Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 696

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ликвидировать международный разрыв в области информации знаний. Солидная основа политики и действий в сфере информационно-коммуникационных технологий может изменить методы нашего взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире. Эффективное партнерство среди участников, включая совместное политическое сотрудничество, также является ключевым элементом рационального развития информационного общества".
Развитие информационных технологий, создание новых компьютерных сетей, расширение сферы информационной деятельности - эти и другие характерные черты процесса информатизации жизни человека и всего общества обусловили появление такой новой отрасли права, как информационное. Оно сложилось во многих странах современного мира, в том числе и в России, в последнее десятилетие. По сравнению с другими отраслями права, такими, как конституционное, административное, уголовное, гражданское, оно находится еще на самом начальном этапе своего развития, во многом еще только формируется, однако присущий ему динамизм, предопределяемый общественными потребностями, позволит занять достойное место в системе сложившихся отраслей права.
Наличие и мера развитости информационного права - это не только, а во многом и не столько, плод творчества самих юристов, отражение активности законодательных и других правотворческих учреждений. В гораздо большей мере состояние информационного права отражает роль и место информатизации в жизни страны, отношение к ней со стороны власти и всего общества. Будучи в значительной мере предопределено объемом, характером и назначением всего информационного дела, само информационное право, в свою очередь, воздействует на ход информационных процессов.
Если информационное право воспринимает и отражает вызовы нашего динамичного времени, а его институты и конкретные нормы поддерживают прогресс информационного дела, то в этих условиях общество выигрывает больше всего. Право не только регулирует сложившиеся отношения, но и открывает простор для их подъема на более высокий уровень. Ввод новых информационных технологий, их активное использование, создание более совершенных систем информационного менеджмента, развитие всего комплекса производства информационного продукта и формирование рынка информационных услуг, включая информационный сервис - эти и другие слагаемые процесса информатизации получают, тем самым, правовую базу, отвечающую все более высоким запросам времени.
Хуже, когда право становится барьером на пути прогресса, консервирует старые, отживающие отношения, мешает их обновлению.
Об информационном праве юридическая наука заговорила сравнительно недавно, на рубеже 60-70-х годов XX столетия. Терминология еще не была отработана и в литературе того времени можно встретить разные определения, относящиеся нередко к одному и тому же явлению. Иной раз вся проблематика информационного права сводилась к так называемому компьютерному праву либо к правовой кибернетике, задачи же правового регулирования оставлялись классическим отраслям права, в первую очередь, административному праву. Среди наиболее значительных публикаций этого периода можно назвать монографию чехословацкого правоведа В. Кнаппа "Кибернетика и право" и работу советского юриста А. Б. Венгерова "Право и информация в условиях автоматизации" (1978). Есть интересные разработки в юридической науке Запада. Вместе с тем нельзя не заметить, что на развитие правовой мысли самым непосредственным образом воздействовала реализация процесса информатизации, те ее возможности, которые тогда распознавались.


О подъеме научных разработок по информационному праву можно говорить лишь в последние годы. Значительно увеличилось число авторов и, соответственно, количество публикаций как по общим, так и по частным вопросам информационного права: работы Ю.
М. Батурина, И. Л. Бачило, В. А. Копылова, В. Н. Лопатина, Ю. А. Тихомирова, М. А.
Федотова и др.
Принципиальное значение имело создание в Институте государства и права Российской
Академии наук специализированного подразделения - сектора информационного права.
Пока еще не очень многочисленный сектор, возглавляемый таким известным высококлассным специалистом, каким является И. Л. Бачило, становится реальным и авторитетным центром науки информационного права не только в России, но и за ее пределами. Центр ориентирован как на проведение собственных научных исследований по ведущим направлениям развития информационного права, так и на кооперацию с другими аналогичными центрами зарубежья. Одна из важнейших задач сектора информационного права - подготовка, прежде всего на базе аспирантуры, новых поколений высококвалифицированных специалистов.
Сегодня об информационном праве можно говорить как о реально существующем феномене. Но молодость самой отрасли права и ее динамичное, все более объемное развитие не могут не сказаться на ее целостности, взаимосвязанности ее институтов и даже на качестве, которое в ряде случаев не поспевает за темпами роста. Между тем в процессе формирования информационного права качество играет особенно важную роль. От качества зависит уровень правового регулирования, предотвращение возможных рассогласований и прямых противоречий, эффективность избранных механизмов реализации.
Прежде чем характеризовать далее основные направления развития информационного права, целесообразно сделать несколько предварительных замечаний, касающихся самих подходов к этой отрасли права. И первое замечание относится к определению предмета информационного права.
Юридическая наука издавна подчеркивает необходимость основательной разработки данного вопроса как в традиционных, устоявшихся отраслях права, так и, особенно, в новых, само существование которых нередко нуждается в дополнительных обоснованиях и разъяснениях. Информационное право в этом отношении не является исключением. Более того, именно информационное право причисляется к разряду отраслей права, новизна которых вызывает немало сомнений и споров по поводу их самостоятельного существования.
Надо сказать, что понятие "информационное право" выступает, по меньшей мере, в трех ипостасях. За этим понятием может скрываться: 1) отрасль права, регулирующая определенную группу общественных отношений;
2) область правоведения, концентрирующая свое внимание на изучении информационного права; 3) учебная дисциплина, связанная с преподаванием информационного права. Хотя эти три разновидности понятия "информационное право" взаимосвязаны, они тем не менее существуют раздельно друг от друга.
В этом триединстве информационное право как отрасль права выступает в качестве главного, отправного понятия. Исходя из него, можно установить, что такое информационное право как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина. Ведь наука "информационное право" возникла именно для того, чтобы изучать соответствующую отрасль права. Известно, что ученые анализируют происхождение информационного права, его суть и назначение, состав и систему, конкретные функции,

