Файл: Контрольная работа на тему Психологическое консультирование в образовании по учебной дисциплине.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вообще, школьникам свойственно сильно расшатывать границы консультации, в том числе и временные. Нерегулярность, спонтанность, стихийность — вот к чему тяготеет их свободная воля.
В целом, фактор времени в организации консультирования в школе можно учитывать, ориентируясь на три основные критерия:
1 — когда, то есть в какой период дня, с которого и до которого часа целесообразнее проводить консультирование;
2 — как часто имеет смысл встречаться школьному психологу с клиентом (клиентами);
3 — как долго должна идти работа (отдельная консультация и весь период работы).
Фактор места в консультативной работе
Фактор места в консультативной работе вызывает к себе двоякое отношение. С одной стороны, есть негласное правило, что для психологической работы, где бы, в какой профессиональной сфере она не осуществлялась, должно быть отведено определенное место. И хорошо бы, чтобы это место являлось неким иным пространством, позволяющим клиенту настроиться на определенный лад внутренней душевной работы. Но на практике все оказывается, зачастую, несколько прозаичней. Нарушается не только это негласное правило, регулирующее психологическую работу, но и многие другие. И зачастую не потому, что администрация школы такие злые или косные люди. Они могут быть понимающими, умными и отзывчивыми людьми, но по причине объективных обстоятельств психолог будет лишен оптимально оборудованного рабочего места. Иначе говоря, у него может не быть кабинета, на который весит табличка с указанием имени и должности, чтобы все знали кто вы, где вы и как вас зовут. То есть уровень доступности психолога, а в его лице и психологической помощи в таких условиях снижается. В этом случае остается только «закатать рукава» и начинать изобретать себе рабочее место («Не можешь изменить ситуацию, попробуй изменить свое отношение к ней»). Появляется другое, более содержательное отношение к фактору места, к организации пространства консультирования.
3. Содержание деятельности школьного психолога-консультанта
Если определять суть, содержание и специфику консультативной работы в школьной психологической службе, то это возможно лишь во взаимосвязи с участниками этого процесса, т.е. с кем работает психолог: со школьниками, педагогами или родителями.
Основными проблемами учащиеся, с которыми приходится работать школьному психологу, можно назвать: взаимоотношения со сверстниками своего и противоположного пола, взрослыми; саморегуляция поведения; профессиональное и личностное самоопределение; проблемы самовоспитания и т.п.
С родителями в процессе консультации обсуждаются в основном следующие проблемы: проблемы учебно-мотивационного характера; особенности познавательных процессов ребенка (плохая память, рассеянность внимания, малая усидчивость и т.п.); личностные особенности ребенка, особенности поведенческой и эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость, робость, боязливость и т.д.); вопросы его жизненной перспективы и профориентация; сложности в системе отношений ребенка (со взрослыми — в семье, в школе; с братьями и сестрами, одноклассниками, друзьями…).
Следует отдельно сказать о том, что наиболее эффективным методом при работе со старшими школьниками считается диалог, подразумевающий «равноправные отношения (под равноправием понимается здесь равенство партнеров в уникальности, самобытности сознаний каждого из них), в которые вступают между собой психолог и клиент с целью совместного изучения разворачивающейся в общении между ними конкретной психологической ситуации и ее совместного разрешения»5.
Психологическое консультирование в школе - это деятельность, направленная на оказание помощи учащимся и другим участникам педагогического процесса как носителям своей социальной роли (педагог, родитель) в решении широкого, но не глубокого круга возникающих в ходе жизнедеятельности проблем (скорее трудностей), производимая в форме диалога.
Очень близко к такой работе стоит психопрофилактика и психологическое просвещение участников педагогического процесса, но для более точного понимания специфики психологического консультирования дадим им отдельные определения.
Психопрофилактика — предупреждающая возникновение проблемной ситуации деятельность психолога, в которой он сам выходит с инициативой необходимой, на его взгляд, психологической работы к тем или иным участникам педагогического процесса.
Психологическое просвещение — работа по передаче участникам педагогического процесса каких-либо актуально или потенциально необходимых им психологических знаний. Несмотря на то, что на первый взгляд подобного рода деятельность кажется совсем безобидной и очевидной для психолога, полезно не забывать о том, что ее содержание и формы проведения должны быть адаптированы к аудитории, иначе обидно будет видеть, как живое психологическое слово нагоняет сон на слушателей.
Неоднозначно решается вопрос, кого можно считать клиентом школьного психолога — всех участников педагогического процесса, обращающихся к нему с запросом (педагогов, родителей, учащихся) или же клиентом для школьного психолога является ученик, а остальные — это агенты, через которых он осуществляет «непрямую» консультацию, действуя, таким образом, опосредованно. Оба подхода имеют право на существование, но все же осмысленнее и полноценнее выглядит работа, когда каждый, приходящий на консультацию участник педагогического процесса, рассматривается самостоятельно, во всей полноте своей проблемы. В момент консультации психолог занимает позицию: ты консультируешь сейчас родителя, пусть лишь как родителя, в его социальной роли, но именно его, с его болью и сомнениями, видением проблемы. Это не его сын сидит сейчас перед тобой, тот видит и переживает эту проблему по-иному.
Обозначим особенности взаимоотношений школьного консультанта с клиентами с точки зрения его позиционирования. Для психолога существует целый «веер» позиций, в которых можно оказаться. Можно выделить условно конструктивное и деструктивное позиционирование. Второе сигнализирует о перекосе профессиональных отношений с клиентом. Обозначим эти позиции так, как они нам представляются (на первом месте — конструктивная, в скобках — деструктивные позиции). С учениками: «попутчик», который знаком с «системой ориентированием в жизненном пространстве»; (мудрец, советчик, направляющий, задушевный друг/подруга). С педагогами и администрацией: коллега; (советчик, «энциклопедия»; мальчик/девочка «на побегушках»; «громоотвод»). С родителями: коллега в деле воспитания и обучения ребенка; (мудрец, советчик «энциклопедия»; непонятный «сам себе специалист»).
