Файл: Психология фанатизма и других невротических форм веры по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет психотерапии и психологического консультирования

      1. ЭССЕ



на тему:

«Психология фанатизма и других невротических форм веры»


по дисциплине:

«Мировые религии и психотерапия»

Выполнил студент:

Аксянова А.А.

Курс: 2

Группа: ПМ5А21/09 КП

Проверил:

Инина Н.В.


Москва, 2023
Психология фанатизма и других невротических форм веры
Начать эссе очень хочется с известной цитаты из советской комедии: «В то время как космические корабли бороздят…» Религиозный, да и любой другой, собственно, фанатизм – удивительно устойчивое явление. Научно-технический прогресс, доступность любой информации, свойственная нашему веку – всё ему нипочём! Что, в общем-то, не удивительно. Фанатизм, как проявление веры, вечен. Как и сама вера, являющаяся основой всей жизнедеятельности человека. Ведь мы (люди) опираемся на своё видение и понимание мира вокруг, основываясь в подавляющем большинстве случаев именно на веру. Тут я её противопоставляю чистому знанию, доскональному пониманию какого-то явления или процесса. То есть, даже вся наша ежедневная, ежеминутная жизнь пронизана верой – её рациональной, бытовой формой, которая есть важнейшая из психологических опор. А покуда есть вера и существует невроз, будут живы и явления, которые можно отнести к фанатизму и прочим проявлениям невротических форм веры.

От прочих видов невротической религиозности, фанатизм отличается прежде всего крайней степенью агрессии и выраженной дихотомией во взглядах на окружающий мир, где для фанатика существуют только «свои» или «враги», «верные» и «неверные».

Для фанатика религиозная идея является основной опорой психики, которая даёт возможность отождествить себя с сильной идеей, самому стать сильным. Идеальной почвой для фанатизма является инфантильность личности, её незрелость, отсутствие внутреннего ощущения безопасности, сильный страх. Все мы родом из детства и именно там формируются предпосылки для возникновения фанатизма. Когда ребёнок, подросток, не может опереться на безусловную любовь и поддержку значимых взрослых, он вынужден жить с
постоянным чувством страха и уязвимости, собственной ничтожности. При таких вводных, очень легко стать фанатичным последователем «сильной» идеи, начать проявлять агрессию (как следствие сильнейшего страха) на «праведных» основаниях. В ряде статей мне встретились утверждения о том, что нарциссизм – неотъемлемая часть фанатика. Он не видит других, не чувствует, они ему не важны. Равно как не чувствует фанатик и себя. Его связь с собой утрачена. Способность к критическому мышлению, как и способность к рефлексии – отсутствуют. Именно поэтому, любой конструктивный диалог с фанатиком невозможен.

Центральной идеей фанатиков становится идея «спасения». Мёртвая, нарциссическая пустыня внутри стремится поглотить всё вовне. Спасти умертвив, уподобив себе.
Прочие виды невротической религиозности, такие как суеверия, следования ритуалам, да и так называемое «эзотерический тип мышления», не имеют таких крайних, радикальных форм, не проявляет крайней агрессии вовне. Не затрагивает глубинных слоёв психики. В большинстве случаев это способ справляться с тревогой. А так же, возможность объяснить себе ряд явлений, осмыслить которые посредством интеллектуального анализа человек не способен, либо в связи с недостатком образования, либо просто в силу умственных возможностей.

В своей практике я не раз сталкивалась с тем, что человеку значительно легче объяснить себе что-то негативное, происходящее с ним, посредством перекладывания вины на неких «сущностей» и грехи из прошлой жизни, чем взять на себя ответственность за собственную жизнь или признать, что есть масса явлений в окружающем мире, которые контролировать он не может, или не может понять.

В отличие от фанатизма, вокруг различных суеверий, ритуалов, эзотерической увлечённости, не строится центральная идея жизни человека, её смысл. Нет одержимости «спасением», активного желания навязать свои убеждения кому-то, праведной войны с теми, кто не разделяет взглядов относительно веры невротика. Фанатик часто становится дисфункциональным в тех сфера жизни, которые не связаны с его основной одержимостью. У обычных же, «мирных» невротиков, зачастую вполне (или относительно) благополучная социальная, профессиональная, личная жизнь.



Ярким примером, который, на мой взгляд, можно отнести к невротическому проявлению веры, случай с клиенткой, которая в очередной раз находила себе пьющего и чрезвычайно ревнивого партнёра. Она раз за разом искала для себя ответы в прошлых жизнях – за что ей такой крест. Необходимо отметить, что клиентка – взрослая, состоявшаяся женщина, крайне рациональная в прочих сферах жизни, вполне справляющаяся с, так сказать, технической стороной жизни: заработок, содержание семьи. Однако, как только речь заходила об отношениях, тут же возникали гипотезы о проклятьях, сущностях, грехах из прошлых жизнях.

Чуть улучшило ситуацию книга «Взрослые дети алкоголиков» - клиентка из семьи, в которой пили оба родителя, в детстве ею никто особо не интересовался, мать с отцом были полностью погружены в пьянство и бесконечные драки. Но, не смотря на то, что в моменте клиентке удавалось увидеть связи со своим детством, осмыслить причинно-следственный связи, вполне укладывающиеся в рамки текущего воплощения, хватало этого осмысления очень ненадолго. Всегда следовал виток новых исследований: регресс, тарологи, расстановщики, шаманы, хироманты и так далее. И снова возникали прошлые жизни. Очевидно, что реальность, которая способствовала возникновению такой формы невротической веры, была слишком болезненной для женщины. Выстраивать какие-то новые формы опоры, взрослеть, брать на себя ответственность за определённую часть жизни казалось непосильной ношей или, возможно, попросту очень скучным путём: терапия – это долго и дорого. А главное, явно ведёт к тому, чтобы понять, что изменение качества отношений – это ответственность клиентки, а не крест, возложенный на неё «высшими силами». Что принять клиентка была не готова.

Так же я часто слышала от коллег, что с «эзотерическими» клиентами работать довольно сложно и некоторые их психологов попросту отказываются это делать. Подобный «эзотерический» невроз представляется мне очень устойчивым.