Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности по фгос (общекультурное направление) За страницами учебника истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Класс

Тема

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

5

1.Ключи к секретам истории. Вспомогательные исторические дисциплины.

8

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Составление схемы «Главные вопросы историка»;

Подготовка мини-презентаций «Вспомогательные исторические дисциплины»;

Составление словаря «Вспомогательные исторические дисциплины»;

Интеллектуально-исследовательская игра «Юный археолог»;

Решение познавательных задач «Историческая хронология»;

Проекты «История в названиях городов и улиц», «Древние календари», «Происхождение фамилий», «Моя родословная», «Герб моей семьи».


2. Первобытный мир. Первобытное искусство

6

Составление кроссвордов и их решение. Творческий практикум: Создание скульптурных форм из пластилина, керамики. Рисунок-подражание с опорой на текст. «Наскальная живопись».Виртуальные экскурсии.


3. Особенности художественной культуры Древнего Востока

8

Творческий практикум

Создание стилизованного папируса с соблюдением древнеегипетских канонов.

Игра «Расшифруй иероглифы». Творческий практикум.

Виртуальное путешествие в страну пирамид. Создание модели пирамиды из бумаги.

Анализ письменных источников по теме. Творческий практикум

«Церемония китайского чаепития».

4. Греция – «колыбель европейской цивилизации».

4

Творческий практикум по прочитанному отрывку из мифа необходимо узнать древнегреческую богиню. «Крылатые выражения» из древнегреческих мифов.

Викторина: Хорошо ли ты знаешь древнегреческую мифологию? Игра «Как это было на самом деле»

5. Семь чудес света

4

Просмотр презентаций. Фильмов. Составление путеводитель по семи чудесам света. Творческий практикум

Придумать и нарисовать свое восьмое чудо света. Современные чудеса света.

6. Загадка Атлантиды

2

Выразительный пересказ одного из мифов об Атлантиде. Подготовка рисунков и презентаций.

7. Культура Древнего Рима

4

Творческий практикум

Путешествие по античному городу. Виртуальная экскурсия.

Легенда об основании Рима. Особенности менталитета римлян. Правовые основы.

8. Обобщающее занятие Древний мир – удивительный мир. Игра «Путешествие на машине времени».

1

Викторина по изученной теме.

6

1.Загадки средневековой Европы. Роль личности в истории. Введение. Цели и задачи курса

6

Инструктаж по ТБ Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Разработка критериев для анализа исторических личностей. Анализ исторических источников. Составление и обсуждение сложного плана характеристики исторической личности. Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций, проектов. Просмотр видеоматериала: «Жанна Д’Арк», «Ричард I Львиное сердце».




2. Религиозные верования славян.

5

Работа в малых группах.Составление презентаций, докладов. Рисунки. Составление кроссвордов и их решение. «Пантеон богов».Викторина «Праздники и обряды». Викторина «Первые святые. Борис и Глеб».Сергий Радонежский. Работа с источником.

3. Письменность и образование

6

Работа в группах с историческими источниками. Составление портрета-презентации «Кирилл и Мефодий».Изучение фрагментов «Повести временных лет». Анализ источника.

4. Поучения. Сказания. Легенды древней Руси.

5

Работа в группах. Исследование фрагментов из «Повести временных лет» и «Ипатьевской летописи», Поучения Владимира Мономаха. Работа со словарем исторических терминов. Анализ информации. Работа с документами, высказывание и аргументация собственной точки зрения.

5.Русские богатыри.

3

Практическое занятие. Работа в малых группах. Составление портрета русского богатыря. Сопоставление прототипа и былинного персонажа. Составление теста по «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»,

Кроссворд: «Русские богатыри». Подготовка итогового выступления «Быль и вымысел в истории».

6. Великие полководцы древнего периода отечественной истории.

4

Практикум. Путешествие по исторической карте. Завоевания татаро-монгол.Участие нижегороцев в борьбе с Золотой Ордой.

Практикум. Герои борьбы русского народа с татаро-монголами. Городец – город-герой. Легенды о Китеже.

Игра «Я – полководец» : Дмитрий Донской и знаменитая Куликовская битва. Участие нижегородцев.

Конкурс знатоков .Великие полководцы древнего периода отечественной истории.

7

1. Введение. Цели и задачи курса.

1

Инструктаж по ТБ Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

2. Культурное наследие Руси

6

Работа с источником. Выделение этапов и особенностей культурного процесса;

Составление таблицы основные закономерности развития русской культуры в целом;

3.Культура Древней Руси. X-XIII вв.

8

Составление схемы «Оновные этапы исторического развития русского искусства»: основные факты, даты, события;

Работа с таблицей: «Особенности творчества крупнейших деятелей русского искусства».

4. Культура Древней Руси XIV - XV вв.

7

Работа в группах. Место и роль культуры России в мировой художественной культуре. Анализпроизведения изобразительного искусства, музыки, архитектуры и т.д.;

5. Отечественная культура XVI в.

8

Практическое занятие. Работа в малых группах. Составление таблицы-презентации «Ообенности творчества крупнейших деятелей русского искусства»: основные тенденции искусства на примере творчества того или иного деятеля или в том или ином конкретном произведении


6. Переходный период в истории отечественной культуры: от культуры средневекового типа к культуре Нового времени

5

Просмотр фильмов. Составление схем-таблиц. Церковный раскол, старообрядцы, новообрядцы, барокко

.

8

1. Введение. Цели и задачи курса. Краеведение - наука о родном крае.

2

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Беседа. Решение творческих задач, возможна работа с компьютером.

2. История малой Родины. Наш край в истории Отечества

5

Комментирование карт и документов, решение познавательных заданий. Работа в группах. Перекрестная дискуссия. Краеведческое расследование. Работа с архивными документами. просмотр видео фильмов.

