Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос (общекультурное направление) За страницами учебника истории.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Лицей №136»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности по ФГОС (общекультурное направление)
«За страницами учебника истории»
5-9 класс
2018 - 2019 учебный год
Разработала: Морозова О.С.,
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Новосибирск 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по ФГОС (общекультурное направление) «За страницами учебника истории» 5-9 класс разработана на основе следующих федеральных документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта основного общего образования».
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения).
Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда можно рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Цель программы: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности
Образовательные задачи:
- способствовать формированию повышенного интереса учащихся к исторической науке;
- формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
- приобщать к ценностям мировой и национальной культуры;
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие
способности обучающихся;
- развивать историческое мышление обучающихся на базе материала курса;
Воспитательные задачи:
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории народов мира;
- воспитание гражданских качеств, патриотизма, любви к Родине, гордости за своё прошлое;
Содержание рабочей программы выходит далеко за рамки школьного курса истории, расширяет и углубляет исторические знания учащихся, знакомит их с методами исторических исследований, способствует развитию критического мышления и творческих способностей учащихся. Курс способствует формированию у учащихся навыков исследовательской работы, дает возможность удовлетворить их познавательные интересы, использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в содержание занимательных фактов (например, из истории повседневной жизни людей), так и путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общеучебных умения. К ним, прежде всего относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития.
Возраст детей: учащиеся 5- 9 классов.
Срок реализации данной программы рассчитан на 5 лет обучения. В структуру программы входит несколько разделов, которые делятся на темы.
Года обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
5 класс | 1 | 35 | 35 |
6 класс | 1 | 35 | 35 |
7 класс | 1 | 35 | 35 |
8 класс | 1 | 35 | 35 |
9 класс | 1 | 35 | 35 |
| | | 175 часов за курс |
Формы организации внеурочной деятельности
- коллективная
- групповая
- индивидуальная
Теоретические занятия:
- беседы
- сообщения
- просмотр и обсуждение видеоматериала
-экскурсии
Практические занятия:
- творческие конкурсы
- викторины
- интеллектуально-познавательные игры
- заочные путешествия
- сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического
содержания
- творческие проекты, презентации
- обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций
- ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора
Отличительными особенностями программы являются:
― деятельностный подход к воспитанию и развитию обучающихся через участие в создании творческих проектов;
― личностно-ориентированный подход.
Личностные результатами внеурочной деятельности
классы | личностные результаты | |
5 | - проявление интереса к изучению истории, овладение навыками самостоятельной работы, умение применять полученные знания в практической деятельности; - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | |
6 | - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | |
7 | - проявление интереса к культуре и традициям своего народа; - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение к традициям и культуре народов России.; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | |
8 | - положительное отношение к краеведению; - познавательный интерес к малой родине; - уважительное отношение к окружающим людям | |
9 | - проявление интереса к истории своего города, области; - оценка жизненных ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей народов России; - осмысление социально-нравственного опыта сибиряков – жителей родного края; | |
Метапредметные результаты
класс | метапредметные результаты Регулятивные Коммуникативные Познавательные | ||
