Файл: 1. Причины и исторические условия возникновения государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 622

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Союзный акт 1815 г. Предписывал субъектам конфедерации ввести конституционное правление. С 1816 по 1847 гг. В Германии происходил процесс преобразования абсолютных монархий в конституционные.

2.Развитие конституционного права германских государств первой половины 19 века.

Конституция Пруссии 1850 года:

По Союзному акту 1815 года всем членам конфедерации было необходимо ввести конституционное правление (заменить абсолютные монархии на конституционные). Поэтому все германские конституции этого времени были октроированными, т.е. Дарованными монархом.

Отличительные черты конституций государств-членов германского союза:

1.составлены по типовым схемам. В них предусматривалась следующая структура государственной власти:

• Глава государства монарх

• Представительный орган Ландстаг

• Правительство назначается монархом и ответственно перед ним

• Местное самоуправление

2.ограниченный перечень демократических прав и свобод, не предусмотрены правовые гарантии их осуществления

Значение принятия конституций:

• Дали начало развитию германского конституционализма

• Способствовали эволюции абсолютных монархий Германского союза в ограниченные

• Открыли возможности для оппозиции, что явилось первым серьезным достижением немецкой буржуазии в борьбе за политическую власть

• Временное укрепление германского сепаратизма (побочный эффект)

Продолжение борьбы за объединение Германии: Необходимость создания единого государства стала очевидна в связи с завершением промышленного переворота. Поэтому цель буржуазно-демократической революции 1848 - объединение Германии, устранение вмешательства князей-феодалов в хозяйственную жизнь немецких государств, что открыло бы путь дальнейшему развитию капиталистических отношений. Идея объединения Германии нашли широкое распространение среди либеральной буржуазии. Буржуазия отстаивала идею создания федеральной конституционной монархии под эгидой одного из крупнейших германских государств - Пруссии. Но король Пруссии Фридрих Вильгельм IV отказался.

3.Конституция Пруссии 1850 года:

Первая конституция Пруссии, принята Фридрихом Вильгельмом IV.

Как дань революции в конституции Пруссии был декларирован более обширный перечень прав и свобод:

• Равенство всех перед законом

• Уничтожение сословных привилегий


• Неприкосновенность частной собственности и жилища

• Свобода слова и проч.

Регламентация этих прав и свобод должна была осуществляться текущим законодательством, которое так и осталось неразработанным. Эти пробелы восполнялись впоследствии правительственными распоряжениями.

Значительное внимание было уделено развитию школьного образования.

Провозглашалась свобода науки и преподавания.

Армия: высшее командование - король. Всеобщая воинская повинность. Право короля в случае войны созывать народное ополчение. Использование армии для подавления внутренних беспорядков.

Прусский король:

• Командование армией

• Назначение правительства и министра-президента

• Назначение высших должностных лиц

• Право объявлять войну и мир

• Право заключать международные договоры

• Право законодательной инициативы

• Право роспуска представительного органа ландтага

Законодательный орган - Ландтаг:

Верхняя палата формировалась королем. Все избиратели нижней палаты делились на три курии по размеру оплачиваемых прямых налогов.

Конституция 1850 года не предусматривала иных гарантий ее соблюдения, кроме принесения членами ландтага и государственными чиновниками традиционной присяги верности и повиновения королю и Конституции.

4.Конституция Германской империи (Второго рейха) 1871 года.

Победоносная война Германии с Францией привела в 1871 году к отторжению от последней Эльзаса и Лотарингии и к выплате огромной контрибуции в 5 млрд франков. В дни войны завершилось объединение Германии.

В 1871 Северо-германский союз был преобразован в Германскую империю (иногда её называют «Второй рейх»).

Немаловажную роль в объединении Германии сыграл «железный канцлер» - Отто фон Бисмарк, который был подключен к деятельности по объединению Германии Вильгельмом I. У Бисмарка был принцип, способствовавший его успешной политической деятельности – «железом и кровью».

18 января 1871 - договор с Пруссией о создании Германской империи: провозглашение Вильгельма I германским императором.

16 апреля 1871 г. - принятие Конституции Германской империи (воспроизвела Конституцию Северо-германского союза)

Статус Императора:

Форма правления - конституционная дуалистическая монархия: монарх делил власть с парламентом.

Как Президент Союза, Император выступал от имени всей Империи в отношениях с другими государствами: от имени империи объявлял войну и заключал мир, вступал в союзы и другие договоры. Однако данные полномочия реализовались им только при согласии Бундестаг, который играл роль органа, представляющего интересы всех субъектов федерации.



В соответствии с конституцией, Император, являясь главой исполнительной власти, назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет (Бундестаг)и рейхстаг, а также право издания имперских законов и надзора за их исполнением.

Законодательная власть:

Законодательная власть принадлежала Парламенту Германской империи, состоявшему из двух палат: Рейхстага (Парламенту) и Бундесрата (Союзному совету - представительному органу субъектов федерации). Рейхстаг:

Члены Рейхстага избирались посредством всеобщих и прямых выборов с тайным голосованием. Срок полномочий созыва составлял 3 года. Решение о роспуске Рейхстага раньше законом установленного срока должно было быть принято Бундесратом и одобрено Императором. Законы принимались Рейхстагом простым большинством от общего числа членов.

Бундестаг:

Бундесрат, в отличие от Рейхстага, играл роль представительного органа земель в составе Германской империи и не считался верхней палатой законодательного органа! В него входили представители каждой области Германии.

В структуре Бундесрата выделялись постоянные комитеты:

• Таможенных дел и налогов

• По делам армии

• Морских дел

• По делам торговли

• По делам железных дорог, почт и телеграфов,

• Юстиции

• Счетный комитет

Бундестаг утверждал законы, принятые Рейхстагом.