.

3. Город, в котором я живу

6

Работа с литературой по истории Родного края, картами атласами, таблицами, диаграммами. Подготовка сообщений. Составление презентаций. Виртуальная экскурсия. Викторина на знание истории областного центра города Новосибирска. Работа в группах с дидактическим материалом (карта; ДубльГис Новосибирск; литература по теме)

Составление презентации «Новосибирск. Центральный», «Новосибирск. Железнодорожный район», «Новосибирск. Калининский район» и т.д.

4. Наши выдающиеся земляки

7

Работа в группах. Составление презентаций. «Новосибирск. Почетные жители города». Встречи и беседы с жителями города, ветеранами. Просмотр видеофильмов.

5.Улицы расскажут Вам…(Из истории названий улиц, площадей).

5

Работа с дидактическим материалом (карта; ДубльГис)

- презентация «Новосибирск. Улицы города». Изучение архивных материалов. Работа со словарями и энциклопедиями. Составление словарика, презентаций.

6. Новосибирск промышленный.

6

Работа с литературой, картами атласами, статистическим материалом, дополнительными источниками географической информации. Посещение предприятий Новосибирска.Экскурсии. Беседы с работниками производств.

7. Образование и наука в Новосибирске

6

Работа в группах с дидактическим материалом (иллюстрации, фотоальбом)

Составление презентаций «Новосибирск: Вузы город». Новосибирск. Академгородок»; Экскурсии по ВУЗ-ам Новосибирска.

9


1. Введение. Цели и задачи курса.

1

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Беседа..

2.«История градостроительства»

3

Работа в группах с теоретическим материалом. Изучение генерального плана. Изучение работ С. Н. Баландин.

3. .«Архитектурные ансамбли»

6

Составление презентаций «Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна».

4.«Храмы»

7

Сбор материала о Соборе Александра Невского (1895 г., архитектор К. К. Лыгин), Вознесенский кафедральный собор (1913 г.); часовня святителя Николая Чудотворца, соборы и храмы Новосибирской области. Изучение литературы, видеофильмов, газет. Схемы-таблтцы. Составление презентаций.

5. .«Места досуга»

5

Экскурсии. Анкетирование. Опрос. Изучение дизайна отдыха горожан: парковые зоны, зоопарк, детские, спортивные площадки, пляж и др. Творческие проекты.


6. «Жилые массивы»

6

Изучение инфраструктуры жилого массива: школы, детские сады, здания общего пользования. Дизайн интерьера как микросреда человека. Составление проектов-презентаций «Мой жилмассив». Представление проектов.


7. «Из истории музыкальной культуры Новосибирской области»

2

Экскурсии, встречи. Музей сибирского баяна и гармони им. И. И. Маланина; творчество братьев Геннадия и Александра Заволокиных; Сибирский народный хор; ансамбль «Чалдоны» под руководством С. Смоленцевой; ансамбль «Рождество» под руководством О. Гуриной; ансамбль В. Асанова. Работа в малых группах. Подготовка и представление проектов-презентаций.

8 «Музыкальные коллективы

Новосибирской филармонии»

6

Экскурсия. Беседа.Знакомство с историей создания Новосибирской филармонии, ее 12 музыкальными коллективами. Написание сочинений-эссе.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методические пособия


№ п.п.

название

автор, издательство, год выпуска

наличие электронного приложения

1.

Параистория в школе: техника безопасности.

Абдуллаев Э. Н. Преподавание истории в школе. 2006. №9. с.3

-

2.

Тайны древних цивилизаций

Абрамов А.П.- М. «Белый город», 1998

-

3.

До нашей эры

Альбедиль М. Ф. СПб.: Изд-во Европейского Дома, 1993.

-

4.

Тайны первобытного мира

Асанов Л. Н. М.: «Вече», 2002

-

5.

Самые большие загадки прошлого

Бабанин В. П. М.: 1996, СПб.: 2000.


-

6.

Тайны великих пирамид

Бабанин В. П. – СПб.: 1999.


-

7.

История и обществознание для школьников

Богданов В.Л. 2004. №2. с. 40- 46.


-

8

Забытая история Руси

Валянский С. И. , Калюжный Д. В. Просвещение. – 2006.





9.

Загадки истории

Спецвыпуск газеты «Оракул», ЗАО «ЛОГОС-МЕДИА», 2004.





10.

Тайны Нового Света. От древних цивилизаций до Колумба.

Нерсесов Я. Н., М.: Вече, 2001.




11.

Ключи к тайнам Клио

Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Просвещение, 1994.








Свободные образовательные Интернет-ресурсы:




Наименование

1.

www. edu.ru. [ Каталог образовательных ресурсов];

2.

www.km.ru. [Сайт энциклопедии Кирилла и Мефодия];

3.

http://www.lants.tellur.ru/history/klassic.htm [Полные тексты лекций Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского];

4.

http://hronos.km.ru [Хронос – всемирная история];

5.

http://historydoc.edu.ru [Коллекция: исторические документы];

6.

http://museum.ru/ [Портал «Музеи России];

7.

http://historyru.com/  [История государства Российского в документах и фактах];



8.

http ://www.historic.ru http://www.withhistory.com/ [Всемирная история];




Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

«За страницами учебника истории»
В результате изучения курса обучающиеся:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления об исторически сложившихся социальных объектах и явлениях, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

  • получат возможность осознать своё место в мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как жителя планеты Земля, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;


Обучающийся получит возможность для формирования:

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • подбирать литературу по теме; самостоятельно работать со справочной литературой,

  • знать и владеть различными методами исследования: наблюдение, сопоставительный анализ, анкетирование, изучение и обобщение опыта, опрос и т.д.;

  • оформлять исследовательскую работу в соответствии с требованиями

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;