5 | - умение самостоятельно ставить цель в зависимости от поставленной проблемы - самостоятельно планировать пути достижения целей; -осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - учитывать предложенные учителем ориентиры действия; - вносить коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия по алгоритму; - определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | - признавать существование различных точек зрения, стремиться к их координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - вести конструктивный диалог, уметь приходить к общему решению; - уметь слушать собеседника и вести диалог; - использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | - проявлять навык осуществлять информационный поиск, в процессе работы с различными источниками знаний; - при работе с различными источниками информации самостоятельно выбирать критерии классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы; - высказываться в устной и письменной формах; - владеть основами смыслового чтения текста исторического источника; - строить рассуждения о предложенной информации; - излагать свое мнение на основе полученной информации и аргументировать свою точку зрения по её оценке. |
6 | - умение самостоятельно ставить цель в зависимости от поставленной проблемы - самостоятельно планировать пути достижения целей; -осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - учитывать предложенные учителем ориентиры действия; - вносить коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия по алгоритму; - определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | - признавать существование различных точек зрения, стремиться к их координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - вести конструктивный диалог, уметь приходить к общему решению; - уметь слушать собеседника и вести диалог; - использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | - проявлять навык осуществлять информационный поиск, в процессе работы с различными источниками знаний; - при работе с различными источниками информации самостоятельно выбирать критерии классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы; - высказываться в устной и письменной формах; - владеть основами смыслового чтения текста исторического источника; - строить рассуждения о предложенной информации; - излагать свое мнение на основе полученной информации и аргументировать свою точку зрения по её оценке. |
7 | - умение самостоятельно ставить цель в зависимости от поставленной проблемы - самостоятельно планировать пути достижения целей; -осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - учитывать предложенные учителем ориентиры действия; - вносить коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия по алгоритму; - определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | - признавать существование различных точек зрения, стремиться к их координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - вести конструктивный диалог, уметь приходить к общему решению; - уметь слушать собеседника и вести диалог; - использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | - проявлять навык осуществлять информационный поиск, в процессе работы с различными источниками знаний; - при работе с различными источниками информации самостоятельно выбирать критерии классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы; - высказываться в устной и письменной формах; - владеть основами смыслового чтения текста исторического источника; - строить рассуждения о предложенной информации; - излагать свое мнение на основе полученной информации и аргументировать свою точку зрения по её оценке. |
8 | - умение самостоятельно ставить цель в зависимости от поставленной проблемы - самостоятельно планировать пути достижения целей; -осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - учитывать предложенные учителем ориентиры действия; - вносить коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия по алгоритму; - определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | - признавать существование различных точек зрения, стремиться к их координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - вести конструктивный диалог, уметь приходить к общему решению; - уметь слушать собеседника и вести диалог; - использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | - проявлять навык осуществлять информационный поиск, в процессе работы с различными источниками знаний; - при работе с различными источниками информации самостоятельно выбирать критерии классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы; - высказываться в устной и письменной формах; - владеть основами смыслового чтения текста исторического источника; - строить рассуждения о предложенной информации; - излагать свое мнение на основе полученной информации и аргументировать свою точку зрения по её оценке. |
9 | - умение самостоятельно ставить цель в зависимости от поставленной проблемы - самостоятельно планировать пути достижения целей; -осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - учитывать предложенные учителем ориентиры действия; - вносить коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия по алгоритму; - определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | - признавать существование различных точек зрения, стремиться к их координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - вести конструктивный диалог, уметь приходить к общему решению; - уметь слушать собеседника и вести диалог; - использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач. | - проявлять навык осуществлять информационный поиск, в процессе работы с различными источниками знаний; - при работе с различными источниками информации самостоятельно выбирать критерии классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы; - высказываться в устной и письменной формах; - владеть основами смыслового чтения текста исторического источника; - строить рассуждения о предложенной информации; - излагать свое мнение на основе полученной информации и аргументировать свою точку зрения по её оценке. |