Отметим некоторые особенности консультирования подростков. В теории психологической работы существует определенный стереотип: если консультирование начинается по инициативе психолога, ему придется бороться с негативной реакцией подростка, получив в свой адрес определенную порцию агрессии.
Довольно часто оказывается, что подросток ждет инициативы психолога (проходя мимо по коридору, задавая общие вопросы). Он ждет помощи, но часто не смеет ее попросить, по ряду причин, среди которых могут быть такие:
Подросток видит, что психолог сильно занят, не хочет перегружать, относится с пониманием.
Как уже говорилось выше, психолог в школе — лицо постоянное, включенное в сложную ткань внутренней атмосферы как взрослого, так и ученического коллектива. Он здесь «навсегда», он здесь работает: был вчера, есть сегодня, будет и завтра, и через год. А подростку, зачастую нагруженному далеко нелицеприятными переживаниями, придется потом смотреть ему в глаза. «Как это будет возможно? Ну кто же рассказывает такие вещи «своим»? Стыдно и страшно» — что-то подобное проносится в его голове. Стыдно: содержание переживаний зачастую пугает и самого подростка, а тут другой человек будет это знать. Страшно: «сегодня психолог (Елена Ивановна, Наташа — психологи обычно персонифицированы и вообще близки к ученикам) относится ко мне нормально, как ко всем, а когда узнает, что я такой — ужаснется, изменит отношение. К тому же, а вдруг он кому-нибудь расскажет или кто-нибудь из «наших» узнает?».
Подросток так часто испытывает «бурю» чувств, что сам не понимает, где их начало, где конец. А о чем можно рассказать, когда сам не понимаешь «что болит».
Независимо от того, ждал подросток инициативы или она оказалась для него неожиданной, он порой охотно вступает в контакт. Даже если подросток немногословен (хотя чаще охотно говорит о себе), то все равно понятно, что вы с ним в контакте. Кроме того, подростки зачастую с большим желанием посещают психолога, даже несколько бравируя этим перед друзьями и родными. Содержание его переживаний можно представить: ведь его заметили, ему уделяют внимание, с ним, именно с ним о нем самом и о других очень серьезных вещах беседует взрослый человек, да еще — психолог. Это дорогого стоит.
4. Результаты психологического консультирования
Результаты консультативной работы школьного психолога носят такой же неопределенный характер, как и результаты работы любого другого консультанта. Но есть один важный ориентир при работе в школе, когда клиенты, преимущественно, взрослеющие дети — это некоторый позитивный подъем, личностный рост и движение, укрепление в позитиве. И задача психолога не в том, чтобы предложить готовые рецепты и решения проблем.
Психолог способствует самостоятельному решению проблем клиентом, переводя его внутренний диалог во внешний, придавая тем самым диалогу развернутую форму. Но в завершении важно дать возможность дальше работать самому клиенту опять в своем внутреннем диалоге, но уже на качественно новом уровне.
Заключение
Проведенный анализ позволяет сделать некоторые выводы в отношении специфики психологического консультирования в школьников и их родителей.
Школьный психолог в консультировании имеет фиксированный круг клиентов (учащиеся, их родители, а также педагогической коллектив, администрация), с которыми он связан системой взаимоотношений, внутри которой он и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы, при анализе всей ситуации в целом.
Большую сложность для психологического консультирования представляет удержание временных границ в организации консультативной работы. Возраст школьников как основных клиентов, а также включенность работы психолога в «чужую» профессиональную среду создает тенденцию к нерегулярности и стихийности его работы.
Школьное консультирование имеет свои специфические формы протекания, так называемые промежуточные формы, соединяющие в себе два процесса: психологическое консультирование и психологическое просвещение, по сути — психологическую и педагогическую плоскости. К таким формам относится консультирование коллектива и малых групп.
Спецификой консультирования подростков заключается в том, что эта аудитория крайне благоприятствует такой работе. Подростковая среда взывает к диалогу, и здесь консультант востребован, поле его работы широко.
Результат консультативной работы школьного психолога сильно стимулируется педагогическим запросом: формировать, то есть привносить в позицию учащихся, основных «клиентов» консультанта, позитивный личностный ресурс.
Список литературы
-
Долинская, Людмила Александровна. Практикум по психолого-педагогической инноватике / Л. А. Долинская, С. А. Кравченко, Л. С. Подымова ; МПГУ, РОСИ . – Москва : МПГУ ; Курск : РОСИ, 2018 . – 228 с -
Веракса, Николай Евгеньевич. Детская психология: учебник для академического бакалавриата / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса; Московский педагогический государственный университет. – Москва: Юрайт, 2014. – 446 с -
Коноваленко, Марина Юрьевна. Психология общения : Рекомендовано Учебно-методическим отделом среднего профессионального образования в качестве учебника и практикума для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / М. Ю. Коноваленко . – 2. изд., перераб. и доп . – Москва : Юрайт, 2020 . – 476 с -
Кашапов, М. М. Психологическое консультирование : учебник и практикум для вузов / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 132 с -
Психология безопасности : учебное пособие для академического бакалавриата: для вузов по направлению 37.03.01 "Психология" / А. И. Донцов, Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – Москва: Юрайт, 2018. – 276 -
Сорокоумова, Елена Александровна. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения : Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Е. А. Сорокоумова . – 2. изд., перераб. и доп . – Москва : Юрайт, 2019 . – 214
1
2
3
4
5