Файл: 1. Понятие, свойства и признаки транспортной инфраструктуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Понятие, свойства и признаки транспортной инфраструктуры
Транспортная инфраструктура – это такая подсистема хозяйства, которая создает и реализует общие условия для функционирования производства и жизни населения, в равной степени необходимые для деятельности всех сфер общественного производства. В состав транспортной инфраструктуры включаются следующие основные подсистемы: транспорт всех видов, функционирующий в сфере обращения и внешний промышленный транспорт, включая линии электропередач и другие устройства, связанные с передачей и распределением электроэнергии; информационно-коммуникационная система, связь; система обеспечения производства материальными ресурсами; складское хозяйство, материально-техническое снабжение, заготовки, водоснабжение; инженерная инфраструктура, включая все виды инженерного обеспечения и городской транспорт; природоохранная и рекреационная инфраструктура.
В экономической науке инфраструктура делится на две группы: производственную (транспортную) и непроизводственную (социальную). В первую группу включаются отрасли, непосредственно обслуживающие материальное производство: дороги, водоснабжение, канализация и прочие. Во вторую группу включаются отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: подготовка кадров, образование, здравоохранение и т.д.
Производственная инфраструктура обеспечивает обмен, служит материальной базой осуществления пространственных экономических связей, связующим звеном между прочими компонентами территориальной структуры, обеспечивает сохранение созданного производственного потенциала и продукции, что в конечном счете равнозначно ее увеличению. Поэтому она выступает как фактор, организующий экономическое пространство, обеспечивающий дальнейшую реализацию географического разделения труда. Без определенного уровня развития инфраструктуры невозможно или затруднено освоение и заселение необжитых территорий. Но уже экономически развитая инфраструктура создает эффект обратной связи, привлекая на данную территорию новые предприятия, расширяя пределы эксплуатации природных ресурсов, развития обрабатывающей промышленности, придавая важный импульс притоку населения.
2. Государственные программы развития транспортной инфраструктуры Российской федерации
От 22.11.2008г принято Распоряжение Правительства РФ №1734-р «О Транспортной стратегии РФ», разработанное до 2030 года, с общим обьемом инвестиций 170 трлн. Руб.
Транспортная стратегия определила цели и приоритеты развития транспорта на долгосрочную перспективу.
Основная цель развития транспортной системы – удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.
Приоритеты развития транспортной системы:
• формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры;
• обеспечение доступности, объёма и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны;
• обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;
• интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны;
• повышение уровня безопасности транспортной системы;
• снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду
• развитие транспортной техники, технологий и информационного обеспечения.
Основные механизмы реализации Стратегии – федеральные и региональные целевые программы. Состав и структура этих программ должны отвечать главным целевым ориентирам, сформированным целям, задачам и механизмам Стратегии.
Стратегию предполагается реализовать в два этапа.
Первый этап (до 2015 года) – завершение модернизации транспортной системы методами целевого инвестирования, устранение «узких мест» и переход к её системному комплексному развитию по всем ключевым направлениям. На этом этапе планируется реализовать ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010– 2015 годы)», включающую пять подпрограмм, сформированных по отраслевому принципу («Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт» и «Гражданская авиация»).
Второй этап (2016 – 2030 годы) – инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям Основным механизмом реализации Стратегии на этом этапе будут федеральные целевые программы развития транспортной системы на пятилетние периоды.
3. Этапы развития транспортной инфраструктуры России
Ситуация в транспортной сфере развитых стран мира стала меняться во второй половине XIX в. в связи с успехами промышленной революции, наступлением эры пара и электричества.
Путешественники, торговцы и войска передвигались в древности, а также в раннее и позднее средневековье по необъятным просторам России, используя в основном гужевой и водный транспорт. Плохое состояние дорог характерно для России с ее тяжелыми почвами.
В царствование Анны Иоанновны, были приняты правила построения дорог и решение о сооружении «перспективной дороги от Санкт-Петербурга до Москвы». При Елизавете Петровне реорганизована в другую – «Канцелярию строительства государственных дорог. Деятельность Канцелярии была нерезультативной, и Екатерина Великая ее упразднила, а спустя некоторое время создала новую «Комиссию о дорогах в государстве», которая была упразднена Павлом I по его воцарении, в 1800 г., была им же организована «Экспедиция устроения дорог в Государстве». Последняя уже при Императоре Александре I была в 1809 г. передана в ведение расположенной в Твери и руководимой принцем Георгием Ольденбургским «Экспедиции Водяных Коммуникаций», вскоре «Управление водяными и сухопутными путями сообщения».
Во второй половине XIX в. для улучшения качества транспорта, скорости, надежности, регулярности и увеличения объемов перевозок началось активное строительство железных дорог.
Сооружение Транссибирской магистрали длиной 8 тыс. км началось 19 мая 1891 г. и было за- кончено в январе 1916 г.
Увеличилось число морских проходов и количество кораблей.
Железнодорожный транспорт был одним из основных потребителей капитала – с 1903–1913 гг. в него было вложено 2002 млн. рублей.
