Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 687
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические аспекты государственного долга в системе экономической безопасности
Пути оптимизации государственного долга
Общая характеристика и организационная структура ПАО
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Сбербанк»
Предложения по совершенствованию системы экономической безопасности ПАО Сбербанк
чем через год. Эти обязательства корректируются на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме банков-клиентов) до востребования и сроком исполнения до 1 года. Порядок расчета минимального остатка также определяется регулятором. Максимальное значение, установленное ЦБ – 120%.
На протяжении всего рассматриваемого периода значение составляло примерно половину норматива. В 2018 г. – 53%, в 2019 г. – 47,5%, в 2020 г. – 54,2%. Абсолютное изменение составило +1 единицу.
Снижение Н2 и Н3 говорит об уменьшаемом запасе ликвидности у кредитной организации. Несоблюдение Н4 говорит о том, что банк злоупотребляет размещением в долгосрочные активы краткосрочных пассивов (например, банк выдает ипотеку сроком на 25 лет, при этом деньги на эти кредиты он заимствует у банков-контрагентов на 30 дней). Неисполнение нормативов может быть чревато штрафными санкциями со стороны Банка России, введением запрета на осуществление определенных банковских операций, а в случае многократных нарушений вообще привести к отзыву лицензии. Впрочем, в отдельных случаях ЦБ может изменить на срок до шести месяцев установленные значения нормативов для банка-нарушителя.
Нормативы достаточности капитала ПАО «Сбербанк» представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Нормативы достаточности капитала банка
Н1.1 — норматив достаточности базового капитала. Показывает отношение базового капитала к суммарным кредитным и рыночным рискам. Это дополнительный норматив в рамках стандарта «Базель III». Минимальное значение, установленное ЦБ – 5%.
На протяжении всего рассматриваемого периода значение показателя превышало норматив, а абсолютное изменение составило +0,7 единицы. В 2018 г. значение превышало норматив на 4,9 единицы, в 2019 г. – 5,5 единицы, в 2020 г. – 5,6 единицы.
Н1.2 — норматив достаточности основного капитала банка. Показывает отношение основного капитала банка к суммарным кредитным и рыночным рискам. Минимальное значение, установленное ЦБ – 6%.
На протяжении всего рассматриваемого периода значение показателя превышало норматив, а абсолютное изменение составило +1,2 единицы. В 2018 г. значение превышало норматив на 3,9 единицы, в 2019 г. – 4,5 единицы, в 2020 г. – 5,1 единицы.
Н1.0 — норматив достаточности собственных средств (капитала) банка регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для покрытия кредитного, операционного и рыночного рисков. Показывает отношение величины собственных средств (капитала) банка к сумме его активов, взвешенных по уровню риска. Минимальное значение, установленное ЦБ – 10%.
На протяжении всего рассматриваемого периода значение показателя превышало норматив, а абсолютное изменение составило +0,7 единицы. В 2018 г. значение превышало норматив на 3,2 единицы, в 2019 г. – 4,5 единицы, в 2020 г. – 3,9 единицы.
В целом можно
сказать, что норматив достаточности капитала (или собственных средств) считается одним из главных инструментов регулирования деятельности кредитных организаций государством. По полученным данным можно сделать вывод, что банк располагает вполне
достаточным количеством денежных средств к его обязательствам (прежде всего, по выплате депозитов и процентов по ним).
Проведя анализ ПАО «Сбербанк» и изучив его деятельность, можно сказать, что данный банк является одним из наиболее устойчивых среди других кредитных организаций, однако в деятельности данного банка имеются и слабые стороны, которые отрицательно влияют на его финансовую устойчивость.
Уровень экономической безопасности банковской безопасности зависит от совокупности банковских рисков, неправильное управление которыми приводит к возникновению угроз безопасности банка.
Основными проблемами в области обеспечения экономической безопасности ПАО «Сбербанк» являются следующие:
− не покрытие обязательств банка;
− низкий коэффициент защищенности риска;
− рискованная политика банка;
− низкий коэффициент размещения средств;
− низкий уровень доверия к ПАО «Сбербанк» со стороны других банков;
− низкий уровень ликвидности.
Характеризуя классификацию банковских рисков для начала нужно обратиться к нормам действующего законодательства. К типичным банковским рискам следует относить: кредитный риск, страновой риск,
рыночный риск, риск ликвидности, операционный риск, правовой, стратегический риск. В основном все ученые выдвигали аналогичные банковские риски.
