Файл: 1. Причины, особенности и основные этапы Великой Английской буржуазной революции и развитие буржуазного государства в Англии в xvii в.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Развитие конституционной монархии в Англии после «Славной революции».
Важнейшим политическим результатом такого компромисса стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г.
Билль о правах определил положение парламента в системе государственных органов. Право подданных обр-ся с петициями к королю. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, Билль провозгласил незаконным: 1) приост-е д-я законов или их исполнения без согласия парламентата; 2) взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парл. Кроме того, содержать постоянную армию в мирное время дозволялось только с его санкции.
Акт об устроении, именуемый также Законом о престолонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодательной и исполнительной власти. Лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви. Акт предусмотрел правило, согласно которому все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты. Важным установлением было лишение короля права помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента.
Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался фактически лишь в номинального главу исполнительной власти. Первые прецеденты, способствующие этому, возникли уже в первые десятилетия XVIII в., особенно при королях Ганноверской династии (с 1714 г.). Право короля отвергать законы, принятые парламентом (абсолютное вето), перестало применяться с 1707 г. Кабинет стал действовать от имени "Его Величества", но практически самостоятельно. Положение монарха в дальнейшем было определено максимой, гласившей, что "король царствует, но не управляет".
Параллельно с концентрацией названных прерогатив монарха в руках кабинета решался вопрос об ответственности исполнительной власти перед парламентом. В 1708-1715 гг. стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. В конце XVIII в. начинают устанавливаться еще два важных правила. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы.
Таким образом, в течение XVIII в. в принципе сформировались такие черты будущей системы британского парламентаризма, как "партийное правление" и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин.
7. Важнейшие законодательные акты Англии XVII в.: «Петиция о праве»,
«Трехгодичный акт», «Великая ремонстрация», «Орудие управления», их общая характеристика.
«Петиция о праве» - В марте 1628 г. парламент заявил, что не согласится ни на какие ассигнования или новые налоги, пока король не признает некоторые принципы государственного устройства, изложенные в «Петиции о праве». Это был первый четко сформулированный документ, отражавший требования оппозиции: ликвидация королевского произвола и некоторое ограничение королевской власти — такова суть требований.
Петиция запрещала аресты без суда, т.е. была направлена против незаконных репрессий. Не меньшее значение имел пункт, запрещающий взимание налогов, «даров», займов без санкции парламента. Тем самым король ставился в полную зависимость от парламента, который получал возможность ежегодно решать вопрос — отпускать или не отпускать те или иные суммы. Наконец, два пункта петиции были рассчитаны на то, чтобы не допустить создания постоянной королевской армии, которая могла бы стать орудием деспотизма. Самый факт выдвижения этих требований означал, что в парламенте уже сформировалась организованная сила буржуазной оппозиции.
«Трехгодичный акт» - Акт 1641 г. имел своею целью не ограничение продолжительности срока действия парламента тремя годами, а обеспечение того, чтобы промежуток между двумя сессиями парламента не превышал трехлетнего срока. Он был отменен в 16-й год правления Карла II (1664 г.), но в акте об отмене было предусмотрено что сессии парламента не должны быть прерываемы на срок по крайней мере свыше трех лет.
«Великая ремонстрация» - Этот документ — так называемая Великая ремонстрация — состоял из 204 параграфов и представлял собой развернутый вариант той программы революции, которую выдвинула буржуазия и новое дворянство. Если, например, в Великой ремонстрации в качестве злоупотребления короля называлось его вмешательство в дела промышленности и торговли, то из этого следовало, что программа предполагает запрещение такого вмешательства в будущем. Это же относилось к пунктам о произвольном налогообложении, непоследовательной внешней политике, которая плохо отстаивала интересы торгово-промышленных кругов, и т.д. Программой предусматривалось также установление контроля парламента над деятельностью министров, т.е. нечто вроде принципа ответственного министерства — этого важнейшего элемента буржуазно-демократических конституций последующих веков.
«Орудие управления» - «Орудие управления» закрепило режим единоличной власти, по широте полномочий соответствующей монархической. С этого времени начинается движение вспять — от республики к монархии. Орудие управление нередко рассматривается как единственный в истории Англии писаная и к тому же республиканская конституция. Она отразила поиски лидерами индепендентов оптимальной формы равновесия властей, которая могла бы воспрепятствовать полновластию парламента и одновременно не ограничивать существование сильной единоличной власти. При этом политический режим этого времени характеризуется военной диктатурой.
8. Важнейшие законодательные акты Англии: «Habeas Corpus Act», «Билль о правах» 1689 г., «Акт об устроении» 1701 г., их общая характеристика.
«Habeas Corpus Act» -законодательный акт, принятый парламентом Англии в 1679, составная часть конституции Великобритании, определяет правила ареста и привлечения к суду обвиняемого в преступлении, предоставляет право суду контролировать законность задержания и ареста граждан, а гражданам — требовать начала такой процедуры (известной под латинским названием хабеас корпус.
Полное название закона — «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями» (то есть вне пределов Англии).
Согласно этому закону, судьи были обязаны по жалобе лица, считающего свой арест или арест кого-либо другого незаконным, требовать срочного представления арестованного суду для проверки законности ареста или для судебного разбирательства; заключение обвиняемого в тюрьму могло производиться только по предъявлении приказа с указанием причины ареста.
Билль о правах определил положение парламента в системе государственных органов. Право подданных обр-ся с петициями к королю. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, Билль провозгласил незаконным: 1) приост-е д-я законов или их исполнения без согласия парламентата; 2) взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парл. Кроме того, содержать постоянную армию в мирное время дозволялось только с его санкции.
Акт об устроении, именуемый также Законом о престолонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодательной и исполнительной власти. Лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви. Акт предусмотрел правило, согласно которому все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты. Важным установлением было лишение короля права помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента.
9. Становление Вестминстерской модели конституционной монархии
Великобритании.
Главными направлениями эволюции британской монархии в течение 18 века, заложившими основы Вестминстерской модели парламентаризма, были ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной власти – становление «ответственного правительства». Эти изменения не были оформлены какими-либо новыми конституционными актами, а сложились в процессе политической практики как результат соперничества двух партий за право формировать правительство. Именно конституционные соглашения стали основой британской конституции.
Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался в номинального главу исполнительной власти. Право короля отвергать законы, принятые парламентом, перестало применяться. «Отчуждение» короля от кабинета способствовало сосредоточению функций по руководству кабинетом в руках «первого министра» короля. Кабинет стал действовать от имени «его величества», но практически самостоятельно. Парламент принял постановление, что король ни при каких условиях не несет ответственности за деятельность своих министров. Положение монарха теперь гласило, что «король царствует, но не управляет».
Параллельно с концентрацией прерогативы монарха в руках кабинета решался вопросом об ответственности исполнительной власти перед парламентом. Теперь эта ответственность могла быть перенесена с короля на его министров. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты о должностях, которые открыли министрам возможности избираться в нижнюю палату парламента и предоставлять в ней кабинет. Стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной основе. Кабинет не мог долгое время находиться у власти, не имея поддержки большинства в палате общин. Победившая на выборах партия формировала кабинет, а другая образовывала в парламенте оппозицию. Были установлены еще два важных правила. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе, либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы.