Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 694
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Глава 1. Основы теории информации. Предпосылки формирования информационного права
1.1. Информация и материя
1.2. Информация и человек
1.3. Информация и общество. Информационное общество
1.4. Информация и государство. Единое информационное пространство
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы
Глава 2. Предмет и методы информационного права
2.1. Объективные основания для формирования отрасли информационного права
2.2. Предмет информационного права
2.3. Методы информационного права
2.4. Понятие и система информационного права
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы
Глава 3. Источники права и система информационного законодательства
3.1. Источники информационного права
3.2. История развития российского законодательства в информационной сфере
3.3. Структура законодательства в информационной сфере и его место в системе российского законодательства
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы
Глава 4. Информационная сфера как объект права
4.1. Понятие и структура информационной сферы. Объективные законы ее развития
4.2. Информация как объект права
4.3. Информационные системы как объект права
4.4. Информационные технологии как объект права
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы
Глава 5. Информационные ресурсы
5.1. Понятие информационных ресурсов
5.2. Правовой режим информационных ресурсов
5.3. Правовое регулирование отношений по поводу отдельных видов информационных ресурсов
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы
Глава 6. Субъекты права в информационной сфере
6.1. Субъекты отношений в информационной сфере
6.2. Человек и гражданин как субъект права в информационной сфере
6.3. Органы государственной власти как субъекты права в информационной сфере
6.4. Правовой статус организаций и учреждений в информационной сфере
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы
Глава 7. Право на информацию
7.1. Основные информационные права и свободы, основания их ограничения
7.2. Законодательное регулирование права на информацию
7.3. Право на доступ к информации
7.4. Электронно-цифровая подпись как институт информационного права
7.5. Защита права на доступ к информации
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы
Глава 8. Неприкосновенность частной жизни
8.1. Понятие и структура права на неприкосновенность частной жизни
8.2. Правовая охрана и защита права на неприкосновенность частной жизни
8.3. Персональные данные как особый институт охраны права на неприкосновенность частной жизни
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы
Глава 9. Право массовой информации как институт информационного права
9.1. Организация и деятельность средств массовой информации как предмет правового регулирования
9.2. Возникновение и развитие права массовой информации в России
9.3. Свобода массовой информации: понятие, пределы, ответственность
9.4. СМИ как объект права и юридическая фикция
9.5. Субъекты права массовой информации
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы
Глава 10. Правовая охрана и защита прав в сфере массовой информации
10.1. Особенности правоотношений в сфере массовой информации
10.2. Правовой статус журналиста в системе права массовой информации
10.3. Ответственность СМИ и защита прав массовой информации
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы
Глава 11. Институты собственности и интеллектуальной собственности в информационном праве
11.1. Информация, информационные ресурсы как объект института собственности и исключительных прав
11.2. Проблемы применения институтов интеллектуальной собственности в информационном праве
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы
Глава 12. Правовые основы информационной безопасности
12.1. Понятие, предмет информационной безопасности и ее место в системе обеспечения национальной безопасности
12.2. Основы теории интересов. Национальные интересы России в информационной сфере
12.3. Основы теории угроз. Доктрина информационной безопасности РФ об основных угрозах в информационной сфере и их источниках
12.4. Принципы, задачи, функции и стандарты обеспечения национальной безопасности
12.5. Право и законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности и их место в системе российского права и законодательства России
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы
Глава 13. Защита информации с ограниченным доступом и прав на нее
13.1. Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом
13.2. Государственная тайна
13.3. Коммерческая тайна
13.4. Банковская тайна
13.5. Профессиональная тайна
13.6. Служебная тайна
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы
Глава 14. Защита человека, общества и государства от воздействия "вредной" информации
14.1. Понятие и структура вредной информации
14.2. Правовая охрана прав и законных интересов человека, общества и государства от воздействия вредной информации
14.3. Защита прав и законных интересов человека, общества и государства от воздействия вредной информации
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы
Глава 15. Защита информационных систем и прав на них
15.1. Основные угрозы информационным системам и правам на них
15.2. Охрана прав на информационные системы
15.3. Особенности правового регулирования отношений в Интернет
15.4 Правовая защита информационных систем и прав на них
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы
Глава 16. Государственная политика и государственное управление в информационной сфере
16.1. Государственная политика в информационной сфере
16.2. Государственное управление в информационной сфере
16.3. Подготовка кадров в информационной сфере
Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы
Приложение
Сведения об авторах
ПРЕДИСЛОВИЕ
Для России вхождение в новое, уже третье тысячелетие - это не только временное событие.