Содержание курса «За страницами учебника истории»
Класс | Тема | Содержание темы |
5 | «Ключи к секретам истории». Вспомогательные исторические дисциплины. | Введение. Цели и задачи курса Инструктаж по ТБ Роль истории в жизни людей. Как работают историки Вспомогательные исторические дисциплины: предмет их исследования, цель и задачи. |
Археология - помощница историков. | Что изучает археология. Как работают археологи. Роль археологических раскопок в изучении истории. | |
Измерение времени. Хронология. | Что такое хронология. Единицы счета времени: сутки, месяц, год. Эра: виды эр. Юлианский, Григорианский календари. Древнерусская (славянская) система счета времени. Реформа Петра I. Перевод дат допетровского времени на современное летосчисление. Метрология Предмет и задачи метрологии. Меры длины, меры поверхности, меры сыпучих тел, меры жидкостей, меры веса. | |
Наука о народах и наука о прошлом.. | Что изучает этнография. Ее роль для историков. | |
Геральдика. | О прошлом рассказывают гербы. Отличительный знак. Герб как государственный символ. Флаг-символ независимости. | |
Генеалогия. | Что значит родословие. Из истории имени. История в фамилиях. Генеалогическое древо. Русская генеалогия.. | |
Географические названия-свидетели прошлого. | Все имеет свое название. Названия стран мира. | |
Первобытный мир. Первобытное искусство Зарождение искусства | Когда появилось первобытное искусство. Роль изображений в первобытном обществе. Древнейшие произведения. Первобытного искусства. | |
«Подземный Эрмитаж» | Как были выполнены наскальные рисунки. Сюжеты наскальных рисунков. Характерные особенности рисунков в различные периоды первобытного общества. Известные пещеры с наскальными рисунками. | |
.Скульптура и керамика первобытного общества. | Зарождение скульптуры. Палеолитические венеры. Керамика. Керамика «Дземон». Керамика трипольской культуры. Художественные изделия из металлов. Звериный стиль. мегалитические статуи. | |
Особенности художественной культуры Древнего мира | | |
Дома вечности» богов и фараонов | Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. | |
Религиозные представления египтян. Пантеон богов | Боги и люди в мифах и легендах. Представление о загробном мире. | |
Загадки пирамид. Внутри древнеегипетской пирамиды | Храмы и пирамиды. Типы пирамид: ступенчатые (пирамида Джосера), ломаными гранями (пирамида в Дашуре), классические (пирамида Хеопса). Кто строил пирамиды? Устройство пирамид. Какую функцию выполняли пирамиды Древнего Египта? | |
Искусство Древней Индии. Священные животные Древней Индии. Мифология | Культура Индии — одна из древнейших культур человечества. Искусство Древней Индии связь с другими художественными культурами Древнего мира: от Шумера и до Китая. Религия, возникшая в древней Индии. Мифология древней Индии. | |
Искусство Древнего Китая. Великая Китайская стена. Архитектура. Храмы | Космогоническая карта Китая - «Пять Дворцов». Архитектурные особенности китайского дома. Пагоды. Великая китайская стен - один из самых величественных памятников мирового зодчества. Культовое зодчество Древнего Китая. | |
Греция – «колыбель европейской цивилизации». | Прогулка по афинскому Акрополю. Так оживает камень. Скульптура Древней Греции. Мифы и легенды Древней Греции. | |
Семь чудес света | Эволюция списка чудес света. Классический список семи чудес света. Пирамида Хеопса. Висячие сады Семирамиды. Статуя Зевса в Олимпии. Храм Артемиды в Эфесе. Мавзолей в Галикарнасе. Колосс Родосский. Александрийский маяк | |
Загадка Атлантиды. | Платон и возникновение легенды об Атлантиде. Смысл мифа об Атлантиде. Восприятие мифа об Атлантиде в различные эпохи. Поиски Антлантиды. | |
Культура Древнего Рима | Рим - «вечный город». Древнеримская мифология. Легенда об основании Рима. Особенности менталитета римлян. Отношение к закону. Отношение к труду. Восприятие богатства. Отношение к искусству. Религия древних римлян | |
Обобщающее занятие Древний мир – удивительный мир. | Викторина по изученной теме | |
6 | Введение. Цели и задачи курса. Загадки средневековой Европы. 1.1Роль личности в истории. | Инструктаж по ТБ «Славный парень Робин Гуд». Баллады о Робин Гуде. Правда и вымысел. Собирательный образ. |
Король Артур: легенда и быль в истории Англии | Источники, посвящённые рыцарям Круглого стола. Сюжет легенды. Историческая правда в легендах о короле Артуре. Личность короля Артура в современной массовой культуре. | |
