Файл: Задание Проведите сравнительный анализ определений понятий проект, проектирование, педагогическое проектирование, диагностика. Выделите сходные и отличительные признаки данных понятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1138

Скачиваний: 44

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Дисциплина: Проектирование и организация работы с педагогическим коллективом

Практическое занятие 1


Выполнил:

Обучающийся Прейс Фридрих Вольдемарович

Преподаватель:

Гревцова Екатерина Владимировна


Задание 1. Проведите сравнительный анализ определений понятий «проект», «проектирование», «педагогическое проектирование», «диагностика». Выделите сходные и отличительные признаки данных понятий.

п/п

Понятия

Сходные  признаки

Отличительные  признаки

 

 Проект

 В жизни его участников, возникает необходимость педагогической инструментовки событийности, приключенческого аспекта всех процедур проектирования, его обыгрывания как чего-то неординарного, нарушающего привычный ход школьной (вузовской) жизни, Участие в проекте должно оставить эмоциональный след (например, чувство победителя, переживание радости творчества) за счет преодоления препятствий, прикосновения к новой информации, социального признания полученных результатов.

 Отличие данных понятий заключается в том, что проект- это уже готовый продукт процесса проектирования, а проектирование и педагогическое проектирование, диагностика – это процессы, направленные на создание проекта.

 

 Педагогическое-проектирование

 Проектная деятельность носит ярко выраженный общественный характер. Это связано с социальной обусловленностью выбора проблематики проектов, использованием при проектировании сложных видов коммуникации, необходимостью самоопределиться в общем с другими людьми предметном или профессиональном поле, получением социально значимого результата.

Характерной особенностью проектирования является создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. Оно представляет собой особый тип научно-прогностического видения действительности, который охватывает и изменяет ее согласно требованиям развития практики. Проектная деятельность — это всегда стремление изменить несовершенную действительность (настоящее) и тем самым приблизить более совершенное, с точки зрения авторов проектирования, будущее. Педагогическое проектирование, кроме того, преследует дополнительную цель: изменение людей, осуществляющих проект.

 Для педагогического проектирования характерно отсутствие прямой зависимости между педагогическим воздействием и его результатами.




Проектирование

тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование — это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.

В современном прочтении проектирование — это «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть». Здесь важна установка на целе-ценностное представление о будущем состоянии чего-либо; устремленность к реальности будущего. То есть выход в мышлении за пределы настоящего (трансцендирование) — развивающая по отношению к действительности функция мышления.

 Понятие проектирование употребляется для работы с разными системами: с одушевленными и нет, это понятие более «технологично» и «сухо» по сравнению с педагогическим проектированием, в котором заложен обязательно человеческий фактор.




Диагностика

Расширенное понимание проекта педагогами, взятое у методологов, способно помочь более полно представить педагогические возможности проектной деятельности, требований к ее процедурам и продукту. Например, на фоне понимания проекта как экрана, куда проецируются разнородные впечатления и ожидания по поводу объекта, становятся еще более очевидными диагностические возможности проектной деятельности для постановки и решения сугубо педагогических задач. Так, анализируя весь диапазон возможных проектных предложений и замыслов, школьный учитель или вузовский педагог (а также руководитель учреждения) могут оценить комфортность среды, ситуации, продуктивность содержания и методов работы, которые они используют.

Характеризуется ритмичным движением мысли от частного педагогического факта к обобщению и обратно - от абстрактного, общего теоретического представления к детальному анализу конкретной реальной ситуации.


Подберите несколько примеров педагогических проектов (не менее 2). Выявите алгоритм их разработки. Какие выводы Вы сделали?

 

 

Задание 2. Составьте требования к осуществлению проблематизации как части проектной деятельности. Каковы, на Ваш взгляд, особенности проблематизации в педагогическом проектировании?

Неотъемлемой частью проектной деятельности выступает процедура проблематизации, которую можно определить как ценностное самоопределение в проблемном поле проекта. Дело в том, что включить человека в проектную деятельность довольно сложно, если у него нет внутренней установки на преобразование действительности и положительной мотивации. Поэтому педагог должен помочь учащимся (студентам, слушателям, воспитанникам) не только увидеть в окружающей действительности некое противоречие, но найти и сформулировать на его основе свою проблему, которую было бы интересно решить. Для этого на основе стартовых представлений участниками проектной деятельности об объекте и предмете проектирования организуется всестороннее обсуждение ситуации (проблемы, состояния объекта).

В ходе такого обсуждения формируется общее поле проблем. Продуктивной формой их сбора и накопления могут стать групповое Или коллективное обсуждение с использованием таких приемов, как мозговая атака, «жужжание пчелы», построение пирамиды проблем; «баскет-метода», контент-анализа методических, научных текстов и др. Процедура проблематизации предполагает также содержательно-смысловую «сортировку» полученных мнений, суждений, высказываний для последующей классификации (дифференциации, ранжирования). Итогом становится выделение в рамках выбранного объекта преобразования предмета проектирования, конкретизация того, что хотелось бы создать.

Обнаружение новой для себя проблемы способствует появлению мотива включения в проектную деятельность. Так интересный внутренний посыл к включению в проектную деятельность мы обнаруживаем у инициаторов международного сетевого проекта «Легенды XXI века», который был заявлен на рубеже двух столетий в системе Интернет. В основе обращения к его предполагаемым участникам был положен историко-культурный парадокс, который явно противоречит современным тенденциям гуманизации общества. Оказывается, что герои подавляющего большинства национальных легенд, мифов и сказок — это люди, сражающиеся, убивающие, соперничающие, обманывающие; ради победы над врагом нередко вступающие в сделку с совестью (Одиссей, Геркулес, Прометей, Фауст и др.).



Подобная постановка вопроса ошеломляет не только подростка, но и взрослого, рождая внутреннее желание проверить, убедиться в том, что это действительно так (или опровергнуть). Из этого возникает стимул к исследованию (рефлексии) массива сказок, мифов, легенд и составлению собственного мнения на этот счет. Поиск причин того, почему веками героями считались те, кто постоянно находились в борьбе.

Центральная идея проекта — попытаться общими усилиями создать такие легенды и мифы нового века, герои которых проявляли бы иные качества, ориентированные на созидание, объединение, где отсутствовали бы насилие, жестокость, обман, предательство, зло. Приглашение к созданию героя и сюжета его жизни, не существующего в реальности, но идеально прогностичного.

Педагогический смысл: стимулировать к размышлениям над гуманностью и жестокостью; пробудить внимание к историческим фигурам и своим современникам, воплощающим гуманистическое начало; выработать новые критерии оценки человеческих деяний, отвечающих этапу глобализации развития человечества.

Еще одна линия проекта: обращение к особенностям мифа и легенды как литературного жанра; освоение способов их создания; совместное творчество в этом направлении. Развитие образного мышления. (Проектирование образа героя из тех реальных черт, которые проявлены в существующих людях.) Создание и совместное обсуждение сюжетов, не несущих разрушительного, воинственного, конкурентного! начала.

С педагогической точки зрения целесообразно начинать процедуру с выяснения проблем участников, связанных с темой проектирования и взятых в контексте их учебы, работы, жизнедеятельности в целом. Ведь ничто так не интересует человека, как он сам. Тогда перспектива реализации проекта исходно становится субъективно значимой, поскольку помогает решить те или иные личностные противоречия и трудности.

Не менее важно правильно сформулировать проблему. В данном случае правильность означает ясное осознание и предъявление в формулировке, сделанной на языке профессиональных терминов, природы и формы существования того или иного противоречия. Именно в определении проблемы обозначается разрыв желаемого и действительного как неизвестного, пока скрытого, требующего совместного поиска. При этом хочется подчеркнуть важность выделения из всей «проблемной массы» приоритетных проблем, решение которых в первую очередь позволит способствовать развитию ситуации, процесса, системы, личности и т.д. Оно осуществляется в ходе структурирования проблемного поля и составления иерархии проблем.