Наша страна, обновляя курс реформ, преодолевая трудности и сложности развития, прилагает активнейшие усилия, направленные на то, чтобы выйти на передовые позиции во всех основных аспектах жизни общества. Обязательными предпосылками успеха являются построение правового государства, создание демократической и эффективной системы управления делами страны, формирование передовой и социально ориентированной экономики, подъем нации, образования, культуры. Первостепенное значение в современных условиях приобретают высокие технологии, в особенности в области информатизации. Без собственного информационного потенциала, отвечающего самым строгим меркам научно-технического прогресса, решить задачи возрождения России как одной из ведущих держав мира невозможно.
Нет ли в этом утверждении некоего преувеличения, порождаемого нередко модными, но преходящими или малореальными идеями и концепциями? Отнюдь нет. Высокие технологии в сфере информатизации действительно превращаются в сильный фактор, активно влияющий на развитие человечества. Можно спорить о правомерности применения термина "информационная революция", кочующего по нашим и зарубежным изданиям. В самом деле, о каких только революциях, социальных, технотронных, ядерных, генетических, биологических, химических и т. д. не говорили в последние десятилетия, порождая тем самым инфляцию исходного понятия. Но то, что новые информационные технологии зримо и весомо способствуют революционным преобразованиям в жизни человека и всего общества, вряд ли возможно отрицать или даже недооценивать.
Информатизация несет с собой, прежде всего, новые возможности для человека искать, получать и распространять интересующие его сведения, повышая тем самым уровень своей профессиональной и общей культуры. Таким образом подтверждается и укрепляется приоритет интересов и прав человека, что составляет первооснову системы отношений в обществе и является главным ориентиром государственной политики. Право человека свободно искать, получать, передавать и распространять информацию занимает почетное место в ряду конституционных прав и свобод, провозглашенных Конституцией Российской
Федерации. Но реализация этого права зависит от многих факторов, среди которых нельзя не назвать уровень компьютеризации России, и в особенности количество персональных компьютеров в стране, объем услуг и динамизм развития российского сегмента Интернета, степень компьютерной грамотности общества.
Надлежащее состояние информационного дела, несомненно, повышает уровень правовой защищенности человека. Важное значение имеет распространение информации о механизмах и процедурах защиты прав и свобод человека и гражданина. Речь идет, в первую очередь, о судебной защите, обеспечении доступа населения к суду, знании человеком процессуальных правил, возможностей пользоваться услугами адвокатов.
Особенно актуальна сегодня информация о судебной реформе 2001 г., ее нововведениях в организацию судебной власти, в том числе о создании административной юстиции, принятии новых УПК и ГПК.
Новые технологии способствуют расширению прямых и обратных связей между государством и гражданским обществом, активизируют участие самых различных групп и слоев населения в управлении страной, ее регионами, местными сообществами, поднимают
на более высокий уровень сбор, обработку и анализ информации о состоянии дел как в целом, так и по отдельным направлениям развития России, поступающей во властные структуры. На этой базе становится более совершенным процесс принятия решений и контроль за их исполнением.
Демократия в ее истинном понимании предполагает высокий уровень организованности, строгое соблюдение правопорядка, четкие механизмы государственного управления.
Информатизация способствует рационализации всего государственного аппарата, поиску и отбору наиболее эффективных форм и методов его деятельности.
Накопленный опыт убедительно говорит о необходимости существенного улучшения состояния дел в сфере правовой информации. Это предопределяется актуальностью задач, связанных с созданием единой, внутренне согласованной правовой системы, отражающей новые явления в развитии отраслей права и законодательства, соотношении федерального и регионального уровней, международных обязательств государства. События последнего времени подчеркнули важность мер, направленных на обеспечение единства правового пространства Российской Федерации, предотвращения действий, ведущих к его дезинтеграции. Не секрет, что только решительные действия Центра в самые последние годы смогли переломить процесс, грозивший расползанием федеративного государства.
Задачи создания эффективной системы правовой информации были определены в общих чертах еще в начале 90-х годов. В 1993 г. по этому поводу был принят Указ Президента
Российской Федерации, подготовлена Концепция правовой информации России, принят ряд других правовых актов, в том числе Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. Но, к сожалению, до полного и последовательного решения поставленных задач еще далеко.
Предстоит сделать еще очень многое, особенно в деле создания единой федеральной системы правовой информации. Более успешно идут процессы ведомственной информатизации, в первую очередь в Министерстве юстиции, Министерстве внутренних дел,
Генеральной прокуратуре.
