находящихся в собственности или пользовании предприятия, об их состоянии, видах воздействия на них, оказываемых в ходе хозяйственной и иной деятельности, о мерах по защите окружающей среды .То есть экологический паспорт- комплекс данных об уровне использования предприятием природных ресурсов и степени его воздействия на окружающую среду.

Экологический паспорт разрабатывается предприятием за счет собственных средств, утверждается руководителем предприятия по согласованию с территориальным органом охраны окружающей среды и оформляется как минимум в трёх экземплярах, которые соответственно хранятся у природопользователя, специально уполномоченного органа экологического управления и территориального органа исполнительной власти. Данный документ подлежит периодической (не реже одного раза в год) проверке, уточнению, дополнению.

периодической (не реже одного раза в год) проверке, уточнению, дополнению. Экологическая паспортизация (по форме) проводится применительно к отраслям хозяйства- транспортным, строительным, горнодобывающим и т.п. предприятиям.


Помимо экологических паспортов предприятия, ведутся паспорта опасных отходов (ст.14 Федерального закона « Об отходах производства и потребления »), памятников природы, федеральных и региональных целевых программ, безопасности веществ и материалов и радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий. Последние содержат сведения об оценке радиационной безопасности населения (персонала); информацию о территориях и группах риска населения (персонала), подверженных повышенным уровням воздействия ионизирующего излучения; прогноз радиационной ситуации в организациях и на территориях; рекомендации в области обеспечения радиационной безопасности; анализ эффективности проводимых мероприятий; информацию, необходимую для принятия соответствующего решения органами управления. Радиационно-гигиенические паспорта организаций ведутся их руководством, а территорий - органами исполнительной власти РФ. В отличие от экологических паспортов они составляются ежегодно и представляются на заключение в учреждения, находящиеся в ведении соответствующей структуры Министерства здравоохранения и социального развития РФ (ранее-Госсанэпидслужбы).
38. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
Ведомственные экспертизы, например государственная экспертиза градостроительной предпроектной и проектной документации, охватывающая государственную экспертизу промышленной безопасности, и рационального использования недр, и государственная экспертиза использование и охраны водных объектов и недр, проверяемые Федеральной службой по экологическому , технологическому и атомному надзору (ранее соответственно- МПР России и Госгортехнадзором), государственная экспертиза в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, проводимая МЧС России; экспертиза научно-исследовательских работ, проектно-системной документации;

Обследования, например комплексные экологические обследования территорий для придания им статуса особо охраняемых природных территорий, зоны чрезвычайной ситуации или зоны экологического бедствия, почвенные, геоботанические обследования и изыскания при землеустройстве;

Испытания, в том числе регистрационные (пестицидов и агро-химикатов);



Исследования (лекарственных средств, пищевых продуктов, токсико-гигиенических и эколого-токсикологические исследования опасных химических и биологических веществ и т.п.);

Заключения (санитарно-эпидемиологические, санитарно-гигиенические);

Расследования, например санитарно-эпидемиологические расследования причин возникновения инфекционных заболеваний.

Общими чертами всех указанных процедур являются: проведение их (организация проведения) уполномоченным на то органом в области экологического управления, контроля или надзора либо иными специально уполномоченными субъектами; указание на необходимость (в большинстве случаев) или возможность экспертизы в законе, т.е. ее обязательность или добровольность; урегулированность перечня объектов, документов, необходимых для начала процедуры и собственно самой процедуры; оформление результатов в строго определенной форме; обязывающий характер заключения; предусмотренность в законе возможности обжалования результатов (в административном, судебном порядке); платность; ответственность органов и лиц, осуществляющих экспертную экологическую деятельность.
39. СТАТУС, ОБЪЕКТЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Государственная экологическая экспертиза проводится на проектном и предпроектном уровне означает установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определения допустимости реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Функции экспертизы: а)выполняет функцию предупредительного контроля; б)служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований; в)является правовой гарантией реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду; г)является средством учета общественного мнения при принятии экологически значимых решений. Документы экспертизы могут быть использованы в качестве доказательств при судебном рассмотрении дел.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы детально урегулирован в Федеральном законе « Об экологической экспертизе » и подзаконных актах. Она проводится при выполнении заказчиком двух необходимых условий: представление им всех материалов и предварительной оплаты. Со своей стороны, государственный орган, уполномоченный на организацию и проведение экспертизы, обязан: начать ее не позднее чем через месяц после проведения заказчиком указанных условий; создать экспертную комиссию, как правило из внештатных экспертов, являющихся крупными специалистами или известными учеными в соответствующей области, утвердить персональный состав комиссии, ее руководителя и секретаря (ими могут быть и штатные работники); организовать получение экспертами всех необходимых материалов, заседания экспертной комиссии, подготовку свободного заключения. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать шести месяцев.