Наличие поля проблем дает первоначальное панорамное представление о границах, характере, масштабах, объеме и структуре возможной проектной деятельности. Ранжирование имеющихся вопросов и трудностей «внутри» проблемного пространства позволяет выделить в проектировании актуальные приоритеты. Построение д(е)рева целей наглядно обозначает логику и последовательность движения в проблемном поле.

Определите основные цели и задачи концептуализации как составной части проектирования. Приведите конкретные примеры реализации данных целей и задач в деятельности педагога дополнительного образования.
  1.  Этап концептуализации проекта: содержание, основные задачи, процедуры.


Концептуализация проекта – это поиск основания для формирования идеального представления о будущем состоянии объекта(предмета) и способе его проектирования , постановка целей и задач , выдвижение гипотез , описание прогнозируемых результатов , формирование критериев их оценки, прогнозирование «сопротивления материала» и среды, обоснование форм и методов работы.

Процедуры концептуализации:

  1. «Проектный дискурс». Обозначается процесс мыслительного и знакового оформления проекта как текста, выполненного на определенном профессиональном языке проектирования.

  2. Прогнозирование «сопротивления материала» и среды. Это воздействие и противодействие, которое неизбежно возникает по ходу осуществления проекта. Источниками могут стать предполагаемые пользователи проектных продуктов, обитатели среды, воспринимающие происходящие изменения под влиянием устоявшихся взглядов и приятного уклада жизни.

  1. Параллельное с прогнозированием результатов формирование критериев их оценки.

Основные задачи этапа концептуализации:

  • Формулировка идеи, цели и задач проекта;

  • Определение стекйхолдеров проекта;

  • Изучение рынка, установление деловых контактов, уточнение требований заказчика и других участников;

  • Формулировка концепции проекта;

  • Сбор исходных данных, анализ возможностей материнской организации;

  • Определение основных требований и ограничений по проекту (продолжительность, стоимость, ресурсы, качество);

  • Определение источников финансирования (поиск инвестора);

  • Определение критериев оценки выполнения проекта;

  • Определение концепции управления проектом;

  • Определение состава работ по проекту, построение укрупненной структурной декомпозиции работ (дерево работ);

  • Назначение руководителя проекта, формирование команды проекта, распределение обязанностей;

  • Составление основных проектных документов: паспорт проекта, устав проекта, резюме проекта, бизнес план проекта, техническое задание, технико-экономическое обоснование.



Смоделируйте не менее 3 педагогических ситуаций, выделите проблему, требующую разработки проекта. Представьте контекст ситуаций.

 

Задание 3. Разработайте педагогические ситуации, иллюстрирующиеприменение различных видов публичного представления проекта (не менее 3).

На основе материалов лекции и учебно–методических пособий заполните таблицу «Функции педагогического планирования».

 

Функции

Характеристика

Возможные ситуации применения

 Функция обеспечения, движения и развития педагогического процесса во времени и пространстве 

 (план определяет последовательность действий педагогов в ежедневной работе с детьми. Это позволяет видеть настоящую, прошедшую и перспективную деятельность всех специалистов, работающих с детьми разных возрастных групп). 

Образовательная функция реализуется, прежде всего, в процессе обучения, но не в малой степени она реализуется во всей внеклассной работе, в деятельности учреждений дополнительного образования и заключается в освоении общечеловеческой культуры в виде определенной суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений. Воспитательная функция целостного педагогического процесса проявляется во всем: от воспитательного пространства, в котором происходит процесс взаимодействия с воспитанником, от личности воспитателей и их профессионализма, до учебных планов и программ, форм, методов и средств, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Развивающая функция. Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений. "Развитие ребенка, а вслед за ним и педагогического процесса есть непрекращающееся движение вверх, требующее все новых и больших усилий, в первую очередь, самого ребенка", — считал Н. Н. Блонский. Эта функция реализуется при любой организации учебно-воспитательного процесса, по интенсивность развития, безусловно, определяется тем, на что делается акцент: на знания, умения и навыки или на формирование мотивационной и познавательной сфер обучаемого, как соотносится предлагаемая система знаний и умений и навыков с уровнем развития обучаемого.

