Файл: Курсовой проект капитальный ремонт воздушных линий электропередач.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 736

Скачиваний: 76

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Министерство образования Республики Карелия

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Республики Карелия

«Петрозаводский автотранспортный техникум»

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

«КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ»

Обучающийся: Пономарев Владислав Вадимович

Группа: 3ЭС-у

Специальность: 13.02.03. Электрические станции, сети и системы

Руководитель: Лунёв А. Ф.

Подпись: _______________

Петрозаводск

2022г.

СОДЕРЖАНИЕ



1.Введение 3



1.Введение



Электрические воздушные линии (ВЛЭП) предназначены для передачи и распределения электрической энергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным к различным опорным конструкциям. Воздушные линии электропередачи могут быть с напряжением до 1 кВ включительно и выше 1 кВ (3, 6, 10 к В и выше по шкале стандартных напряжений).

Воздушные линии состоят из следующих основных конструктивных элементов: опор различного типа для подвески проводов и грозозащитных тросов; проводов различных конструкций и сечений для передачи по ним электрического тока; грозозащитных тросов для защиты линий от грозовых разрядов; изоляторов, собранных в гирлянды, для изоляции проводов от заземленных частей опоры; линейной арматуры для крепления проводов и тросов к изоляторам и опорам, а также для соединения проводов и тросов; заземляющих устройств для отвода токов грозовых разрядов или короткого замыкания в землю.

Проектирование и сооружение ВЛЭП ведется в соответствии с ПУЭ. Проектирование строительных конструкций опор и фундаментов производится на основании СНиП. ПУЭ устанавливают требования к линиям с различным напряжением исходя из их назначения: чем выше передаваемые напряжения и мощность линии, тем больший ущерб приносит ее повреждение, поэтому к линиям с более высоким напряжением предъявляются и более строгие требования.


2.Устройство и технические требования к воздушным линиям электропередач


Воздушные линии состоят из следующих основных конструктивных элементов: опор различного типа для подвески проводов и грозозащитных тросов; проводов различных конструкций и сечений для передачи по ним электрического тока; грозозащитных тросов для защиты линий от грозовых разрядов; изоляторов, собранных в гирлянды, для изоляции проводов от заземленных частей опоры; линейной арматуры для крепления проводов и тросов к изоляторам и опорам, а также для соединения проводов и тросов; заземляющих устройств для отвода токов грозовых разрядов или короткого замыкания в землю.

Схематично любую линию передачи электроэнергии можно представить:

  • опорами, установленными в грунте;

  • проводами, по которым пропускается ток;

  • линейной арматурой, смонтированной на опорах;

  • изоляторами, закрепленными на арматуре и удерживающими ориентацию проводов в воздушном пространстве.

Дополнительно к элементам ВЛ необходимо отнести:

  • фундаменты для опор;

  • систему грозозащиты;

  • заземляющие устройства.

Опоры бывают:

1. анкерными, предназначенными для выдерживания усилий натянутых проводов и оборудованных натяжными устройствами на арматуре;

2. промежуточными, используемыми для закрепления проводов через поддерживающие зажимы.

Расстояние по грунту между двумя анкерными опорами называется анкерным участком или пролетом, а у промежуточных опор между собой или с анкерной — промежуточным.

Материалом для изготовления опор могут служить:

1. профилированные уголки из различных сортов стали;

2. бревна строительной древесины, пропитанные составами от загнивания;

3. железобетонные конструкции с армированными прутьями.

Диаметр и металл для провода подбираются под проектную нагрузку каждой линии. Медь, алюминий и сталь являются одними из основных материалов, из которых изготавливаются проводники ЛЭП.

Самыми распространенными материалами являются алюминий и сталь. Они могут выполняться единой монолитной жилой для низковольтных схем или сплетаться из многопроволочных конструкций для высоковольтных ЛЭП.

Комбинация двух материалов, алюминия и стали, наилучшим образом отвечает требованиям наружной проводки. Поэтому в подавляющем большинстве случаев кабели ВЛЭП состоят из центральной стальной несущей части и оболочки, состоящей из нескольких слоев алюминиевых жил.



Для того чтобы обеспечить нормальную работу воздушных линий электропередач, необходимо своевременно проводить соответствующие работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. Задачи эксплуатации могут быть решены при выполнении следующих условий:

1) соблюдении допустимых режимов работы ВЛ по токам нагрузки;

2) постоянном наблюдении за ВЛ (осмотры линий);

3) проведении измерений и профилактических испытаний;

4) проведении планово- предупредительных ремонтов;

5) ведении технической документации;

6) тщательном расследовании причин аварий и разработке мероприятий по их устранению.

Конструкция опоры ВЛЭП должна отвечать двум основным требованиям: надежная передача электроэнергии и обеспечение безопасности людей, животных, зданий и оборудования. Количество и тип опор для ВЛЭП, а также расстояние между ними («шаг» опор) определяются сложностью и конфигурацией трассы; количеством, материалом и сечением проводов; климатическими условиями района; степенью заселенности территории, по которой проходит трасса; требованиями, обеспечивающими надежность и безопасность эксплуатации. Также необходимо учитывать, что на ВЛЭП в процессе эксплуатации действуют различные природные явления (ураганы, порывы ветра, наледь, иней), и они подвергаются повышенным механическим нагрузкам

На ВЛ напряжением до 1000 В применяются деревянные опоры из антисептированной древесины, деревянные на железобетонных или деревянных (антисептированных) приставках и железобетонные. Опоры рассчитывают по предельным механическим нагрузкам, возникающим в нормальных режимах работы ВЛ. Расчетные сочетания механических нагрузок определяют в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП).

