Файл: Отчет по производственной практике технологическая (проектнотехнологическая) практика.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нормативное обоснование организации обучения по индивидуальному учебному плану в общеобразовательной организации:
-
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
-
п. 23 ст. 2: "индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося"; -
п. 3 ч. 1 ст. 34: обучающимся предоставляются академические права на "обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами"; -
п. 1–2 ч. 1 ст. 43: обучающиеся обязаны: "…выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы"; -
ч. 6 ст. 59: "к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план".
-
Анализ содержания федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п. 19.3), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897, федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (п. 18.3.1), утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, показывает, что для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы; реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения. -
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок), утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, детализирует и (или) конкретизирует отдельные позиции реализации основной образовательной программы посредством учебного плана, в т. ч. индивидуального учебного плана, в частности, в организационном, нормативном и содержательном аспектах. Так, например, в п. 5 настоящего Порядка сказано, что "обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося".
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можем сделать вывод, что наряду с традиционным учебным планом, индивидуальный учебный план может стать активной формой организации образовательного процесса.
При разработке Положения об индивидуальном учебном плане необходимо учитывать нормы региональных и муниципальных правовых актов а также:
-
требования санитарных правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 -
порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015
Порядок формирования и утверждения индивидуального учебного плана
В п. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплена дефиниция (краткое определение понятия) "индивидуальный учебный план". Рассмотрим порядок формирования и утверждения индивидуального учебного плана (далее – ИУП) обучающегося в общеобразовательной организации (далее – ОО).
Основанием формирования ИУП является решение коллегиального органа управления ОО на основании заявления / заявки от родителей (законных представителей), как правило, педагогическим советом, закрепленное приказом по организации, например, "О формировании индивидуального учебного плана ОО на 20__ /20__ учебный год", издаваемого в январе – феврале текущего учебного года, т. е. в тот период / сроки, когда идет работа по формированию учебного плана всей ОО. Исключение могут составлять те ИУП, необходимость в которых возникает в зависимости от сложившейся ситуации, а потому решается в каждом конкретном случае и в каждом отдельном ОО самостоятельно.
Обратим внимание на организационные процедуры, которые могут проводиться в ОО с участниками образовательных отношений при формировании ИУП:
-
анкетирование учащихся и (или) их родителей (законных представителей) по выявлению индивидуальных образовательных запросов -
анализ полученной информацию в течение срока, установленного в ОО, по итогам которой заместитель руководителя ОО и (или) иное лицо, имеющее соответствующие полномочия готовит соответствующий документ (бланк заказа на ИУП); -
проведение при необходимости консультаций для учащихся и (или) их родителей (законных представителей); -
оформление учащимися и (или) родителями (законными представителями) необходимых документов, состав которых определяется ОО, например, бланк заказа на ИУП и (или) заявление и др.; -
обсуждение и утверждение коллегиальным органом управления ОО проекта ИУП, представленного заместителем руководителя ОО и (или) иным лицом, имеющим соответствующие полномочия; -
проведение работы по составлению расписания с учетом форм реализации ООП и ресурсных возможностей ОО.
Основания для обучения школьников по ИУП:
-
заявление/заявка родителей (законных представителей); -
решение коллегиального органа управления ОО (педагогического совета); -
приказ по ОО; -
договор об образовании с указанием в обязательном порядке формы образования.
ИУП утверждается в срок до 1 сентября нового учебного года, а при необходимости в иные сроки, на основании решения коллегиального органа управления ОО после его обсуждения и, как правило, закрепляется в составе приказа по ОО "О внесении изменений в основную образовательную программу (соответствующего уровня общего образования) ". Обратим внимание на тот факт, что педагоги, которые будут работать с учащимися, осваивающими ООП по ИУП, разрабатывают рабочую(ие) программу(ы) учебного(ых) предмета(ов), курса(ов), модуля(ей) (дисциплин(ы)) в соответствии с положением о рабочей программе учебного предмета, курса, модуля (дисциплины) в ОО.
