Файл: 1. Причины и исторические условия возникновения государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 661

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В качестве органов законодательной власти учреждались: Государственный совет, Трибунат, Законодательный корпус и Охранительный сенат. В действительности они были лишь пародией на парламент. Законопроекты могло предлагать только правительство, т.е. Первый консул. Государственный совет осуществлял редактирование этих законопроектов, Трибунат их обсуждал. Законодательный корпус принимал или отвергал целиком без прений. Охранительный сенат утверждал. Таким образом, эти органы, ни один из которых не имел самостоятельного значения, лишь маскировали единовластие первого консула. Процедура их формирования еще более усиливала их зависимость от исполнительной власти. Члены Государственного совета назначались первым консулом. Охранительный сенат состоял из пожизненно назначенных членов (в дальнейшем их выбирал Сенат из кандидатов, выдвинутых первым консулом. Законодательным корпусом и Трибунатом). Члены Законодательного корпуса и Трибуната назначались Сенатом. Не менее существенные изменения претерпело и избирательное право. Все мужчины, имеющие французское гражданство, должны были принимать участие в выборах по коммунам. Избранию подлежала десятая часть граждан коммуны, которые включались в список избранных по всем коммунам дистрикта. Они избирали из своего состава также десятую часть. Аналогичным образом избиралась десятая часть по департаментскому списку и далее по национальному списку. Лица, включенные в эти списки, назначались вышестоящими чиновниками на вакантные должности в государственном аппарате соответствующего уровня (из коммунального списка - на должности в коммуне, из департаментского - в департаменте и т.д.). Такая система ликвидировала все прогрессивные завоевания времен революции в области избирательного права. Выборы являлись фикцией, так как "кандидатов" было столько, что чиновники имели полную свободу выбора при назначении на соответствующие должности. Подобная система в целом стала известна как "представительство по плебисциту". С парламентским строем было покончено, минимум имевшихся демократических свобод уничтожен. Спустя год упраздняется и выборное местное самоуправление. Подтверждалось административное деление страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Вся полнота власти в департаменте вручалась назначаемому правительством префекту, а в дистрикте - супрефекту. Правительство назначало мэров и членов совещательных советов коммун и городов. Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц первому консулу.


Процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата достиг своего логического завершения.

Провозглашение империи. В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника. Его власть, еще прикрытая республиканским декорумом, принимала монархический характер. Вскоре Бонапарт был провозглашен императором французов. С этого времени не только исполнительная, но и законодательная власть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената). Огромное влияние на политическую жизнь страны приобрела армия. К этому времени она из освободительной, революционной превратилась в армию профессиональную и фактически наемную. Были созданы привилегированные войска - императорская гвардия. Особое значение в государстве имела полиция; собственно, даже не одна, а несколько, каждая из которых осуществляла тайную слежку за другой. Наиболее важными, почти неограниченными полномочиями была наделена тайная политическая полиция. Была введена строгая цензура. В каждом департаменте фактически разрешалось издание лишь одной газеты, находившейся под контролем префекта. Наполеоновское правительство заключило соглашение (конкордат) с главой римско-католической церкви. Католицизм признавался "религией большинства французов". Все чины церковной иерархии назначались правительством, а затем утверждались Ватиканом. Духовенство стало получать жалованье от государства. В свою очередь церковь отказалась от всех претензий на земли, изъятые у нее в годы революции. Армия, полиция, бюрократия, церковь стали основными рычагами императорской власти. История империи - это история непрерывных войн, носивших захватнический характер. В 1812 г. Наполеон вторгся в Россию. В ходе освободительной Отечественной войны наполеоновские армии были разгромлены. В 1814г. Русские войска совместно с войсками союзников (австрийскими, прусскими, английскими) вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах.

Конституция 1799 г. Вскоре подверглась изменениям. Первое изменение внёс органический сенáтус-кóнсульт 1802 г. Он был утвержден народным голосованием. Три с половиной миллиона избирателей проголосовали за конституционный закон и только 8,3 тысяч против. Сенáтус-кóнсультами назывались постановления сената, изменявшие государственный строй, Конституцию. Конституция 1799 г. Не содержала никаких указаний на возможность её пересмотра. Сенатус-консульт 1802 г. Объявлял Первого консула пожизненным консулом с правом назначать себе преемника. Ему предоставлялось право утверждения международных договоров (этого права лишался законодательный корпус), миловать преступников. Сенат получил право распускать законодательный корпус и трибунат, а также изменять конституцию органическими сенатус-консультами. Зависимость сената от первого консула увеличилась. Он получил право непосредственно назначать сенаторами лиц, «отличившихся талантами и заслугами».



Через два года в 1804 г. Органический сенатус-консульт провёл новую редакцию конституции. Она была утверждена народным голосованием. Три с половиной миллиона избирателей проголосовали за конституционный закон и только 2,5 тысяч против. Первому консулу вручалась наследственная императорская власть. Большинство французов считали, что, только установив наследственную власть новой династии Бонапартов, можно обеспечить социальные приобретения революции и обезопасить Францию от восстановления династии Бурбонов.

25. Конституционное право Франции в XIX веке. Конституционные хартии 1814 и 1830 годов в период Легитимной и Июльской монархий (1814-1848 годы). Конституционное право Второй республики (1848-1851). Конституция 1848 года. Конституционное право Второй империи (1852-1870 годы). Конституция 1852 года. Конституционная реформа 1870 года.

Конституционные основы легитимной были определены в королевской Хартии 1814 г. Хартия была призвана обеспечить политическое доминирование в государстве дворянской аристократии и новой буржуазной элиты. Она не затрагивала систему отношений собственности. В Хартии нашли свое отражение также либеральные идеи.

В ней говорилось о равенстве французов перед законом, о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати, о недопустимости преследования за политическую деятельность. Король, особа которого рассматривалась как "неприкосновенная и священная", выступал в качестве верховного главы государства и "начальника всех вооруженных сил".  Согласно Хартии, исполнительная власть принадлежала исключительно королю, а законодательная власть осуществлялась совместно королем, палатой пэров и палатой депутатов. Законодательный орган по Хартии 1814 г. Создавался на аристократической двухпалатной основе (палата пэров и палата депутатов).

Хартия 1830 года — конституция Франции, принятая в результате июльской революции 1830 года.

Конституция 1848 г. Установила следующие принципы государственного строя:.

• Республиканская форма правления;

• Разделение властей;

• Представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями.


Конституция предусматривала учреждение  Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих от правительства и Национального собрания.

Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица:

• Достигшие 25-летнего возраста.

Конституция 1852г.

Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров, которые не несли ответственности перед полицейско-бюрократический аппарат. От имени президента осуществлялось правосудие республики Парламентарии и должностные лица приносили ему присягу на верность.

Законодательный процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом.

Был установлен режим Второй империи, бонапартистский режим. Бонапартизм – политика лавирования между различными социальными классами, заигрывания с различными группами населения.

26. Конституционное право Третьей республики во Франции (1870-1940): государственный строй по конституционным законам 1875 года, поправки 1884 года; партийная система; особенности усиления исполнительной власти; развитие избирательного права в первой половине XX века.

В 1875 г. Учредительное собрание приняло конституцию Третьей республики, где санкционировался и утверждался республиканский строй. И в 1884 г. Была принята конституционная поправка, гласившая, что "республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра".

В конституции 1875г. Не было Декларации или вводной части, содержавшей изложение принципов государственной власти, перечня прав и свобод граждан.

Конституция полностью была посвящена организации высших государственных учреждений.

Она не представляла собой единого документа, а складывалась из трех органических законов:

• Закона 24 февраля 1875 г. Об организации Сената,

• Закона 25 февраля 1875 г. Об организации государственной власти,

• Закона 16 июля 1875 г. Об отношениях между государственными властями.

Президент, избираемый на 7 лет,  имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. 


Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Конституционная поправка 1884 г. Ликвидировала институт пожизненных сенаторов.

Конституция 1875 г. Предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Но принципиальное значение имело положение о том, что «министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально - за их личные действия».

Специальным законодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), но в выборах не принимали участие женщины, военнослужащие, основная часть населения колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев.

С политической арены окончательно сошли монархические группировки, но на их месте возникло множество разновидностей республиканских партий («умеренные» республиканцы, республиканская левая и т. Д.). К концу XIX в. Влиятельной партией стали радикалы.

Большинство политических партий Третьей республики в организационном отношении были аморфными, часто разваливались, перегруппировывались, существовали лишь как парламентские фракции

27. Борьба за образование единого германского государства и развитие конституционного права германских государств в первой половине XIX века. Конституция Пруссии 1850 года. Образование Второй империи в Германии. Конституция Германской империи 1871 года.

Борьба за объединение Германского государства:

В начале 19 века Германия состояла из 300 княжеств, номинально объединенных в «Священную Римскую империю германской нации». Каждое княжество имело свою систему управления и законодательство. Государства - княжества считались находящимися в подчинении императора и общего германского сейма, но в действительности являлись полностью независимыми.

Первой попыткой реорганизации разрозненной империи стал т.н. «Рейнский союз», находившейся под протекторатом Наполеона. Здесь было ликвидировано крепостное право, упорядочена администрация, отменены феодальные привилегии, введен Гражданский кодекс

Франции (1804).

После поражения Наполеона Венский конгресс, созванный в 1815 г., постановил учредить новый Северо-германский союз. Это закреплялось Союзным актом 1815 г.

Союзный акт 1815 года - принят на Венском конгрессе из 35 суверенных монархий. Германский союз являлся конфедерацией. В новом объединении отсутствовали центральные органы власти, кроме единственного - Союзного Сейма Бундестага (состоял из представителей всех государств, вошедших в Германский союз). Для принятия законов и важнейших решений требовалось единогласие всех членов Бундестага.