Файл: 22 28 оперативнорозыскные мероприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.

Опрос граждан с использованием полиграфа проводят специально подготовленные сотрудники оперативно-технических и оперативных подразделений, прошедшие соответствующую подготовку и имеющие допуск к работе с полиграфными устройствами.

В ходе опроса опрашиваемый вправе в любой момент отказаться от дальнейшего участия в его проведении. Отказ от опроса не может рассматриваться в качестве подтверждения причастности опрашиваемого к совершению преступления и свидетельствовать о сокрытии известных ему сведений, а также вести к ущемлению его законных прав и свобод.

Опрос может быть зафиксирован документально. В криминалистической теории понятие «фиксация» используется в первую очередь применительно к доказательствам и означает систему действий по запечатлению в установленных законом процессуальных форм фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела, а также условий, средств и способов их обнаружения и закрепления.

Возможность трансформации сведений, полученных в результате опроса, в доказательства зависит от способов его оформления. Инструкция о порядке представления результатов ОРД не содержат сведений о том, какими оперативно-служебными документами должен оформляться опрос. Полагаем, что в данном случае возможно использование положений ранее действовавшей инструкции о порядке представления результатов ОРД, в которой предлагался перечень допустимых документов для оформления результатов ОРМ: рапорт, справка и объяснение.

Естественно, что при негласном опросе зафиксировать показания опрашиваемого в объяснении не удастся. Следовательно, применяются справка и рапорт. Однако они не имеют самостоятельного доказательственного значения, поскольку указанные в них сведения подтверждаются только заинтересованным оперативным работником, а опрошенное лицо не дает никаких обязательств касательно сообщения достоверных сведений. С учетом изложенного такие материалы подлежат применению только при подготовке гласного опроса или следственного действия (допроса) с фиксацией ранее добытых сведений в порядке, отвечаю­щем требованиям УПК РФ, предъявляемым к доказательствам.
Наведение справок - это оперативно-розыскное мероприятие, основанное на непосредственном ознакомлении с соответствующим документом или иным материальным носителем, представляющим оперативный интерес, на получении фактической информации, имеющей значение для решения задач ОРД, путем направления запроса соответствующему юридическому или физическому лицу, которое располагает или может располагать такой информацией, а также направления запросов о предоставлении таких сведений в государственные органы, пред­приятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы.


Наведение справок как оперативно-розыскное мероприятие предусмотрено п. 2 ч. 1 ст.6 ФЗ об ОРД, как правило, это длящееся ОРМ.

Объектом наведения справок являются все общественные отношения, защищаемые ФЗ об ОРД. Предметом наведения справок являются оперативные, криминалистические и иные базы данных (учеты), информационные системы (местные, региональные и общероссийские информационно-поисковые системы) и архивы (сведения о биографии, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, родственных и других связях, близких и знакомых проверяемого лица), факты совершенных им в прошлом правонарушений, а также все, что может свидетельствовать о противоправной деятельности объекта оперативной заинтересованности.

Сведения, характеризующие объекты оперативной заинтересованности ОРД, могут быть получены в процессе изучения различных документов и деловых бумаг, подтверждающих какие-либо факты или события.

Виды документов (кадровые, бухгалтерские, регистрационные), необходимых для наведения справок, и места их получения определяются должностным лицом оперативного аппарата.

Субъект наведения справок: основной - это оперативник или по его зада­нию (поручению) сотрудники специальных подразделений правоохранительных органов и специальных служб (установщики и др.), а также сам оперативно-розыскной орган; дополнительный - агент или иное лицо, содействующее проведению ОРД. При этом цели получения информации, а также личность наводящего справки в соответствии с п.п. 1 и 4 ст. 15 ФЗ об ОРД могут зашифровываться.

Наведение справок может осуществляться двумя основными способами: путем непосредственного обращения оперативника в соответствующую организацию и ознакомления с интересующими его документами или предметами (без запроса); путем направления письменного запроса.

Формы проведения ОРМ наведение справок: гласная и негласная. При необходимости оперативный работник имеет право использовать документы прикрытия, чтобы получить доступ к интересующим его документам.

В соответствии с разъяснением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19 марта 1999 г. № 36-609/166-99 наведение справок включает в себя также получение сведений о входящих и исходящих вызовах, номерах абонентов, продолжительности их переговоров. Получение такой информации в соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственных органов, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также информацию о пользователях услугами связи и оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для решения задач ОРД.



При наведении справок необходимо учитывать, что законодательство ограничивает доступ к информации, относящейся к частной жизни граждан, к сведениям, составляющим профессиональную тайну, например:

- коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ);

- банковскую тайну и тайну денежных вкладов (ст. 26 Закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 в ред. Федерального закона от 07 февраля 2011 г.);

- нотариальную тайну (ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации «О нотариате» от 11 февраля 1993 г. № 4462-1);

- врачебную тайну (ч. 3 ст. 35 и ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в редакции Федерального закона от 28 сентября 2010 г.); ст. 9 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185);

- журналистскую тайну (ст. 41 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в редакции Федерального закона от 09 февраля 2009 г.)).

