Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 695
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, информационное общество, как наиболее организованная социальная система, предполагает не только более высокий уровень оборота информации, но и более высокую "степень регулирования этих отношений на правовой основе.
Для информационного права, возможно в большей мере, чем для многих других отраслей права, - характерны большие "приграничные зоны". Нормы информационного права можно найти в законе "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. 1995 г.), "Патентном законе
Российской Федерации" (1992 г.), "О связи" (в ред. 1999 г.), "О федеральных органах правительственной связи и информации" (1993 г.). Информационное право тесно соседствует с уголовным и административным правом, налоговым, бюджетным и финансовым правом.
В принципе, информационное право входит в публичное право. Но информационное право взаимодействует и с частноправовыми отраслями. В первую очередь, речь идет о гражданском праве, в котором регулируются многие информационные отношения, в том числе информационные услуги, содержатся понятия коммерческой и банковской тайны, признается электронная подпись. Приведенные примеры достаточно убедительно свидетельствуют, что в наше время относительность и условность деления права на два больших раздела - публичное право и частное право - проявляется все более очевидно. Это существенно для понимания перспективы развития информационного права.
Не менее важно отметить, что дифференциация системы права отнюдь не всегда может привести к такому четкому и исчерпывающему "разделу" территории, которое раз и навсегда снимет все вопросы разграничения отраслей права. И винить кого-либо за слабости и недоработки не приходится. "Чересполосица" - продукт реалий правового развития, и с этим нельзя не считаться. Практически все отрасли права так или иначе имеют зоны "совместного владения". Одни и те же группы общественных отношений регулируются порой несколькими отраслями права. Процессы дифференциации в праве идут далеко не просто, отнюдь не простым размножением его отраслей.
К тому же процессы дифференциации в праве идут не изолированно, они дополняются процессами интеграции. Объективная основа подобного двуединства заложена в том, что полное и исчерпывающее регулирование тех или иных групп общественных отношений силами и средствами только одной отрасли права порой недостижимо. Объективно требуется использование возможностей нескольких отраслей права, при этом из арсенала каждой берется то, что в данный момент наиболее полезно для целенаправленного и эффективного правового регулирования. Интеграция способна в ряде случаев порождать и более тесные связи между отраслями права, что отражается на содержании "пограничных" институтов, а в перспективе может вести к развитию процессов дифференциации в системе отраслей права и зарождению новой отрасли права.
Предмет регулирования является определяющим критерием отграничения одной отрасли права от другой. Но предмет не был и не становится единственным основанием обособления той или иной отрасли права. Юридическая наука давно уже отметила необходимость использования дополнительных критериев, среди которых, бесспорно, выделяется метод правового регулирования. Это - совокупность приемов, способов правового регулирования, осуществляемого государством. Иными словами, метод правового регулирования отвечает на вопрос о том, как осуществляется правовое регулирование.
Для информационного права характерно использование самых различных средств и приемов. Но если обратиться к соотношению императивных и диспозитивных подходов, то нельзя не отметить большое сходство информационного права со своими родителями - отраслями публичного права, в особенности с административным правом. В то же время в арсенале информационного права есть немало инструментов поощрительного и рекомендательного характера. В том, что касается имущественного оборота, построенного на принципах гражданского права, действуют положения о равенстве сторон.
Процессы формирования информационного права как самостоятельной отрасли права предопределяются также социальным заказом. Это - осознанная и признанная общественная потребность в особом правовом регулировании той или иной группы общественных отношений. Этими свойствами информационное право отличается в полной мере. Оно как бы отвечает от имени всего права за информатизацию общества, обеспечивает необходимые правовые предпосылки, устанавливает адекватные "правила игры". Роль и значение информатизации в жизни страны предопределяют как появление информационного права, так и его место в системе отраслей права. Отсюда проистекают и задачи дальнейшего развития информационного права.
Роль и значение информационного права в наше время обусловливают необходимость введения и развития соответствующей дисциплины в программу высшего юридического образования. Более того, информационное право становится все более важной и актуальной учебной дисциплиной. В Окинавской Хартии особо отмечается, что стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, возможности которых соответствовали бы требованиям информационного века. "Мы обязуемся, - заявили участники Хартии, - предоставить всем гражданам возможность освоить и получить навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями посредством образования, пожизненного обучения и подготовки". В настоящее время в России разрабатывается и будет осуществлена Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2003 гг." В этой связи следует подчеркнуть, что составной, неотъемлемой составной частью всех усилий по внедрению в общество знания в сфере информации является информационное право.
