Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2 Расчет и оценка динамики показателей деловой активности ООО «Прогресс»
Изучение интенсивности использования ресурсов следует рассматривать в контексте анализа деловой активности и финансового состояния коммерческой организации
(предприятия, фирмы, компании). Не вызывает споров, что от того, насколько интенсивно используются ресурсы, в значительной, а может быть, и решающей степени зависит эффективность ее хозяйственной деятельности. Интенсификация использования ресурсов коммерческой организации состоит в том, чтобы при меньшем их количестве добиваться больших результатов в ее хозяйственной деятельности и в первую очередь роста выручки.
Важнейшими индикаторами здесь служат показатели оборачиваемости, которые рассчитываются по данным бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах [46]
(приложения В, Г, Д, Е)
Анализ показателей оборачиваемости начинается с расчета и сравнительной оценки (с данными предыдущих периодов, плановыми данными, данными других аналогичных предприятий, среднеотраслевыми значениями) общих и частных показателей оборачиваемости оборотных активов. Первые из них отражают интенсивность использования оборотных активов коммерческой организации в целом, а вторые - отдельных их видов. Цель анализа - получить наибольшее число ключевых параметров, позволяющих дать точную оценку текущего состояния и ожидаемых перспектив развития.
Эффективность хозяйственной деятельности предприятия характеризуется:
- деловой активностью, отражающей результативность работы предприятия относительно величины активов предприятия или величины их потребления в процессе производства;
- рентабельностью, отражающей полученный эффект относительно ресурсов и затрат, использованных для достижения этого эффекта [21; 52].
Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств уменьшает потребность в них: меньше требуется запасов сырья, материалов, топлива, заделов незавершенного производства и, следовательно, ведет к снижению уровня затрат на их хранение, что способствует в конечном счете повышению рентабельности и улучшению финансового состояния предприятия.
42
Замедление времени оборота приводит к увеличению необходимого количества оборотных средств и дополнительным затратам, а значит, к ухудшению финансового состояния предприятия.
Показателями оборачиваемости являются:
- коэффициент оборачиваемости, показывающий число оборотов анализируемых средств за отчетный период, равный отношению выручки от продаж без НДС к средней за период величине анализируемого показателя;
- время оборота, показывающее среднюю продолжительность одного оборота в днях и определяемое отношением средней за период величины анализируемого показателя к выручке от продаж и умноженное на число календарных дней в анализируемом периоде.
Количественный показатель деловой активности определяется абсолютными и относительными критериями: - объем реализации произведенной продукции; - прибыль; - активы предприятия [53].
При анализе необходимо учитывать сравнительную динамику этих показателей.
Существует их оптимальное соотношение (Тчп > Твр > Та) 100%, т.е. прибыль возрастает более высокими темпами, чем объем реализации и имущество предприятия. Из этого следует, что расходы производства и обращения должны снижаться, а ресурсы предприятия - использоваться более эффективно. Общий анализ деловой активности ООО
«Прогресс» за 2014-2016гг. представлен в таблице 18.
В ООО «Прогресс» в анализируемом периоде по сравнению с предшествующим произошло увеличение экономической отдачи средств, авансированных в имущество организации. Причем произошло это на фоне роста стоимости имущества и финансовых результатов. Так, при увеличении среднегодовой стоимости активов на 83,65%, размер чистой прибыли, получаемой с каждых 100 рублей средств, инвестированных в последние, составил в отчетном периоде 6,38 руб., что на 2,52 % больше, чем в предшествующем периоде.
Негативной оценки заслуживает замедление оборачиваемости активов на 1,45 оборотов, что приводит к вовлечению в оборот дополнительных средств организации. При этом следует отметить, что отмечается нарушение экономических пропорций, представленных в «золотом правиле экономики» (ТрЧП > ТрВР > ТрА > 100%) в части прироста выручки от продажи, поскольку данный показатель в отчетном году увеличился на
32,86%, в то время как среднегодовая стоимость активов выросла на 83,65%.
Негативной оценки заслуживает уменьшение эффективности использования оборотных активов ООО «Прогресс», характеризующейся показателем времени обращения оборотных средств.
43
Таблица 18 - Анализ динамики деловой активности ООО «Прогресс» за 2014-2016гг.
Тыс. руб.
Наименование показателя
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Изменения +/-
Относительный прирост, %
2015/
2014 2016/
2015 2015/
2014 2016/
2015 1 Выручка от продажи, тыс. руб.
17807 22450 29828 4643 7378 126,07 132,86 2 Чистая прибыль, тыс. руб.
228 165 501
-63 336 72,37 303,64 3 Средняя величина активов, тыс. руб.
1711 4273 7847,5 2562 3574,5 249,74 183,65 4 Средняя величина оборотных активов, тыс. руб.
1711 3352,5 6205,5 1641,5 2853 195,94 185,10 5 Скорость обращения активов, об.
