Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос (общекультурное направление) За страницами учебника истории.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Класс | Тема | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
5 | 1.Ключи к секретам истории. Вспомогательные исторические дисциплины. | 8 | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Составление схемы «Главные вопросы историка»; Подготовка мини-презентаций «Вспомогательные исторические дисциплины»; Составление словаря «Вспомогательные исторические дисциплины»; Интеллектуально-исследовательская игра «Юный археолог»; Решение познавательных задач «Историческая хронология»; Проекты «История в названиях городов и улиц», «Древние календари», «Происхождение фамилий», «Моя родословная», «Герб моей семьи». |
2. Первобытный мир. Первобытное искусство | 6 | Составление кроссвордов и их решение. Творческий практикум: Создание скульптурных форм из пластилина, керамики. Рисунок-подражание с опорой на текст. «Наскальная живопись».Виртуальные экскурсии. | |
3. Особенности художественной культуры Древнего Востока | 8 | Творческий практикум Создание стилизованного папируса с соблюдением древнеегипетских канонов. Игра «Расшифруй иероглифы». Творческий практикум. Виртуальное путешествие в страну пирамид. Создание модели пирамиды из бумаги. Анализ письменных источников по теме. Творческий практикум «Церемония китайского чаепития». | |
4. Греция – «колыбель европейской цивилизации». | 4 | Творческий практикум по прочитанному отрывку из мифа необходимо узнать древнегреческую богиню. «Крылатые выражения» из древнегреческих мифов. Викторина: Хорошо ли ты знаешь древнегреческую мифологию? Игра «Как это было на самом деле» | |
5. Семь чудес света | 4 | Просмотр презентаций. Фильмов. Составление путеводитель по семи чудесам света. Творческий практикум Придумать и нарисовать свое восьмое чудо света. Современные чудеса света. | |
6. Загадка Атлантиды | 2 | Выразительный пересказ одного из мифов об Атлантиде. Подготовка рисунков и презентаций. | |
7. Культура Древнего Рима | 4 | Творческий практикум Путешествие по античному городу. Виртуальная экскурсия. Легенда об основании Рима. Особенности менталитета римлян. Правовые основы. | |
8. Обобщающее занятие Древний мир – удивительный мир. Игра «Путешествие на машине времени». | 1 | Викторина по изученной теме. | |
6 | 1.Загадки средневековой Европы. Роль личности в истории. Введение. Цели и задачи курса | 6 | Инструктаж по ТБ Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Разработка критериев для анализа исторических личностей. Анализ исторических источников. Составление и обсуждение сложного плана характеристики исторической личности. Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций, проектов. Просмотр видеоматериала: «Жанна Д’Арк», «Ричард I Львиное сердце». |
| 2. Религиозные верования славян. | 5 | Работа в малых группах.Составление презентаций, докладов. Рисунки. Составление кроссвордов и их решение. «Пантеон богов».Викторина «Праздники и обряды». Викторина «Первые святые. Борис и Глеб».Сергий Радонежский. Работа с источником. |
3. Письменность и образование | 6 | Работа в группах с историческими источниками. Составление портрета-презентации «Кирилл и Мефодий».Изучение фрагментов «Повести временных лет». Анализ источника. | |
4. Поучения. Сказания. Легенды древней Руси. | 5 | Работа в группах. Исследование фрагментов из «Повести временных лет» и «Ипатьевской летописи», Поучения Владимира Мономаха. Работа со словарем исторических терминов. Анализ информации. Работа с документами, высказывание и аргументация собственной точки зрения. | |
5.Русские богатыри. | 3 | Практическое занятие. Работа в малых группах. Составление портрета русского богатыря. Сопоставление прототипа и былинного персонажа. Составление теста по «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», Кроссворд: «Русские богатыри». Подготовка итогового выступления «Быль и вымысел в истории». | |
6. Великие полководцы древнего периода отечественной истории. | 4 | Практикум. Путешествие по исторической карте. Завоевания татаро-монгол.Участие нижегороцев в борьбе с Золотой Ордой. Практикум. Герои борьбы русского народа с татаро-монголами. Городец – город-герой. Легенды о Китеже. Игра «Я – полководец» : Дмитрий Донской и знаменитая Куликовская битва. Участие нижегородцев. Конкурс знатоков .Великие полководцы древнего периода отечественной истории. | |
