Файл: Введение Актуальность темы работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Необходимо отметить, что меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа лиц, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в этот период, в значительной степени отличаются от объема социальной помощи иным участникам Великой Отечественной войны.

Со стороны ветеранов предпринимались попытки оспорить такое положение вещей в высших судебных органах.

Так, в своей жалобе в Конституционный Суд РФ граждане Б., И., К., Л., Т. и др. просили предоставить участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подп. "з" подп. 1 п. 1 ст. 2 комментируемого Закона, права и льготы участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подп. "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 этого же Закона; исключить из комментируемого Закона статью 17; выплатить участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подп. "з" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", единовременное денежное пособие, а также привлечь к ответственности лиц, виновных в разграничении участников Великой Отечественной войны на отдельные категории.

Конституционный Суд РФ, изучив представленные материалы, не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению, так как установление законодателем различных мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., и основано на объективных критериях.

Защита города-героя Ленинграда в годы вражеской блокады во время Великой Отечественной войны - подвиг и заслуга всех ленинградцев. Преклоняясь перед мужеством и героизмом защитников Ленинграда в Великой Отечественной войне, преклоняясь перед памятью погибших за Отечество, учитывая историческую значимость обороны Ленинграда в ходе Второй мировой войны, Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета народных депутатов учредил Знак "Жителю блокадного Ленинграда" (см. решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 23 января 1989 г. N 5 "Об учреждении знака "Жителю блокадного Ленинграда").


Обладателями данного знака являются лица, проживавшие не менее 4 месяцев в Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.), а именно: дети до семи лет, школьники, учащиеся школ ФЗО (фабрично-заводского обучения), ремесленных училищ и техникумов, студенты и другие граждане, не награжденные медалью "За оборону Ленинграда".

Таким образом, пенсионное обеспечение участников Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда» определяется как, ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется данным гражданам в целях компенсации им заработка (дохода) при достижении установленного законом возраста, в случае наступления инвалидности; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.


1.2. Условия назначения пенсии участникам Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда»

Право на пенсию в системе государственного пенсионного обеспечения может быть реализовано участником ВОВ при условии установления данному лицу инвалидности независимо от группы и причины инвалидности.

Аналогичные условия пенсионного обеспечения установлены для лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", который в соответствии с Положением о знаке "Жителю блокадного Ленинграда", утвержденным решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 23 января 1989 г. N 5, вручается проживавшим не менее 4-х месяцев в Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 года) детям до семи лет, школьникам, учащимся школ ФЗО, ремесленных училищ и техникумов, студентам и другим гражданам, не награжденным медалью "За оборону Ленинграда".

Исключение для назначения пенсии по инвалидности вышеуказанным категориям лиц составляют случаи, когда инвалидность наступила вследствие совершения участником ВОВ противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью. Представляется, что формулировка "противоправное деяние" в данном случае не является точной, и под противоправным деянием имеется в виду совершение преступления, то есть противоправного виновного общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом РФ (далее - УК РФ), под угрозой наказания. В соответствии с законодательством лицо может быть признано виновным в совершении преступления не иначе как по приговору суда. Следовательно, для того чтобы участнику ВОВ или лицу, награжденному знаком "Жителю блокадного Ленинграда", вместо пенсии по инвалидности в системе государственного пенсионного обеспечения на основании совершения указанным лицом противоправного деяния была назначена социальная пенсия, необходим вступивший в законную силу приговор суда. Данная ограничительная норма имеет свою историю в пенсионном законодательстве. Так, пенсионное законодательство 1956 г. конкретно предусматривало, что "в тех случаях, когда инвалидность обратившегося за пенсией наступила в связи с совершением им преступления, за которое он был осужден к лишению свободы, пенсия по инвалидности назначается при условии погашения или снятия судимости".



По действующему в настоящее время пенсионному законодательству норма о лишении права на получение пенсии по инвалидности в системе государственного пенсионного обеспечения применяется независимо ни от тяжести совершенного преступления, ни от меры наказания (она будет действовать, даже если за совершенное преступление мерой наказания являлось наложение штрафных санкций), а также не ограничено никакими временными рамками, снятием и погашением судимости, применением к осужденному амнистии и т.д.

Вторым основанием для отказа в назначении пенсии по инвалидности и назначении социальной пенсии участникам ВОВ и гражданам, награжденным знаком "Житель блокадного Ленинграда", является умышленное нанесение ущерба своему здоровью, которое также должно быть установлено судом. Умышленное нанесение ущерба своему здоровью влечет негативные последствия не только в системе государственного пенсионного обеспечения, но и в других правовых институтах. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" умышленное причинение вреда своему здоровью или попытка самоубийства являются основаниями для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности.