10,41 5,25 3,80
-5,15
-1,45 50,48 72,35 6 Время обращения оборотных активов, дн.
34,59 53,76 74,90 19,17 21,14 155,42 139,32 7 Чистая рентабельность активов, %
13,33 3,86 6,38
-9,46 2,52
-
-
Данный вывод основан на том, что данный показатель вырос в отчетном периоде на
21,14 дня, что свидетельствует о замедлении оборачиваемости мобильных активов, а, значит, снижении эффективности их использования, которое привело к вовлечению финансовых ресурсов в оборот на сумму 2170 тыс. руб. (7847,5 – 4273*29828/22450).
Таким образом, динамику деловой активности организации можно оценить условно- положительно, поскольку наблюдается сокращение скорости обращения активов, но в результате роста чистой прибыли увеличивается уровень их экономической отдачи.
В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность.
Предприятие считается рентабельным, если доходы от продажи продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и
44 группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена [54].
В ходе анализа рентабельности выявляют изменения их величины в динамике, влияние факторов на изменение рентабельности, для чего обычно используют прием цепных подстановок, так как рентабельность выражается обычно в виде кратной модели.
Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки резервов торгового предприятия. Факторные модели рентабельности раскрывают важнейшие причинно-следственные связи между показателями финансового состояния предприятия и его финансовыми результатами. Поэтому они являются незаменимым инструментом оценки сложившейся ситуации [20].
В ходе анализа рентабельности для устранения недостатков детерминированного факторного анализа используется моделирование, которое позволяет расширить возможности поиска внутренних резервов роста рентабельности. Но наиболее эффективным является стохастическое моделирование, которое позволяет выявить влияние большего числа факторов, не находящихся в строго определенной зависимости с рентабельностью.
Показатели рентабельности - это важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Существуют два подхода к расчету показателей рентабельности: затратный и ресурсный. Затратный используется для расчета показателей рентабельности продукции: по объему производства продукции и продажи продукции, по отдельным видам или группам продукции, услуг, работ, товаров. Показатели рентабельности, рассчитанные по данному методу, характеризуют эффективность использования средств, потребленных в процессе производства или осуществления других видов деятельности. Сущность ресурсного подхода к расчету показателей рентабельности заключается в том, что в качестве ресурсов используются показатели капитала. Исходя из данной позиции, показатели, рассчитанные на основе затратного подхода, называют рентабельностью, а на основе ресурсного - прибыльностью (доходностью) [56].
Разнообразие отдельных подходов к тем или иным показателям рентабельности обусловило необходимость разработки определенной системы, которая предполагает:
1) использование системы взаимосвязанных показателей рентабельности, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку для пользователя;
2) использование этой системы показателей как одного из элементов финансово-
45 экономической оценки текущего положения предприятия;
3) выполнение динамического и сравнительного анализа показателей по секторам основной деятельности, а также по предприятиям-аналогам и предприятиям-конкурентам
[21].
Результаты проведенного анализа показателей рентабельности ООО «Прогресс» представлены в таблице 19.
Таблица 19 - Анализ динамики рентабельности ООО «Прогресс» за 2014-2016гг.
%
Наименование показателя
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Изменения +/-
2015/
2014 2016/
2015
Коэффициент валовой прибыли
34,64 30,49 35,16
-4,15 4,67
Рентабельность текущей деятельности
(затратоотдача)
2,30 1,39 4,10
-0,91 2,71
Рентабельность продаж по прибыли от продажи
2,25 1,37 3,94
-0,87 2,57
Общая рентабельность (бухгалтерская от обычной деятельности)
1,60 0,92 2,11
-0,68 1,19
Рентабельность продаж по чистой прибыли
(чистая рентабельность)
1,28 0,73 1,68
-0,55 0,94
Экономическая рентабельность
13,33 3,86 6,38
-9,46 2,52
Рентабельность собственного капитала
31,49 17,93 39,97
-13,57 22,04
Уровень рентабельности ООО «Прогресс» увеличивается, поскольку в отчетном году растут все показатели прибыли, значит, повышается и доля прибыли, получаемой с каждого рубля активов и капитала, а также продаж.
Относительная доходность показателей прибыли ООО «Прогресс» оценивалась при помощи показателей рентабельности продаж, общей и чистой рентабельности. Как отмечалось, организация получила прибыль от продаж, в результате чего, показатель рентабельности продаж вырос в отчетном году на 2,57%. Положительная динамика наблюдается в части рентабельности от обычной деятельности и чистой рентабельности на
1,19% и 0,94%, соответственно, поскольку показатели прибыли до налогообложения в отчетном году имеют положительное значение.
Эффективность использования активов и капитала представлена показателями экономической рентабельности, а также рентабельности собственного капитала.
Рентабельность активов увеличивается на 2,52%, рентабельность собственного капитала выросла на 22,04%, поскольку собственный капитал ООО «Прогресс» имеет невысокую стоимость.
