Файл: Учебнометодическое пособие нижнекамск 2015 удк 502. 7 Р 82.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нормативная правовая база процедуры экологического аудита

  1. Указ Президента РФ « О концепции перехода РФ к устойчивому развитию » от 19 февраля 1996 г.

  2. Постановление Правительства РФ « О лицензировании отдельных видов деятельности » от 24 декабря 1994 г.

  3. Постановления Правительства РФ « Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды » от 26 февраля 1996 г.

  4. Приказ Минприроды РФ « Об экологическом аудировании » от 11 октября 1995 г.

  5. Приказ Минприроды РФ « Об организации экологического аудита » от 29 декабря 1995 г.

  6. Другие нормативные документы федерального, регионального и областного уровней.

  7. Процедура экологического аудита должна состоять из следующих этапов:

1)предварительная подготовка к проведению аудита (формулировка целей и задач аудиторам, распределение обязанностей между аудиторами, график работы аудиторов на предприятии, составление анкет и отправка их на предприятие для предварительного знакомства с ними специалистов аудируемого предприятия);

2)работа на территории предприятия со специалистами и документами, включая обмен мнениями между экспертами-аудиторами;

3)анализ и обсуждение мнений экспертов, формулировка и уточнение выводов, обсуждение результатов экологического аудита и выводов на предприятии (организации), написание отчёта по результатам аудиторской проверки.

43. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Экологический менеджмент - управление современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективности производства с охраной окружающей среды, в том числе среды обитания человека, и с рациональным использованием природных ресурсов.

  1. Экологическая политика - это специальный документ о намерениях и принципах организации, являющийся основой для действий организации и определения экологических целей и задач. Любое предприятие должно иметь собственную экологическую политику, соответствующую масштабам, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Документ должен быть доведён до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

  2. Планирование - должно включать экологические аспекты, требования законодательных актов, целевые и плановые экологические показатели, программу управления окружающей средой. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации экологических аспектов своей деятельности, продуктов или услуг, которые она может контролировать, также гарантировать, что все значимые факторы учтены. Целевые и плановые экологические показатели устанавливаются для каждого подразделения организации и в обязательном порядке оформляются документально. Они должны быть согласованы с экологической политикой и включать обязательства по предотвращению загрязнения окружающей среды. Организация должна разработать программу достижения своих плановых показателей, которая включает распределение ответственности за достижение указанных показателей в каждом, а также необходимые средства и сроки;

  3. Внедрение и функционирование. Самый сложный и самый объёмный блок, который содержит следующие разделы: структура и ответственность, осведомлённость, обучение и компетентность, связь, документация системы управленияокружающей средой, управление документацией, управление операциями, подготовленность к аварийным ситуациям и адекватная реакция на них. Обязанности, ответственность и полномочия должны быть определены, документально оформлены и доведены до сведения всех заинтересованных лиц. Руководство должно предоставить ресурсы, необходимые для внедрения системы ЭМ и контроля за ней, назначить ответственное лицо — специального уполномоченного представителя. Предприятие должно организовать обучение персонала и обеспечить необходимый уровень понимания осуществляемой экологической политики как в отдельных подразделениях, так и в компании в целом. Связь, документация и управление документацией — необходимые составляющие, позволяющие нормально функционировать системе ЭМ как внутри компании, так и за её пределами. Документация должна быть понятной, легко идентифицируемой и для персонала, и для руководства, и для проверяющих. Управление операциями касается установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, связанных с идентифицируемыми важными экологическими аспектами товаров и услуг, используемых организацией, и передачи сообщений о соответствующих процедурах и требованиях поставщикам. Сюда же входит и техническое обслуживание. Организация должна быть готова к возникновению чрезвычайных ситуаций, поддерживать в рабочем состоянии все системы реагирования на них, постоянно анализировать и при необходимости пересматривать процедуры готовности и реагирования.

  4. Проведение проверок и корректирующие действия. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документальные процедуры регулярного мониторинга основных характеристик своих видов деятельности, влияющих на окружающую среду, периодически оценивать их соответствие действующему национальному природоохранному законодательству и собственным заявленным параметрам. При необходимости осуществляются корректирующие действия, которые в обязательном порядке документально регистрируются. Любое подобное действие должно быть соразмерно с важностью проблемы и воздействием на окружающую среду. Организация обязана иметь программу периодических аудитов системы ЭМ и неукоснительно соблюдать установленный график проверок. Результаты аудита предоставляются руководству и должны быть доступны для всех заинтересованных сторон, включая общественность.

  5. Анализ со стороны руководства. Высшее руководство организации должно в установленные сроки анализировать систему ЭМ и соответствие хода его реализации заявленным целям и задачам, своевременно внося необходимые коррективы в любые действия с тем, чтобы соблюдался основной принцип ЭМ — постоянное улучшение окружающей среды.


