Файл: 1. Причины, особенности и основные этапы Великой Английской буржуазной революции и развитие буржуазного государства в Англии в xvii в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

69. Развитие процессуального права Германии в XX в.

Уголовно-процессуальный кодекс Федеративной Республики Германия или дословно Положение об уголовном процессе — нормативно-правовой акт, являющийся основным источником уголовно-процессуального права Германии, регулирующий порядок проведения расследования преступлений и судебного производства по уголовным делам. УПК ФРГ устанавливает главные правовые основы осуществления уголовного судопроизводства, в то время как организационное и детальное регулирование уголовной юстиции возлагается на земельные и федеральные органы государственной власти[1] (в таком порядке приняты и действуют земельные и федеральные директивы уголовного судопроизводства и порядка наложения денежного штрафа.

УПК ФРГ классифицирует всех участников процесса на несколько групп:

  • Сторона защиты (Beistand)[33]:

    • Обвиняемый

    • Защитник

  • Сторона обвинения (Kläger)[33]:

    • Прокурор

    • Полиция

    • Дознаватель

    • Субсидиарный обвинитель

    • Частный обвинитель

  • Дополнительные участники[2]:

    • Потерпевший

    • В качестве участника процесса не рассматривается суд (так как он является нейтральной стороной)[34]Экспертысвидетели и переводчики считаются средствами доказывания, а не участниками процесса[5].

УПК ФРГ предусмотрено деление уголовного процесса на две главных стадии, которые, в свою очередь, делятся на этапы:

1. Рассмотрение дела по существу:

Предварительное расследование — производится под общим руководством прокуратуры, которая может делегировать свои полномочия другим правоохранительным органам, например, полиции[43]. Формы предварительного расследования различны и призваны отвечать специфике тех или иных преступлений или поведения подозреваемых[2].

Предварительное рассмотрение дела в суде - предназначено для разрешения вопросов организации рассмотрения дела по существу. На данном этапе решаются вопросы о составе участников процесса, обеспечении их явки в судебное заседание, подготовке доказательств для процесса[5].


Рассмотрение дела судом — центральная стадия всего уголовного процесса заключающаяся в непосредственном исследовании судом доказательств, заслушивании участвующих лиц, вынесении и оглашении приговора[44]. Состоит из нескольких подэтапов:

судебное следствие

судебные прения

последнее слово подсудимого

постановление и вынесение приговора.

Исполнение судебного решения и взыскание расходов на производство.

Обжалование судебных решений — экстраординарная стадия, производится в форме апелляционного и кассационного производства[45], а также возобновления производства по решениям, вступившим в законную силу[2].

Для немецкого уголовного процесса характерно отсутствие стадии возбуждения уголовного дела, то есть сообщение о преступлении не подвергается предварительной проверке на предмет оснований для возбуждения уголовного дела[45]. Уголовное дело считается открытым с момента, как полиция, прокуратура или суд применяет меру, которая однозначно нацелена на уличение кого-либо в совершении преступления[5].

70. Формирование и развитие экологического права странах Европы в XX в.

При характеристике источников права окружающей среды западноевропейских государств важно подчеркнуть их особенность, заключающуюся в том, что наряду с национальными законами и подзаконными актами, источниками права являются также правила, решения и директивы Европейского Союза, членами которого они являются.

Законодательное регулирование охраны окружающей среды на национальном уровне, как правило, достаточно детально.

В систему источников права окружающей среды входят конституции, законы, подзаконные акты, судебные решения. В связи с невозможностью рассмотреть всю систему источников права окружающей среды во всех странах Западной Европы, обратимся в первую очередь к конституционным основам охраны окружающей среды в этих государствах.

В конституциях европейских государств получают отражение экологические проблемы и основные способы регулирования отношений человека, общества, государства с окружающей природной средой, предупреждения ее деградации.

На отражение проблем охраны окружающей среды в основных законах европейских стран наложили отпечаток как исторические обстоятельства подготовки, обсуждения и принятия конституций, так и уровень социальной защищенности населения, правовые традиции и реалии современности, степень обеспеченности правовых деклараций экономическими условиями жизни, климат, плотность населения и острота вопросов о наличии, распределении и рациональном использовании земель и иных природных ресурсов.



В конституциях, принятых в первой половине ХХ в., лишь изредка можно встретить достаточно скупые общие принципы использования природных ресурсов - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха. В конце ХХ в. в связи с надвигающимся экологическим кризисом в основные законы стран Европы вносятся не только положения о рациональном потреблении и сбережении природных благ как условий жизни человека, но и дополнения о правах человека на окружающую среду, его экологических обязанностях, мерах государства по оздоровлению природы, прежде всего в целях охраны здоровья людей, о формах собственности на природные ресурсы.

Конституции европейских стран восприняли и ввели природоохранные нормы, прежде всего через европейские концепции прав и свобод человека и гражданина, провозгласив в последней трети ХХ в. соответствующие естественные экологические права граждан, ставшие составной частью так называемых прав второго поколения.

Все большее место завоевывает доктрина обеспечения прав соответствующими обязанностями - как граждан, так и должностных лиц, муниципальных и государственных органов.

Однако в большинстве конституций европейских стран основные полномочия по сбережению природных ресурсов предусматриваются за государством и в ряде случаев подробно конкретизируются.

Как видим, конституциями большинства европейских стран участие государства в охране окружающей среды регламентируется по-разному, с разной степенью детализации и гарантированности.

Для понимания конституционного регулирования природоохранных и природоресурсных отношений немаловажное значение имеет не только закрепление экологических функций государства, но и их распределение по институтам, ветвям и этажам публичной власти, что особенно актуально для федеративных, больших государств.

71. Становление и развитие англо-саксонской правовой системы.

Своими корнями англо-саксонское право уходит далеко в прошлое. Исторической датой в становлении этой системы права был 1066 год, когда нормандцы завоевали Англию. После этого основная роль в осуществлении правосудия была возложена на королевские суды,

находившиеся в Лондоне. Частные лица, как правило, не могли обращаться непосредственно в королевский суд. Они должны были просить у короля, а практически у канцлера, выдачи приказа, позволяющего перенести рассмотрение спора в королевский суд. Но постепенно список тяжб, по которым они издавались, расширялся. В ходе деятельности королевский судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило прецедента. Однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным и для всех других судей.


В англо-саксонском праве нет деления на публичное и частное право, нет деления на гражданское, административное, право социального обеспечения. Отсутствие резко выраженного деления права на отрасли обусловлено преимущественно двумя факторами. Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, т.е. могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные. Разделенная юрисдикция ведет к

разграничению отраслей права, а унифицированная юрисдикция действует, очевидно в обратном направлении. Во-вторых, поскольку в странах англо-саксонской системы права, в том числе в Англии нет отраслевых кодексов европейского типа, английскому юристу право представляется однородным. Чертой прецедентного права является правило, согласно которому суд, рассматривая дело, выясняет, не было ли аналогичное дело рассмотрено раньше, и в случае положительного ответа руководствуется уже имеющимся решением. Другими словами, однажды вынесенное решение является обязательной нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Решения высшей инстанции - палаты лордов - обязательны для всех других судов. Апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов. Высокий суд (все его отделения) связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, его решения обязательны для всех нижестоящих инстанций и могут влиять на рассмотрение дел в отделениях Высокого суда. Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают. Не считаются прецедентами и решения Суда короны, созданного в 1971 году для рассмотрения особо тяжких уголовных преступлений. Предположение о том, что правило прецедента сковывает судью во многом обманчиво. Поскольку полное совпадение обстоятельств разных дел бывает не так уж часто, то по усмотрению судьи, во-первых, решается признать ли обстоятельства сходными или нет, отчего зависит и применение той или иной прецедентной нормы. Судья может найти аналогию обстоятельств тогда, когда на первый взгляд они не совпадают. Во-вторых, он напротив вообще может не найти никакого сходства обстоятельств. В этом случае, если вопрос не регламентирован нормами статутного права, судья сам создает


правовую норму, становится как бы законодателем. Рассматривая саму систему англо-саксонского права мы находим деление на общее право и право справедливости. Структура этой системы права была определена историей, право этой системы складывалось в рамках судебной процедуры. Источником права англо-саксонской семьи является судебная практика.

Суды не только применяют, но и создают правовые нормы. Однако в последнее время все большее значение стало иметь и статутное право, то есть право, содержащееся в норматив но-правовых актах, издаваемых законодательным органом. За многовековую деятельность законодательного органа Англии – парламента - общее число принятых актов занимает около 50 увесистых томов, что составляет около трех тысяч актов. закон формируется вод воздействием

требований судебной практики, которая диктуют определенную структуру, характер изложения норм. Отсюда вытекает и казуистический стиль законодательной техники. Рост числа законов обострил проблему систематизации нормотворчества. Она решается путем консолидации - соединения всех законодательных положений по одному и тому же вопросу в единый акт.

72. Становление и развитие континентальной (романо-германской) правовой системы.

Романо-германская правовая система возникла в результате заимствования основных юридических понятий, институтов, принципов римского права. Романо-германская (континентальная) правовая семья включает в себя национальные системы права стран континентальной Европы - Франции, Германии, Италии, Испании, Скандинавских стран, а также ряд неевропейских стран, сформировавшиеся в русле основных идей и конструкций романо-германской правовой системы.

Право делится на частное и публичное. Особенностью системы романо-германской правовой семьи является одинаковое понимание природы, смысла и значения нормы права как абстрактно-всеобщего правила поведения, регулирующего однородную совокупность общественных отношений. Такое понимание природы и характера нормы права лежит и в основе романо-германской концепции нормативно-правового акта, нормативно-правовой деятельности государства и соответствующей кодификации действующего права.

Действующее право стран романо-германской семьи отличается большой четкостью, определенностью, простотой, обозримостью и доступностью. Его можно легко реформировать и изменять в нужном направлении.