Ричард I Львиное сердце | Биография. Участие в Крестовых походах. Наследие. | |
Народная героиня Жанна Д’Арк | Состояние Франции в начале XV века. Биография: юность, участие в Столетней войне, Жанна и Карл V. Инквизиционный процесс и осуждение. Оправдательный процесс после смерти | |
Чингисхан и Монгольская империя | Род Борджигин. Темучжин. Борьба за власть в степи. Тумен. Улусы. Курултай. Монгольская империя. Каракорум. «Сокровенное сказание». Великая Яса. Чингизиды | |
Тамерлан. Тайны вокруг Тимура Великолепного | Человек, который входит в историю. Великолепный Тимур Легенда о проклятии Тамерлана: история, факты, мифы. | |
Религиозные верования славян. | Роль религии в жизни славя. Пантеон богов. Первые святые. Княжеская власть. Роль личности князей. | |
Религия язычников-славян. | Мифологический мир древних киевлян. Обычаи. Обряды. Предания. Эволюция язычества в Древней руси | |
Водяные культы и праздник Купалы | Жертвоприношения. Водяные. Русалки. Моряне. «Слово Иоанна Златоуста». Богиня Купала. | |
Перун – бог грома и молнии | Греческий бог –Зевс, римский –Юпитер, скандинавский –Один. Перун – бог оружия княжеской дружины, покровитель самого князя. Основание языческого пантеона | |
Пантеон богов князя Владимира | Даждьбог. Хорс. Стриборг. Мокошь. Сварог. Ярило. Купало. Троян. | |
Владимир Красно Солнышко, крещение Руси. | Выбор Христианства. Союзный договор с византийским императором Василием II. Крушение языческих идолов. «Слово о законе и благодати». Крещение Руси. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. | |
Первые русские святые – Борис и Глеб | Смерть Владимира Святославича. Святополк Окаянный. Первые святые – великомученики. «Сказание о Борисе и Глебе» | |
Духовные подвижники Руси: | Сергий Радонежский. Работа с источниками | |
Письменность и образование | | |
Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности | .Происхождение. Годы учёбы и учительства. Просветительские миссии. Последние годы жизни. Наследие | |
«Повесть временных лет» о Кирилле и Мефодии. | Фрагмент из «Повести временных лет» о славянских первоучителях. Причисление к лику святых в Риме и Византии | |
Крылатые выражения из «Повести временных лет» | Фрагмент из «Повести временных лет» и «Ипатьевской летописи». Особенности летописания.(Киевское, Новгородское и Псковское,Владимиро-Суздальское). | |
«Слово о полку Игореве» | История открытия и его издание. Автор «Слова». О подлинности «Слова». | |
Поучения. Сказания. Легенды древней Руси | | |
«Поучение детям» Владимира Мономаха | Жизнь внука византийского императора Константина - Владимира Мономаха. Назидания и советы Великого князя. Регалии Московских Великих князей | |
Легенды об основании Москвы. Первое летописное упоминание о Москве. | Топонимика столицы России. Легенда о киевском князе –Вуколе. Легенда об основании Москвы князем Олегом. Легенда об основании Москвы внуком Ноя – Мосохом. «Ипатьевская летопись». Повесть «О начале царствующего великого града Москвы» | |
Князь Юрий Долгорукий | Историки о Юрии Долгоруком. Детство и юность. Зрелые годы. Дела Юрия Долгорукова | |
«Сказание о житии Александра Невского | Роль Северо-Восточной Руси. Выбор князя . Невская битва. Битва на Чудском озере. Канонизация Александра Невского | |
Русские богатыри. | Быль и небыль. Что мы о них знаем. | |
Русские былинные персонажи и их прообразы. | Влияние христианства на мировоззрение и устное народное творчество Древней Руси. Народные былины о русских могучих богатырях. Образ защитника Родины.Герои былинных сказаний Вольга-Сын Святослава Олег. Добрыня Никитич-дядя Владимира святого. и др. Современное восптияте героев-богатырей «Алеша Попович и Тугарин- змей» (презентация), Тест по «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», Кроссворд: «Русские богатыри». Быль и вымысел в истории | |
«Что было, то было». «Богатырские забавы». | Конкурс знатоков .Тексты с вопросами разного уровня сложности. | |
Великие полководцы древнего периода отечественной истории. | | |
Александр Невский – князь –полководец | Защитники Отечества. Александр Невский (1220(?)-1263). Князь Новгородский: Невская битва, Ледовое побоище. Учреждение ордена имени А. Невского. | |
Дмитрий Донской-народный герой | . Герои борьбы русского народа с татаро-монголами.Городец – город-герой. Легенды о Китеже. Дмитрий Донской и знаменитая Куликовская битва.Участие нижегородцев. | |
Введение. Цели и задачи курса. Загадки средневековой Европы. 1.1Роль личности в истории. | Инструктаж по ТБ «Славный парень Робин Гуд». Баллады о Робин Гуде. Правда и вымысел. Собирательный образ. | |
7 | Король Артур: легенда и быль в истории Англии | Источники, посвящённые рыцарям Круглого стола. Сюжет легенды. Историческая правда в легендах о короле Артуре. Личность короля Артура в современной массовой культуре. |
Ричард I Львиное сердце | Биография. Участие в Крестовых походах. Наследие. | |
