Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
32
Общая сумма выручки включает: выручку от реализации товарной продукции и полуфабрикатов собственного производства, выручку от выполнения работ и услуг промышленного и непромышленного характера.
Рассчитывать общую сумму выручки, полученной от реализации каждой позиции товара в партии, следует путем умножения количества изделий, которые получилось реализовать (так называемый объем реализации), на стоимость одной единицы изделия из этой партии.
Информация, содержащаяся в отчетной форме «Отчет о финансовых результатах», позволяет проанализировать прибыль, полученную ото всех видов деятельности предприятия, установить ее структуру и динамику показателей [38].
Валовая (маржинальная) прибыль представляет собой разность между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (В) и их себестоимостью (С).
В последнее время значение показателя «валовая прибыль» растет. Это является следствием того, что валовая прибыль характеризует вклад отдельных направлений деятельности компании в формирование общего финансового результата. Этот показатель также служит основой для анализа рентабельности и рисков сегментов бизнеса.
Следующим важнейшим показателем для анализа прибыли является прибыль от продаж. Ее можно рассчитать как разницу между валовой прибылью и коммерческими (КР) и управленческими расходами (УР). Прибыль от продаж является результатом обычной деятельности.
От прибыли от продаж можно перейти к показателю «прибыль до налогообложения прибыль». Данная прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации.
Чистая прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
Взаимосвязь основных показателей прибыли, рассчитываемых в ходе анализа отчета о финансовых результатах представлена на рисунке 6.
Следующим важнейшим показателем, выступающим объектом анализа финансовых результатов, является себестоимость продукции, работ и услуг, т.к. от величины данного показателя зависит уровень валовой прибыли.
Показатель себестоимости представляет собой совокупную величину затрат предприятия, выраженную в стоимостной форме и включающую издержки предприятия, связанные с производством и реализацией. В состав себестоимости включаются материальные затраты, расходы на оплату труда рабочих, содержание основных средств и прочие виды [39].
33
Рисунок 6 – Взаимосвязь показателей прибыли
При определении влияния каждого из факторов на отклонение прибыли целесообразно составить сводку полученных результатов, чтобы впоследствии установить основные причины изменения прибыли от продаж продукции по сравнению с базисным периодом.
2. Горизонтальный или, как его еще называют, временной анализ является вторым этапом проведения анализа финансовых результатов. Его сущность состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности (отчета о финансовых результатах) с параметрами предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются [49]:
– простое сравнение статей отчетности (отчета о финансовых результатах) и изучение причин их резких изменений;
– анализ изменения статей отчетности по сравнению с колебаниями других статей.
Также при таком анализе может использоваться два подхода: сравнение изменений в абсолютных величинах (например, в рублях), сравнение изменений в относительных величинах (проценты). Как правило, при составлении отчета используются оба подхода, при этом, более наглядным подходом выступает процентный анализ. Наибольшее внимание при горизонтальном анализе уделяют случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.
3. Вертикальный (структурный) анализ является третьим этапом. Его осуществляют в целях определения удельного веса отдельных показателей отчета о финансовых результатах в общем итоговом показателе (к примеру, выручке) и последующего сравнения полученного
Выручка от реализации продукции
(работ, услуг)
Прибыль от продаж
Прибыль до налогообложения
Валовая прибыль
Чистая прибыль
Себестоимость продукции (работ, услуг)
1. Управленческие расходы
2. Коммерческие расходы
Сальдо прочих доходов и расходов
Налог на прибыль и иные платежи
34 результата с данными предыдущего периода. Его можно проводить по исходной или агрегированной отчетности с учетом преследуемых аналитических целей.
Горизонтальный и вертикальный анализ финансовых результатов ООО «Прогресс» дополняют друг друга и при составлении аналитических таблиц в ходе проведения анализа могут применяться одновременно [50].
Процесс формирования финансовых результатов ООО «Прогресс», как организации, относящейся к отрасли оптовой торговли, и определения отдельных показателей прибыли представлен в виде схемы на рисунке 7.
Рисунок 7 - Порядок формирования финансового результата ООО «Прогресс»
Анализ финансовых результатов ООО «Прогресс» начинается с анализа формирования основных показателей в соответствии с отчетом о финансовых результатах организации. Именно данная система показателей необходима для проведения всех этапов анализа.