Оправданно ли применение таких строгих мер к лицам, умышленно причинившим ущерб своему здоровью? Данный вопрос является спорным. Представляется, что факт умышленного причинения ущерба своему здоровью чаще всего является следствием особо тяжелой жизненной ситуации, в которую лицо попадает уж точно не по собственному желанию. Только тяжелое физическое и психическое состояние чаще всего толкает людей на такие меры, а результатом является еще и материальное наказание, ведь размер социальных пенсий значительно ниже, чем пенсии по инвалидности в системе государственного пенсионного обеспечения.

Пенсия по инвалидности в соответствии с ст. 9 ФЗ может быть назначена не только военнослужащим, проходящим военную службу по призыву во время ВОВ, в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, но и лицам, являющимся кадровыми военными. Кроме того, если инвалидность участника ВОВ получена вследствие военной травмы, то он имеет статус инвалида войны.

В соответствии со ст. 4 ФЗ "О ветеранах" к инвалидам ВОВ и приравненным к ним инвалидам боевых действий относятся:

- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период ВОВ на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период ВОВ в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;


- военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий;

- лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;

- военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1951 г., а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1957 г. согласно решениям Правительства СССР;

- лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 г. по декабрь 1951 г. и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;

- лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.

Глава 2. Порядок назначения пенсии участникам Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда»

2.1. Размер и порядок выплаты пенсии участникам Великой Отечественной войны и граждан, награжденных знаком «Жителям Блокады Ленинграда»

Размеры пенсии для указанных лиц, так же как и при расчете пенсии военнослужащим, рассчитываются в процентном отношении к размеру социальной пенсии, устанавливаемой, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона, для граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 (мужчины) и 50 лет (женщины), для граждан, достигших возраста 65 (мужчины) и 60 лет (женщины), инвалидов II группы (за исключением инвалидов с детства), для детей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до достижения ими возраста 23 лет, потерявших одного из родителей, который в настоящее время составляет 3626 рублей 71 копейку в месяц.


Размеры пенсий по инвалидности для участников ВОВ аналогичны размеру пенсии по инвалидности для военнослужащих, которым установлена инвалидность вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы.

Пенсия по инвалидности участникам ВОВ назначается в следующем размере:

- при получении инвалидности I группы размер пенсии составляет 250% размера социальной пенсии, установленной в подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона;

- при получении инвалидности II группы размер пенсии составляет 200% размера социальной пенсии, установленной в подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона;

- при получении инвалидности III группы размер пенсии составляет 150% размера социальной пенсии, установленной в подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона.

Следует напомнить, что участники ВОВ в соответствии со ст. 3 комментируемого Закона имеют право на получение одновременно двух видов пенсий - пенсии по инвалидности в соответствии с группой инвалидности, на основании нормы статьи 16 ФЗ, и страховой пенсии по старости на основании ФЗ "О страховых пенсиях". При этом если участник ВОВ признан получившим инвалидность вследствие военной травмы, то ему предоставлено право выбора, то есть он вправе получить пенсионное обеспечение в соответствии со ст. 15 Закона как военнослужащий, получивший инвалидность вследствие военной травмы, либо в соответствии со статьей 16 ФЗ как участник ВОВ. Поскольку размер пенсии инвалиду вследствие военной травмы выше, то выбор пенсионера представляется очевидным.

Федеральным законом от 25 ноября 2006 г. N 196-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" статья 16 ФЗ была дополнена нормой, предоставляющей право на получение пенсии по инвалидности гражданам, награжденным Знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Данная норма представляет большое значение, так как среди граждан, переживших блокаду, процент получения инвалидности достаточно высок, и данные лица нуждаются в особой социальной и материальной поддержке государства, так как пережили серьезные физические и психологические трудности.

Размер пенсии по инвалидности для граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", также дифференцирован в зависимости от группы инвалидности и рассчитывается в процентном отношении к размеру социальной пенсии, устанавливаемой, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона, для граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 (мужчины) и 50 лет (женщины), для граждан, достигших возраста 65 (мужчины) и 60 лет (женщины), инвалидов II группы (за исключением инвалидов с детства), для детей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающихся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность до достижения ими возраста 23 лет, потерявших одного из родителей, который в настоящее время составляет 3626 рублей 71 копейку в месяц.