46
Положительной оценки заслуживает прирост уровня затратоотдачи на 2,71%, это означает, что на каждый рубль расходов по обычным видам деятельности ООО «Прогресс» получает больше прибыли от продаж.
Динамика показателей рентабельности продаж ООО «Прогресс» за 2014-2016гг. представлена на рисунке 12.
0 0,5 1
1,5 2
2,5 3
3,5 4
4,5 2014 год
2015 год
2016 год
%
Рентабельность продаж по прибыли от продажи
Общая рентабельность
Рентабельность продаж по чистой прибыли
Рисунок 12 – Динамика показателей рентабельности ООО «Прогресс»
Подводя итог, можно сделать вывод, что уровень деловой активности ООО
«Прогресс» заслуживает положительной оценки в части экономической отдачи. В части скорости обращения активов наблюдается замедление оборачиваемости, что свидетельствует о росте периода окупаемости активов.
2.3 Факторный анализ абсолютных и относительных показателей финансовых
результатов ООО «Прогресс»
Последним этапом проведения анализа финансовых результатов предприятия является факторный анализ. Факторный анализ – это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и статистических приемов исследования. Основными разновидностями факторного анализа являются детерминированный анализ и стохастический анализ.
В условиях наличия функциональной взаимосвязи с изменением аргумента всегда имеет место и соответствующее изменение функции. При наличии же вероятностной взаимосвязи изменение аргумента может сочетаться с несколькими значениями изменения
47 функции.
Факторный анализ подразделяется также на прямой, иначе дедуктивный анализ и обратный (индуктивный) анализ.
Первый вид анализа осуществляет изучение влияния факторов дедуктивным методом, то есть в направлении от общего к частному. При обратном факторном анализе влияние факторов исследуется индуктивным методом - в направлении от частных факторов к обобщающим экономическим показателям.
Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; управленческих и коммерческих расходов.
Методика расчета влияния факторов на динамику прибыли от продаж включает следующие расчеты. При проведении анализа необходимо учитывать влияние изменения цен на товары. Индекс изменения цен для ООО «Прогресс» составляет 1,14 и 1,16 пунктов в
2015-2016гг. соответственно. Выручку от продаж в отчетном году определяем в сопоставимых ценах (формула 1):
В соп = Во/ Иц, (1) где Всоп – выручка от продажи продукции в сопоставимых ценах;
Во – выручка от продажи продукции отчетного года;
Иц – индекс цен.
Всоп
2015
= 22450 / 1,14 = 19692,98 тыс. руб.
Всоп
2016
= 29828 / 1,16 = 25713,80 тыс. руб.
Рассчитывается изменение выручки от продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим за счет изменения цены. Сумма прироста выручки от продаж за счет роста цен на товары составила:
- в 2015 году = 22450 – 19692,98 = 2757,02 тыс. руб.
- в 2016 году = 29828 – 25713,80 = 4114,20 тыс. руб.
Определяем изменение суммы прибыли от продаж за счет следующих факторов по формулам. Изменение за счет изменения цен определяется по формуле 2.
∆Пц = ∆Вц ∙ Р/100, (2) где ∆Пц – изменение прибыли за счет изменения цен;
∆Вц – изменение выручки за счет изменения цен;
48
Р – рентабельность продаж базисного года.
∆Пц
2015
= 2757,02 ∙ 2,25 / 100 = 62,03 тыс. руб. – сумма изменения прибыли от продаж за счет изменения цен на товары в 2015г по отношению к 2014г;
∆Пц
2016
= 4114,20 ∙ 1,37 / 100 = 56,36 тыс. руб. – сумма изменения прибыли от продаж за счет изменения цен на товары в 2016г по отношению к 2015г.
Изменение прибыли от продаж за счет изменения физического объема и структуры товаров ООО «Прогресс» рассчитывается по формуле 3.
∆По = ((Во-Вб) - ∆Вц) ∙ Р/100, (3) где ∆По – изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения физического объема и структуры;
Во – выручка от продажи продукции отчетного года;
Всб – выручка от продажи продукции базисного года;
∆Вц – изменение выручки за счет изменения цен;
Р – рентабельность продаж базисного года.
∆По
2015
= ((22450 – 17807) – 2757,02) ∙ 2,25 / 100 = 42,43 тыс. руб. – изменение прибыли от продаж 2015г. по отношению к 2014г. за счет объема и структуры товаров;
∆По
2016
= ((29828 – 22450) – 4114,20) ∙ 1,37 / 100 = 44,71 тыс. руб. – изменение прибыли от продаж 2016г. по отношению к 2015г. за счет объема и структуры товаров;
Для расчета влияния на изменение прибыли удельного веса себестоимости продаж используется формула 4. При этом учитывается, что влияние данного фактора имеет обратное направление.