Финансовые риски кредитных организаций представляют собой группу рисков, характеризующихся влиянием на осуществление банковской деятельности за счет неопределенности будущего воздействия отдельных факторов, таких как: курс валют, процентные ставки, неплатежеспособность заемщиков и т.д. Основной особенностью влияния финансовых рисков
является их природа возникновения, как правило, это экономическая и финансовая нестабильность в экономике страны в целом.
Все представленные выше факторы оказывают непосредственное влияние на конечный результат деятельности банковской структуры, а именно, на показатели прибыли и рентабельности, и, как результат, на ликвидность и платежеспособность банка.
С учетом того, что, как и любой другой коммерческий банк, ПАО
«Сбербанк» ставит своей целью – получение прибыли, ключевым выступает построение системы управления вероятными рисками таким образом, чтобы достичь поставленных финансовых результатов деятельности.
Создание указанной системы подразумевает реализацию мероприятий по диагностике, оценке и отслеживанию уровня рисков, связанных с деятельностью банка.
Основными финансовыми рисками банка являются риск потери ликвидности и платежеспособности, процентный, валютный и кредитный риски.
Чтобы обеспечить экономическую безопасность кредитных организации стоит принять меры в рамках анализа системы показателей, устойчивых и защищенных от внешних проблем, а также меры по преодолению экономических угроз. С ростом открытости российской экономики, ростом конкуренции на мировом рынке, появлением новых производственных площадей и все более быстрым развитием компьютерных технологий на фоне ослабления российской экономики возникают проблемы обеспечения экономической безопасности не только страны, но и отдельных организаций.
Исследование экономической безопасности учитывает отбор и оценку данных, диагностику возможностей и угроз, отбор оптимальных сценариев реагирования и охраны. Процесс формирования, реагирования и функционирования экономической безопасности связан с постоянными и значительными по объемам информационным потокам, оказывающие существенное воздействие на систему безопасности в целом
Можно выделить множество направлений обеспечения безопасности – материальная, технологическая, информационная, финансовая, организационная и т.п. безопасность.
В основной массе процедура обеспечения экономической безопасности является охраной от обнаруженных, прогнозируемых или возможных угроз. Безусловно, такого рода аспект смотрится достаточно логично, и таким образом он отвечает определениям экономической безопасности как
На протяжении всего рассматриваемого периода значение составляло примерно половину норматива. В 2018 г. – 53%, в 2019 г. – 47,5%, в 2020 г. – 54,2%. Абсолютное изменение составило +1 единицу.
Снижение Н2 и Н3 говорит об уменьшаемом запасе ликвидности у кредитной организации. Несоблюдение Н4 говорит о том, что банк злоупотребляет размещением в долгосрочные активы краткосрочных пассивов (например, банк выдает ипотеку сроком на 25 лет, при этом деньги на эти кредиты он заимствует у банков-контрагентов на 30 дней). Неисполнение нормативов может быть чревато штрафными санкциями со стороны Банка России, введением запрета на осуществление определенных банковских операций, а в случае многократных нарушений вообще привести к отзыву лицензии. Впрочем, в отдельных случаях ЦБ может изменить на срок до шести месяцев установленные значения нормативов для банка-нарушителя.
Нормативы достаточности капитала ПАО «Сбербанк» представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Нормативы достаточности капитала банка
Показатель | Нормат ив | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | Абсол. изменен ие за период |
Норматив достаточности базового капитала (Н1.1) | 5.0 | 9,90 | 10,50 | 10,60 | 0,70 |
Норматив достаточности основного капитала банка (Н1.2) | 6.0 | 9,90 | 10,50 | 11,10 | 1,20 |
Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1.0) | 10.0 | 13,20 | 14,50 | 13,90 | 0,70 |
Н1.1 — норматив достаточности базового капитала. Показывает отношение базового капитала к суммарным кредитным и рыночным рискам. Это дополнительный норматив в рамках стандарта «Базель III». Минимальное значение, установленное ЦБ – 5%.
На протяжении всего рассматриваемого периода значение показателя превышало норматив, а абсолютное изменение составило +0,7 единицы. В 2018 г. значение превышало норматив на 4,9 единицы, в 2019 г. – 5,5 единицы, в 2020 г. – 5,6 единицы.
Н1.2 — норматив достаточности основного капитала банка. Показывает отношение основного капитала банка к суммарным кредитным и рыночным рискам. Минимальное значение, установленное ЦБ – 6%.