Глава исполнительной власти - Император. Он назначал Имперского канцлера (рейхканцлер). Канцлер председательствовал на заседаниях Бундестага и руководил его деятельностью. Его голос был решающим на заседаниях Бундесрата. Любые императорские указы и решения для вступления в законную силу нуждались в его подписи. Тем самым Рейхканцлер играл важную роль как в законодательной, так и в исполнительной ветви власти, по сути, являясь единственным членом Правительства.

Права и обязанности гражданина:

За гражданином закреплялось право на:

• Постоянное проживание

• Занятие ремеслами

• Доступ к общественным должностям

• Приобретение недвижимости

• Защиту закона

На территории Германской империи вводилась всеобщая воинская повинность длительностью в семь лет (с 20 до 27 лет).

Недостатки Конституции 1871:

• Должным образом не закрепила статус исполнительной власти, ограничившись компетенцией Рейхканцлера

• Судебная власть вообще не была упомянута

• Не содержала перечня прав человека и элементов прямой демократии

28. Развитие государственно-политической системы США в XX веке. Партийная система. Изменения в конституционном праве США (XVI-XXVII поправки).

Сложившаяся во второй половине XIX в. Двухпартийная система закрепилась в XX в. Как главенствующий принцип политической жизни США. На федеральном уровне деятельность всех органов государственной власти – в политическом смысле – определяется исключительно соотношением сил Республиканской и Демократической партий. Что, конечно, не исключает участия в политической борьбе и в составе государственных структур независимых кандидатов или представителей каких-либо «третьих сил».

На протяжении XX в. Подавляющее большинство американских избирателей поддерживали эти две крупнейшие партии. Исключительно кандидаты Республиканской или Демократической партий были президентами США, тем самым контролировали правительственную систему; основная часть депутатов Конгресса и местных властей также неизменно принадлежала к этим партиям. Такое постоянство обеспечивалось в главном идейно-политической близостью партий, а также их безусловной приверженностью к государственному и правовому развитию строго в рамках американской конституции. В общественном мнении Республиканская и Демократическая партии рассматривались как «близнецы». Некоторые различия в общем ориентире государственной и правовой политики, которые присуще программным установкам партий, закрепились в 1920–1930-ее гг. В связи с новыми для США экономическими и социальными проблемами и в дальнейшем остались неизменными. Республиканская партия сделала сроим знаменем лозунг реформ во имя укрепления частной свободы и экономического индивидуализма («Если бы федеральное правительство исчезло, то простые люди длительное время не заметил бы решительно никаких изменений в повседневных делах»). Демократическая партия, особенно после длительного периода правления ее виднейшего за XX в. Представителя – Ф. Д. Рузвельта (1933–1945), в большей степени стала сторонницей государственного регулирования экономики и социальной жизни. Значительные расхождения между партиями выявились в 1980–1990-е гг. По вопросам социальной политики, налогообложения богатых и помощи бедным.


Время от времени на арену политической борьбы выходили другие партии, иногда отвоевывавшие у основных до 20% голосов избирателей. (Хотя в целом Новейшее время характеризуется постоянным снижением числа участвующих в выборах – абсентеизмом: в последних на XX в. Выборах президента 1996 г. Приняло участие немногим более 10% имеющих право голоса.) Эти партии были либо (1) идеологическими, подчинявшими свою деятельность идее полного переустройства общества, в основном на базе устарелого марксизма, либо (2) партиями одной проблемы (например, Женская партия борьбы за права в 1913–1920 гг. Или Прогибиционистская, ратующая за запрет продажи спиртного), либо (3) местными партиями, либо (4) отколовшимися от основных. Среди последних наиболее заметными были Прогрессивная партия (1912), объединившая часть левых республиканцев вокруг бывшего президента Т. Рузвельта; Прогрессивная партия Р. Лафоллета (1922– 1924), выступавшая против засилья монополий; Американская независимая партия (1968), возродившая было идеалы демократов-южан прошлых времен вокруг фигуры кандидата в президенты Д. Уоллеса. Существует и большое число мелких партий, действующих в отдельных штатах. На президентских выборах конца XX в значимым стало влияние и независимых кандидатов.

Общефедеральными также считаются несколько партий марксистского направления: Социалистическая (1901), Социалистическая рабочая (с 1938), Коммунистическая (1920). Эти партии ни на одних выборах не набирали и 1 % голосов, ни один кандидат компартии никогда не был избран в конгресс, хотя выдвижения в президенты имели место. В обстановке нарастания антикоммунистической идейной борьбы в США после Второй мировой войны деятельность компартии подверглась правовым ограничениям. (Закона о деятельности партий в США нет, и рамки таковой определяются только принципами свободы слова и объединений, установленными Конституцией). Согласно Закону Смита (1940), в общем направленном на борьбу с фашистской пропагандой, объявлялась преступной любая деятельность по «проповедованию необходимости, желательности или уместности свержения... Правительства США » и общественные объединения в этих целях. Характер действий компартий в то время вполне позволял квалифицировать их в рамках этого закона. По Закону о внутренней безопасности (1950) коммунистическая деятельность и даже пропаганда были поставлены под контроль правительственного комитета, который был вправе ограничивать их, особенно въезд для иностранцев; «пропагандирующих... Доктрины мирового коммунизма и любой другой формы тоталитаризма». Законом   Хэмфри-Батлера (1954) на компартию был практически наложен запрет, с лишением ее права участия в выборах. Неконституционные ограничения были отменены в 1960-е гг. Верховным судом. Однако этими законами деятельность компартии была поставлена в строго конституционные рамки, что резко снизило ее политический вес.