∆Пс = ((Исо – Исб) ∙ Во)/100, (4) где ∆Пс - изменение суммы прибыли за счет изменения себестоимости продаж;
Исо, Исб – удельный вес себестоимости в выручке от продаж в базисном и отчетном периодах, соответственно;
Во – выручка от продажи продукции отчетного года.
∆Пс
2015
= ((69,51 – 65,36) ∙ 22450) / 100 = 931,68 тыс. руб. – сумма изменения прибыли от продаж за счет сокращения доли себестоимости в выручке от продаж в 2015г. по отношению к 2014г.
∆Пс
2016
= ((64,84 – 69,51) ∙ 29828) / 100 = -1392,97 тыс. руб. – сумма изменения прибыли от продаж за счет сокращения доли себестоимости в выручке от продаж в 2016г. по
49 отношению к 2015г.
Для расчета изменения суммы прибыли за счет изменения управленческих расходов используется формула 5.
∆Пу = ((Иуо-Иуб) ∙ Во)/100, (5) где ∆Пу – изменение суммы прибыли за счет изменения управленческих расходов;
Иуо, Иуб – удельный вес управленческих расходов в выручке от продаж, соответственно, в отчетном и базисном периодах;
Во – выручка от продажи продукции отчетного года.
∆Пу
2015
= ((4,50 – 3,45) ∙ 22450) / 100 = 235,73 тыс. руб. – сумма изменения прибыли от продаж за счет роста доли управленческих расходов в выручке от продаж в 2015г. по отношению к 2014г.;
∆Пу
2016
= ((3,75 – 4,50) ∙ 29828) / 100 = -223,71 тыс. руб. – сумма изменения прибыли от продаж за счет роста доли управленческих расходов в выручке от продаж в 2016г. по отношению к 2015г.
Для расчета изменения суммы прибыли за счет изменения коммерческих расходов используется формула 6.
∆Пк = ((Ико-Икб) ∙ Во)/100, (6) где ∆Пк – изменение суммы прибыли за счет изменения коммерческих расходов;
Ико, Икб – удельный вес коммерческих расходов в выручке от продаж соответственно в отчетном и базисном периодах;
Во – выручка от продажи продукции отчетного года.
∆Пк
2015
= ((24,61 – 28,94) ∙ 22450) / 100 = -970,95 тыс. руб. – сумма изменения прибыли от продаж за счет роста доли коммерческих расходов в выручке от продаж в 2015г. по отношению к 2014г.;
∆Пк
2016
= ((27,47 – 24,61) ∙ 29828) / 100 = 850,75 тыс. руб. – сумма изменения прибыли от продаж за счет роста доли коммерческих расходов в выручке от продаж в 2016г. по отношению к 2015г.
Проверка правильности факторного анализа прибыли от продаж проводится балансовым способом с использованием формулы 7.
∆П = ∆Пу + ∆Пс + ∆Поис + ∆Пц (7)
50
Изменение величины себестоимости, а также управленческих и коммерческих расходов влияют на размер прибыли обратно пропорционально.
В таблице 20 представлены результаты факторного анализа прибыли от продажи продукции ООО «Прогресс».
Таблица 20 – Сводная таблица влияния факторов на прибыль от продаж
Тыс. руб.
Показатели - факторы
Годы
2015-2014 2016-2015 1 Объем проданных товаров
42,43 44,71 2 Изменение цен на товары
62,03 56,36 3 Себестоимость продаж
-931,68 1392,97 4 Коммерческие расходы
970,95
-850,75 5 Управленческие расходы
-235,73 223,71
Совокупное влияние факторов
-92 867
Результаты факторного анализа показали, что в 2015г. по отношению к 2014г. прибыль от продаж ООО «Прогресс» снизилась на 92 тыс. руб. Основной причиной сокращения стало повышение удельного веса себестоимости продаж и управленческих расходов.
Так, прирост себестоимости проданных товаров на 3966 тыс. руб., а управленческих расходов на 397 тыс. руб. привел к снижению результативного показателя на 931,68 тыс. руб. и 235,73 тыс. руб. Негативное влияние указанных факторов было несколько снижено за счет прироста объема проданных товаров (величина влияния 42,43 тыс. руб.), роста цен на товары
(62,03 тыс. руб.), а также сокращения коммерческих расходов (970,95 тыс. руб.).
В отчетном году динамика показателя прибыли от продаж положительная. Данный показатель вырос на 867 тыс. руб. Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что положительное изменение результативного показателя в отчетном году обеспечено за счет влияния всех факторов, кроме доли коммерческих расходов в выручке от продажи.
Увеличение удельного веса расходов на продажу привело к сокращению прибыли оот продаж на 850,75 тыс. руб., однако, негативное влияние было полностью компенсировано за счет остальных факторов, максимальный прирост обеспечен за счет снижения доли себестоимость проданных товаров в выручке от продаж (1392,97 тыс. руб.).
На следующем этапе необходимо провести факторный анализ чистой прибыли ООО
«Прогресс» за 2014-2016гг., расчет оформлены в таблице 21.