этапы развития и многие другие вопросы. Что же касается информационного права как учебной дисциплины, то она также носит производный характер. В системе юридического образования данная дисциплина призвана обеспечивать процесс обучения студентов "премудростям" информационного права как отрасли права. В преподавании активно используются данные науки информационного права. Но именно отрасль права выступает как базовый компонент триединого понятия, как первичное, исходное явление.
Стоит напомнить, что отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования. У каждой отрасли права есть свой, только ей "отведенный" предмет.
Точное и четкое определение предмета любой отрасли права, в том числе и информационного права, имеет немаловажное значение. Во-первых, таким путем определяются пределы действия соответствующей отрасли права, устанавливается ее "территория". Каждая отрасль права имеет также свою глубину проникновения в типы общественных отношений. Во-вторых, отграничение одной отрасли права от другой способствуют выявлению и применению наиболее эффективных инструментов правового регулирования той или иной группы общественных отношений. У каждой отрасли права есть своя специфика, без учета которой не обойтись. В-третьих, разграничение отраслей права позволяет каждой из них занять свою собственную нишу в системе отраслей права, избежать дублирования либо появления "белых пятен" и наладить взаимосвязь и взаимодействие между отраслями права. Система отраслей права будет эффективной не тогда, когда отрасли обособлены друг от друга, а, наоборот, в условиях, когда они функционируют согласованно, дополняя друг друга.
Вопрос о том, что такое предмет регулируемых отношений, далеко не так прост, как это может со стороны показаться, даже в рамках классических отраслей - конституционного, уголовного, гражданского права. Тем более этот вопрос труден и сложен в отношении информационного права. Пожалуй, легче назвать вначале основные направления информатизации, развивающейся в настоящее время в нашей стране.
Если обратиться к основным документам, определяющим государственную политику в сфере информатизации в
России, то в качестве "составляющих" предмета информационного права можно выделить следующие группы отношений, подлежащих правовому регулированию. Во-первых - это реализация основных информационных прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства в информационной сфере. Во-вторых - это развитие и модернизация информационно- телекоммуникационной инфраструктуры в тесной связи с глобальными информационными сетями. В-третьих, речь идет о создании и использовании информационных ресурсов, развитии рынка информационных средств, продуктов и услуг. В-четвертых, имеется в виду государственная политика в сфере информационной безопасности России. И, наконец, в- пятых, информационное право призвано регулировать международное сотрудничество в сфере информатизации. Совокупность названных выше групп отношений и составляет сегодня в основном и главном сферу регулирования, осуществляемого информационным правом.
Право, как известно, не сводится к нормативному массиву, т. е. собранию законов и других правовых актов. Любая отрасль права призвана отражать ценности человеческой цивилизации, передовые идеи и концепции, вырабатываемые в ходе общественного прогресса. Но права нет и не может быть вне системы соответствующих норм, отвечающих всем критериям данного феномена. Поэтому столь актуальна и значима сегодня проблема ускоренного формирования информационного права или отрасли права, полностью "оснащенной" всеми полагающимися ей атрибутами.