Кроме того, после расчета данных показателей будет видно, приносит ли деятельность ООО «Прогресс» прибыль или убыток, насколько доходы превышают расходы по основной деятельности и прочим операциям. Расчет финансовых результатов ООО
«Прогресс» за 2014-2016гг. представлен в таблице 14 (приложения Г и Е).
Расходы
Выручка от продаж
Текущий налог на прибыль
Постоянное налоговое обязательство
Прочие доходы
Доходы
Отложенные налоговые обязательства
Отложенные налоговые активы
Прочие расходы
Коммерческие расходы
Себестоимость продаж
Валовая прибыль
Прибыль от продаж
Прибыль до налогообложения
Чистая прибыль
(убыток) отчетного периода
35
Таблица 14 – Финансовые результаты ООО «Прогресс»
Тыс. руб.
Показатель
2014 г.
2015 г.
2016 г.
1 Выручка (нетто) от продажи
17807 22450 29828 2 Себестоимость продаж
11639 15605 19341 3 Валовая прибыль
6168 6845 10487 4 Управленческие расходы
614 1011 1119 5 Коммерческие расходы
5154 5526 8193 6 Прибыль (убыток) от продажи
400 308 1175 7 Проценты к уплате
-
-
-
8 Проценты к получению
-
-
-
9 Прочие доходы
1 4
-
10 Прочие расходы
116 106 546 11 Прибыль до налогообложения
285 206 629 12 Отложенные налоговые активы
-
-
-
13 Отложенные налоговые обязательства
-
-
-
14 Текущий налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
57 41 128 15 Чистая прибыль (убыток)
228 165 501
Проанализировав отчет о финансовых результатах ООО «Прогресс», можно сделать вывод, что в 2016г. по сравнению с 2015г. выручка организации от продажи товаров выросла на 7378 тыс. рублей, а в 2015г. произошел рост только на 4643 тыс. рублей. Произошло это за счет увеличения масштабов деятельности организации, т.е. роста объема продажи покупателям товаров.
Положительное изменение наблюдается в части себестоимости продаж, т.к. при росте выручки в 2016г. себестоимость проданных товаров также увеличилась, однако ее менее интенсивный прирост стал причиной снижения удельного веса данного показателя в структуре выручки (с 69,5% до 64,8%). Данный факт стал причиной роста валовой прибыли с
6845 тыс. руб. до 10487 тыс. руб.
Также в отчетном году наблюдается увеличение коммерческих (с 5526 тыс. руб. до
8193 тыс. руб.) и управленческих (с 1011 тыс. руб. до 1119 тыс. руб.) расходов, следствием чего стало сокращение прибыли от продаж по отношению к валовой прибыли и увеличение ее к уровню прошлого года.
Показатели финансовых результатов предприятия от прочих операций включали в себя только прочие расходы, поскольку прочие доходы в ООО «Прогресс» в отчетном году отсутствуют.
Указанные показатели в 2016г. растут, причем прочие расходы ООО «Прогресс» в отчетном году выросли с 106 тыс. руб. до 546 тыс. руб., вследствие чего прибыль до
36 налогообложения в 2016г. составила 629 тыс. руб., динамика к данным прошлого года положительная.
Увеличение прибыли до налогообложения и пропорциональный прирост показателя налога на прибыль привели к тому, что чистая прибыль ООО «Прогресс» в 2016г. выше значения 2015г. на 336 тыс. руб., что говорит о повышении общего уровня эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Для более подробного изучения причин увеличения размера расходов на продажу в отчетном году представим стоимостную оценку составляющих их элементов (таблица 15).
Таблица 15 – Анализ динамики и структуры расходов на продажу ООО «Прогресс»
Тыс. руб.
Показатель
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Годы, структура, %
Изменения +/-
2014 2015 2016 2015/
2014 2016/
2015
Материальные затраты
1197 1401 3288 23,22 25,35 40,13 204 1887
Затраты на оплату труда
2011 2263 2488 39,02 40,95 30,37 252 225
Отчисления во внебюджетные фонды
604 680 746 11,72 12,31 9,11 76 66
Амортизация
112 134 129 2,18 2,43 1,57 22
-5
Прочие затраты
1230 1048 1542 23,86 18,96 18,82
-182 494
Итого расходы на продажу
5154 5526 8193 100 100 100 372 2667
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в 2016г. полная стоимость расходов на продажу ООО «Прогресс» выросла на 48,3%, что в абсолютном выражении составило 2667 тыс. руб., в 2015г. прирост был менее значительный – 7,2% в относительном и 372 тыс. руб. в абсолютном выражении. Рост расходов на продажу связан с увеличением объема продажи товаров, при этом, внутри экономических элементов наблюдается рост материальных затрат, расходов на оплату труда и прочих затрат.
