Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
51
Таблица 21 – Факторный анализ чистой прибыли ООО «Прогресс»
Тыс. руб.
Показатели-факторы
Годы
2015-
2014
Удельный вес, %
2016-
2015
Удельный вес, %
1 Изменение выручки от продаж
4643
-7369,84 7378 2195,83 2 Изменение себестоимости продаж
-3966 6295,24
-3736
-1111,90 3 Изменение управленческих расходов
-397 630,16
-108
-32,14 4 Изменение коммерческих расходов
-372 590,48
-2667
-793,75 5 Изменение прочих доходов
3
-4,76
-4
-1,19 6 Изменение прочих расходов
10
-15,87
-440
-130,95 7 Изменение налога на прибыль
16
-25,40
-87
-25,89
Абсолютная сумма отклонений
-63 100,00 336 100,00
Данные таблицы 21 показывают, что наибольший удельный вес в 2015г. по отношению к 2014г. имеет фактор изменения себестоимости продаж (6295,24 %), именно из–
за него, несмотря на прирост выручки от продажи товаров на 4643 тыс. руб., чистая прибыль в 2015 г. снизилась на 63 тыс. руб.
Наибольший удельный вес в 2016г. по отношению к 2015г. также имеет фактор изменения себестоимости проданных товаров (1111,90%), а именно, его увеличение в отчетном году.
1 2 3 4 5 6
2.4 Меры по раскрытию резервов роста эффективности деятельности
ООО «Прогресс»
Как показывают результаты проведенного анализа, основными факторами, оказавшими влияние на изменение показателей прибыли в отчетном году стали себестоимость проданных товаров, а также расходов на продажу. В этой связи, основными резервами роста эффективности деятельности ООО «Прогресс» будут являться:
- сокращение себестоимости продаж за счет использования метода ФИФО при оценке товаров, проданных покупателям;
- оптимизация расходов на продажу за счет снижения расходов по доставке товаров покупателям.
Для снижения себестоимости продаж и получения прибыли от основной деятельности предприятию рекомендуется применять метод оценки ФИФО для оценки готовой продукции
,
52 отгруженной покупателям.
Оценка запасов по методу ФИФО основана на допущении, что материалы и сырье списываются в производство в последовательности их приобретения (поступления). То есть считается, что сначала передаются в производство запасы, числящиеся на начало месяца, затем первая по времени приобретения партия материалов, потом - следующая партия и т.д.
Следовательно, запасы, первыми поступающие в производство, оцениваются по стоимости первых по времени приобретений с учетом стоимости запасов, числящихся на начало месяца.
Оценка остатка МПЗ на складе на конец месяца производится по фактической стоимости последних по времени приобретений.
Выбор данного метода оценки материальных запасов выгоден в том случае, если ожидается значительное снижение цен на сырье и материалы, используемые организацией.
Ведь применение метода ФИФО позволит компании сначала списать стоимость более ранних приобретений и, таким образом, увеличить сумму расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (по сравнению, например, со списанием МПЗ по средней стоимости). При относительно стабильных ценах применение метода ФИФО не принесет организации каких-либо налоговых выгод.
Как и при выборе метода оценки МПЗ по средней стоимости, при использовании метода ФИФО стоимость материалов, отпущенных в производство, может оцениваться одним из двух вариантов - с помощью взвешенной или скользящей оценки.
Вариант оценки стоимости МПЗ (взвешенная или скользящая оценка) необходимо закрепить в учетной политике организации и применять последовательно от одного налогового периода к другому.
Проведем сравнительный анализ методов определения себестоимости проданных товаров при использовании метода ФИФО на примере одного виды товаров – свинцового кабеля.
На начало отчетного месяца в организации ООО «Прогресс» остаток свинцового кабеля составлял 300 кг. по цене 85 руб. за 1 кг. – 25500 руб. За отчетный период (месяц)
ООО «Прогресс» приобрело 3000 кг. товаров, в т.ч.:
10.05.2017 - 500 кг. по цене 81 руб. на сумму 40500 руб.;
15.05.2017 - 500 кг. по цене 84 руб. на сумму 42000 руб.;
25.05.2017 - 1700 кг. по цене 85 руб. на сумму 144500 руб.