Типовая инструкция по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38 — 20 кВ с неизолированными проводами. РД 153-34.3-20.662-9

Не все неисправности на линиях могут быть выявлены в результате осмотров и ревизий. Поэтому предусматривается периодическое проведение на линиях электропередачи следующих измерений:
— электрической прочности подвесных фарфоровых изоляторов — в первый год эксплуатации и далее в зависимости от величины отбраковки изоляторов, но не реже одного раза в шесть лет;
— сопротивления болтовых соединений проводов — при вводе линии или в первый год эксплуатации и далее один раз в шесть лет;

— сопротивления заземления опор (проводятся после окончания строительства, переустройства или капитального ремонта заземлителей, при обнаружении на опорах линий 110 кВ и выше следов перекрытий или разрушений изоляторов электрической дугой). В сетях 35 кВ и ниже у опор с разъединителями, защитными промежутками, трубчатыми и вентильными разрядниками и у опор с повторными заземлителями нулевых проводов измерения сопротивления заземления производятся не реже чем один раз в пять лет. Все измерения сопротивления заземления проводятся в периоды наибольшего просыхания грунта;
— сопротивления петли «фаза—нуль» на линиях 0,4 кВ и ниже (производятся при приемке линий в эксплуатацию и в дальнейшем не реже одного раза в 6 лет, а также после подключения новых потребителей);
— степени загнивания древесины — не реже одного раза в три года, а также перед заменой загнивших деталей для проверки правильности отбраковки и допустимости подъема на опору;
— габаритов и стрел провеса проводов и тросов, тяжения в оттяжках опор (производимые по мере необходимости).
Проверка трубчатых разрядников со снятием их с опор выполняется один раз в три года.
Нагрузки и напряжения на ВЛ напряжением до 1000 В измеряют 1 раз в период с 1 октября по 1 января, в часы максимальных нагрузок.
Внеочередные замеры нагрузок и напряжений на этих ВЛ производят после таких работ, как замена проводов одного сечения на провода другого сечения, изменение схемы, переключение ряда вводов с одной фазы на другую (расфазировка) или при получении сообщения от потребителя о ненормальном напряжении. Нагрузку измеряют на головном участке и ответвлениях, напряжение — на головном участке, удаленных концах магистрали и отдельных вводах. Нагрузку и напряжение на линиях напряжением до 1000 В измеряют токоизмерительными клещами с телескопической вышки или опоры, соблюдая при этом правила техники безопасности.
Измерения на ВЛ выше 1000 В выполняют только на головных участках по стационарным приборам, установленным в распределительных пунктах или центрах питания. Результаты измерений заносят в специальные бланки.




3. Технология и организация ремонта воздушных линий электропередач

При ремонтах ВЛ выполняется комплекс мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных характеристик ВЛ путем ремонта или замены отдельных ее элементов. Перечень работ, относящихся к текущим и капитальным ремонтам ВЛ, устанавливается типовыми инструкциями по эксплуатации ВЛ.


Объем ремонтных работ определяется по результатам предшествующих осмотров, испытаний и измерений. Поэтому для планирования ремонтов ВЛ ведется следующая эксплуатационно-техническая документация:

  • паспорта ВЛ;

  • листки осмотров;

  • ведомости проверки загнивания деревянных опор;

  • ведомости проверки линейной изоляции;ведомости измерений габаритов и стрел провеса проводов и тросов;

  • ведомости измерений сопротивлений заземляющих устройств;

  • журналы неисправностей ВЛ;

  • журналы учета работ на ВЛ и другие документы.

На основании этих документов составляется многолетний график работ, в котором указывается перечень всех ВЛ и годы их вывода в ремонт в соответствии с техническим состоянием. На основании многолетнего графика составляются годовые графики работ.

По форме организации капитальный ремонт ВЛ может выполняться децентрализованно, централизованно и по смешанной форме. При децентрализованной форме ремонт выполняется силами предприятия, эксплуатирующего ВЛ.

Наиболее прогрессивной формой капитального ремонта ВЛ является централизованный ремонт, выполняемый по договору подряда строительно-монтажной организацией, специализирующейся на строительстве ВЛ. Бригады централизованного ремонта могут быть комплексными, выполняющими все виды ремонтных работ, или специализированными, выполняющими определенные виды работ, например замену опор.

Основными преимуществами централизованного ремонта являются высокое качество и сокращение сроков ремонтных работ. Это достигается высокой квалификацией персонала, использованием передовых методов организации и проведения работ, высокой степенью их механизации.

Законченные работы по капитальному ремонту ВЛ должны приниматься техническим руководителем предприятия, о чем делается отметка в плане-графике работ. Все работы, произведенные на ВЛ, должны оформляться соответствующими актами с указанием объема выполненных работ, даты выполнения, фамилии производителя работ.

В паспорте ВЛ должны отражаться все основные выполненные работы (замена опор, проводов, изоляторов) и изменение характеристик ВЛ, например появление новых пересечений.

Мероприятия, направленные на капитальный ремонт линий электропередачи включают:


1. Расчистка просек ВЛ от кустарников, сваленных деревьев и сучьев; поддержание ширины