Л. С. Выготский в свое время разработал теорию о зонах развития. Исходя из этой теории, если воспитание предлагает ребенку то, что он давно знает и умеет делать сам, оно находится до зоны актуального развития ребенка и его влияние на развитие ребенка ничтожно. Воспитание идет на одном уровне с развитием воспитанника, если он может сделать сегодня сам то, что мы ему предлагаем, пытаясь воспитывать или обучать. Это зона актуального развития.

Воспитание ускоряет развитие, оказывает развивающее воздействие, если ребенок, выполняя предложенную воспитательную или образовательную задачу, мог бы сказать: я это могу сделать сегодня, но с определенными усилиями или помощью. Это зона ближайшего развития. Ориентация на эту зону в педагогическом взаимодействии является наиболее эффективной.  


 Функция педагогического планирования как единого целого

(предварительное определение целей, задач, содержания, видов деятельности, форм, методов, средств, комплекса условий, технологий, результатов и способов оценки результатов педагогического планирования). 

К формам педагогического планирования в ДОО относятся: годовое планирование, перспективное планирование, календарное планирование.

Рассмотрим каждую форму отдельно.

Годовое планирование охватывает работу всего детского сада в целом.

В нем отражены цели, задачи, направления деятельности на год; работа по организации образовательной деятельности, методическая работа, взаимодействие с семьей, социально-психологическая работа, оздоровительная работа, административно-хозяйственная работа, контроль за учебно-воспитательной работой.

Годовой план определяется после анализа работы за предыдущий год, когда выявлены проблемы, плюсы и минусы работы, поставлены задачи на новый учебный год.

В годовом плане отражается экспериментальная работа, задачи обобщения передового педагогического опыта; расписывается содержание и формы методической работы с воспитателями (темы

педагогических советов, консультаций, методических объединений, семинаров и т. д.).

Годовой план разрабатывается заведующей, старшим воспитателем, психологом и медицинским персоналом.

Утверждается годовой план на общем собрании коллектива ДОО.

Задачи и содержание годового плана отражаются в перспективном и календарном планах педагогов дополнительного образования, воспитателей.

Перспективный план определяет направления работы на ближайшие 1-3 месяца.

На его основе строится календарный план, имеющий наибольшую степень детализации педагогического процесса.

Перспективный план не должен быть объемным, но должен отражать все направления воспитательной, обучающей и развивающей, оздоровительной и коррекционной работы с детьми, взаимосвязь с родителями, школой, развитие видов деятельности дошкольников.

Перспективный план составляется воспитателями для каждой возрастной группы, педагогами дополнительного образования, старшим воспитателем и заведующей исходя из их должностных обязанностей, годового плана, целей и задач образовательной программы, программы воспитания и обучения дошкольников, их возрастных и индивидуальных возможностей и способностей.

Календарный план составляется на 7-14 дней.

В нем отражается содержание деятельности педагога и детей в течение всего дня.

Условно день в ДОО делится на первую и вторую половину дня.

Расписываются все режимные процессы, виды педагогической работы, начиная с приема детей (время, способы организации, режим).

К календарному плану воспитателей прилагается:




  • сетка образовательных ситуаций на неделю, комплекс утренней гимнастики и гимнастики после сна (1раз в месяц), конспекты (или планы) проводимых воспитателем образовательных ситуаций;


  • картотеки игр, прогулок, наблюдений и др. разработок, помогающих педагогу организовывать эффективное пребывание детей в детском саду.