Народная героиня Жанна Д’Арк | Состояние Франции в начале XV века. Биография: юность, участие в Столетней войне, Жанна и Карл V. Инквизиционный процесс и осуждение. Оправдательный процесс после смерти | |
Чингисхан и Монгольская империя | Род Борджигин. Темучжин. Борьба за власть в степи. Тумен. Улусы. Курултай. Монгольская империя. Каракорум. «Сокровенное сказание». Великая Яса. Чингизиды | |
Тамерлан. Тайны вокруг Тимура Великолепного | Человек, который входит в историю. Великолепный Тимур Легенда о проклятии Тамерлана: история, факты, мифы. | |
Введение. Цели и задачи курса. | Инструктаж по ТБ | |
Культурное наследие Руси | Определение понятия «культура». Роль изучения культурного контекста в процессе освоения фактов и явлений истории России. Периодизация процесса формирования отечественной культуры, характеристика источников. | |
Культура Древней Руси. X-XIII вв. | Язычество Древней Руси. Принятие христианства в качестве государственной религии. Христианизация населения. Двоеверие, борьба православной Церкви с язычеством, народный вариант православия. Проблема грамотности населения Древней Руси. Берестяные грамоты. Характеристика ранних датированных рукописей, хранящихся в российских книгохранилищах. Памятники древнерусской литературы Киевского периода: «Повесть временных лет» - древнейший летописный свод (редакции и списки Повести); «Слово о полку Игореве»; «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона, Поучение Владимира Мономаха, КиевоПечерский патерик. Эстетическое сознание Древней Руси. Особенности рецепции византийской культуры в Древней Руси. Отсутствие оппозиции духовной и светской традиций. | |
.Культура Древней Руси XIV - XV вв. | Предвозрождение или православное Возрождение? Византия и Русь. Проблема второго «южнославянского влияние» и стиль «плетение словес». Исихазм и русская культура конца XIV-XV вв. Исихазм в творчестве и мировоззрении Феофана Грека и Андрея Рублева. Памятники переводной и русской литературы XIV - XV веков: житийная, историческая, апокрифическая, богословско-учительная, «Диоптра» Филиппа Пустынника. Ортодоксия и еретизм. Ереси «стригольников» и «жидовствующих» как общественные движения. Идейная борьба внутри Церкви: Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Русские летописные своды XIV - XV вв. Круг чтения населения Древней Руси в конце XIV - XV вв. | |
.Отечественная культура XVI в. | Содержание: Становление концепции «Третий Рим»: исторические условия возникновения концепции, первоначальное содержание идеи «Третьего Рима» в историко-литературном, эсхатологическом, церковно-политическом контексте, эволюция идеи в памятниках XVII века. Проблема особого отношения к носителю верховной власти на Руси. Максим Грек в России. Творческое наследие Максима Грека и его влияние на развитие русской культуры. Исправление книг. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий - два направления развития Русской Церкви. Победа «иосифлян». Унификационные культурные мероприятия XVI века: Четьи-Минеи митрополита Макария, Лицевой летописный свод, «Степенная книга царского родословия», «Домострой». Начало русского книгопечатания. Азбуковники. Иконописный подлинник. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского в контексте общественной мысли Древней Руси. | |
Переходный период в истории отечественной культуры: от культуры средневекового типа к культуре Нового времени | Москва и Европа в XVI-XVII вв.; процесс европеизации русской культуры. Трансформация церковной культуры: русское православие и украинско-белорусская ученость. Отношение к «литовским» книгам в первой половине XVII в. Московские издания сборника «Кирилловой книги» (1644), «Книги о вере» (1648) и Грамматики Мелетия Смотрицкого (1648). Решение вопроса о церковной юрисдикции в российско- украинских отношениях. Реформы патриарха Никона и раскол в Русской Православной Церкви: традиционалисты и новообрядцы, оформление идеологии старообрядчества. Борьба идей в официальной Церкви: «латинствующие» и «грекофилы». Русская Православная Церковь и творческое наследие Киевской митрополии. Новаторские тенденции в развитии русской литературы: поэзия, драматургия, проза. Размежевание духовной и светской культуры. Деление культуры на элитарную (придворную) и демократическую. Роль Риторик в литературном процессе переходного периода. Проблема русского барокко. Беллетристика переходного периода - переводные и оригинальные литературные произведения. Русский театр: первые пьесы и спектакли. Русская публицистика XVII века. Историография переходного периода: «Синопсис», «Скифская история» А. Лызлова | |
Введение. Цели и задачи курса. Краеведение - наука о родном крае. | Инструктаж по ТБ Понятие краеведения. Методы и предмет изучения. Значение краеведения для познания современного общества. | |
8 | История малой Родины. Наш край в истории Отечества. | Что было до «города на Оби»? Краеведческое расследование постройки железной дороги. Загадки названий Новосибирска. Символика Новосибирска и НСО (флаг, герб). Геральдика. Новосибирск. Символика города. |
