ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общее понятие управления. Государственное управление. Исполнительная
власть в системе разделения властей, ее основные признаки, функции.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «управление» очень многогранно, поэтому оно используется в ряде научных дисциплин, каждая из которых трактует его в контексте специфики предмета исследования и разрабатываемых ими концепций. Согласно одному из определений, которое дает В.И. Кнорринг, управление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект для обеспечения его функционирования и эффективного развития, а система управления — механизм, который обеспечивает этот процесс. Управление как система включает в себя управляющую и управляемую подсистемы, называемые соответственно, субъектом и объектом управления.
Так же рассмотрим практику, именно государственного управления как целостной системы - это позволяет не только получить адекватное представление об особенностях функционирования государственного аппарата и методах его политики, но и разработать схему обучения государственных служащих навыкам и приемы, позволяющие им профессионально выполнять свои функции.
Так же в целом структура власти представляет собой совокупность институтов, осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властных отношений.
Многоаспектность данного понятия обуславливает и соответствующую типологию элементов структуры: законодательные, исполнительные, судебные.
Целью данной работы является:
1)Ознакомиться с общим понятием управления и государственное управление.
2) Разберем, что именно представляет собой исполнительная власть в системе разделения властей, а так же ее основные признаки, функции.
-
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ
Управление (образовано от древнерусского слова: правлєниѥ — правление, управление чем-либо; производное от общеславянского слова: правити — править, направлять, которое происходит от праславянского слова: правъ — прямой, правильный).
Управление — это воздействие (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью обеспечения требуемого её поведения или изменения её характеристик.
В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Следует раскрыть содержание этого руководства, его функциональное назначение.
С точки зрения кибернетики — науки об управлении — можно сделать следующие выводы:
Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.
Управление, служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами
Управление — внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления)
Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления
Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это — целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.
Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие — прерогатива субъекта управления.
Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальные образования, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т.п.).
2 .ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Общество - это сложное и многоуровневое образование. Чтобы полностью удовлетворить интересы и иметь возможности для развития, оно должен выработать режим саморегулирования и адаптации к внешней среде.
Развитие такой способности означает упорядочение элементов, процессов, институтов в рамках единой системы, форма которой призвана сделать эту способность главным условием такого саморегулирования.
Условием формирования и функционирования такой системы является общественное производство, основной целью которого должно быть максимально полное удовлетворение потребностей людей, возможное только при правильной и эффективной организации этого общества с учетом базовых ценностей. Сформировался в нем.
В основе этой организации лежит совокупность социальных систем, сформированных вокруг функционально значимых сфер общественной жизни: экономики, политики, религии, нравственности, науки, культуры.
Главным координатором этого процесса может быть государство, ответственное за достижение конкретных результатов, полученных в процессе функционирования этих систем.
Управление социальной системой означает способность субъекта делать ее динамику предсказуемой и направленной. Поэтому научное руководство должно исходить из анализа объекта управления и выявления факторов, определяющих режим его внутренней саморегуляции и устойчивости к внешним воздействиям.
Любая система управления имеет как субъективный, так и объектный характер и может рассматриваться только с учетом многоуровневого взаимодействия с окружающей средой. Есть субъект, определяющий характер управленческого воздействия, и есть объект, в отношении которого это воздействие осуществляется.
Специфика государственного управления заключается в том, что субъектом этого управления является специально уполномоченный представительный аппарат, выполняющий свои функции исключительно на профессиональной основе.
Однако информацию о последствиях этого воздействия на объект он получает только через значительный период времени из неопределенно локализованного источника. Этим объясняется тот факт, что зачастую меры реагирования государства на внутригосударственные процессы оказываются неадекватными.
В то же время в сфере государственного управления можно выделить следующие методы воздействия субъекта на объект: постоянное и эпизодическое, силовое и мягкое, радикальное и постепенное, прямое и косвенное государственное управление.
В перечень объектов государственного управления должны входить социально-экономические процессы, социальные институты, а также различные социальные группы, действующие на территории данного государства. Объектом управленческого воздействия может быть не только внешний по отношению к субъекту элемент, но и любая составляющая самого субъекта.