7 | 1. Введение. Цели и задачи курса. | 1 | Инструктаж по ТБ Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
2. Культурное наследие Руси | 6 | Работа с источником. Выделение этапов и особенностей культурного процесса; Составление таблицы основные закономерности развития русской культуры в целом; | |
3.Культура Древней Руси. X-XIII вв. | 8 | Составление схемы «Оновные этапы исторического развития русского искусства»: основные факты, даты, события; Работа с таблицей: «Особенности творчества крупнейших деятелей русского искусства». | |
4. Культура Древней Руси XIV - XV вв. | 7 | Работа в группах. Место и роль культуры России в мировой художественной культуре. Анализпроизведения изобразительного искусства, музыки, архитектуры и т.д.; | |
5. Отечественная культура XVI в. | 8 | Практическое занятие. Работа в малых группах. Составление таблицы-презентации «Ообенности творчества крупнейших деятелей русского искусства»: основные тенденции искусства на примере творчества того или иного деятеля или в том или ином конкретном произведении | |
6. Переходный период в истории отечественной культуры: от культуры средневекового типа к культуре Нового времени | 5 | Просмотр фильмов. Составление схем-таблиц. Церковный раскол, старообрядцы, новообрядцы, барокко . | |
8 | 1. Введение. Цели и задачи курса. Краеведение - наука о родном крае. | 2 | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Беседа. Решение творческих задач, возможна работа с компьютером. |
2. История малой Родины. Наш край в истории Отечества | 5 | Комментирование карт и документов, решение познавательных заданий. Работа в группах. Перекрестная дискуссия. Краеведческое расследование. Работа с архивными документами. просмотр видео фильмов. . | |
3. Город, в котором я живу | 6 | Работа с литературой по истории Родного края, картами атласами, таблицами, диаграммами. Подготовка сообщений. Составление презентаций. Виртуальная экскурсия. Викторина на знание истории областного центра города Новосибирска. Работа в группах с дидактическим материалом (карта; ДубльГис Новосибирск; литература по теме) Составление презентации «Новосибирск. Центральный», «Новосибирск. Железнодорожный район», «Новосибирск. Калининский район» и т.д. | |
4. Наши выдающиеся земляки | 7 | Работа в группах. Составление презентаций. «Новосибирск. Почетные жители города». Встречи и беседы с жителями города, ветеранами. Просмотр видеофильмов. | |
5.Улицы расскажут Вам…(Из истории названий улиц, площадей). | 5 | Работа с дидактическим материалом (карта; ДубльГис) - презентация «Новосибирск. Улицы города». Изучение архивных материалов. Работа со словарями и энциклопедиями. Составление словарика, презентаций. | |
6. Новосибирск промышленный. | 6 | Работа с литературой, картами атласами, статистическим материалом, дополнительными источниками географической информации. Посещение предприятий Новосибирска.Экскурсии. Беседы с работниками производств. | |
7. Образование и наука в Новосибирске | 6 | Работа в группах с дидактическим материалом (иллюстрации, фотоальбом) Составление презентаций «Новосибирск: Вузы город». Новосибирск. Академгородок»; Экскурсии по ВУЗ-ам Новосибирска. | |
9 | 1. Введение. Цели и задачи курса. | 1 | Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Беседа.. |
2.«История градостроительства» | 3 | Работа в группах с теоретическим материалом. Изучение генерального плана. Изучение работ С. Н. Баландин. | |
3. .«Архитектурные ансамбли» | 6 | Составление презентаций «Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна». | |
4.«Храмы» | 7 | Сбор материала о Соборе Александра Невского (1895 г., архитектор К. К. Лыгин), Вознесенский кафедральный собор (1913 г.); часовня святителя Николая Чудотворца, соборы и храмы Новосибирской области. Изучение литературы, видеофильмов, газет. Схемы-таблтцы. Составление презентаций. | |
5. .«Места досуга» | 5 | Экскурсии. Анкетирование. Опрос. Изучение дизайна отдыха горожан: парковые зоны, зоопарк, детские, спортивные площадки, пляж и др. Творческие проекты. | |
6. «Жилые массивы» | 6 | Изучение инфраструктуры жилого массива: школы, детские сады, здания общего пользования. Дизайн интерьера как микросреда человека. Составление проектов-презентаций «Мой жилмассив». Представление проектов. | |