В ИУП могут быть внесены изменения и (или) дополнения, как в течение учебного года или в период, когда возникает такая необходимость. Но при этом они в обязательном порядке должны быть согласованы с заместителем руководителя ОО, курирующим данное направление и (или) иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, пройти соответствующие процедуры, предусмотренные локальным нормативным актом и закреплены соответствующим приказом по ОО.
Структура ИУП максимально близка к традиционному учебному плану. ИУП состоит из пояснительной записки и сетки часов.
Пояснительная записка состоит из 2-х разделов:
-
общие положения (в данном разделе прописываются общие подходы к разработке ИУП, нормативные основы его разработки, продолжительность учебного года, начало обучения, форма получения образования, формы освоения основной образовательной программы начального общего образования, формы промежуточной аттестации и др.); -
индивидуальный учебный план учащегося (в нем прописывается подход к формированию содержания и его особенности, и т. п.).
Сетка часов ИУП представляет собой графическое отображение содержание образования конкретного учащегося посредством определения учебных предметов, курсов с конкретизацией часов на их изучение в том количестве, формах, которых им определены самостоятельно с целью удовлетворения запросов, а также формы промежуточной аттестации.
Внедрение новой модели (ИУП) позволит решить ряд проблем:
-
обеспечит построение индивидуальной траектории развития для каждого ученика с учетом его индивидуальных, возрастных и психолого-педагогических особенностей; -
увеличение мотивации изучения отдельных предметов; -
повышение уровня «комфортности» у участников педагогического процесса; -
возможность выбора учителя школьником; -
решение проблемы перегрузки учащихся, понижение уровня школьной тревожности; -
расширение возможности выбора учащимися моделей своего дальнейшего образования; -
рост успеваемости; -
более успешное участие учащихся в олимпиадах различного уровня; -
приобретение учащимися навыков проектирования, совершенствования умения планировать и организовывать свою учебную деятельность.
Пример индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка
____________________________, ученика ________ кл._ на 20____ -20___ уч.г.
Основание: Наличие достижений (результаты диагностики одаренности по А.А Лосевой, А.И.Савенкову..) создание условий для наиболее полной реализации индивидуальных способностей в познавательной, практической или творческой деятельности.
Способы оценки достижений: наблюдение, тестирование, результативность участия в мероприятиях
Педагог:_____________________________
Этапы | Рефлексия | Психолого-педагогическое сопровождение |
Диагностика, определение целей и задач | Знаю –умею -достиг 1. Высокий уровень знаний по ……….. 2.Особый интерес вызывает ………. 3.Умеет пользоваться Интернет, посещает кружки …….., секции… 4. Снижено зрение, быстрая утомляемость……….. | Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: интеллектуальная…….. Задачи 1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося. 2. Составить ИМ с учетом интересов ребенка. 3. Развивать навыки исследовательской деятельности. 4. Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качества обучающегося, умения работать в коллективе 5. Соблюдение санитарно-гигиенических норм по сохранению зрения ученика. |
Проектирование | Хочу узнать – научиться-достичь 1.Заниматься исследовательской деятельностью в области Окружающего мира 2. Продолжить успешное участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня. | Для составления ИМ из "Матрицы возможностей" выбираются конкретные виды деятельности: 1. Научно-исследовательская работа «О чем рассказывают следы на снегу». 2. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам учащегося. |
