Файл: 2. Краткий отчет о прохождении практики Практика была пройдена на базе Университета Синергия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Краткий отчет о прохождении практики
Практика была пройдена на базе Университета «Синергия». Негосударственное высшее учебное заведение, основанное в 1995 году в России. Является негосударственным образовательным частным учреждением высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия». В 2013 году Университет «Синергия» реорганизован в форме присоединения Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Московская открытая социальная академия» Решение Собственника № 22 от 8.07.2012 г.

Целями практики являются:

-закрепление и углубление теоретических знаний по экономике;

-приобретение практических профессиональных навыков и компетенций, опыта

-самостоятельной профессиональной деятельности.

Перечень основных законодательных и нормативных актов, регулирующих финансово-экономическую деятельность организаций, анализ последних.

Главный источник финансов предприятия в РФ - Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и основные законы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. Конституции РФ закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям. Если коснуться вопроса о непосредственном регулировании финансово-хозяйственной деятельности предприятий, то в Конституции РФ содержится общая норма, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

Отдельного кодифицированного акта, содержащего массив финансово- правовых норм, регулирующих финансы предприятия в РФ не существует. Тем не менее, к числу кодифицированных актов в системе источников правового регулирования финансов предприятия относятся НК РФ, БК РФ и ТК РФ.

Источники правового регулирования финансов предприятия РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов РФ, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: например, Закон о валютном регулировании и контроле, регулирующий отношения также с участием предприятий, которые относятся в разряд таких субъектов валютных правоотношений как резиденты и нерезиденты [2].


Нормы правового регулирования финансов предприятия содержатся в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента и постановлениях Правительства. Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть источниками правового регулирования финансов предприятия.

Следовательно, решая вопрос о правовом режиме финансов предприятий, мы должны вести речь о тех отраслевых режимах и соответствующих им юридических средствах воздействия на них.

Несомненно, основу правового регулирования финансов предприятий составляют финансово-правовые нормы, так как «важнейшей предпосылкой функционирования финансовой системы является осуществление финансовой деятельности государством и местным самоуправлением, как правило, в правовой форме, закрепленной нормами правового регулирования финансов предприятия».

Вопрос о воздействии на финансы предприятий правового режима правового регулирования финансов предприятия упирается своими корнями в проблему предмета правового регулирования финансов предприятия, что оно регулирует, в качестве предмета воздействия имеет частные либо публичные финансы? Общепринято относить в круг общественных отношений, подпадающих под предмет правового регулирования финансов предприятия отношения, возникающие по поводу публичных, т.е. государственных финансов. Хотя на сегодняшний день высказываются точки зрения согласно которым в систему правового регулирования финансов предприятия необходимо включить институт финансов организаций. Следует отметить, многие учебники по финансовому праву содержат в качестве разделов учение о финансах государственных и муниципальных предприятий. Все авторы относят нормы, регулирующие финансы данных предприятий к институту правового регулирования финансов предприятия. Тем не менее, если даже финансы предприятий всех форм собственности не находят свое место системе правового регулирования финансов предприятия в качестве самостоятельного правового образования, то нельзя отрицать распространение на финансово-хозяйственную деятельность предприятий финансово-правового регулирования [3].

В интересующем нас плане следует отметить следующее. Непосредственная связь финансов предприятия со всеми стадиями воспроизводственного процесса, т.е/ «в силу своей специфической особенности они осуществляют процесс распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства на трех уровнях: на общегосударственном, на уровне предприятий, на уровне производственных коллективов» говорит об их включенности в сферу финансовой деятельности государства, соответственно, они уже подпадают под отраслевой режим правового регулирования финансов предприятия, независимо от формы собственности.



Как уже было отмечено, правовой режим финансов предприятий не ограничивается только сферой действия правового регулирования финансов предприятия. В то же время нормы других отраслей права - гражданского, административного - следует также относить к правовым основам функционирования финансовой системы. По верному представлению О.Д. Соколовой, это не нарушает важнейшего принципа построения финансовой системы - принципа единства, закрепленного соответствующими статьями Конституции РФ, так как существует взаимосвязь и взаимообусловленность между всеми отраслями российского права.

Нельзя игнорировать тот факт, что финансы есть составляющая часть функционирования национальной экономики, народного хозяйства. «Вертикальные финансовые отношения тесно переплетены с гражданско- правовыми; многие финансовые отношения строятся и существуют параллельно с гражданскими отношениями».

Финансы предприятий различных форм собственности, их фонды денежных средств формируются в основном при реализации результатов их производственной деятельности, следовательно, предпринимательской деятельности, входящей в силу статьи 2 ГК РФ в группу отношений, регулируемых гражданским законодательством. Следовательно, отраслевой режим гражданского права оказывает влияние на правовой режим финансов предприятий. На правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий немалое влияние оказывает отраслевой режим административного права. Фактически управление финансовой деятельностью государственных и муниципальных предприятий является одной из форм управления государственным или муниципальным имуществом. Согласно ст. 2 Закона о государственных предприятиях от имени РФ или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, от имени муниципального образования - органы местного самоуправления.