Максимальный прирост можно отметить по материальным затратам, данный элемент вырос в 2016г. – на 1887 тыс. руб., что обусловлено увеличением стоимости расходов по доставке товаров ООО «Прогресс».
Менее значительно увеличились в отчетном году расходы на оплату труда (на 225 тыс. руб.), величина отчислений на социальные нужды также выросла, поскольку данный показатель находится в прямой зависимости от величины расходов на оплату труда, абсолютный прирост равен 66 тыс. руб. Абсолютное сокращение суммы амортизационных отчислений составило 5 тыс. руб.
37
Следующим этапом проведения анализа финансовых результатов ООО «Прогресс» являлся горизонтальный анализ, цель которого заключается в выявление абсолютных и относительных отклонений финансовых результатов (таблица 16).
Таблица 16 – Горизонтальный анализ финансовых результатов ООО «Прогресс»
Тыс. руб.
Показатель
Годы
Изменения +/- Относительный прирост, %
2014 2015 2016 2015/
2014 2016/
2015 2015/
2014 2016/
2015 1 Выручка (нетто) от продажи
17807 22450 29828 4643 7378 126,07 132,86 2 Себестоимость продаж
11639 15605 19341 3966 3736 134,08 123,94 3 Валовая прибыль
6168 6845 10487 677 3642 110,98 153,21 4 Управленческие расходы
614 1011 1119 397 108 164,66 110,68 5 Коммерческие расходы
5154 5526 8193 372 2667 107,22 148,26 6 Прибыль (убыток) от продажи
400 308 1175
-92 867 77,00 381,49 7 Проценты к уплате
-
-
-
-
-
-
-
8 Проценты к получению
-
-
-
-
-
-
-
9 Прочие доходы
1 4
-
3
-
400,00
-
10 Прочие расходы
116 106 546
-10 440 91,38 515,09 11 Прибыль до налогообложения
285 206 629
-79 423 72,28 305,34 12 Отложенные налоговые активы
-
-
-
-
-
-
-
13 Отложенные налоговые обязательства
-
-
-
-
-
-
-
14 Текущий налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
57 41 128
-16 87 71,93 312,20 15 Чистая прибыль (убыток)
228 165 501
-63 336 72,37 303,64
Увеличение выручки от продажи товаров в ООО «Прогресс» составило в отчетном году 32,86%, относительный прирост себестоимости продаж – 23,94%, следствием чего стало увеличение валовой прибыли предприятия на 3642 тыс. руб. Однако, в результате того, что сумма коммерческих расходов в 2016г. выросла на 48,26%, а управленческих расходов – на
10,68%, прирост прибыли от продаж составил 867 тыс. руб. Таким образом, в отчетном году произошло увеличение финансового результата от основной деятельности предприятия, что свидетельствует о росте эффективности основного вида деятельности – продажи товаров.
Отсутствие прочих доходов ООО «Прогресс» на фоне роста прочих расходов оказало отрицательное влияние на прибыль до налогообложения, в результате чего, совокупное увеличение данного показателя составило 423 тыс. руб., что ниже абсолютного прироста показателя прибыли от основной деятельности ООО «Прогресс». Таким образом, динамика
38 сальдо доходов и расходов ООО «Прогресс» от прочих операций отрицательная, однако, прибыль до налогообложения увеличивается.
Конечный финансовый результат деятельности в ООО «Прогресс» в отчетном году представлен показателем чистой прибыли предприятия в размере 501 тыс. руб., что на 336 тыс. руб. выше уровня 2015г. и заслуживает позитивной оценки, поскольку свидетельствует о повышении общей эффективности финансовой деятельности.
Далее проведем вертикальный анализ финансовых результатов для определения удельного веса отдельных показателей в общем итоговом показателе (выручке от продаж) и последующего сравнения полученных результатов с данными предыдущего периода [45].
Результаты представлены в таблице 17.