Развитие российского информационного права должно идти в строгом соответствии с
Конституцией Российской Федерации и на основе ее положений. Стоит подчеркнуть, что ряд статей Конституции содержат нормы, прямо и непосредственно регулирующие отношения в сфере информатизации (ст. 23, 24, 29, 44). Приняты федеральные законы, которые также нацелены на регулирование данной сферы, в том числе Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации".
Многие нормы информационного права содержатся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации.
Хотя информационное право в основных чертах уже сложилось, процесс его формирования продолжается. Более того, в свете новых задач по информатизации страны потребность существенного пополнения законодательного массива данной отрасли права стала особенно ощутимой. Россия остро нуждается в новых законах, которые призваны развернуть во всей полноте принципы получения, обработки и передачи информации, определить порядок использования электронных средств общения людей. В четком и исчерпывающем регулировании нуждаются возможности, открываемые глобальными информационными сетями. Особый участок информационного права, требующий повышенного внимания - это электронная коммерция. Ее развитие крайне важно для все более полного и активного включения нашей страны в систему мировых хозяйственных связей.
Надо сказать, что развитие информационного права во многом зависит от того, какова роль закона в системе его источников. Не секрет, что и сегодня многие вопросы информатизации решаются на основе подзаконных актов. И дело не только в правительственных постановлениях, но и в ведомственных инструкциях, которые порой подменяют закон, а при наличии закона содержат отклонения от него, тогда как принципиальные положения информационного права, в первую очередь, право доступа человека к информации, должны закрепляться только законом. Законодательство призвано уделить больше внимания информационным стандартам, отражающим прогресс информационных технологий.
Развитие российского информационного права не может идти в отрыве от международно- правовых стандартов. Российское информационное пространство представляет собой одновременно интегральную составную часть мирового информационного пространства.
Отсюда вытекает потребность в правовом регулировании сочетания, взаимодействия и полной интеграции российских информационных технологий с зарубежными информационными технологиями. Правовое регулирование призвано способствовать развитию всей системы международного сотрудничества в сфере информатизации, в частности, осуществлению согласованных международных проектов и программ.
Реализуя свои обязательства по продвижению к информационному обществу, "восьмерка" стран совместно с Европейской Комиссией определила одиннадцать приоритетных проектов, имеющих международное значение и демонстрирующих потенциал информационного общества:
1. Глобальный перечень информации (электронно доступный мультимедийный перечень информации, относящийся к национальным и международным проектам и исследованиям, связанным с развитием информационного общества).
2. Глобальное взаимодействие в развитии широкополосных сетей (организация международных связей между различными высокоскоростными сетями).


3. Межкультурное обучение и образование (инновационные подходы к изучению языков, особенно для студентов и представителей малого бизнеса).
4. Электронные библиотеки (распределенная коллекция знаний человечества, доступная большинству членов общества через сети).
5. Электронные музеи и галереи (мультимедийные коллекции).
6. Окружающая среда и естественные ресурсы (электронные информационные ресурсы, относящиеся к окружающей среде и природным ресурсам).
7. Глобальное управление чрезвычайными ситуациями (глобальная информационная сеть для управления ситуациями, связанными с чрезвычайными мерами и рисками).
8.
Глобальное применение информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении (телематические технологии в области медицины).
9. Электронное управление прямого доступа (использование новых информационных технологий для осуществления административной деятельности и электронного взаимодействия между органами исполнительной власти, юридическими лицами и гражданами).
10. Глобальный рынок для малого и среднего бизнеса (развитие среды открытого и свободного обмена информацией и предоставления глобальных торговых услуг в интересах малого и среднего бизнеса).
11. Морские информационные системы (повышение конкурентоспособности всех морских видов деятельности за счет средств информационных и телекоммуникационных технологий).
В Окинавской Хартии глобального информационного общества определены следующие основные направления развития нормотворчества и экономической политики в области ИТ: стимулирование конкуренции и новаторства; обеспечение экономической и финансовой стабильности, рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию деловыми кругами и потребителями и использованию преимуществ новых ИТ; оптимизация глобальных сетей; борьба со злоупотреблениями, подрывающими целостность сети; сокращение разрыва в цифровых технологиях; инвестирование в людей с целью удовлетворения растущего спроса на специалистов в области ИТ в разных секторах экономики; обеспечение глобального доступа и участия в этом процессе, повышение уровня доступности власти для всех граждан.
Для объединения усилий в целях формирования широкого международного подхода и сотрудничества руководители "восьмерки", подписавшие эту Хартию, учредили Группу по возможностям ИТ (Группа ДОТ), которая призвана изыскивать пути к принятию конкретных мер в приоритетных областях: формирование политического, нормативного и сетевого обеспечения; улучшение технической совместимости, расширение доступа и снижение затрат; укрепление человеческого потенциала; развитие электронной коммерции.