Так на уровне федерации управление федеральной собственностью входит в компетенцию Правительства России (ст. 114 Конституции РФ, ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»). Правительство РФ составляет проект бюджета, в котором отражаются запланированные доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, включающие в себя, в числе прочих часть прибыли (или ее свободный остаток) государственных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.


Таким образом, основную роль при осуществлении прав собственника в отношении имущества унитарных предприятий играет федеральное агентство - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Это в первую очередь Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, который осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства РФ от 05 июня 2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» [4].

Росимущество находится в ведении Министерства экономического развития РФ, поскольку именно последнее осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности, торговли, управления федеральным имуществом, управления государственным материальным резервом [5].

Немаловажную роль в регулировании финансово-хозяйственной деятельности предприятий играют и такие ведомственные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, акты ФНС, ФТС и ЦБ РФ.

Обзор основных направлений и тенденций экономической науки. Обзор должен включать краткий экскурс в историю развития экономической науки, описание наиболее существенных достижений отечественной экономической науки, описание основных положений трудов отечественных ученых-экономистов, обзор основных направлений развития современной экономической науки.

Классики политэкономии А. Смит и Д. Рикардо разработали учение о хозяйстве как системе, в которой действуют объективные и не зависящие от воли людей, но познаваемые законы экономики. Они считали, что политика государства должна опираться на объективные законы, а не идти против них.

Для XV-XVII вв. характерно основное направление экономической мысли - меркантилизм (или определение закономерностей в денежном обороте и коммерции).

Для XVIII в. приоритетна французская школа физиократов (от греч. physiocrates - власть природы) и акцент ее корифеев Франсуа Кенэ и Анн Тюрго на экономике производства благ. Ф. Кенэ, автор «Экономической таблицы», создал основы последующих межотраслевых балансов и балансов «затраты-выпуск».

В Англии А. Смит стал основоположником классической школы в экономической науке. Появилось понятие «homo economicus» - «экономический человек» (основной стимул труда человека - частный интерес). А. Смитом сформулировано понятие о «невидимой руке», выдвинута идея о том, что порядок свободного проявления объективных
экономических законов - это естественный порядок, в последующем обоснована его теория естественной свободы.

XIX в. вошел в экономическую науку именами Давида Рикардо ( автора учения о законе стоимости как фундаменте, на котором строится как наука политическая экономия), Шарля де Сисмонди (основоположника термина «пролетариат»). В развитие системы экономических знаний внесли свой вклад основоположники марксистского экономического учения К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и другие экономисты, их современники. Основу их экономического учения составляют принципы материалистического понимания истории. К. Маркс и Ф. Энгельс создали концепцию марксизма, в которой продолжено развитие трудовой теории стоимости, созданной У. Петти и Д. Рикардо. Разработана теория предельной полезности и предельной производительности, или маржинализм (от франц. marginal - предельный). Родилась австрийская школа экономики (Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Евгений Бем-Беверк). Получило развитие новое направление в экономической теории - неоклассицизм во главе с Альфредом Маршалом. Возникла теория «economics», основной принцип которой состоял в приоритете функциональных взаимозависимостей. Их цель - анализ механизма формирования цен.

В XIX в. получили распространение математические методы в экономике благодаря трудам Леона Вальраса, а в XX в. - Василия Леонтьева, автора моделей «затраты-выпуск».

В XX в. крупный вклад в развитие экономической теории внесла книга Йозефа Шумпетера «Теория экономического развития» (1912 г.). В 1936 г. выдающаяся книга по экономике «Общая теория занятости, процента и денег» Мейнарда Кейнса (Англия) стала основой развития нового экономического направления - кейнсианства. Появилось деление экономической науки на микроэкономику (рассмотрение деятельности отдельных фирм) и макроэкономику (изучение взаимообусловленных совокупностей показателей - национальный доход, инвестиции, сбережения и др.). Новым направлением экономической науки стал институционализм (установление, устройство, учреждение) как концепция о системном анализе процессов и явлений, названных институтами. Возникло новое экономическое учение об экономическом либерализме (Людвиг фон Мизеса и его ученик Фридрих Август фон Хайек) - о пагубности вмешательства государства в спонтанно сложившийся рыночный механизм. Новым направлением в экономической теории стала концепция монетаризма, разработанная в трудах Милтона Фридмена (о денежных факторах стабилизации экономики). В 1970-80-х годах XX века взгляды неоклассиков вновь стали популярны в связи с чрезмерным участием государства в экономическом развитии страны, замедлившим темпы общественного производства. В настоящее время это учение остается актуальным.