Файл: 1. Понятие, свойства и признаки транспортной инфраструктуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта».

21. Устав службы на судах морского флота.

22. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ«О противодействии терроризму».

23. Уголовный кодекс от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ.

24. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195ФЗ.

25. Приказ Министерства транспорта России от 08.02.2011 г. № 43 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского транспорта».

26. Приказ Министерства транспорта России от 29.01.2010 г. № 22 «О порядке ведения Реестра категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

27. Приказ Министерства транспорта России от 21.02. 2011 г. № 62 «О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области транспортной безопасности».

28. Приказ Министерства транспорта России от 15.11.2010 г. № 48 «Об утверждении отраслевых типовых норм времени на работы по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства».

9.Что включается в понятие «транспортная инфраструктура»?

Термин «инфраструктура» появился в экономической литературе в конце 1940-х годов для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, водоснабжение и канализация и т. п.).

Данный термин происходит от латинского infra — под и strukture — строение, расположение, что означает подструктура, т. е. отдельная отрасль экономики, которая занимается созданием внешних условий функционирования основного производства. Инфраструктура делится на две группы:

— производственная (транспортная);

— непроизводственная (социальная).

В первую группу включены отрасли, непосредственно обслуживающие материальное производство: дороги, водоснабжение, канализация и прочие.


Во вторую группу входят отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: под готовка кадров, образование, здравоохранение и т. д.

Таким образом, под транспортной инфраструктурой следует понимать совокупность материально-технических и организационных условий, обеспечивающих быстрое и беспрепятственное выполнение перевозочного процесса. К объектам транспортной инфраструктуры относятся:

• пути сообщения;

• технические сооружения;

• грузовые и пассажирские вокзалы и станции;

• агентства по продаже билетов и организации перевозок;

• логистические центры;

• склады;

• инженерные сети;

• транспортные коммуникации и т. д.

Транспортная инфраструктура непосредственно связана с общим развитием производительных сил и часто рассматривается как одна из важнейших составных частей инфраструктуры экономики в целом.

10. Терроризм на транспорте

Терроризм на транспорте - специально организованный вид насилия, направленный на реализацию экстремистской идеологии, вызванной чрезвычайно агрессивными мероприятиями организованных субъектов, осуществляемой с транспортных средств или в транспортных средствах. Основной смысл направлений современного терроризма заключается в изменении типов и форм использования транспорта террористами для претворения в жизнь разрушительных намерений.

Борьба с терроризмом на транспорте представляет собой процесс предотвращения возникновения террористических угроз, содействие разрешению противоречий в различных сферах жизни общества. Способы борьбы должны иметь активный и агрессивный характер и быть направлены прежде всего на предотвращение террористических актов на транспорте. Терроризм на транспорте является одним из самых опасных видов террористической деятельности, он существует в крайне важной для функционирования общества транспортной инфраструктуре.

Выделяют следующие виды терроризма на транспорте, каждый из которых характеризуется особыми отличительными признаками:

- терроризм на железнодорожном транспорте,

- воздушный терроризм,

- автомобильный терроризм,

- терроризм на объектах речного транспорта,

- морской терроризм, терроризм трубопроводного транспорта,

- терроризм в городском общественном транспорте (метро, автобус, другие виды общественного транспорта),



потенциально возможные типы, которые появляются в результате быстрого развития новых видов связи, например, виртуальной, пространственной, которые также могут быть объектами террористических атак. Ввиду открытости и доступности транспортного предприятия, вездесущности движения транспортных средств, широкого распространения транспортной системы и наличия многих потенциально опасных мест антитеррористические меры безопасности сталкиваются со значительными препятствиями. Нарушение движения транспорта может привести к серьезным последствиям, губительным как для национальной экономики, так и для общества в целом. Кроме того, всегда существует вероятность преодоления террористами любой оборонительной системы. Исходя из вышеназванных факторов, становится очевидной потребность в принятии новой стратегии по борьбе с терроризмом, которая будет опираться на многослойную систему, включающую в себя чередование различных защитных мер.

Борьба с терроризмом на транспорте осуществляется на разных уровнях: - международном,

- региональном,

- национальном,

- общественном,

- личном.

11. Назовите особенности, достоинства и недостатки каждого вида транспорта, определяющие возможности его использования в логистической системе.

Существуют следующие основные виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный, трубопроводный. У каждого вида транспорта есть конкретные особенности, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе. Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта.

Вид транспорта

Достоинства

Недостатки

Железнодорожный

Высокая провозная и пропускная способность. Не зависит от климатических условий, времени года и суток. Высокая регулярность перевозок. Высокая скорость доставки грузов на расстояния выше 1500 км

Ограниченное число перевозчиков (естественная монополия). Большие капитальные вложения в производственно- техническую базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. Недоступен в конечных точках продаж. Недостаточно высокая сохранность груза.