Изучение интенсивности использования ресурсов следует рассматривать в контексте анализа деловой активности и финансового состояния коммерческой организации
(предприятия, фирмы, компании). Не вызывает споров, что от того, насколько интенсивно используются ресурсы, в значительной, а может быть, и решающей степени зависит эффективность ее хозяйственной деятельности. Интенсификация использования ресурсов коммерческой организации состоит в том, чтобы при меньшем их количестве добиваться больших результатов в ее хозяйственной деятельности и в первую очередь роста выручки.
Важнейшими индикаторами здесь служат показатели оборачиваемости, которые рассчитываются по данным бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах [46]
(приложения В, Г, Д, Е)
Анализ показателей оборачиваемости начинается с расчета и сравнительной оценки (с данными предыдущих периодов, плановыми данными, данными других аналогичных предприятий, среднеотраслевыми значениями) общих и частных показателей оборачиваемости оборотных активов. Первые из них отражают интенсивность использования оборотных активов коммерческой организации в целом, а вторые - отдельных их видов. Цель анализа - получить наибольшее число ключевых параметров, позволяющих дать точную оценку текущего состояния и ожидаемых перспектив развития.
Эффективность хозяйственной деятельности предприятия характеризуется:
- деловой активностью, отражающей результативность работы предприятия относительно величины активов предприятия или величины их потребления в процессе производства;
- рентабельностью, отражающей полученный эффект относительно ресурсов и затрат, использованных для достижения этого эффекта [21; 52].
Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств уменьшает потребность в них: меньше требуется запасов сырья, материалов, топлива, заделов незавершенного производства и, следовательно, ведет к снижению уровня затрат на их хранение, что способствует в конечном счете повышению рентабельности и улучшению финансового состояния предприятия.
42
Замедление времени оборота приводит к увеличению необходимого количества оборотных средств и дополнительным затратам, а значит, к ухудшению финансового состояния предприятия.
Показателями оборачиваемости являются:
- коэффициент оборачиваемости, показывающий число оборотов анализируемых средств за отчетный период, равный отношению выручки от продаж без НДС к средней за период величине анализируемого показателя;
- время оборота, показывающее среднюю продолжительность одного оборота в днях и определяемое отношением средней за период величины анализируемого показателя к выручке от продаж и умноженное на число календарных дней в анализируемом периоде.
Количественный показатель деловой активности определяется абсолютными и относительными критериями: - объем реализации произведенной продукции; - прибыль; - активы предприятия [53].
При анализе необходимо учитывать сравнительную динамику этих показателей.
Существует их оптимальное соотношение (Тчп > Твр > Та) 100%, т.е. прибыль возрастает более высокими темпами, чем объем реализации и имущество предприятия. Из этого следует, что расходы производства и обращения должны снижаться, а ресурсы предприятия - использоваться более эффективно. Общий анализ деловой активности ООО
«Прогресс» за 2014-2016гг. представлен в таблице 18.
В ООО «Прогресс» в анализируемом периоде по сравнению с предшествующим произошло увеличение экономической отдачи средств, авансированных в имущество организации. Причем произошло это на фоне роста стоимости имущества и финансовых результатов. Так, при увеличении среднегодовой стоимости активов на 83,65%, размер чистой прибыли, получаемой с каждых 100 рублей средств, инвестированных в последние, составил в отчетном периоде 6,38 руб., что на 2,52 % больше, чем в предшествующем периоде.
Негативной оценки заслуживает замедление оборачиваемости активов на 1,45 оборотов, что приводит к вовлечению в оборот дополнительных средств организации. При этом следует отметить, что отмечается нарушение экономических пропорций, представленных в «золотом правиле экономики» (ТрЧП > ТрВР > ТрА > 100%) в части прироста выручки от продажи, поскольку данный показатель в отчетном году увеличился на
32,86%, в то время как среднегодовая стоимость активов выросла на 83,65%.
Негативной оценки заслуживает уменьшение эффективности использования оборотных активов ООО «Прогресс», характеризующейся показателем времени обращения оборотных средств.
43
Таблица 18 - Анализ динамики деловой активности ООО «Прогресс» за 2014-2016гг.
Тыс. руб.
Наименование показателя
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Изменения +/-
Относительный прирост, %
2015/
2014 2016/
2015 2015/
2014 2016/
2015 1 Выручка от продажи, тыс. руб.
17807 22450 29828 4643 7378 126,07 132,86 2 Чистая прибыль, тыс. руб.
228 165 501
-63 336 72,37 303,64 3 Средняя величина активов, тыс. руб.
1711 4273 7847,5 2562 3574,5 249,74 183,65 4 Средняя величина оборотных активов, тыс. руб.
1711 3352,5 6205,5 1641,5 2853 195,94 185,10 5 Скорость обращения активов, об.
10,41 5,25 3,80
-5,15
-1,45 50,48 72,35 6 Время обращения оборотных активов, дн.