Результат заключения может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является обязательным условием финансирования и реализации объекта экспертизы и действует в течении срока, определенного специально уполномоченным органом. В законе указаны условия, когда оно теряет силу (например, в связи с доработкой и изменения проекта). Отрицательное заключение влечет ряд правовых последствий: оно означает запрет на реализацию объекта; предоставляет заказчику право на повторную экспертизу после доработки проекта; дает ему право оспорить заключение в судебном порядке. В зависимости от субъекта организации и проведения экспертизы она может быть государственной или общественной, от времени и процедуры рассмотрения – первичной или вторичной (вторичная, в свою очередь, подразделяется на добровольную и по решению суда), от результатов - прошедшей к положительную или отрицательному заключению.
40. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Действующие нормативные документы и доктрина рассматривают оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) как предшествующую и обязательную - в установленных законом случаях – стадию государственной экологической экспертизы.

ОВОС-процедура оценки возможных последствий и экологических рисков. Результаты ОВОС-информация о масштабах и характере воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценках последствий и др. Они служат основной и для проведения мониторинга и экологического контроля за реализуемой деятельностью.

ОВОС осуществляется в несколько этапов: уведомление; предварительная оценка; составление технического задания на проведение ОВОС; проведение исследований; подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия; ознакомление общественности с полученными данными; подготовка окончательных материалов. Все этапы обеспечиваются заказчиком намечаемой хозяйственной деятельности.

Разновидностью ОВОС, регулируемой специальным актом, является оценка радиационного воздействия на окружающую среду ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения.

41. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ
Экологическая сертификация
 — это разновидность сертификации продукции и услуг, означающая деятельность по подтверждению соответствия готовой продукции или иного сертифицируемого объекта, предъявляемым к нему экологическим требованиям. Если соответствует, то выдается сертификат соответствия.

Экологическая сертификация бывает двух видов: обязательная и добровольная. Перечень объектов, подлежащих обязательной экологической сертификации, устанавливается либо специальным законодательством, либо нормативными правовыми актами МПР России.
42. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ
Экологический аудит — систематический документально оформленный процесс проверки объективно полученных данных для того, чтобы определить соответствуют ли определённые проверяемые виды деятельности, события, условия или информация о них установленным критериям. Экологическое аудирование проводится на основании договора, заключенного между экологом-аудитором или экологической аудиторской организацией и заказчиком. Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится по поручению государственных и природных органов. Экологический аудит могут осуществлять только организации, имеющие лицензию на « Проведение экологического аудирования производств, предприятий, природопользователей и субъектов предпринимательства».

Цели и задачи экологического аудита

  1. Снижение ресурсоёмкости выпускаемой продукции и повышение эффективности производства.

  2. Оценка риска для окружающей среды различных видов хозяйственной деятельности.

  3. Определение приоритетов при контроле загрязнения окружающей среды.

  4. Экономия затрат времени и денежных средств персонала и инвесторов, связанных с нерациональными расходами на защиту окружающей среды.

  5. Определение необходимого объёма финансирования для решения экологических проблем.

  6. Уменьшение объёма всех видов отходов и уровней воздействия на окружающую среду (снижение потенциальных затрат).

  7. Осознание персоналом предприятий важности реализации целенаправленной политики в области охраны окружающей среды и ответственности за качество природной среды.

  8. Вовлечение руководителей различного уровня в реализацию программ по повышению качества окружающей природной среды.

Главной задачей экологического аудита является анализ природоохранной деятельности данного предприятия или организации и соответствия этой деятельности действующей нормативной правовой базе в области охраны окружающей среды.