Морской

Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния

Ограниченная география перевозок. Низкая скорость доставки. Зависит от географических, навигационных и погодных условий. Малая частота отправок. Жесткие требования к упаковке и креплению грузов. Необходимо создавать сложную портовую инфраструктуру.

Внутренний водный (речной)

Высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах. Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоемкость.

Ограниченность географии перевозок. Низкая скорость доставки. Зависит от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий. Сезонность. Недостаточная надежность перевозок и сохранность груза.

Автомобильный

Высокая доступность. Возможность доставки груза «от двери к двери». Высокая маневренность, гибкость, динамичность. Высокая скорость доставки. Возможность использовать различные маршруты и схемы доставки. Возможность отправки груза маленькими партиями. Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика.

Низкая эффективность. Зависимость от погодных и дорожных условий. Высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Невозможность длительного ожидания разгрузки. Возможность хищения груза и угона автотранспорта.

Воздушный

Наивысшая скорость доставки груза. Высокая надежность. Наивысшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок.

Высокая себестоимость и тарифы. Высокая капиталоемкость, материалоемкость и энергоемкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Ограниченная географическая доступность.

Трубопроводный

Низкая себестоимость. Высокая производительность. Высокая сохранность груза. Низкая капиталоемкость.

Особые виды грузов (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов). Транспортировка только больших объемов.



12. Актуальные проблемы транспортной безопасности. Основные понятия и определения.

Транспортная безопасность - состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства Где, актом незаконного вмешательства, считается противоправное действие или бездействие, в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлёкшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

К внешним источникам угроз относят:

— деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и транспортных структур, направленная против интересов Российской Федерации в транспортной сфере;

— обострение международной конкуренции за обладание новыми транспортными рынками, новыми транспортными технологиями и природными ресурсами;

— стремление ряда стран к доминированию на мировом транспортном пространстве и вытеснению России с традиционных транспортных рынков;

— увеличение технологического отрыва ведущих держав мира от России и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских транспортных технологий;

— деятельность международных террористических организаций.

К внутренним источникам угроз относят:

— критическое материально-техническое состояние некоторых отраслей транспортного комплекса;

— неблагоприятную криминогенную обстановку, сопровождающуюся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в транспортной сфере;

— недостаточную координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в транспортном комплексе и обеспечения его безопасности.

По характеру источников угрозы подразделяются на:

угрозы социогенного характера (неправомерное вмешательство в функционирование транспорта, терроризм, хищения, хулиганство, блокирование путей и транспортных средств, нарушение правил эксплуатации технических средств, несовершенство этих правил и законодательной базы, касающейся транспортного комплекса);


угрозы техногенного характера (порожденные некачественным состоянием материально-технической части транспортной сферы, недостаточным уровнем квалификации обслуживающего персонала);

угрозы природного характера (наводнения, оползни, землетрясения, снежные и песчаные заносы на дорогах, цунами, тайфуны и т.п.).

13. Назовите специфические свойства и признаки транспортной

инфраструктуры.

Совокупность подсистем производственной инфраструктуры характеризуется наличием ряда общих специфических свойств и признаков, вытекающих из задач инфраструктуры, функционального единства ее подсистем:

высокая фондоемкость и капиталоемкость объектов инфраструктуры, длительные сроки их создания и длительные сроки функцио­нирования (отсюда распространенное мнение о «невыгодности» вложений в транспортную инфраструктуру);

проявление основного эффекта (в ряде случаев до 90%) от функционирования инфраструктуры вне ее отраслей — в базисных отраслях (это находит выражение в соотношении макроэкономических показателей — доля транспорта в ВВП, как правило, не превышает 5—8%, тогда как в капиталовложениях — более 20%);

высокий эффект опережающего по сравнению с основным производством развития транспортной инфраструктуры;

неотделимость процессов производства и потребления «продукции» транспорта, невещественный ее характер — отсюда невозможность ее накопления, хранения, складирования, что требует зна­чительных резервных мощностей;

значительная сезонная, месячная и суточная неравномерность загрузки элементов транспортной инфраструктуры;

пространственная региональная невзаимозаменяемость объектов транспортной инфраструктуры, т.е. необходимость ее повсеместного (там, где есть потребность) развития;

преобладание пространственно-сетевых линейных систем транспортной инфраструктуры (хотя роль «точечных» элементов (узлов) стремительно возрастает);

инерционность (неэластичность) функционирования, связанная с дискретностью развития транспортной инфраструктуры (нет жесткой связи между уровнем развития инфраструктуры и потребности в ней), что часто ведет к недооценке необходимости новых ка­питаловложений в усиление объектов и сетей;

территориальная концентрация транспортной инфраструктуры (часто — со значительным временным лагом) соответствует концентрации производства и населения, отражая (в определенной мере и определяя) общий географический «рисунок» хозяйства;