34,59 53,76 74,90 19,17 21,14 155,42 139,32 7 Чистая рентабельность активов, %
13,33 3,86 6,38
-9,46 2,52
-
-
Данный вывод основан на том, что данный показатель вырос в отчетном периоде на
21,14 дня, что свидетельствует о замедлении оборачиваемости мобильных активов, а, значит, снижении эффективности их использования, которое привело к вовлечению финансовых ресурсов в оборот на сумму 2170 тыс. руб. (7847,5 – 4273*29828/22450).
Таким образом, динамику деловой активности организации можно оценить условно- положительно, поскольку наблюдается сокращение скорости обращения активов, но в результате роста чистой прибыли увеличивается уровень их экономической отдачи.
В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность.
Предприятие считается рентабельным, если доходы от продажи продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и
44 группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена [54].
В ходе анализа рентабельности выявляют изменения их величины в динамике, влияние факторов на изменение рентабельности, для чего обычно используют прием цепных подстановок, так как рентабельность выражается обычно в виде кратной модели.
Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки резервов торгового предприятия. Факторные модели рентабельности раскрывают важнейшие причинно-следственные связи между показателями финансового состояния предприятия и его финансовыми результатами. Поэтому они являются незаменимым инструментом оценки сложившейся ситуации [20].
В ходе анализа рентабельности для устранения недостатков детерминированного факторного анализа используется моделирование, которое позволяет расширить возможности поиска внутренних резервов роста рентабельности. Но наиболее эффективным является стохастическое моделирование, которое позволяет выявить влияние большего числа факторов, не находящихся в строго определенной зависимости с рентабельностью.
Показатели рентабельности - это важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Существуют два подхода к расчету показателей рентабельности: затратный и ресурсный. Затратный используется для расчета показателей рентабельности продукции: по объему производства продукции и продажи продукции, по отдельным видам или группам продукции, услуг, работ, товаров. Показатели рентабельности, рассчитанные по данному методу, характеризуют эффективность использования средств, потребленных в процессе производства или осуществления других видов деятельности. Сущность ресурсного подхода к расчету показателей рентабельности заключается в том, что в качестве ресурсов используются показатели капитала. Исходя из данной позиции, показатели, рассчитанные на основе затратного подхода, называют рентабельностью, а на основе ресурсного - прибыльностью (доходностью) [56].
Разнообразие отдельных подходов к тем или иным показателям рентабельности обусловило необходимость разработки определенной системы, которая предполагает:
1) использование системы взаимосвязанных показателей рентабельности, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку для пользователя;
2) использование этой системы показателей как одного из элементов финансово-
45 экономической оценки текущего положения предприятия;
3) выполнение динамического и сравнительного анализа показателей по секторам основной деятельности, а также по предприятиям-аналогам и предприятиям-конкурентам
[21].
Результаты проведенного анализа показателей рентабельности ООО «Прогресс» представлены в таблице 19.
Таблица 19 - Анализ динамики рентабельности ООО «Прогресс» за 2014-2016гг.
%
Наименование показателя
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Изменения +/-
2015/
2014 2016/
2015
Коэффициент валовой прибыли
34,64 30,49 35,16
-4,15 4,67
Рентабельность текущей деятельности
(затратоотдача)
2,30 1,39 4,10
-0,91 2,71
Рентабельность продаж по прибыли от продажи
2,25 1,37 3,94
-0,87 2,57
Общая рентабельность (бухгалтерская от обычной деятельности)
1,60 0,92 2,11
-0,68 1,19
Рентабельность продаж по чистой прибыли
(чистая рентабельность)
1,28 0,73 1,68
-0,55 0,94
Экономическая рентабельность
13,33 3,86 6,38
-9,46 2,52
Рентабельность собственного капитала
31,49 17,93 39,97
-13,57 22,04
Уровень рентабельности ООО «Прогресс» увеличивается, поскольку в отчетном году растут все показатели прибыли, значит, повышается и доля прибыли, получаемой с каждого рубля активов и капитала, а также продаж.
Относительная доходность показателей прибыли ООО «Прогресс» оценивалась при помощи показателей рентабельности продаж, общей и чистой рентабельности. Как отмечалось, организация получила прибыль от продаж, в результате чего, показатель рентабельности продаж вырос в отчетном году на 2,57%. Положительная динамика наблюдается в части рентабельности от обычной деятельности и чистой рентабельности на
1,19% и 0,94%, соответственно, поскольку показатели прибыли до налогообложения в отчетном году имеют положительное значение.
Эффективность использования активов и капитала представлена показателями экономической рентабельности, а также рентабельности собственного капитала.
Рентабельность активов увеличивается на 2,52%, рентабельность собственного капитала выросла на 22,04%, поскольку собственный капитал ООО «Прогресс» имеет невысокую стоимость.