В Институте государства и права Российской Академии наук разработана программа учебного курса "Информационное право". Инициатива Института была поддержана
Министерством образования Российской Федерации. Вопрос об открытии самостоятельной специальности "информационное право" находится ныне на рассмотрении Министерства образования. Окончательное решение будет принято после разработки государственного образовательного стандарта и апробации программы курса в установленном порядке.
Поэтому можно ожидать, что в скором времени студенты юридических факультетов университетов и других высших юридических учебных заведений смогут выбрать специализацию по информационному праву. Но и сегодня информационное право имеет все необходимые регалии. Правда, оно составляет интегральную часть более широкой специальности. Решением Министерства науки РФ в структуру юридических научных специальностей включена специальность "Административное, финансовое, информационное право" (12.00.14).
Перед Вами - учебник для вузов по этой новой дисциплине. Данному изданию предшествовали труды, именуемые учебными пособиями или курсами лекций по правовой кибернетике, правовой информатике, правовым основам обеспечения информационной
безопасности, и такие, которые имели название "информационное право", но охватывали его предмет в какой-либо части или являлись собранием наиболее важных нормативных актов по проблемам информации и информатизации.
Настоящий учебник написан на основе опыта преподавания учебного курса и спецкурса по проблемам информационного права в ряде учебных заведений - в Академическом правовом университете при Институте государства и права Российской Академии наук, в
Санкт-Петербургском государственном университете, в Мордовском государственном университете им. Огарева, Институте международного права и экономики им. Грибоедова,
Московском инженерно-физическом институте (техническом университете), Санкт-
Петербургском университете МВД России. Курс носит во многом комплексный характер, связан с изложением материала, изначальные знания о котором должны быть получены ранее, в связи с чем он читается студентам и слушателям четвертого курса.
Учебник рассчитан не только на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, но и на студентов других высших учебных заведений, готовящих специалистов по техническим и экономическим специальностям со специализацией в информационной сфере. Он может быть полезен юристам-практикам, работающим в государственных органах власти и органах местного самоуправления, коммерческих и банковских структурах, а также всем, кто интересуется вопросами правового регулирования отношений в информационной сфере.
Вместе с тем это и не последнее слово. Еще предстоит ответить на многие вопросы.
Однако, начало положено. Научная, а также и студенческая общественность имеет возможность дать оценку данной работе, чтобы совместными усилиями подготовить очередные шаги в этом направлении. Правовая реформа Российской Федерации предполагает не только упорядочение отношений в правоохранительной сфере, упорядочение действующего законодательства, но и расширение фронта правовых знаний.
Грамотный юрист обязан иметь представление о состоянии правовой науки в каждый данный момент. Видеть и оценивать факты с учетом их места в социальной системе, соотносить их с действующим законом и предвидеть реакцию общества на решения юриста, где бы он ни работал. Это касается сферы законотворчества, сферы исполнительной власти, судебной системы и всех областей общественной жизни.
Информационный век лишь в самом начале. Это динамичный, противоречивый, требовательный, многообещающий век. Информационное право - путь осознания "встречи" информационных технологий и институтов государства и права. Это и путь упорядочения отношений в одной из самых горячих сфер жизни планеты - инфосферы и ее взаимодействия со всеми тканями современного социума.
Настоящий учебник написан на основе опыта преподавания учебного курса и спецкурса по проблемам информационного права в ряде учебных заведений - в Академическом правовом университете при Институте государства и права Российской Академии наук, в
Санкт-Петербургском государственном университете, в Мордовском государственном университете им. Огарева, Институте международного права и экономики им. Грибоедова,
Московском инженерно-физическом институте (техническом университете), Санкт-
Петербургском университете МВД России. Курс носит во многом комплексный характер, связан с изложением материала, изначальные знания о котором должны быть получены ранее, в связи с чем он читается студентам и слушателям четвертого курса.
Учебник рассчитан не только на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, но и на студентов других высших учебных заведений, готовящих специалистов по техническим и экономическим специальностям со специализацией в информационной сфере. Он может быть полезен юристам-практикам, работающим в государственных органах власти и органах местного самоуправления, коммерческих и банковских структурах, а также всем, кто интересуется вопросами правового регулирования отношений в информационной сфере.
Вместе с тем это и не последнее слово. Еще предстоит ответить на многие вопросы.