Предприятия, практикующие ЭМ, получают ряд существенных преимуществ:

  1. снижение издержек за счёт ресурсо- и энергосбережения, утилизации, продажи побочных продуктов и отходов производства, минимизации платы за ресурсы и загрязнение окружающей среды;

  2. рост доходов за счёт более высоких цен на « экологически чистую » продукцию, повышения конкурентоспособности, создания новых видов продукции;

  3. благоприятный имидж в глазах общественности, потенциальных инвесторов, партнёров, органов власти и управления, способность к постоянному обновлению ассортимента продукции, формируется творческий коллектив, объединённый общими целями и идеологией, повышенные возможности для экспорта продукции.


44. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ


  1. Мероприятия, осуществление которых позволит изменить природные явления в желательном для человека направлении:

  1. жесткое управление (грубое вмешательство в естественные процессы, распашка земель), оно дает быстрый эффект, но на недлительное время, это ведет к расплате в виде экологических издержек;

  2. мягкое управление – косвенное воздействие на природу с учетом естественных механизмов саморегуляции, т.е. способность системы к восстановлению (агролесомелиорация).

  1. Обеспечение норм, ограничивающих вредное воздействие производства:

  1. метод кнута: командно-административное управление – нормы и стандарты, наказания, штрафы, платежи;

  2. метод пряника: экономическое стимулирование – управление с помощью экономических рычагов (изменение цен, платежи, налоговые льготы, льготное кредитование).

Для максимального экологического эффекта нужно переходить от жесткого управления к мягкому.

Наилучшие результаты дает разумное сочетание экономической заинтересованности с жестким контролем и административным предупреждением.

45. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
До недавнего времени в нашей стране отсутствовали эффективные экономические рычаги, способствующие сохранению и рациональному использованию окружающей природной среды. Сейчас в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней. Его главная особенность - ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования. Делать выводы о высокой эффективности нового экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования преждевременно, он требует дальнейшего развития и совершенствования.


Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) основными задачами экономического механизма являются:

  1. планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

  2. установление лимитов на размещение отходов, объёмов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

  3. установление нормативов платы и размеров платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

  4. предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

  5. возмещение вреда, причинённого окружающей природной среде и здоровью человека.

Главная специфическая особенность нового экономического механизма  ─ сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель, хозяйственник был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.
46. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЧЁТ ПРИРОДНЫХ

РЕСУРСОВ И ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ
Экономические, экологические и некоторые другие показатели природных ресурсов обычно обобщают в виде кадастров.

Кадастр — систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определённый вид природных ресурсов или явлений, в ряде случаев с их социально-экономической оценкой. Кадастры составляют специально уполномоченные органы Госкомэкологии России для комплексного учёта природных ресурсов на территориях республик, краёв и областей, рациональное их использование, для дифференциации платы за ресурсы и т.д.

Различают земельный, водный, лесной, кадастр недр, животного мира, медико-биологический, промысловый и др.

Земельный кадастр включает данные регистрации землепользователей, учёта количества и качества земель, бонитировки (качественной оценки земель).

Водный кадастр — это свод систематизированных данных о водных объектах, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод, о водопользователях. Он включает три раздела:

  1. поверхностные воды;

  2. подземные воды;

  3. использование вод.

Источником сведений для составления и пополнения водного кадастра служит сеть наблюдательных гидрологических постов и режимных станций. Полученные данные обрабатывают с помощью специальной автоматизированной информационной системы и доводят до потребителя.


Лесной кадастр — свод данных о лесах, степени их вовлечения в эксплуатацию, качественном составе, запасах древесины, ежегодного её прироста и т.д. С помощью кадастра оценивают эколого-экономическое значение лесов, решают вопросы охраны лесных ресурсов, другие практические вопросы. Аналогичные или близкие к ним функции выполняют кадастры и других природных ресурсов.

В последнее время в связи с обострением экологической ситуации возникла необходимость учёта размещения отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загрязнителей окружающей среды. Объектом регистрации служат все опасные и потенциально опасные вещества независимо от их происхождения, как производимые на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.
47. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
ООПТ – особо охраняемые природные территории (1995 г.):

    1. государственные природные заповедники (95 штук) – территории, полностью изъятые из хозяйственной деятельности;

    2. биосферные заповедники (в мире их 300, в нашей стране -11), где согласно ЮНЕСКО и ВМО ведутся наблюдения за биосферными процессами;

    3. национальные парки (в нашей стране их 33) – они несут экологическую научную и рекреационную функцию.

Заказники (1600 ±) – территории, которые закрываются на определенный срок для восстановления природных комплексов.

Памятники природы (8000) – наукотворные уникальные природные объекты, имеющие культурную и научную ценность (вековые деревья, пещеры, водопады, скалы).

Дендрарии и ботанические сады – коллекции деревьев и растений, собранные для культурно просветительских целей.
48. ЛИЦЕНЗИЯ, ДОГОВОР И ЛИМИТЫ

НА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование — документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса, а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.

Лицензия на комплексное природопользование включает:

  1. перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;

  2. нормативные платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов;

  3. перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов;

  4. нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;

  5. экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность.