Файл: Контрольная работа на тему Психологическое консультирование в образовании по учебной дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Частное учреждение образовательная организация высшего образования

"Омская гуманитарная академия"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


на тему: Психологическое консультирование в образовании

по учебной дисциплине: Психологическое консультирование в образовании

Выполнила: Турсунходжаева. Д.Х

Направление подготовки:

Психология,

Форма обучения: заочная

Оценка:

____________________________

____________________________

Подпись Фамилия И.О.

“____”________________20___ г.


Омск2023


Введение

  1. Значение психологического консультирования в работе школьного психолога

  2. Организация психологического консультирования в школе

  3. Содержание деятельности школьного психолога-консультанта

  4. Результаты психологического консультирования

Заключение

Список литературы

Введение
Усиление негативных тенденций в развитии нашего общества (крайняя неустойчивость и неустроенность социальной жизни людей; увеличение количества детских правонарушений; ухудшение экологической обстановки, влияющей на состояние психического здоровья; девальвация педагогических ценностей, долгое время содержание которых сводилось к формированию личности, интериоризации ею социальных и предметных норм через усвоение моральных норм и знаний, умений, навыков вместо того, чтобы развивать личность1 взывает к необходимости разработки программ, способствующих социальной адаптации, терпимости по отношению друг к другу, самоопределению.

Организация процесса консультирования в работе психологической службы остается самым неясным моментом для школьного психолога-практика. Практическая подготовка молодого специалиста в этом вопросе достаточна бедна. Кроме того, это направление работы школьного психолога менее других обеспечено своей, работающей теорией и методологией. В этом отношении, знакомство с опытом консультирования в работе коллег, с их ощущениями и размышлениями, является для школьного практика ценным.

Цель реферата – дать анализ психологическому консультированию в школе.

1. Значение психологического консультирования в работе школьного психолога
Приступая к работе, школьный психолог начинает разбираться с тем, как и какой «культурой» засеивать каждую «борозду» на своем профессиональном поле: определяет цели и задачи каждого направления, решает, какими методами будет эти задачи решать, как построит работу организационно. Он
начинает штудировать имеющуюся литературу, обращается за помощью в методический центр и, постепенно набирая свой профессиональный инструментарий, включается в практическую деятельность.

Если вспомнить не только о психологическом пространстве работы, а еще и о педагогическом и добавить к списку дел еще работу педагога и воспитателя, что неизбежно возникает в какой-то момент? Школе часто объективно нужна подобная помощь, причем цениться она может выше, чем помощь психологическая (например, провести воспитательную работу с «проштрафившемся» классом вместо заболевшего классного руководителя или посетить совещание заместителя директоров по учебно-воспитательной работе и т.п.). Кроме того, школьному психологу следует помнить, что будут возникать ситуации, когда его профессиональное начало (психолог) будет входить в противоречие с профессиональным педагогическим началом той сферы, куда приложена его профессия (школьный).

Но даже если психологам удается каким-то образом приспособиться и качественно выполнять свою многоликую работу, то остается еще один большой подводный камень в работе. Психолог — школьный, здесь его место работы, он этому месту принадлежит, находясь здесь постоянно. И.В. Дубровина пишет: «Школьный психолог находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений учителей и учащихся, те или иные качества школьников, их успехи и неудачи и т.д. и т.п. Он видит каждого ребенка или учителя не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия…»2.

Многим школьным психологам хорошо знакома «замыленность» взгляда, когда уже не видишь каждого человека самого по себе, а видишь его как ученика 10 класса или, хуже того, например, как того самого Ваню Петрова, который так обидел Машу Иванову своими насмешками, что с ней до сих пор приходится работать, так как благодаря новым чертам характера, которые она после такого опыта приобрела, ее отношения в кругу семьи и класса сильно пострадали и т.п.

Школьному психологу приходится в своей профессиональной деятельности постоянно корректировать свою личностную и профессиональную позицию, чтобы «не разбиться о подводные камни», чтобы попытаться остаться собой на этой территории «чужой» практики.

Впрочем, анализируя литературу по проблеме, можно заключить, что: 1 — организация и содержание психологического консультирования по сравнению с другими направлениями деятельности школьного психолога является, пожалуй, наименее разработанной проблемой; 2 — нет

единого понимания того, что представляет собой школьное психологическое консультирование по своей сути.

Но ничего не поделаешь и, примерно представляя себе назначение консультативной деятельности, психологу остается приступить к экспериментированию в работе с теми или другими приемами и упражнениями, описанными в психологической литературе и рекомендованными к использованию в работе психолога-консультанта.
2. Организация психологического консультирования в школе
Психологическая консультация на первом этапе работы школьного психолога выглядит примерно следующим образом:

1. по форме — участливая дружеская беседа;

2. по цели — утешение и ободрение, позитивный эмоциональный настрой, работа по осознанию проблем;

3. по методам работы — отдельно взятые приемы из различных психотерапевтических концепций и упражнения из разнообразной литературы по практической психологии.

Психологическое консультирование в работе школьного психолога — это возможность и опора для сохранения и осуществления в педагогическом пространстве «своей психологической практики». Не случайно считается, что школьный психолог любит консультирование, предпочитая его остальным видам работ: «В настоящее время большинство психологов (ученые и практики) рассматривают консультацию как наиболее предпочитаемую рабочую функцию школьного психолога»3.

Рассматривая организационную сторону психологического консультирования, нужно остановиться на нескольких основных моментах, которые позволят лучше представить себе специфику этого процесса.

Формы проведения консультирования

Существующие формы проведения консультирования можно классифицировать по такому основанию, как количество участников. Следует отметить, что в работе школьного психолога эти формы могут быть применимы для консультирования как учащихся и их родителей, так и педагогического коллектива. Это будут следующие формы: 1 — индивидуальное; 2 — консультирование в малых группах; 3 — в коллективе.

Индивидуальное консультирование

Наиболее очевидной видится первая форма организации консультации. Это основная, «чистая» форма консультирования. Две другие можно обозначить как промежуточные, так как процесс, который происходит в них, лежит где-то между консультированием и просвещением. Основным методом работы при первой форме организации является диалог участников — консультанта и консультируемого. При работе с двумя другими формами скорее используется метод групповой дискуссии или беседы.


Консультирование в малых группах

Консультирование в малых группах некоторыми авторами определяется как форма, специфическая для подросткового возраста и характерная для него: «Промежуточной формой, характерной для подростков, является групповое обращение к психологу, когда, например, приходят две-три подружки посоветоваться по какому-то общему делу или каждая по своему, но хотят «разговаривать» только все вместе… вопрос о таких «групповых» консультациях с подростками не разработан совсем. Дело в том, что такая форма обращения характерна именно для работы психолога в школе и не встречается, скажем, в специализированных подростковых кабинетах при клиниках, диспансерах или городских консультациях»4. Подростка может мучить робость, боязнь придти и поговорить с психологом о чем-то волнующем, поэтому порой ему легче придти с другом или в маленькой группе (компании), чтобы «разделить смущение на всех». Кроме того, здесь может играть определенную роль и некоторая подростковая демонстративность — «на миру и смерть красна». При этом может присутствовать желание эпатировать, быть откровенным (почти обнаженным в своей откровенности), получая эмоциональный подъем и разогрев от присутствующих товарищей.

Коллективная форма консультирования

Коллективная форма консультирования — звучит, вроде бы, странно, но она может быть определена в таком качестве как имеющая в своем основании отличительную черту консультирования — работу с проблемой путем обсуждения. Например, класс может переживать какую-либо проблему — кризис, драму, раскол, что-либо другое. Он взывает к психологу: «Помогите разобраться, что нам делать?» И дальше начинается беседа, которую не назовешь в прямом смысле слова консультированием, но и просвещением тоже. В работе по просвещению у психолога транслирующая позиция, в данной же работе могут присутствовать лишь элементы такой трансляции (например, приводятся факты или другая информация, помогающая задуматься учащихся, переструктурировать свой образ мысли). Вкрапление в беседу таких элементов просвещения имеет своей целью формирование нового, целостного, более позитивного взгляда на ситуацию у подростков. В такого рода работе с классом присутствует и педагогическая, и психологическая ткань. Собственно психологическая ткань — переживания, которые «здесь и сейчас» делятся на всех, ложатся на общие плечи, распределяются. Возникает одно связующее, напряженное поле, в котором каждый участник свободен в своем переживании, но все переживания здесь находятся в активном взаимодействии.


Временной фактор в консультативной работе

Основанием для классификации консультирования является также период работы. В зависимости от этого критерия консультацию определяют как: первичную, вторичную и т.д.

Первичная консультация является своего рода альфой и омегой, отправной и определяющей точкой для построения последующей работы. Ее основные задачи:

1 — установить контакт;

2 — выслушать жалобу и запрос;

3 — попытаться определить проблему;

4 — договориться с консультируемым о взаимной ответственности за процесс и результат работы, иначе говоря, заключить контракт.

Вся эта основополагающая работа ложится «на плечи» первой встречи или первичной консультации, поэтому обычно на нее отводится больше времени, чем для последующих встреч. Границы первой встречи могут доходить до двух часов, последующие встречи желательно укладывать по времени в рамки одного часа.

Кроме того, школьному психологу предстоит совершенно определенная забота: чтобы консультация вообще состоялась, нужно найти для нее «место под солнцем» в сложной сетке расписания школьных занятий. Это задача не из простых. Что же приходится делать психологу?

Иногда возможно договориться с преподавателем о снятии с урока или с его части учащегося. Но этот способ не может быть оптимальным, так как учебное время — законное время взаимодействия педагога и ученика. Они, собственно, и собрались здесь, в школе для этого взаимодействия. Данным способом можно пользоваться эпизодически, решая вопрос индивидуально, с определенным учеником и конкретным педагогом.

Также возможно переносить встречу на внеурочное время, что также не всегда оптимально, и может проводиться эпизодически. Если представить себе состояние человека, отсидевшего в школе большое количество уроков подряд, то становится очевидно, почему этот способ временной организации консультации не всегда хорош.

Остается искать оптимальное количество свободного времени конкретного учащегося в течение учебного дня. Возможно, что он не посещает какое-либо занятия (специализации и дополнительные занятия в старших классах или что-либо другое). То есть психолог может поискать вместе с учащимся его «индивидуальные окна». Также возможна встреча на большой перемене, если таковая предусмотрена в расписании занятий школы.