7. «Из истории музыкальной культуры Новосибирской области» | 2 | Экскурсии, встречи. Музей сибирского баяна и гармони им. И. И. Маланина; творчество братьев Геннадия и Александра Заволокиных; Сибирский народный хор; ансамбль «Чалдоны» под руководством С. Смоленцевой; ансамбль «Рождество» под руководством О. Гуриной; ансамбль В. Асанова. Работа в малых группах. Подготовка и представление проектов-презентаций. | |
8 «Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии» | 6 | Экскурсия. Беседа.Знакомство с историей создания Новосибирской филармонии, ее 12 музыкальными коллективами. Написание сочинений-эссе. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методические пособия
№ п.п. | название | автор, издательство, год выпуска | наличие электронного приложения |
1. | Параистория в школе: техника безопасности. | Абдуллаев Э. Н. Преподавание истории в школе. 2006. №9. с.3 | - |
2. | Тайны древних цивилизаций | Абрамов А.П.- М. «Белый город», 1998 | - |
3. | До нашей эры | Альбедиль М. Ф. СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993. | - |
4. | Тайны первобытного мира | Асанов Л. Н. М.: «Вече», 2002 | - |
5. | Самые большие загадки прошлого | Бабанин В. П. М.: 1996, СПб.: 2000. | - |
6. | Тайны великих пирамид | Бабанин В. П. – СПб.: 1999. | - |
7. | История и обществознание для школьников | Богданов В.Л. 2004. №2. с. 40- 46. | - |
8 | Забытая история Руси | Валянский С. И. , Калюжный Д. В. Просвещение. – 2006. | |
9. | Загадки истории | Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2004. | |
10. | Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба. | Нерсесов Я. Н., М.: Вече, 2001. | |
11. | Ключи к тайнам Клио | Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Просвещение, 1994. | |
Свободные образовательные Интернет-ресурсы:
№ | Наименование |
1. | www. edu.ru. [ Каталог образовательных ресурсов]; |
2. | www.km.ru. [Сайт энциклопедии Кирилла и Мефодия]; |
3. | http://www.lants.tellur.ru/history/klassic.htm [Полные тексты лекций Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского]; |
4. | http://hronos.km.ru [Хронос – всемирная история]; |
5. | http://historydoc.edu.ru [Коллекция: исторические документы]; |
6. | http://museum.ru/ [Портал «Музеи России]; |
7. | http://historyru.com/ [История государства Российского в документах и фактах]; |
8. | http ://www.historic.ru http://www.withhistory.com/ [Всемирная история]; |
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
«За страницами учебника истории»
В результате изучения курса обучающиеся:
-
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления об исторически сложившихся социальных объектах и явлениях, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир; -
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю; -
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; -
получат возможность осознать своё место в мире;
-
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Ученик получит возможность научиться:
-
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос); -
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; -
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как жителя планеты Земля, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; -
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; -
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; -
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
подбирать литературу по теме; самостоятельно работать со справочной литературой, -
знать и владеть различными методами исследования: наблюдение, сопоставительный анализ, анкетирование, изучение и обобщение опыта, опрос и т.д.; -
оформлять исследовательскую работу в соответствии с требованиями
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; -
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; -
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; -
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; -
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Обучающийся получит возможность научиться:
-
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; -
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; -
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; -
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;