Файл: Спрос на труд и квалификацию в промышленности между дефицитом и избытком1 Чтобы быть конкурентоспособными, фирмы должны поддерживать такие численность и структуру персонала, которые оптимальны.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что предприятия, заявляющие о нехватке рабочей силы, не предпринимают практически никаких шагов, которые было бы естественно ожидать от них, если бы речь шла о физической нехватке рабочих рук и, в частности квалифицированных рабочих. Они не пытаются минимизировать потери рабочего времени и увеличить его продолжительность; меньше других инвестируют в подготовку и переподготовку кадров; не пытаются интенсифицировать найм. Этот «букет» поведенческих реакций дополняет обобщенную характеристику этих предприятий как неконкурентоспособных на рынке труда.


8. Неоптимальная занятость и законодательная защита рабочих мест


Поддержание неоптимальной занятости может быть связано с тем, что издержки оборота рабочей силы, определяемые институтами рынка труда, запретительно велики. Эти издержки, вменяемые работодателю трудовым законодательством, замедляют адаптационную реакцию предприятий на неоптимальность занятости.15 Чем больше временной лаг между появлением неоптимальной занятости и корректирующим её поведением предприятий, тем устойчивей и продолжительней дисбаланс.16 Увольнение избыточных работников требует времени и значительных затрат, а потому работодатель может предпочесть никого не увольнять, либо «выжимать» их поодиночке, соблюдая формальные требования закона. Издержки увольнения в итоге добавляются к издержкам найма, поскольку спрос на труд цикличен и работодатель допускает положительную вероятность того, что в обозримом будущем придется оптимизировать численность уже в обратном направлении.

Чем волатильнее спрос на производимые блага, тем волатильнее спрос на труд. Это создает особые проблемы для предприятий, находящихся в наиболее рискованных и конкурентных секторах рынка: недавно созданных, инновационных, производящих новую продукцию и т.п. Поэтому для того, чтобы фирмы преуспевали в развитии инновационного и высокотехнологического производства, степень защиты рабочих мест должна быть относительно ниже, а гибкость рынка труда выше17.

В нашем обследовании респонденты сообщали о существовании различных ограничений, препятствующих деятельности их предприятий, а также оценивали (по 5-бальной шкале) их относительную значимость. Действующий режим регулирования трудовых отношений очень серьезным препятствием для развития производства признали лишь 1% и еще около 4% существенным препятствием. Если же добавить сюда и тех, кто отметил это как заметное препятствие, то мы получаем примерно 16% всех ответов. По сравнению со многими другими лимитирующими факторами его значение выглядит как достаточно слабое.18 Результаты мало варьируют по основным группам предприятий, что, казалось бы, служит дополнительным свидетельством против того, чтобы считать жесткость регулирования трудовых отношений злободневной проблемой. Тем не менее такая интерпретация была бы преждевременной.



Во-первых, в этом «антирейтинге» составляющих инвестиционного климата уверенно «лидируют» общие для всех и принципиальные характеристики внешней среды и регуляторного режима, по отношению к которым «регулирование трудовых отношений» кажется частностью. Во-вторых, под «регулированием трудовых отношений» первые лица предприятия могут понимать заключение коллективного договора или отношения с профсоюзами, что действительно не является для них серьезным препятствием. В-третьих, дефицит квалифицированного труда, широко признаваемый как значимое ограничение, в свою очередь связан с режимом регулирования трудовых отношений, хотя это может респондентами и не осознаваться. (К вопросу о связи восприятия законодательства о защите занятости и найма квалифицированных работников мы вернемся ниже.)

Тема качества регулирования как потенциального ограничения для развития получила уточнение в вопросе о том, какие правила и нормы действующего трудового законодательства создают наибольшие трудности для данного предприятия (таблица 8.1).

Таблица 8.1.

Какие правила и нормы действующего трудового законодательства создают наибольшие трудности для предприятия? (%)

Нормы трудового законодательства

Всего

Численность персонала:

недостаточна

оптимальна

избыточна

Правила найма и увольнения работников

18,8

15,9

18,2

25,8

Правила использования срочных трудовых договоров

11,8

10,4

12,3

11,7

Правила использования рабочего времени

15,3

13,7

15,5

17,2

Соблюдение требований уровня МРОТ

10,6

13,0

10,0

10,9

Нормы, регулирующие предоставление социальных льгот

12,5

12,6

10,1

17,2

Нормы, регулирующие своевременность выплат зарплаты

12,1

12,6

10,1

17,2

Правила, регламентирующие отношения с профсоюзами

4,1

3,0

4,7

3,9

Правила, регулирующие найм на работу граждан других стран

20,2

27,8

18,2

14,8

Другое

3,1

3,0

3,0

3,9

Нет таких норм и правил

39,7

35,6

42,6

37,5

N

1002

592

270

128



Хотя данные в целом не свидетельствуют о том, что регулирование трудовых отношений приносит значительную «головную боль», лишь 40% всех респондентов не видят для себя никакой проблемы в действующем трудовом законодательстве. Три элемента законодательства вызывают повышенную озабоченность: во-первых, «правила, регулирующие найм на работу граждан других стран» (20,2%); во-вторых, «правила найма и увольнения работников» (18,8%); и, наконец, в-третьих, «правила использования рабочего времени» (15,3%).