Однако, начало положено. Научная, а также и студенческая общественность имеет возможность дать оценку данной работе, чтобы совместными усилиями подготовить очередные шаги в этом направлении. Правовая реформа Российской Федерации предполагает не только упорядочение отношений в правоохранительной сфере, упорядочение действующего законодательства, но и расширение фронта правовых знаний.
Грамотный юрист обязан иметь представление о состоянии правовой науки в каждый данный момент. Видеть и оценивать факты с учетом их места в социальной системе, соотносить их с действующим законом и предвидеть реакцию общества на решения юриста, где бы он ни работал. Это касается сферы законотворчества, сферы исполнительной власти, судебной системы и всех областей общественной жизни.
Информационный век лишь в самом начале. Это динамичный, противоречивый, требовательный, многообещающий век. Информационное право - путь осознания "встречи" информационных технологий и институтов государства и права. Это и путь упорядочения отношений в одной из самых горячих сфер жизни планеты - инфосферы и ее взаимодействия со всеми тканями современного социума.
Академик РАН
Б. Н. Топорнин
г. Москва, июль 2001 года
Глава 1
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ.
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
1.1. Информация и материя
Наряду с возрастанием роли и востребованности информации в нашей жизни, разгосударствлением общественной и частной жизни и формированием гражданского общества происходит одновременное переосмысление понятия "информация", ее основных видов и свойств, а также отношений, связанных с ней.
В гносеологическом отношении, исследуя объект как систему, т. е. прежде всего в единстве его целостности и расчлененности, всегда приходится выделять для познания части и отношения между ними. Вот почему и в данном случае рассмотрим краткую историю вопроса и выделим для выяснения сущности информации и ее структуры некоторые отношения и связанные с ними методологические проблемы, в том числе соотнесение информации с материей.
В современной отечественной философии под материей понимается "объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им".
1
Материя субстанциональна
(охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциональной основой всевозможных свойств и форм движения), ей присуща всеобщность (существует в бесчисленном множестве конкретных форм, различных объектов и систем), абсолютна
(несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, неразрывно связана с движением, способна к неугасающему саморазвитию), что с точки зрения философского материализма характеризует материальное единство мира. Сознание согласно диалектическому материализму выступает как высшая форма отражения материального, является свойством (атрибутом) материи.
2
Среди неисчерпаемого многообразия свойств материи современная наука выделяет и такое свойство, как упорядоченная системная организация, что проявляется в следующих основных формах материи:
- системы неживой природы (элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, космические системы);
- биологические системы (биосфера - от микроорганизмов до человека);
- социальные системы (общество).
Рассмотрим подробнее отличия между этими системами и какова роль информации в такой системной организации материи.
Общепризнанным ныне считается, что путь к познанию жизни лежит в выявлении закономерностей биологической организации, ее возникновения и эволюции. Однако относительно методологии поиска этих закономерностей сложились две альтернативные концепции: одни считают, что специфическую организацию живых систем можно понять путем сведения ее к физико-химическим законам, пользуясь аналитическим методом -
расчленяя систему до молекулярных составляющих и изучая физико-химическую природу их свойств; сторонники целостного подхода утверждают, что свойства элементарных составляющих любой живой системы обусловлены спецификой ее организации, которую можно выявить системным методом - изучая свойства и поведение живых систем как единого целого.
Следует отметить, что это различие воззрений по поводу сущности жизни, отличия живой материи от неживой природы зародилось еще на заре развития науки.
3
Родоначальник первого - теории "твердых атомов" Демокрит утверждал, что мир состоит из мельчайших частиц - атомов, которым по природе присуще движение, не зависящее от внешних сил.
Возникновение всего многообразия тел природы обусловлено различием составляющих их атомов по форме и величине.
Родоначальник второго направления Аристотель считал, что сущность жизни связана с качеством, имеющим определенную природу, а не с количеством, природа которого неопределенна. Причину возникновения жизни, целенаправленности ее развития и целостности живых объектов - несводимости их свойств к сумме свойств их элементов - он усматривал в нематериальном внеорганизменном факторе: энтелехии.
Эта методологическая проблема, которая не находит окончательного решения уже третье тысячелетие, нашла свое отражение и в развитии теории информации.
В первые двадцать лег после создания теории информации (начало положила статья К.