В процессе воздействия субъекта на объект реакция последнего может быть различной и зависеть как от характера этого воздействия, так и от состояния самого объекта. Сам объект способен приобретать свойства субъекта и активно противодействовать его намерениям. Чтобы воздействие субъекта на объект было максимально эффективным, необходимо своевременное и точное представление о поведении объекта, которое может быть обеспечено организацией прямых и обратных связей между сторонами этого взаимодействия. Действие обратной связи, вызванное реакцией объекта государственного управления, также может иметь конструктивный характер для субъекта, если его деятельность определяется, например, добровольным участием населения в государственных мероприятиях.
Система государственного и муниципального управления - одна из ключевых дисциплин цикла управления. Особенностью данной дисциплины является анализ и обобщение практики государственного строительства в развитых демократических странах с опорой на институты гражданского общества.
3.ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ
3.1 Исполнительная власть в системе разделения властей.
Исполнительная власть - власть правоприменительная, в задачи которой входит исполнение законов. Само понятие исполнительной власти возникло в ходе разработки концепции разделения властей.
В современную эпоху фундаментальный принцип разделения властей является одним из важнейших оснований устройства и функционирования государственного механизма подавляющего большинства стран. Однако признание этого принципа ни в теоретическом, ни в практическом плане не ведет к отрицанию такого понимания власти, согласно которому она представляет собой структурно упорядоченную целостность. Поэтому сформулированную Монтескье и уточненную Кантом концепцию разделения властей можно рассматривать лишь как идеальную конструкцию, играющую роль методологической модели. Власть по своей природе едина. И даже если предположить, что ее отсеки действуют самостоятельно, независимо друг от друга, асинхронно преследуя различные цели, то результатом событий станет не доктринерская реализация теоретического принципа, а полное разрушение власти, хаос, анархия. История знает достаточно примеров, когда жесткое противостояние одной ветви власти другой приводило в конечном итоге к расколу общества, гражданским войнам, смуте, беспорядкам.
Проблема разделения властей возникает только в условиях гетерогенных социумов, где имеются различные независимые хозяйственные и политические субъекты, где наличествуют (не важно: в эмбриональном или относительно развитом состоянии) элементы гражданского общества. Именно в этих обстоятельствах появляется острая необходимость в функциональном обособлении, специализации ветвей власти, способствующих поддержанию в обществе определенного баланса. Речь идет не столько о техническом обособлении для придания процессу социального управления большей эффективности, сколько о политико-правовых основах данного явления. А они сводятся к двум принципиальным моментам:
1. В деле управления государством нельзя полагаться лишь на благие намерения, добродетели правителей, так как возможность неограниченной власти способна превратить в тирана любого, даже самого мудрого, доброго лидера, что чревато нарушением баланса во взаимоотношениях власти и общества и в конечном итоге разрушением целостности политической системы.
2. Принцип разделения властей неразрывно связан с идеей права каждого гражданина на осуществление власти.
Таким образом, он является неотъемлемой частью проблемы демократии и демократического устройства общества.
Концепция разделения властей, ставшая непреложным принципом конституционного устройства всех демократических государств, была сформулирована в эпоху кризиса феодально-абсолютистских режимов в Западной Европе 17-18 вв. Локком и Монтескье. В то время широкое развитие в экономике рыночных отношений и свободного предпринимательства со всей необходимостью поставили вопрос о глубоких изменениях в структуре власти.
Теоретическим источником этой политико-правовой доктрины были получившие широкое распространение в 17-18 вв. концепции естественного права и общественного договора.
Выступая за синхронность, согласованность действий всех отсеков власти, Монтескье намечает контуры системы взаимных сдержек и противовесов между различными ветвями власти. Локк пишет о праве исполнительной власти созывать и распускать законодательный орган; Монтескье говорит о наделении исполнительной власти правом отмены решений представительного учреждения, о запрете законодателями вмешиваться в непосредственную деятельность исполнительного органа.
Теоретические модели Локка и Монтескье, выработанные на основе анализа британской политической системы конца 17 - первой половины 18 века, легли в основу всех конституций конца 18-19 вв. С этого момента проблема структуры власти перемещается преимущественно в сферу государственно- правовых исследований и разработок. Внимание специалистов в области конституционного права концентрируется на создании конкретных правовых механизмов взаимных сдержек и противовесов во взаимоотношениях между государственными органами, представляющими различные ветви власти.