Предоставление таких сведений без согласия граждан допускается только по официальному запросу суда, прокуратуры, органов предварительного следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными делами.

Результаты данного ОРМ оформляются рапортом или справкой должностного лица, которые при возбуждении уголовного дела, в случае необходимости, передаются лицу, проводящему расследование.

В ходе осуществления оперативно-технических мероприятий используются информационные системы правоохранительных органов, созданные на основании ведомственных нормативных актов.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач ОРД могут создавать и использовать информационные системы.
Сбор образцов для сравнительного исследования -
как вид оперативно­розыскного мероприятия заключается в обнаружении и изъятии предметов, сохранивших следы преступлений и иных предметов, которые могут служить средством к обнаружению преступления и лиц, к нему причастных.

Образцы - это объекты, которые являются носителями информации для последующего изучения, описания, сравнения с ранее добытыми аналогами.

Тактика сбора образцов для сравнительного анализа в зависимости от решаемых задач может быть основана на гласных или негласных методах. Гласный сбор образцов проводится при условии двух факторов:

- добровольного согласия лица, располагающего необходимыми образцами;

- возможностью легального отбора образцов.

Поскольку законом не ограничен перечень собираемых образцов, к ним

могут быть отнесены любые объекты, в том числе микроследы, микрочастицы, выделения человека, почерк, отпечатки различных частей тела (известны случаи, когда вор - домушник был идентифицирован по отображению ушной раковины, которое осталось на дверном полотне), другие объекты и предметы, могущие иметь отношение к интересующему оперативного работника событию.

В случае необходимости сохранения факта сбора образцов в тайне от ок­ружающих, в том числе от проверяемых лиц, используют негласные, либо за­шифрованные формы их получения. При этом могут зашифровываться как цель всего мероприятия, так и принадлежность лица, его осуществляющего, либо по­ручается лицам, оказывающим конфиденциальные услуги.

Поскольку полученные образцы могут быть в дальнейшем использованы в качестве источников вещественных доказательств, тактически грамотным является привлечение к их отбору соответствующего специалиста. В этом случае специалист оказывает консультационные услуги, сообщая, с помощью каких технических средств наиболее целесообразно изымать конкретные объекты, как их упаковывать, чтобы не нарушить их целостность, не повредить следы, имеющиеся на их поверхности, в какое экспертное учреждение направить данные образцы для исследования. При этом за достоверность и сохранность образца полностью несет ответственность оперативный работник.

В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство, затрудняющие нормальное функционирование предприятий, организаций и учреждений, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.


Результаты сбора образцов для сравнительного исследования оформляется справкой оперативного работника, к которому при необходимости прилагаются результаты проведенных специальных исследований.

Одной из тактических особенностей данного мероприятия является согласование со следователем необходимости предварительного исследования образца до возбуждения уголовного дела. Изъятый образец в результате проведенного лабораторного исследования может быть приведен в состояние, исключающее его дальнейшее исследование в ходе предварительного или судебного следствия (недопустимо нарушение внешнего облика, внутреннего строения, изменение свойств, качеств и т.п.). Поэтому чрезвычайно важно совместно со следователем определить возможность и необходимость подобного исследования. Нередко без подобных исследований и необходимостью подобного исследования невозможно решить вопрос о наличии в действиях проверяемого (разрабатываемого) лица признаков преступления. Так, при доказывании факта обмана покупателей, совершаемого при продаже быстропортящихся пищевых продуктов (наиболее часто всевозможных пирожков, пончиков, тортов), предварительные исследования просто необходимы, и без справки специалиста затруднительно объективно решить вопрос о возбуждении уголовного дела.

В других случаях, при отсутствии опасности утраты изъятым образцом своих свойств и качеств, предпочтительнее его направлять следователю, судье в неизмененном виде для последующего исследования в соответствии с уголовно - процессуальным законом.
Исследование предметов и документов - это оперативно-розыскное мероприятие, направленное на получение объективной информации и свойств:

  1. предметов (их назначение, время и место изготовления, качество и т.п.) и их отождествление;

  2. документов (содержание, исполнители, способы и средства размножения) и их идентификацию;

  3. биологических объектов (крови, спермы, волос и т.п.) и их принадлежности;

  4. иных объектов.

Инициатором исследования предметов, веществ и документов является сотрудник органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, который при необходимости мотивированным рапортом, с указанием наличия законных оснований для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия докладывает об это руководителю органа внутренних дел, уполномоченному на осуществление оперативно-розыскной деятельности. По своей сути это мероприятие может быть продолжением сбора образцов для сравнительного исследования и проверочной закупки, когда за результатом свойств предмета или вещества сотрудник обращается к специалисту. Специалист в той или иной области познания, проведя исследование, выдает справку, характеризующую предмет или вещество, направленное ему на исследование. Названная справка не будет являться доказательством по уголовному делу, но может служить поводом и основанием к его возбуждению.