46
Положительной оценки заслуживает прирост уровня затратоотдачи на 2,71%, это означает, что на каждый рубль расходов по обычным видам деятельности ООО «Прогресс» получает больше прибыли от продаж.
Динамика показателей рентабельности продаж ООО «Прогресс» за 2014-2016гг. представлена на рисунке 12.
0 0,5 1
1,5 2
2,5 3
3,5 4
4,5 2014 год
2015 год
2016 год
%
Рентабельность продаж по прибыли от продажи
Общая рентабельность
Рентабельность продаж по чистой прибыли
Рисунок 12 – Динамика показателей рентабельности ООО «Прогресс»
Подводя итог, можно сделать вывод, что уровень деловой активности ООО
«Прогресс» заслуживает положительной оценки в части экономической отдачи. В части скорости обращения активов наблюдается замедление оборачиваемости, что свидетельствует о росте периода окупаемости активов.
2.3 Факторный анализ абсолютных и относительных показателей финансовых
результатов ООО «Прогресс»
Последним этапом проведения анализа финансовых результатов предприятия является факторный анализ. Факторный анализ – это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и статистических приемов исследования. Основными разновидностями факторного анализа являются детерминированный анализ и стохастический анализ.
В условиях наличия функциональной взаимосвязи с изменением аргумента всегда имеет место и соответствующее изменение функции. При наличии же вероятностной взаимосвязи изменение аргумента может сочетаться с несколькими значениями изменения
47 функции.
Факторный анализ подразделяется также на прямой, иначе дедуктивный анализ и обратный (индуктивный) анализ.
Первый вид анализа осуществляет изучение влияния факторов дедуктивным методом, то есть в направлении от общего к частному. При обратном факторном анализе влияние факторов исследуется индуктивным методом - в направлении от частных факторов к обобщающим экономическим показателям.
Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; управленческих и коммерческих расходов.
Методика расчета влияния факторов на динамику прибыли от продаж включает следующие расчеты. При проведении анализа необходимо учитывать влияние изменения цен на товары. Индекс изменения цен для ООО «Прогресс» составляет 1,14 и 1,16 пунктов в
2015-2016гг. соответственно. Выручку от продаж в отчетном году определяем в сопоставимых ценах (формула 1):
В соп = Во/ Иц, (1) где Всоп – выручка от продажи продукции в сопоставимых ценах;
Во – выручка от продажи продукции отчетного года;
Иц – индекс цен.
Всоп
2015
= 22450 / 1,14 = 19692,98 тыс. руб.
Всоп
2016
= 29828 / 1,16 = 25713,80 тыс. руб.
Рассчитывается изменение выручки от продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим за счет изменения цены. Сумма прироста выручки от продаж за счет роста цен на товары составила:
- в 2015 году = 22450 – 19692,98 = 2757,02 тыс. руб.
- в 2016 году = 29828 – 25713,80 = 4114,20 тыс. руб.
Определяем изменение суммы прибыли от продаж за счет следующих факторов по формулам. Изменение за счет изменения цен определяется по формуле 2.
∆Пц = ∆Вц ∙ Р/100, (2) где ∆Пц – изменение прибыли за счет изменения цен;
∆Вц – изменение выручки за счет изменения цен;
48
Р – рентабельность продаж базисного года.
∆Пц
2015
= 2757,02 ∙ 2,25 / 100 = 62,03 тыс. руб. – сумма изменения прибыли от продаж за счет изменения цен на товары в 2015г по отношению к 2014г;
∆Пц
2016
= 4114,20 ∙ 1,37 / 100 = 56,36 тыс. руб. – сумма изменения прибыли от продаж за счет изменения цен на товары в 2016г по отношению к 2015г.
Изменение прибыли от продаж за счет изменения физического объема и структуры товаров ООО «Прогресс» рассчитывается по формуле 3.
∆По = ((Во-Вб) - ∆Вц) ∙ Р/100, (3) где ∆По – изменение суммы прибыли от продаж за счет изменения физического объема и структуры;
Во – выручка от продажи продукции отчетного года;
Всб – выручка от продажи продукции базисного года;
∆Вц – изменение выручки за счет изменения цен;
Р – рентабельность продаж базисного года.
∆По
2015
= ((22450 – 17807) – 2757,02) ∙ 2,25 / 100 = 42,43 тыс. руб. – изменение прибыли от продаж 2015г. по отношению к 2014г. за счет объема и структуры товаров;
∆По
2016
= ((29828 – 22450) – 4114,20) ∙ 1,37 / 100 = 44,71 тыс. руб. – изменение прибыли от продаж 2016г. по отношению к 2015г. за счет объема и структуры товаров;
Для расчета влияния на изменение прибыли удельного веса себестоимости продаж используется формула 4. При этом учитывается, что влияние данного фактора имеет обратное направление.
