Файл: Литература Практическое задание 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ПО «ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИй КОЛЛЕДЖ»


Дисциплина: Литература

Практическое задание № 5
Выполнил:

слушатель Шулешкин Игорь Александрович

Преподаватель:

Лукашина Ольга Александровна

Практическое задание к Разделу 5

Задание 1. Выполните краткий обоснованный анализ творчества А. Н. Толстого по одной из предложенных тем (Объем выполненного анализа: 3-5 предложений).


Тема 1. Как эволюционировала «петровская» тема в творчестве А. Толстого?


Тема 2. Почему А. Толстой обратился к петровской эпохе?


Тема 3. В чем особенность романа А. Толстого «Петр Первый»?


Тема 4. Какие средства использует А. Толстой для воссоздания ко­лорита петровской эпохи?

  1. Очень много лет писал А. Толстой о Петровской эпохе. Писатель искал разгадски духа русского народа, противоречия правления правителя и его государствености. В первых расскзах о петровском времени А. Толстой создал отрицательный образ царя, жестокого царя, который болел своими идеями, внушал своему народу и подданым свои реформы. Главным противником был народ. Личность Петра представлена противоречивой, но правдивой. Петр Первый – это и есть книга о русском характере, к которой всю жизнь стремился писатель.

  2. А. Толстой в 1930-е годы увидел в современной ему действи­тельности много общего с эпохой Петра. 1930-е годы — это время укрепления авторитарной власти, время репрессий, реформ, осуществлявшихся путем насилия над личностью. Для оправда­ния такой политики необходимо было найти исторические ана­логии. Время петровских преобразований соответствовало поли­тическим требованиям сталинской эпохи.

    3. Это исторический роман, в котором документальные факты оживлены воображением писате­ля, дополнены вымыслом. Здесь действуют и реальные историче­ские личности, и вымышленные писателем. Вместе с тем А. Тол­стой сохраняет правдивость деталей быта, одежды, обычаев.

  3. 4. Для передачи колорита эпохи А. Толстой исторически и этно­графически точно воспроизводит предметные реалии: архитек­туру, одежду, еду, хозяйство. Речь персонажей основана на со­временном языке, если употребляются архаизмы и историзмы, то они тут же разъясняются. Приводятся архаизированные сти­лизованные письменные документы, которые должны подтвер­дить историческую достоверность.


Задание 2. Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем (рекомендуемый объем – 150 слов (не менее 100 слов). В сочинении приведите не менее двух примеров-аргументов (с использованием цитат) из анализируемого текста.

Тема 1. Царь Петр Первый в изображении А. Н. Толстого: историческая правда и художественный вымысел (по роману А. Н. Толстого «Петр Первый»).

Тема 2. Наследие А. Толстого – исторического романиста.

Тема 3. Женские образы романа А. Н. Толстого «Петр Первый».

Тема 4. Авторская концепция истории в романе А. Н. Толстого «Петр Первый».

2.Роман «Петр Первый» - исторический роман нового типа. Естественно начать изложение темы с вопроса: «Роман «Петр Первый» - исторический роман нового типа». В русской классической и русской литературе есть много крупных произведений па исторические темы. Среди них немало произведений о Петре. Ученикам известны пушкинские поэмы «Полтава» и «Медный всадник». Следует напомнить о творческом воплощении темы Петра, писателями XVIII века - Ломоносовым, Фонвизиным, Радищевым, о внимательном изучении и собирании материала для романа о Петре Л. II. Толстым, об интересе к личности Петра у Сергея Есенина, произведениях самого А. Н. Толстого - рассказе «День Петра», пьесе «На дыбе», предваряющих его роман.

Л. Н. Толстой, например, увлеченно работал над петровской темой. В одном из писем 187.2 года он сообщал, что «обложился книгами о Петре I и его времени, читаю, отмечаю, порываюсь писать и не могу. Но что за эпоха для художника! На что ни взглянешь–все задача, загадка, разгадка которой только и возможна поэзией. Весь узел русской жизни сидит тут»1. Однако великий писатель земли русской не смог разгадать «загадку» Петровской эпохи. Он отказался от мысли писать роман о Петре и его времени. Впоследствии Лев Толстой признавался, что «ему трудно проникать в души тогдашних люден, до того они не похожи на пас».

Воссоздать эту эпоху, представляющую важнейший «узел русской жизни», сумел другой Толстой - Алексей Николаевич - великий советский писатель. Разгадать «загадку» Петровской эпохи А. Н. Толстой смог только потому, что он был вооружен подлинно научной методологией, открывшей ему закономерности исторической жизни русского общества. Все социальные пласты русской жизни, многие проблемы отношений России с европейскими государствами, «углы и закоулки» российской действительности предстают вживе, ярко и незабываемо.



Но самым важным здесь был, как правильно отмечает Д. Д. Благой, «угол зрения» на русскую жизнь. Он позволил правильно осмыслить историческое прошлое и, прежде всего, решить одну из важнейших философских и социальных проблем проблему, взаимоотношений личности и народа. Второй главной задачей исторического романа Толстой считал «выявление двигающих сил эпохи». Он понимал, что мемуарная литература, созданная в основном дворянами, дает однобокое представление об историческом прошлом. Он поставил перед собой создать «исторический роман об огромной, до сих пор неправильно освещавшейся эпохе русской истории на грани XVII и XVIII веков» , рассказать о народе, о роли народных масс в истории. Руководствуясь этими творческими принципами, Толстой и создал первый в русской литературе исторический помай литературы реализма.

Обращение писателя к историческому прошлое было « закономерным и объяснимым. Работать над романом I «Петр Первый» Толстой начал в 1929 году - году «великого перелома» в жизни молодой страны. Толстой усматривал перекличку между своей эпохой и эпохой Петра- они поражали «каким-то буйством сил, взрывом человеческой энергии и воли». Обращение к переломной эпохе помогало автору глубже понять свою современность, а с другой стороны, позволил ему понять и воссоздать эпоху конца XVII - начала XVIII веков.