Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 725
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Собственник (владелец) информационной системы имеет в отношении этой системы
следующие права:
1) включать в состав своего имущества и использовать информационную систему в качестве товара (продукции) по своему усмотрению при соблюдении исключительных прав ее разработчиков, в том числе - отчуждать в собственность другим лицам; передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования, распоряжения и доверительного управления информационной системой; отдавать в залог; свободно распоряжаться иным образом и обременять другими способами;
1 2) самостоятельно определять условия использования системы, в том числе устанавливать порядок предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур доступа к информационной системе;
3) устанавливать необходимые ограничения для пользователей, включая обслуживающий персонал, в интересах обеспечения информационной безопасности системы и требовать их выполнения в соответствии с действующим законодательством;
4) разрешать (прекращать) доступ пользователей к информационной системе на договорной основе, при этом доступ к сетям связи осуществляется в соответствии с
Федеральным законом "О связи";
5) обращаться в организации, осуществляющие сертификацию средств защиты информационных систем, для проведения анализа достаточности мер защиты его систем и получения консультаций;
6) требовать от организаций, выполняющих работы в области проектирования, производства средств защиты информации и обработки персональных данных в информационных системах лицензии на этот вид деятельности;
7) требовать от третьих лиц воздерживаться от незаконного доступа к информационным системам и привлечения лиц, виновных в нарушении его прав и законных интересов, к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.
При реализации своих прав собственник (владелец) информационной системы
обязан:
1) обеспечить открытость установленных им правил доступа и возможность ознакомления с ними пользователя;
2) обеспечить условия доступа пользователей к информации в соответствии с федеральными законами и установленным им порядком;
3) обеспечить необходимый уровень защиты информации, циркулирующей в информационной системе, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) защищать права автора информационной системы в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
5) проводить сертификацию информационных систем, предназначенных для информационного обслуживания граждан и организаций в порядке, установленном
Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг". При этом информационные системы органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Сертификация сетей связи производится в порядке, определяемом
Федеральным законом "О связи". Выдача сертификатов и лицензий возложена законом на
Гостехкомиссию России и ФАПСИ;
2 6) осуществлять включение информационных систем в состав средств международного обмена только при наличии международного кода в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации, а в отношении систем с особыми правилами доступа к информации - с разрешения Гостехкомиссии России при Президенте Российской
Федерации и ФАПСИ;
7) обеспечивать условия для осуществления контроля за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, со стороны органов государственной власти, а также со стороны собственника информационных ресурсов или уполномоченных им лиц в отношении защиты информации, находящейся в информационной системе;
8) оповещать собственника информационных ресурсов и (или)информационных систем о всех фактах нарушения режима защиты информации. При обнаружении нештатных режимов функционирования средств международного информационного обмена, то есть возникновения ошибочных команд, а также команд, вызванных несанкционированными действиями обслуживающего персонала или иных лиц, либо ложной информации своевременно сообщить об этом в органы контроля - государственные органы исполнительной власти за осуществлением международного информационного обмена и собственнику
(владельцу) взаимодействующих средств международного информационного обмена, в противном случае он несет ответственность за причиненный ущерб.
Как видно из приведенного перечня прав и обязанностей субъектов правоотношений в данной области охрана прав субъектов сведена, в основном, к охране прав и интересов собственников и владельцев информационных систем, но не их пользователей. Вместе с тем государство должно определить степень своего участия в регулировании процессов создания и функционирования закрытых негосударственных (корпоративных) систем, а также открытых систем, прежде всего, в интересах защиты прав граждан. В действующем законодательстве не нашли надлежащего закрепления отношения, связанные с обязанностями субъектов по созданию надежных и безопасных информационных систем, по их качественной и безопасной эксплуатации, обеспечению информационной безопасности, как для систем, так и для пользователей; а также правоотношения, устанавливающие ответственность собственников
(владельцев) за создание, функционирование и эксплуатацию информационных систем, не удовлетворяющих стандартам и требованиям безопасности. В результате, например, конституционное право граждан на тайну телефонных переговоров, установленное п. 2 ст. 23 Конституции
Российской Федерации, реализовать сегодня крайне трудно.
3
Все виды производства информационных систем составляют специальную отрасль экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно- технической и промышленной политикой информатизации. В соответствии со ст. 3.
Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" государственная политика в сфере информатизации применительно к информационным системам должна быть направлена на создание условий для эффективного и качественного
При этом необходимо определить перечень информационных систем, где государство должно нести стопроцентную ответственность за их охрану и защиту (системы управления федеральных органов государственной власти, управления войсками и оружием, обеспечения банковской и финансовой стабильности и т. п.), критерии безопасности таких систем.
Примером такой закрытой, со стопроцентным участием государства информационной системы может стать создаваемая в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. № 334 информационно-телекоммуникационная система специального назначения в интересах органов государственной власти (ИТКС). В соответствии с Концепцией создания и развития ИТКС, в качестве телекоммуникационной компоненты ИТКС будет использована создаваемая в настоящее время интегрированная государственная система конфиденциальной связи России, ядром которой является высокопроизводительная защищенная сеть передачи данных с пакетной коммутацией "Атлас", что позволяет предоставить абонентам полный набор информационных услуг при обеспечении гарантированной безопасности и конфиденциальности передаваемой, хранимой и обрабатываемой информации. Создана инфраструктура лицензированных
Федеральным агентством предприятий, организаций и фирм, активно работающих над решением задач обеспечения комплексной безопасности в информационно- телекоммуникационных системах. Аккредитованы испытательные центры. Утверждена и зарегистрирована в Госстандарте "Система сертификации средств криптографической защиты информации". Действуют сертификационные центры (лаборатории), которые оснащены необходимыми методическими и руководящими материалами.