В конце месяца организация на основании ООО «Прогресс» было определено, что покупателям реализовано 2300 кг.
Вариант 1. В ООО «Прогресс» закреплено, что списание товаров производится по средней себестоимости.
53
Средняя себестоимость одного кг. кабеля свинцового составит:
(25500 + 40500 + 42000 + 144500 руб.) / 2300 кг = 109,78 руб.
Тогда общая стоимость товаров, реализованных покупателю, составит:
2300 · 109,89 руб. = 252499,99 руб.
Вариант 2. В ООО «Прогресс» закреплено, что списание товаров, проданных покупателям, производится методом ФИФО.
Всего списано 2300 кг., причем сначала полностью списывается остаток товаров на начало месяца (300 кг), затем списывается первая поступившая партия (500 кг), вторая (500 кг), и оставшееся количество (1000 кг) списывается из третьей партии поступившего свинцового кабеля.
Стоимость материальных затрат на производство составит:
300 кг. · 85 руб. + 500 кг. · 81 руб. + 500 кг. · 84 руб. + 1000 кг. · 85 руб. = 25500 +
40500 + 42000 + 85000 = 193000 руб.
Таким образом, фактическая себестоимость одного кг. свинцового кабеля составляет:
193000 руб. / 2300 кг. = 83,91 руб.
Относительное отклонение себестоимости продаж за счет применения метода ФИФО составит:
100 – 83,91 / 109,78 · 100 = 23,56 %.
Следовательно, применение разработанных мероприятий, позволяет снизить себестоимость проданных товаров, в среднем на 4557 тыс. руб. (19341* 23,56%).
Таким образом, сокращение себестоимости проданных товаров за счет применения метода ФИФО при отпуске их покупателям, ведет к тому, что показатель себестоимости продаж сокращается, что положительным образом влияет на финансовые результаты. Это позволит сформировать оптимальную цену на реализуемую продукцию и повысить объем продаж в ООО «Прогресс».
На следующем этапе рассмотрим возможность сокращения расходов на продажу, относительный прирост которых составил 53,21%, что существенно превышает увеличение выручки от продажи и негативным образом влияет на динамику прибыли от продаж.
По данным предприятия можно сделать вывод, что одной из значимых статей в составе расходов на продажу являются прочие расходы, в которые включается оплата услуг сторонней организации по доставке товаров покупателям.
ООО «Прогресс» заключены договора с отдельными клиентами, согласно условий которых товары доставляются непосредственно покупателям за счет ООО «Прогресс».
Поскольку собственные транспортные средства у предприятия отсутствуют (стоимость основных средств составила на конец 2016 г. 1444 тыс. руб.), ООО «Прогресс» для доставки
54 товаров привлекает сторонние организации, стоимость услуг которых учитывается в составе прочих расходов на продажу. Ежемесячно за доставку товаров ООО «Прогресс» уплачивает
57850 руб.
Для сокращения расходов на продажу за счет прочих затрат организации рекомендуется приобрести автомобиль ГАЗель, что существенно сократит транспортные расходы по доставке товаров покупателям. Рассмотрим порядок реализации данного мероприятия. Покупка транспортного средства, осуществляется по договору купли-продажи.
Приобретая автотранспортные средства, организация получает от поставщика счет-фактуру и накладную, подтверждающую количество, стоимость и факт передачи приобретенного имущества, а также техническую документацию.
Приобретаемый организацией автомобиль принимается к бухгалтерскому учету как объект основных средств (п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом
Минфина России от 30 марта 2001 г. №26н). Первоначальная стоимость автомобиля складывается из всей совокупности затрат на приобретение. Такими затратами, например, могут быть:
- сумма, уплаченная в соответствии с договором продавцу;
- сумма, уплаченная за доставку автомобиля в организацию;
- таможенные пошлины;
- вознаграждения посредникам;
- регистрационные сборы и другие расходы, связанные с регистрацией в ГАИ;
- другие затраты, непосредственно связанные с приобретением автомобиля.
Затраты на регистрацию в ГАИ включаются организацией в фактические расходы на приобретение автомобиля и увеличивают первоначальную стоимость транспортного средства.