Важное практическое значение приобретает
Государственная автоматизированная системы "Выборы", созданная при
Центральной избирательной комиссии. Информатизация должна в полной мере учесть создание в России семи федеральных округов и учреждение в них института полномочных представителей Президента Российской Федерации.
Новые перспективы открывает информатизация в сфере экономики. Информатизация связывает воедино экономику и политику, экономику и власть. Выявление и учет как общего экономического интереса, так и объединяемых им частных интересов служит единению государства и его регионов, общества и составляющих его групп, частного бизнеса и государственной экономии.
Тем самым повышается уровень консолидированное™ и устойчивости государства и всего общества. Зачастую недостаток информации порождает разобщенность экономических интересов целого и его частей, выпячивание эгоистических интересов, трения между хозяйствующими структурами и даже между Федерацией и ее субъектами. Экономическая фрагментация не менее опасна, чем политическая или территориальная.
Информатизация позволяет по-новому понять и реализовать роль государства в условиях рыночной экономики. От прямого, административного управления наше государство ушло.
Оно стало невозможным в принципе, ибо приватизация отобрала у государства примерно
Демократия в ее истинном понимании предполагает высокий уровень организованности, строгое соблюдение правопорядка, четкие механизмы государственного управления.
Информатизация способствует рационализации всего государственного аппарата, поиску и отбору наиболее эффективных форм и методов его деятельности.
Накопленный опыт убедительно говорит о необходимости существенного улучшения состояния дел в сфере правовой информации. Это предопределяется актуальностью задач, связанных с созданием единой, внутренне согласованной правовой системы, отражающей новые явления в развитии отраслей права и законодательства, соотношении федерального и регионального уровней, международных обязательств государства. События последнего времени подчеркнули важность мер, направленных на обеспечение единства правового пространства Российской Федерации, предотвращения действий, ведущих к его дезинтеграции. Не секрет, что только решительные действия Центра в самые последние годы смогли переломить процесс, грозивший расползанием федеративного государства.
Задачи создания эффективной системы правовой информации были определены в общих чертах еще в начале 90-х годов. В 1993 г. по этому поводу был принят Указ Президента
Российской Федерации, подготовлена Концепция правовой информации России, принят ряд других правовых актов, в том числе Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. Но, к сожалению, до полного и последовательного решения поставленных задач еще далеко.
Предстоит сделать еще очень многое, особенно в деле создания единой федеральной системы правовой информации. Более успешно идут процессы ведомственной информатизации, в первую очередь в Министерстве юстиции, Министерстве внутренних дел,
Генеральной прокуратуре.
Важное практическое значение приобретает
Государственная автоматизированная системы "Выборы", созданная при
Центральной избирательной комиссии. Информатизация должна в полной мере учесть создание в России семи федеральных округов и учреждение в них института полномочных представителей Президента Российской Федерации.
Новые перспективы открывает информатизация в сфере экономики. Информатизация связывает воедино экономику и политику, экономику и власть. Выявление и учет как общего экономического интереса, так и объединяемых им частных интересов служит единению государства и его регионов, общества и составляющих его групп, частного бизнеса и государственной экономии.
Тем самым повышается уровень консолидированное™ и устойчивости государства и всего общества. Зачастую недостаток информации порождает разобщенность экономических интересов целого и его частей, выпячивание эгоистических интересов, трения между хозяйствующими структурами и даже между Федерацией и ее субъектами. Экономическая фрагментация не менее опасна, чем политическая или территориальная.
Информатизация позволяет по-новому понять и реализовать роль государства в условиях рыночной экономики. От прямого, административного управления наше государство ушло.
Оно стало невозможным в принципе, ибо приватизация отобрала у государства примерно
три четверти собственности, которой оно прежде безраздельно владело. Если прежде государство воспринималось исключительно как институт публичного права, то теперь оно может быть и действительно является участником частноправовых отношений. Однако современная модель управления экономикой утверждается с большим трудом. Высокие информационные технологии как раз и призваны способствовать тому, чтобы государство более эффективно воздействовало на экономическое развитие страны, которое должно отвечать коренным задачам общества, быть социально ориентированным и отражать баланс интересов, существующих в обществе.
Разумеется, информатизацию отнюдь не следует трактовать как стимул непременного усиления экономической роли государства. Государства в регулировании экономических процессов должно быть столько, сколько нужно, ни больше, но и не меньше. В любом обществе, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, государство вмешивается в сферу имущественного оборота, если этого требуют интересы страны.