Деятельность, организация | Мои шаги в достижении цели - чтение дополнительной научной литературы по предметам - участие в конкурсах различного уровня - дистанционный курс "Волшебный природы" - гимнастика для снятия усталости глаз - занятия с психологом (в кружках) | СЕНТЯБРЬ 1. Создание ИОМ. 2. ДО "Волшебный мир природы" 3. Исследовательский проект "Пернатые друзья" 4. Посещение олимпиадного часа (консультации). 5. Посещение кружка "Самый умный". 6. Индивидуальные занятия с психологом 7. Участие во всероссийском творческом конкурсе «Вместе ярче» -…….. |
ОКТЯБРЬ 1. Всероссийский метопредметная олимпиада «Планета Знатикум» - …… 2. Всероссийская дистанционная онлайн-олимпиада «Русский с Пушкиным»-…... 3. Консультация офтальмолога. | ||
НОЯБРЬ 1. Всероссийский конкурс "Русский медвежонок" - …. 2. Всероссийская математическая олимпиада «BRICSMATH.COM»-…… 3. Индивидуальные занятия с психологом. | ||
ДЕКАБРЬ 1. Областной творческий конкурс «Краски Святочных торжеств»- ….. 2.Школьный тур олимпиады по русскому языку - …….. 3.Исследовательский проект «О чем рассказывают следы на снегу» 4. Участие в предметных олимпиадах на сайте "Учи.ру", русский язык - …… математика «Заврики» - …….. 5. Консультация офтальмолога. 6. Занятия с психологом | ||
ЯНВАРЬ 1. Конкурс настольных игр. "Шахматы"-. 2. Работа над проектом "О чем рассказывают следы на снегу". 3. Конкурс «Самый читающий класс»… 4.Занятия с психологом | ||
ФЕВРАЛЬ 1. Школьный тур олимпиады по математике- ….. 2. Школьный тур олимпиады по окружающему миру- ……. 3. Международный интеллектуальный конкурс «Классики»-……. 4. Школьный конкурс чтецов «России будущий солдат»»-……. | ||
МАРТ 1. Всероссийский творческий конкурс на сайте "Фактор роста" - ….. 2. Консультация офтальмолога. 3.Всероссийский творческий конкурс «Фестиваль идей»-………… | ||
АПРЕЛЬ 1. Творческий конкурс «Скворечник своими руками»- …….. 2.Защита проекта "Искусство создания книги»" -……. 3. Всероссийская олимпиада по русскому языку «Заврики» -……. | ||
МАЙ 1. Участник акции "Цветы для школьного двора", «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»……. 2. Всероссийская олимпиада «Олимпикус» -…… 3. ИОМ на 20 -20 уч.г.г. (проект) | ||
Анализ | Узнал – научился – достиг Мои победы. | Работа по ИОМ способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, позволила ему достичь отличных успехов в учебной деятельности. В 20__-20__ уч.г.г. закончил учебный год на "отлично", получил "Похвальный лист", за особые успехи в учёбе. На протяжении учебного года ученик проходил курс лечения по коррекции зрения, посещал кружки, с ним проводились индивидуальные занятия с психологом и коллективные тренинги, направленные на включение в активное взаимодействие со сверстниками. По итогам ИОМ можно сделать вывод: ученик успешно освоил учебную программу, дополнительные занятия и участие в различных конкурсах, олимпиадах и викторинах позволил ему повысить свой интеллект, преуспеть в учёбе. По заключению врача - офтальмолога, зрение остаётся стабильным, снижения и ухудшение за период обучения не наблюдалось. Отмечено повышение уровня взаимодействия с одноклассниками, включение в коллективную работу. |
Пример ИОМ для уч-ся начальных классов
№ | Тема | Кол-во час. | Методы и формы работы | Критерии оценки | Результат |
1 | Научные исследования в нашей жизни | 3 | | Соответствие уровня теоретических знаний. Развитость практических навыков работы с материалами. Технологичность практической деятельности | Владение теоретическими знаниями о видах ученических исследований, экспериментов |
1.1 | Ознакомление с ученическими исследованиями из банка работ школы | 0,5 | Самостоятельная работа: изучение лит-ры, использование Интнрнет- ресурсов | ||
1.2 | Уточнение понятий: наблюдение и наблюдательность | 1,5 | |||
1.3 | Что такое эксперимент | 1 | Индивидуальные занятия | ||
2 | Особенности построения исследовательской работы и проекта | 7,5 | | | , |
3 | Структура проекта и исследования | 8 | | | |
4 | Создание презентации к проекту и исследованию | 5 | | | |
5 | Проектная работа «………» | 7,5 | | | |
| | | | | |
5.6 | Защита проекта | 0,5 | Выступление на школьном НПК | | |
| _________ ______________ подпись ФИО студента |