ООО «Прогресс» приобрело по договору купли-продажи новый грузовой автомобиль
ГАЗель. Стоимость автомобиля, согласно договору с продавцом, - 436000 руб., в том числе
НДС – 66508 руб. Плата за регистрацию автомобиля в ГАИ составляет 1000 руб.
Таким образом, первоначальная стоимость автомобиля составит:
436000 – 66508 + 1000 = 370492 руб.
Для осуществления доставки товаров покупателям, ООО «Прогресс» следует дополнительно принять на работу водителя-экспедитора с заработной платой 13500 руб. ежемесячно. Сумма страховых взносов, начисляемых на заработную плату водителя, составит 13500*12*30,2% = 48924 руб.
Стоимость бензина АИ-92 в настоящее время, приобретаемого ООО «Прогресс» в
ОАО «Красноярскнефтепродукт» составляет 22000 руб. за одну тонну, себестоимость одного
55 литра бензина равна 29,4 руб./л. Расход топлива на 100 км. по автомобилю ГАЗель при средней скорости 60 км/ч составляет 9,5 литров. Исходя из того, что средний километраж за один рабочий день составит 58,90 км., рабочих дней в году в среднем, 250 руб.
Следовательно, затраты ГСМ при эксплуатации автомобиля за год будут равны:
9,5 / 100 * 58,90*29,4*250 = 41126,92 руб.
Кроме того, использование автомобиля предполагает расходы на ремонт и техническое обслуживание автомобиля, а также расходные материалы (масла). Совокупная стоимость данного вида расходов составит в среднем 15000 руб.
Определим целесообразность доставки товаров собственными силами ООО
«Прогресс», расчеты доходов и расходов при осуществлении доставки собственными силами и сторонней организацией представим в таблице 22.
Таблица 22 - Расчет доходов и расходов при доставке товаров собственными силами
Тыс. руб.
Наименование показателя
До внедрения
После внедрения
Стоимость услуг по договору с транспортной организацией
(57850*12)
694200
-
Оплата труда водителя (13500*12)
-
162000
Страховые взносы на оплату труда водителя (162000*30,2%)
-
48924
Затраты на ГСМ
-
41127
Расходы на ремонт и техническое обслуживание автомобиля
15000
Итого
694200 267051
Таким образом, сумма расходов, связанных с доставкой товаров покупателям ООО
«Прогресс», при условии внедрения разработанной рекомендации составит 267051 руб., т.е. экономия по отношению к данным отчетного года составляет 427149 руб.
Экономическое обоснование разработанных в ходе работы рекомендаций осуществляется путем формирования показателей прогнозных показателей, включаемых в отчет о финансовых результатах. Следовательно, в отчете о финансовых результатах ООО
«Прогресс» данные будут формироваться следующим образом:
- значение выручки от продажи товаров ООО «Прогресс» принимается на уровне 2016 года и составляет 29828 тыс. руб.
- себестоимость проданных товаров рассчитывается с учетом использования метода оценки ФИФО при отпуске товаров в производство. При формировании показателя предполагаем, что себестоимость проданных товаров снизится на 4557 тыс. руб.:
56 19341 – 4557 = 14784 тыс. руб.
- показатель валовой прибыли определяется расчетным путем и представляет собой разницу между суммой выручки от реализации и себестоимости проданных товаров:
29828 – 14784 = 15044 тыс. руб.
Как видим, показатель валовой прибыли имеет прогнозный прирост за счет вовлеченной в оборот экономии средств на оплату труда в размере 4557 тыс. руб.
- показатель управленческих расходов изменений в прогнозном отчете о финансовых результатах не имеет, для расчетов принимается текущее значение, которое составляет 1119 тыс. руб.
- сумма коммерческих расходов в планируемом периоде сокращается за счет оптимизации расходов по доставке товаров покупателям, значение показателя в ООО
«Прогресс» в отчетном периоде составит:
8193 – 427 = 7766 тыс. руб.
- показатель прибыли от продаж определяется расчетным путем и представляет собой разницу между прогнозным значением валовой прибыли предприятия, управленческими и коммерческими расходами. Планируемый показатель прибыли от продаж ООО «Прогресс» будет равен:
15044 – 1119 - 7766 = 6159 тыс. руб.
Как видим из расчетов, прирост прибыли от продаж в абсолютном выражении составляет 6159 тыс. руб.