На протяжении всего рассматриваемого периода значение показателя превышало норматив, а абсолютное изменение составило +1,2 единицы. В 2018 г. значение превышало норматив на 3,9 единицы, в 2019 г. – 4,5 единицы, в 2020 г. – 5,1 единицы.
Н1.0 — норматив достаточности собственных средств (капитала) банка регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для покрытия кредитного, операционного и рыночного рисков. Показывает отношение величины собственных средств (капитала) банка к сумме его активов, взвешенных по уровню риска. Минимальное значение, установленное ЦБ – 10%.
На протяжении всего рассматриваемого периода значение показателя превышало норматив, а абсолютное изменение составило +0,7 единицы. В 2018 г. значение превышало норматив на 3,2 единицы, в 2019 г. – 4,5 единицы, в 2020 г. – 3,9 единицы.
В целом можно
сказать, что норматив достаточности капитала (или собственных средств) считается одним из главных инструментов регулирования деятельности кредитных организаций государством. По полученным данным можно сделать вывод, что банк располагает вполне
достаточным количеством денежных средств к его обязательствам (прежде всего, по выплате депозитов и процентов по ним).
Проведя анализ ПАО «Сбербанк» и изучив его деятельность, можно сказать, что данный банк является одним из наиболее устойчивых среди других кредитных организаций, однако в деятельности данного банка имеются и слабые стороны, которые отрицательно влияют на его финансовую устойчивость.
Уровень экономической безопасности банковской безопасности зависит от совокупности банковских рисков, неправильное управление которыми приводит к возникновению угроз безопасности банка.
Основными проблемами в области обеспечения экономической безопасности ПАО «Сбербанк» являются следующие:
− не покрытие обязательств банка;
− низкий коэффициент защищенности риска;
− рискованная политика банка;
− низкий коэффициент размещения средств;
− низкий уровень доверия к ПАО «Сбербанк» со стороны других банков;
− низкий уровень ликвидности.
Характеризуя классификацию банковских рисков для начала нужно обратиться к нормам действующего законодательства. К типичным банковским рискам следует относить: кредитный риск, страновой риск,
рыночный риск, риск ликвидности, операционный риск, правовой, стратегический риск. В основном все ученые выдвигали аналогичные банковские риски.
Финансовые риски кредитных организаций представляют собой группу рисков, характеризующихся влиянием на осуществление банковской деятельности за счет неопределенности будущего воздействия отдельных факторов, таких как: курс валют, процентные ставки, неплатежеспособность заемщиков и т.д. Основной особенностью влияния финансовых рисков
является их природа возникновения, как правило, это экономическая и финансовая нестабильность в экономике страны в целом.
Все представленные выше факторы оказывают непосредственное влияние на конечный результат деятельности банковской структуры, а именно, на показатели прибыли и рентабельности, и, как результат, на ликвидность и платежеспособность банка.
С учетом того, что, как и любой другой коммерческий банк, ПАО
«Сбербанк» ставит своей целью – получение прибыли, ключевым выступает построение системы управления вероятными рисками таким образом, чтобы достичь поставленных финансовых результатов деятельности.
Создание указанной системы подразумевает реализацию мероприятий по диагностике, оценке и отслеживанию уровня рисков, связанных с деятельностью банка.
Основными финансовыми рисками банка являются риск потери ликвидности и платежеспособности, процентный, валютный и кредитный риски.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Предложения по совершенствованию системы экономической безопасности ПАО Сбербанк
Чтобы обеспечить экономическую безопасность кредитных организации стоит принять меры в рамках анализа системы показателей, устойчивых и защищенных от внешних проблем, а также меры по преодолению экономических угроз. С ростом открытости российской экономики, ростом конкуренции на мировом рынке, появлением новых производственных площадей и все более быстрым развитием компьютерных технологий на фоне ослабления российской экономики возникают проблемы обеспечения экономической безопасности не только страны, но и отдельных организаций.
Исследование экономической безопасности учитывает отбор и оценку данных, диагностику возможностей и угроз, отбор оптимальных сценариев реагирования и охраны. Процесс формирования, реагирования и функционирования экономической безопасности связан с постоянными и значительными по объемам информационным потокам, оказывающие существенное воздействие на систему безопасности в целом
Можно выделить множество направлений обеспечения безопасности – материальная, технологическая, информационная, финансовая, организационная и т.п. безопасность.
В основной массе процедура обеспечения экономической безопасности является охраной от обнаруженных, прогнозируемых или возможных угроз. Безусловно, такого рода аспект смотрится достаточно логично, и таким образом он отвечает определениям экономической безопасности как