∆Пс = ((Исо – Исб) ∙ Во)/100, (4) где ∆Пс - изменение суммы прибыли за счет изменения себестоимости продаж;
Исо, Исб – удельный вес себестоимости в выручке от продаж в базисном и отчетном периодах, соответственно;
Во – выручка от продажи продукции отчетного года.
∆Пс
2015
= ((69,51 – 65,36) ∙ 22450) / 100 = 931,68 тыс. руб. – сумма изменения прибыли от продаж за счет сокращения доли себестоимости в выручке от продаж в 2015г. по отношению к 2014г.
∆Пс
2016
= ((64,84 – 69,51) ∙ 29828) / 100 = -1392,97 тыс. руб. – сумма изменения прибыли от продаж за счет сокращения доли себестоимости в выручке от продаж в 2016г. по
49 отношению к 2015г.
Для расчета изменения суммы прибыли за счет изменения управленческих расходов используется формула 5.
∆Пу = ((Иуо-Иуб) ∙ Во)/100, (5) где ∆Пу – изменение суммы прибыли за счет изменения управленческих расходов;
Иуо, Иуб – удельный вес управленческих расходов в выручке от продаж, соответственно, в отчетном и базисном периодах;
Во – выручка от продажи продукции отчетного года.
∆Пу
2015
= ((4,50 – 3,45) ∙ 22450) / 100 = 235,73 тыс. руб. – сумма изменения прибыли от продаж за счет роста доли управленческих расходов в выручке от продаж в 2015г. по отношению к 2014г.;
∆Пу
2016
= ((3,75 – 4,50) ∙ 29828) / 100 = -223,71 тыс. руб. – сумма изменения прибыли от продаж за счет роста доли управленческих расходов в выручке от продаж в 2016г. по отношению к 2015г.
Для расчета изменения суммы прибыли за счет изменения коммерческих расходов используется формула 6.
∆Пк = ((Ико-Икб) ∙ Во)/100, (6) где ∆Пк – изменение суммы прибыли за счет изменения коммерческих расходов;
Ико, Икб – удельный вес коммерческих расходов в выручке от продаж соответственно в отчетном и базисном периодах;
Во – выручка от продажи продукции отчетного года.
∆Пк
2015
= ((24,61 – 28,94) ∙ 22450) / 100 = -970,95 тыс. руб. – сумма изменения прибыли от продаж за счет роста доли коммерческих расходов в выручке от продаж в 2015г. по отношению к 2014г.;
∆Пк
2016
= ((27,47 – 24,61) ∙ 29828) / 100 = 850,75 тыс. руб. – сумма изменения прибыли от продаж за счет роста доли коммерческих расходов в выручке от продаж в 2016г. по отношению к 2015г.
Проверка правильности факторного анализа прибыли от продаж проводится балансовым способом с использованием формулы 7.
∆П = ∆Пу + ∆Пс + ∆Поис + ∆Пц (7)
50
Изменение величины себестоимости, а также управленческих и коммерческих расходов влияют на размер прибыли обратно пропорционально.
В таблице 20 представлены результаты факторного анализа прибыли от продажи продукции ООО «Прогресс».
Таблица 20 – Сводная таблица влияния факторов на прибыль от продаж
Тыс. руб.
Показатели - факторы
Годы
2015-2014 2016-2015 1 Объем проданных товаров
42,43 44,71 2 Изменение цен на товары
62,03 56,36 3 Себестоимость продаж
-931,68 1392,97 4 Коммерческие расходы
970,95
-850,75 5 Управленческие расходы
-235,73 223,71
Совокупное влияние факторов
-92 867
Результаты факторного анализа показали, что в 2015г. по отношению к 2014г. прибыль от продаж ООО «Прогресс» снизилась на 92 тыс. руб. Основной причиной сокращения стало повышение удельного веса себестоимости продаж и управленческих расходов.
Так, прирост себестоимости проданных товаров на 3966 тыс. руб., а управленческих расходов на 397 тыс. руб. привел к снижению результативного показателя на 931,68 тыс. руб. и 235,73 тыс. руб. Негативное влияние указанных факторов было несколько снижено за счет прироста объема проданных товаров (величина влияния 42,43 тыс. руб.), роста цен на товары
(62,03 тыс. руб.), а также сокращения коммерческих расходов (970,95 тыс. руб.).
В отчетном году динамика показателя прибыли от продаж положительная. Данный показатель вырос на 867 тыс. руб. Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что положительное изменение результативного показателя в отчетном году обеспечено за счет влияния всех факторов, кроме доли коммерческих расходов в выручке от продажи.
Увеличение удельного веса расходов на продажу привело к сокращению прибыли оот продаж на 850,75 тыс. руб., однако, негативное влияние было полностью компенсировано за счет остальных факторов, максимальный прирост обеспечен за счет снижения доли себестоимость проданных товаров в выручке от продаж (1392,97 тыс. руб.).
На следующем этапе необходимо провести факторный анализ чистой прибыли ООО
«Прогресс» за 2014-2016гг., расчет оформлены в таблице 21.