- сумма прочих доходов ООО «Прогресс» в отчетном году отсутствует, в этой связи в планируемом периоде данный показатель изменений не имеет, принимаем нулевое значение в отчете о финансовых результатах.
- сумма прочих расходов предприятия также принимается на уровне показателя 2016 года и составляет 546 тыс. руб.
- показатель прибыли до налогообложения в планируемом периоде определяется как разница между суммой прогнозной прибыли от продаж, уменьшенной на величину прочих расходов:
6159 - 546 = 5613 тыс. руб.
Следовательно, планируемое значение прибыли до налогообложения превышает уровень 2016 года на 4984 тыс. руб.
- текущий налог на прибыль рассчитывается на основании прогнозного значения прибыли до налогообложения:
5613*20% = 1123 тыс. руб.
- чистая прибыль предприятия рассчитывается как разница между прогнозной
57 прибылью до налогообложения и суммой налога на прибыль:
5613 – 1123 = 4490 тыс. руб.
Таким образом, прирост чистой прибыли ООО «Прогресс» в результате внедрения разработанных мероприятий составляет 3989 тыс. руб.
Таблица 23 - Прогнозный отчет о финансовых результатах ООО «Прогресс»
Тыс. руб.
Показатели
2016 год
Прогнозное значение
Отклонение
Выручка от продаж
29828 29828
-
Себестоимость продаж
19341 14784
-4557
Валовая прибыль.
10487 15044
+4557
Управленческие расходы
1119 1119
-
Коммерческие расходы
8193 7766
-427
Прибыль от продаж
1175 6159
+4984
Прочие расходы
546 546
-
Прибыль до налогообложения
629 5613
+4984
Текущий налог на прибыль
128 1123
+995
Чистая прибыль
501 4490
+3989
Использование в работе предприятия предложенных рекомендаций позволит существенно повысить показатели прибыли и окажет положительное влияние на общее финансовое состояние объекта исследования.
58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что эффективная финансово-хозяйственная деятельность организаций оптовой торговли возможна при условии правильной постановки организации бухгалтерского учета финансовых результатов и совершенствования существующих способов ведения первичного, текущего учета и разработки новых форм подходов к торгово-коммерческой деятельности оптовых организаций, а также оценки финансового состояния и их устойчивости.
Объектом исследования выступала торговая организация ООО «Прогресс». Основным видом деятельности является оптовая торговля отходами, ломом черных и цветных металлов. Оптовая торговля относится к отраслям с низкой фондо- и материалоемкостью, чем объясняется невысокая стоимость основных средств анализируемого предприятия.
Исследован порядок бухгалтерского учета и налогообложения финансовых результатов
ООО «Прогресс». По итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что в целом, ведение учета финансовых результатов в ООО «Прогресс» соответствует требованиям нормативных документов. Доходы и расходы от основной деятельности отражаются на счете
90 «Продажи», поступления и расходы, не связанные с основной деятельностью, учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Результаты проведенной экспресс-диагностики выявили позитивные сдвиги в динамике финансовых результатов:
1. Деятельность ООО «Прогресс» в 2016г. по отношению к 2015г. характеризуется повышением выручки от продажи товаров, а также приростом показателей прибыли. Так, прибыль от продаж увеличилась в 3,8 раза, прибыль до налогообложения – в 3 раза, чистая прибыль – в 3 раза. Данная динамика заслуживает положительной оценки.
2. Рост показателей прибыли ООО «Прогресс» нашел свое отражение в приросте относительных показателей эффективности деятельности организации – показателях рентабельности. Значение рентабельности продаж в отчетном году составило 3,94%, общей рентабельности продаж 2,11%, чистой рентабельности продаж 1,68%. Это означает, что в отчетном году на каждый рубль выручки от продажи ООО «Прогресс» получает более высокий уровень прибыли, основная деятельности организации также приносит экономическую отдачу.
3. Положительной оценки заслуживает увеличение в отчетном году удельного показателей прибыли, наиболее значительно вырос удельный вес прибыли от продаж по отношению к выручке – на 2,57%, доля чистой прибыли увеличилась на 0,95%. В целом, в
2016г. можно отметить положительную тенденцию структуры финансовых результатов