Эти три позиции во многом определяют возможности адаптации количества используемого труда как фактора производства. Первые две позиции связаны с издержками найма/увольнения и выражаются в том, что предприятие сознательно выбирает для себя заниженный уровень занятости и тем самым отказывается от создания новых рабочих мест. Трудности маневра рабочим временем не только повышают общие издержки предприятия, но и (совместно с несозданными рабочими местами) отрицательно влияют и на величину выпуска, и на численность занятых. Тем самым в итоге страдают эффективность и конкурентоспособность предприятий, а также потенциальные работники из числа незанятых или неформально занятых.

Показательно, что предприятия с избыточной занятостью намного чаще, чем предприятия с нормальной или недостаточной занятостью, жалуются на нормы, регулирующие найм и увольнение работников. Это естественно, поскольку именно для них проблема освобождения от лишних работников стоит особенно остро. В то же время трудодефицитные предприятия намного чаще, чем предприятия двух других групп, жалуются на правила, регламентирующие найм на работу граждан из других стран. С одной стороны, это наглядно свидетельствует об их ориентации на сегмент самой дешевой, наименее квалифицированной рабочей силы. С другой стороны, это позволяет предполагать, что недавние ужесточения миграционного законодательства должны еще больше обострить проблему дефицита рабочей силы в российской промышленности. (Как видим, еще до этих нововведений неоправданно жесткие нормы, регулирующие труд мигрантов, создавали серьезные проблемы примерно для каждого пятого промышленного предприятия.)

Влияние трудового законодательства на поиск и найм квалифицированных работников можно проиллюстрировать с помощью таблицы 8.3. Она показывает значения коэффициентов ordered probit регрессий, в которых зависимыми переменными являются 5-ти балльные индексы, характеризующие степень трудностей поиска/найма квалифицированных работников. Мы контролируем основные структурные характеристики предприятия, а также регион и отрасль. В число независимых переменных входит либо суммарный индекс восприятия жесткости ЗЗЗ (столбцы 2 и 3 таблицы), либо позиция «в законодательстве нет таких правил и норм, которые создают для предприятия дополнительные трудности».

Таблица 8.3.

Факторы, определяющие трудности поиска/найма квалифицированных работников: оценки из ordered probit




Индекс трудностей поиска/найма, 5-ти бальная шкала:




специалисты

квалифицированные рабочие

Средняя заработная плата (Lоg)

-0,093*

-0,199***

-0,197***

Гос. собственность >25% (1=да)

0,218**

0,021

0,023

Есть иностр. собственник (1=да)

-0,153

-0,036

-0,042

Численность <250 чел. (1=да)

-0,301***

-0,166**

-0,162**

НИОКР (1=да)

0,208***

0,044

0,033

Создано после 1992 г. (1=да)

0,078

-0,115

-0,122

Индекс жесткости ЗЗЗ

0,108***

0,094***

-

ЗЗЗ не является ограничением

-

-

-0,306***

Отрасль

Да

Да

Да

Регион

Да

Да

Да

N

896

898

898

LR chi2

123,85

181,13

189,56

***, **, * соответствуют 1%, 5% и 10% уровням значимости.

Индекс жесткости ЗЗЗ рассчитывался как сумма ответов на вопрос о том, какие правила и нормы действующего законодательства создают для предприятия наибольшие трудности.
Все спецификации дают согласованные результаты. Чем выше индекс восприятия жесткости законодательства о защите занятости, тем выше индекс трудностей поиска и найма. Предприятия, которые не воспринимают нормы трудового законодательства как ограничители, в меньшей степени сталкиваются с трудностями при поиске/найме квалифицированных рабочих.

Обратим внимание на то, что заработная плата влияет на трудности найма обратным образом. Это соответствует ранее сделанному выводу о том, что привлечение и закрепление квалифицированного труда связаны в первую очередь со спросовыми ограничениями. Другой интересный факт, следующий из таблицы 8.3, заключается в том, что небольшие предприятия (до 250 человек) в относительно меньшей степени сталкиваются с трудностями поиска/найма (по сравнению с более крупными предприятиями). Объясняться это может тем, что фактический режим регулирования для небольших предприятий отличается повышенной гибкостью и они в меньшей степени чувствуют давление со стороны законодательных ограничений.