Укрепление государственного воздействия может, кстати, предопределяться потребностями становления рыночной экономики и контроля за ее состоянием, реализацией социального назначения государства - свою роль играют чрезвычайные ситуации, в том числе стихийные бедствия, не говоря уже о войне. Информатизация позволяет в каждом случае принимать точные, взвешенные и, следовательно, наиболее эффективные решения.
Сама по себе информатизация нейтральна, но она создает благоприятные условия для проведения структурных реформ, всестороннего развития рыночных отношений, рационализации механизмов управления бизнесом, повышения эффективности как макроэкономических, так и отраслевых, секторальных и территориальных систем. Новые информационные возможности способствуют оптимизации движения капиталов, товаров и услуг, адаптации людских резервов на рынках труда к меняющимся социально- экономическим условиям. Трудно представить себе в наше время успешную экономику без развитой системы информационных сетей, их активного использования на всех уровнях ведения бизнеса как деловыми кругами, так и потребителями. Информатизация показала и доказала свои возможности в деле расширения производства, обеспечения роста благосостояния общества, решения задач борьбы с безработицей. Это в полной мере относится как к государственному, так и к частному сектору экономики.
Трудно переоценить роль информатизации в подъеме науки, культуры и образования.
Величайшие открытия науки последнего времени неотделимы от достижений в сфере информатизации, появления более мощных электронно-вычислительных машин, новых технологий обработки и доставки информации. Это относится, в первую очередь, к естественным наукам, в частности, к математике, физике, химии, биологии. Вместе с тем информатизация все шире охватывает науки об обществе. Наиболее заметные сдвиги происходят в экономической науке и филологии. Но и другие отрасли обществоведения, такие, как история, социология и право также все чаще и больше осваивают огромный потенциал информатизации.
Много нового и полезного информатизация привносит в систему международных отношений. Как отмечается в Окинавской Хартии глобального информационного общества
(2000 г.), подписанной в числе восьми ведущих стран мира также и Россией, информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. "Настоящая Хартия является, прежде всего, призывом ко всем, как в государственном, так и в частном секторах,
Разумеется, информатизацию отнюдь не следует трактовать как стимул непременного усиления экономической роли государства. Государства в регулировании экономических процессов должно быть столько, сколько нужно, ни больше, но и не меньше. В любом обществе, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, государство вмешивается в сферу имущественного оборота, если этого требуют интересы страны.
Укрепление государственного воздействия может, кстати, предопределяться потребностями становления рыночной экономики и контроля за ее состоянием, реализацией социального назначения государства - свою роль играют чрезвычайные ситуации, в том числе стихийные бедствия, не говоря уже о войне. Информатизация позволяет в каждом случае принимать точные, взвешенные и, следовательно, наиболее эффективные решения.
Сама по себе информатизация нейтральна, но она создает благоприятные условия для проведения структурных реформ, всестороннего развития рыночных отношений, рационализации механизмов управления бизнесом, повышения эффективности как макроэкономических, так и отраслевых, секторальных и территориальных систем. Новые информационные возможности способствуют оптимизации движения капиталов, товаров и услуг, адаптации людских резервов на рынках труда к меняющимся социально- экономическим условиям. Трудно представить себе в наше время успешную экономику без развитой системы информационных сетей, их активного использования на всех уровнях ведения бизнеса как деловыми кругами, так и потребителями. Информатизация показала и доказала свои возможности в деле расширения производства, обеспечения роста благосостояния общества, решения задач борьбы с безработицей. Это в полной мере относится как к государственному, так и к частному сектору экономики.
Трудно переоценить роль информатизации в подъеме науки, культуры и образования.
Величайшие открытия науки последнего времени неотделимы от достижений в сфере информатизации, появления более мощных электронно-вычислительных машин, новых технологий обработки и доставки информации. Это относится, в первую очередь, к естественным наукам, в частности, к математике, физике, химии, биологии. Вместе с тем информатизация все шире охватывает науки об обществе. Наиболее заметные сдвиги происходят в экономической науке и филологии. Но и другие отрасли обществоведения, такие, как история, социология и право также все чаще и больше осваивают огромный потенциал информатизации.
Много нового и полезного информатизация привносит в систему международных отношений. Как отмечается в Окинавской Хартии глобального информационного общества
(2000 г.), подписанной в числе восьми ведущих стран мира также и Россией, информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. "Настоящая Хартия является, прежде всего, призывом ко всем, как в государственном, так и в частном секторах,