Таблица 17 – Вертикальный анализ финансовых результатов ООО «Прогресс»
Тыс. руб.
Показатель
Годы
Структура
(относительно выручки), %
2014 2015 2016 2014 2015 2016
Выручка
17807 22450 29828 100,0 100,0 100,0
Себестоимость продаж
11639 15605 19341 65,36 69,51 64,84
Валовая прибыль
6168 6845 10487 34,64 30,49 35,16
Управленческие расходы
614 1011 1119 3,45 4,50 3,75
Коммерческие расходы
5154 5526 8193 28,94 24,61 27,47
Прибыль от продажи
400 308 1175 2,25 1,37 3,94
Проценты к уплате
-
-
-
-
-
-
Проценты к получению
-
-
-
-
-
-
Прочие доходы
1 4
0,01 0,02 0,00
Прочие расходы
116 106 546 0,65 0,47 1,83
Прибыль до налогообложения
285 206 629 1,60 0,92 2,11
Отложенные налоговые активы
-
-
-
-
-
-
Отложенные налоговые обязательства
-
-
-
-
-
-
Текущий налог на прибыль
57 41 128 0,32 0,18 0,43
Чистая прибыль
228 165 501 1,28 0,73 1,68
По результатам проведенного анализа видно, что за анализируемый период с 2014г. по 2016г. структура финансовых результатов ООО «Прогресс» существенных изменений не имела. В 2016г. наблюдается сокращение удельного веса себестоимости продаж (с 69,51% в
2015г. до 64,84% в отчетном году), что заслуживает положительной оценки. Аналогичная ситуация наблюдается в отношении удельного веса управленческих расходов, их доля по отношению к выручке сократилась в отчетном году с 4,50% до 3,75%. В отношении
39 коммерческих расходов, напротив, наблюдается повышение удельного веса с 24,61% до
27,47%, что оценивается негативно.
Положительной оценки заслуживает увеличение в отчетном году удельного показателей прибыли, наиболее значительно вырос удельный вес прибыли от продаж по отношению к выручке – на 2,57%, доля чистой прибыли увеличилась на 0,95%. В целом, в
2016г. можно отметить положительную тенденцию структуры финансовых результатов анализируемого предприятия, поскольку доля показателей в структуре выручки ООО
«Прогресс» увеличивается.
Далее проведен трендовый анализ для выявления основной тенденции динамики показателей. Результаты анализа представлены на рисунках 8– 11.
17807 22450 29828 0
5000 10000 15000 20000 25000 30000 35000 2014 год
2015 год
2016 год тыс. ру б.
Рисунок 8 – Трендовый анализ выручки ООО «Прогресс»
Результаты трендового анализа выручки ООО «Прогресс» за 2014-2016гг. позволяют сделать вывод о наличии тенденции стабильного роста анализируемого показателя за исследуемый период.
400 308 1175 0
200 400 600 800 1000 1200 1400 2014 год
2015 год
2016 год тыс. ру б.
Рисунок 9 – Трендовый анализ прибыли от продаж ООО «Прогресс»
40
Трендовый анализ прибыли от продаж свидетельствует о резком сокращении показателя в 2015 г и его существенном (более чем в три раза) приросте в отчетном периоде.
285 206 629 0
100 200 300 400 500 600 700 2014 год
2015 год
2016 год тыс. ру б.
Рисунок 10 – Трендовый анализ прибыли до налогообложения ООО «Прогресс»
Изменение прибыли до налогообложения происходит аналогично прибыли от продаж, в 2015г. показатель снизился с 285 тыс. руб. до 206 тыс. руб. В 2016г. прибыль до налогообложения выросла до 629 тыс. руб.
228 165 501 0
100 200 300 400 500 600 2014 год
2015 год
2016 год тыс. ру б.
Рисунок 11 – Трендовый анализ чистой прибыли ООО «Прогресс»
В результате проведенного анализа видно, что в период с 2014г. по 2015г. прослеживается тенденция к сокращению основных финансовых результатов анализируемой организации. В период с 2015г. по 2016г. по всем показателям прослеживается противоположная тенденция. Данный результат обусловлен более интенсивным ростом выручки от продажи за счет заключения договоров с крупными оптовыми покупателями и
41 оптимизации действующих условий приобретения товаров у поставщиков, следствием чего стало увеличение прибыли.
1 2 3 4 5 6