С 1909–1917 гг. за рубежом было закуплено 39440 автомобилей и еще 600 произведено внутри страны. В начале XX в. появился воздушный транспорт. Во втором десятилетии уже было около 300 аэропланов. Авиация еще не использовалась в хозяйственной деятельности, кроме перевозки почты.
Первая мировая и гражданская войны разрушительно сказались на транспорте – более 60% железных дорог, 90% паровозов и 80% вагонов были выведены из строя. В 1920 г. Дороги и транспорт ремонтировались, но к концу гражданской войны среднесуточный пробег вагонов и паровозов сократился более чем в три раза, железнодорожные перевозки упали до уровня 90-х годов, а речные – до уровня 80-х годов XIX в.
Переход на мирные рельсы и введение в 1921 г. новой экономической политики (НЭП) в стране позволили приступить к восстановлению разрушенного войной производственного потенциала, хотя и на старой технической основе.
За годы Великой Отечественной войны также было много разрушено.
В 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение о широком развитии на железных дорогах страны электрической и тепловозной тяги.
С 1960–1980 гг. произошла полная замена паровозов тепловозами и электровозами, самолетов с поршневыми двигателями на реактивные. В основном было завершено оснащение речных и морских судов дизельными установками и внедрение мощных специализированных грузовых автомобилей, комфортабельных скоростных автобусов и авиалайнеров, налажено массовое производство для населения легковых автомобилей (Волга, Жигули и др.). Заметно расширилось и улучшилось состояние автодорожной сети, трубопроводных систем, были разработаны и внедрены на транспорте автоматизированные системы управления и плановых расчетов.
В судостроении был освоен выпуск нового типа судовых дизельных установок, построены мощные специализированные суда: контейнеровозы, танкеры, суда на воздушной подушке, огромные ледоколы с экономичными атомными силовыми установками и др. В автомобильной промышленности были выпущены мощные и сверхмощные самосвалы.
В 1956 г. самолетом Ту–104 была открыта эра гражданской реактивной пассажирской авиации.
В последнее десятилетие XX в. в стране были проведены радикальные экономические реформы. Были проведены: либерализация основной части цен на ресурсы и продукты, глобальная приватизация государственной собственности, ликвидирована монополия внешней торговли.
Сейчас Россия располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в существенном преобразовании.
4. Основные угрозы безопасности населения на транспорте, способы противодействия угрозам
Основными угрозами безопасности населения на транспорте являются:
–угрозы совершения актов незаконного вмешательства
, в том числе террористической направленности;
–угрозы техногенного и природного характера.
Основными способами противодействия угрозам являются:
–предупреждение актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности;
–пресечение актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности;
–предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
– ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными составными элементами комплексной системы являются:
–единый комплекс мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на транспорте, в том числе осуществляемых в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
–система федерального, регионального и муниципального законодательства, нормативных правовых документов и ведомственных актов, интегрированная с международными нормами права в области обеспечения транспортной безопасности, многоуровневое информационное пространство, в том числе взаимосвязанные автоматизированные информационные и аналитические системы, обеспечивающие проведение уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте. Информационные и аналитические системы, в том числе автоматизированные, строятся по территориально-распределенному принципу с единым центром управления базами данных в области обеспечения транспортной безопасности;
–система профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении безопасности населения на транспорте;
–система информирования и оповещения населения на транспорте;
–система мониторинга и государственного контроля (надзора) обеспечения безопасности населения на транспорте.
5. Оценка уровня обеспеченности территории транспортной инфраструктурой
Преддверием к решению задачи о достаточности инфраструктуры является оценка уровня обеспеченности ею территории. Можно определить территориальную целостность, охваченную данной инфраструктурной системой, по реализации в ее границах минимального объема функционирования связей. В качестве такого критерия используются транспортные показатели: удельные затраты работы (в ткм) на тонну произведенной продукции, которые выражаются средним радиусом зон влияния предприятий, расположенных на данной территории. Можно пользоваться показателями густоты сети относительно территории и населения, веса отправленных грузов. Реже применяются комбинированные показатели густоты транспортных сетей К.Л. Энгеля, Ю.И. Успенского (отношение длины сети к среднему геометрическому из площади территории, численности населения и суммарного веса перевезенных по этой сети грузов), Л.И. Василевского (вместо величины перевезенных грузов учитывается общий объем произведенной продукции). Считаются универсальными, но мало используются формулы Н.Н. Колосовского (степень развития сети связана с уровнем экономического развития страны посредством показателя энерговооруженности) и Л.И. Протодьяконова (выявлена зависимость степени обслуженности страны путями сообщения от грузонапряженности сети, средней плотности населения, уровня промышленного развития страны). По Б.К. Краснопольскому, коэффициент обеспеченности инфраструктурой рассчитывается по ее основным фондам в зависимости от численность населения, площади экономически активной территории района и валовой продукции производственных предприятий (промышленных и сельскохозяйственных), произведенной на дан- ной территории.