Город, в котором я живу. | Новосибирск в XX –началеXXI в.в. Административное деление. (Районы города). Правый берег (Центральный, Железнодорожный, Калининский). Достопримечательности. Правый берег (Заельцовский, Октябрьский, Первомайский районы). Достопримечательности. Левый берег (Ленинский, Кировский районы). Достопримечательности. Советский район. Достопримечательности. Сибирский метрополитен. Новосибирский зоопарк. | |
Наши выдающиеся земляки. | Население. Почетные граждане города. Имя в истории Ленинского района (лицея) Славные имена новосибирской летописи. Профессии сибиряков. | |
Улицы расскажут Вам…(Из истории названий улиц, площадей). | Исторический центр города. Визитная карточка улицы (по выбору учащихся). Достопримечательности и памятные места города. Туризм в Новосибирске. Историческое ядро Новосибирска. Базарная площадь. История Красного проспекта (воссоздание внешнего вида, хроники). Маршруты для гостей и жителей города | |
Новосибирск промышленный. | Машиностроение – стратегически важная отрасль. Эвакуированные предприятия. Новосибирск – Ленинград. Градообразующие предприятия. Завод им. В.П. Чкалова. Районообразующие предприятия. «СВЕТЛАНА». Город электричества.ГЭС. Предприятия пищевой промышленности. Кондитерская фабрика. | |
Образование и наука в Новосибирске | Новосибирский Академгородок. Зарождение научной мысли в Новосибирске. Строительство города наук. ВУЗ-ы Новосибирска. Новосибирск – город студенчества. Будущее Новосибирска. | |
Введение. Цели и задачи курса «Мой новосибирск» | Инструктаж по ТБ Понятие краеведения. Методы и предмет изучения. Значение краеведения для познания современного общества. | |
9 | «История градостроительства» | Основные теоретические сведения на занятии: Вопросы Генерального плана строительства города, градостроительный дизайн, его роль в формировании современного облика Новосибирска. Летописец истории градостроительства Новосибирска С. Н. Баландин. |
.«Архитектурные ансамбли» | Архитектурные ансамбли центра: центральная площадь Новосибирска — Областной краеведческий музей, здания Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, здания 40-х годов застройки, здания XXI века; площадь Свердлова, здания администрации Новосибирской области, Новосибирского государственного художественного музея; первый 100-квартирный жилой дом, здания и постройки начала века; сквер Героев революции; мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» — Монумент Славы. Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна (павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники). Городская скульптура «Светофор и милиционер» и др. | |
«Храмы» | Храмы как воплощение исторической памяти народа. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города и данной местности. Собор Александра Невского (1895 г., архитектор К. К. Лыгин), Вознесенский кафедральный собор (1913 г.); часовня святителя Николая Чудотворца, соборы и храмы Новосибирской области | |
«Места досуга» | Культурные центры областного, районного, городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной композиции. Дизайн отдыха горожан: парковые зоны, зоопарк, детские, спортивные площадки, пляж и др. Ведущие архитекторы: А. А. Воловик (Речной вокзал, гостиница «Обь», здание аэропорта «Толмачёво», Государственная публичная научно-техническая библиотека СО АН СССР). | |
«Жилые массивы» | Инфраструктуры жилого массива: школы, детские сады, здания общего пользования. Дизайн интерьера как микросреда человека. Ведущие архитекторы: В. П. Авксентюк (здание Внешторгбанка, жилой комплекс «Тихая площадь», реконструкция Вознесенского кафедрального собора и пригородного комплекса в Новосибирске); В. В. Бородкин (деловой центр «Зелёные купола», римско-католический костел). | |
«Из истории музыкальной культуры Новосибирской области» | Общее знакомство с хоровыми коллективами, ансамблями, исполнителями на русских народных инструментах. Музей сибирского баяна и гармони им. И. И. Маланина; творчество братьев Геннадия и Александра Заволокиных; Сибирский народный хор; ансамбль «Чалдоны» под руководством С. Смоленцевой; ансамбль «Рождество» под руководством О. Гуриной; ансамбль В. Асанова. | |
«Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии» | Знакомство с историей создания Новосибирской филармонии, ее 12 музыкальными коллективами (по выбору): Новосибирский академический симфонический оркестр и его создатель Арнольд Кац; оркестр русских народных инструментов под руководством В. Гусева; Камерный хор под управлением И. Юдина; хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» под управлением И. Тюваева; вокальный ансамбль под управлением П. Шаромова; ансамбль ранней музыки «1пзи1а тадюа» под управлением А. Бурханова; «Биг-Бэнд» под управлением В. Толкачева; «Сибирский диксиленд» под управлением Б. Балахнина. |