Шеннона "Математическая теория связи", 1948) ее применение в биологии представлялось поистине универсальным. С позиций этой теории исследователи подходили к расшифровке генетического кода и принципов регуляции синтеза белков, к количественной оценке упорядоченности самых различных биологических структур, к расчетам количества информации, характеризующей организацию клеток и организмов и т. д. И многие ученые, окрыленные этими успехами, пришли к убеждению, что изучение биологической организации на основе теории информации вот-вот приведет к решению фундаментальных проблем жизни - ее сущности, ее возникновения, закономерностей ее эволюции. Однако в последующем все большее число ученых высказывает серьезные возражения против применимости теории информации в биологии. Как отмечал И. И. Шмальгаузен, который первым в мире рассмотрел эволюцию органического мира с позиций классической теории информации, эта теория "не обладает методами для оценки качества информации, а в биологии оно нередко имеет решающее значение"
4
. Прежде всего, потому, что по этой теории оценивают упорядоченность построения биосистем из их элементов, т. е. структурную организацию биосистем, но специфика этих систем обусловлена их функциональной организацией. Исследования ряда ученых
5
привели к обескураживающему результату: оказалось, что по количеству информации, выраженному в принятых теорией информации единицах (битах), "любая биологическая система упорядочена не больше, чем кусок горной породы того же веса". Причиной несостоятельности оценок биологической организации на основе теории информации является то обстоятельство, что она рассматривает только количественную сторону информации, абстрагируясь от каких-либо ее качественных характеристик.
Справедливости ради, следует отметить, что это признавал и сам основатель классической теории К. Шеннон, который писал о том, что необходимо изучать и структурные характеристики информации.
6
В 1963 г. Ю. А. Шрейдер ввел обобщение старого термина "тезаурус" (сокровище запаса знаний) и предпринял попытку разработать методы определения того, как богатство состава и структурность информации, накопленной в объекте, влияют на ее прием и
Следует отметить, что это различие воззрений по поводу сущности жизни, отличия живой материи от неживой природы зародилось еще на заре развития науки.
3
Родоначальник первого - теории "твердых атомов" Демокрит утверждал, что мир состоит из мельчайших частиц - атомов, которым по природе присуще движение, не зависящее от внешних сил.
Возникновение всего многообразия тел природы обусловлено различием составляющих их атомов по форме и величине.
Родоначальник второго направления Аристотель считал, что сущность жизни связана с качеством, имеющим определенную природу, а не с количеством, природа которого неопределенна. Причину возникновения жизни, целенаправленности ее развития и целостности живых объектов - несводимости их свойств к сумме свойств их элементов - он усматривал в нематериальном внеорганизменном факторе: энтелехии.
Эта методологическая проблема, которая не находит окончательного решения уже третье тысячелетие, нашла свое отражение и в развитии теории информации.
В первые двадцать лег после создания теории информации (начало положила статья К.
Шеннона "Математическая теория связи", 1948) ее применение в биологии представлялось поистине универсальным. С позиций этой теории исследователи подходили к расшифровке генетического кода и принципов регуляции синтеза белков, к количественной оценке упорядоченности самых различных биологических структур, к расчетам количества информации, характеризующей организацию клеток и организмов и т. д. И многие ученые, окрыленные этими успехами, пришли к убеждению, что изучение биологической организации на основе теории информации вот-вот приведет к решению фундаментальных проблем жизни - ее сущности, ее возникновения, закономерностей ее эволюции. Однако в последующем все большее число ученых высказывает серьезные возражения против применимости теории информации в биологии. Как отмечал И. И. Шмальгаузен, который первым в мире рассмотрел эволюцию органического мира с позиций классической теории информации, эта теория "не обладает методами для оценки качества информации, а в биологии оно нередко имеет решающее значение"
4
. Прежде всего, потому, что по этой теории оценивают упорядоченность построения биосистем из их элементов, т. е. структурную организацию биосистем, но специфика этих систем обусловлена их функциональной организацией. Исследования ряда ученых
5
привели к обескураживающему результату: оказалось, что по количеству информации, выраженному в принятых теорией информации единицах (битах), "любая биологическая система упорядочена не больше, чем кусок горной породы того же веса". Причиной несостоятельности оценок биологической организации на основе теории информации является то обстоятельство, что она рассматривает только количественную сторону информации, абстрагируясь от каких-либо ее качественных характеристик.
Справедливости ради, следует отметить, что это признавал и сам основатель классической теории К. Шеннон, который писал о том, что необходимо изучать и структурные характеристики информации.
6
В 1963 г. Ю. А. Шрейдер ввел обобщение старого термина "тезаурус" (сокровище запаса знаний) и предпринял попытку разработать методы определения того, как богатство состава и структурность информации, накопленной в объекте, влияют на ее прием и