Сертифицированы различные типы шифровальных средств, предназначенных для защиты, как конфиденциальной информации, так и коммерческой тайны.
Одновременно с этим государство должно определить степень своего участия в законодательном регулировании процессов создания и функционирования закрытых негосударственных (корпоративных) систем, а также открытых информационных систем и обеспечения информационной безопасности в них, прежде всего в интересах защиты прав пользователей таких систем.
Требуется унификация законодательства, так как киберпространство не признает национальных границ. Нужны единые подходы в борьбе с компьютерными преступлениями. Предпосылки для такой единой правовой политики создаются в странах Европейского Союза, Совета Европы и СНГ. Сети международного информационного обмена резко расширяют возможности использования информационного оружия, добиться полного запрещения которого вряд ли удастся. Но ввести ограничения на производство и оборот этого оружия, международный запрет на ведение информационных войн можно и нужно. В 1996 г. автор выступил с инициативой, которая была поддержана комитетами Государственной Думы РФ и в декабре 1997 г. превратилась в политическую инициативу девяти государств - участников СНГ.
Межпарламентская Ассамблея стран СНГ приняла обращение к ООН, ОБСЕ, странам
Межпарламентского Союза с предложением включить в повестку дня Генеральной
Ассамблеи ООН вопрос о подготовке и заключении международной конвенции о предотвращении информационных войн и ограничении оборота информационного оружия.
Это необходимо для того, чтобы мы не тратили средства сначала на разработку информационного оружия, затем на защиту от него, а потом на его уничтожение, как это было ранее с ядерным, химическим и бактериологическим оружием.
1
Отношения, связанные с правом собственности на российские информационные системы международного информационного обмена, регулируются гражданским законодательством
Российской Федерации. Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем.
следующие права:
1) включать в состав своего имущества и использовать информационную систему в качестве товара (продукции) по своему усмотрению при соблюдении исключительных прав ее разработчиков, в том числе - отчуждать в собственность другим лицам; передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования, распоряжения и доверительного управления информационной системой; отдавать в залог; свободно распоряжаться иным образом и обременять другими способами;
1 2) самостоятельно определять условия использования системы, в том числе устанавливать порядок предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур доступа к информационной системе;
3) устанавливать необходимые ограничения для пользователей, включая обслуживающий персонал, в интересах обеспечения информационной безопасности системы и требовать их выполнения в соответствии с действующим законодательством;
4) разрешать (прекращать) доступ пользователей к информационной системе на договорной основе, при этом доступ к сетям связи осуществляется в соответствии с
Федеральным законом "О связи";
5) обращаться в организации, осуществляющие сертификацию средств защиты информационных систем, для проведения анализа достаточности мер защиты его систем и получения консультаций;
6) требовать от организаций, выполняющих работы в области проектирования, производства средств защиты информации и обработки персональных данных в информационных системах лицензии на этот вид деятельности;
7) требовать от третьих лиц воздерживаться от незаконного доступа к информационным системам и привлечения лиц, виновных в нарушении его прав и законных интересов, к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.
При реализации своих прав собственник (владелец) информационной системы
обязан:
1) обеспечить открытость установленных им правил доступа и возможность ознакомления с ними пользователя;
2) обеспечить условия доступа пользователей к информации в соответствии с федеральными законами и установленным им порядком;
3) обеспечить необходимый уровень защиты информации, циркулирующей в информационной системе, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) защищать права автора информационной системы в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
5) проводить сертификацию информационных систем, предназначенных для информационного обслуживания граждан и организаций в порядке, установленном
Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг". При этом информационные системы органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Сертификация сетей связи производится в порядке, определяемом
Федеральным законом "О связи". Выдача сертификатов и лицензий возложена законом на
Гостехкомиссию России и ФАПСИ;
2 6) осуществлять включение информационных систем в состав средств международного обмена только при наличии международного кода в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации, а в отношении систем с особыми правилами доступа к информации - с разрешения Гостехкомиссии России при Президенте Российской
Федерации и ФАПСИ;
7) обеспечивать условия для осуществления контроля за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, со стороны органов государственной власти, а также со стороны собственника информационных ресурсов или уполномоченных им лиц в отношении защиты информации, находящейся в информационной системе;
8) оповещать собственника информационных ресурсов и (или)информационных систем о всех фактах нарушения режима защиты информации. При обнаружении нештатных режимов функционирования средств международного информационного обмена, то есть возникновения ошибочных команд, а также команд, вызванных несанкционированными действиями обслуживающего персонала или иных лиц, либо ложной информации своевременно сообщить об этом в органы контроля - государственные органы исполнительной власти за осуществлением международного информационного обмена и собственнику
(владельцу) взаимодействующих средств международного информационного обмена, в противном случае он несет ответственность за причиненный ущерб.
Как видно из приведенного перечня прав и обязанностей субъектов правоотношений в данной области охрана прав субъектов сведена, в основном, к охране прав и интересов собственников и владельцев информационных систем, но не их пользователей. Вместе с тем государство должно определить степень своего участия в регулировании процессов создания и функционирования закрытых негосударственных (корпоративных) систем, а также открытых систем, прежде всего, в интересах защиты прав граждан. В действующем законодательстве не нашли надлежащего закрепления отношения, связанные с обязанностями субъектов по созданию надежных и безопасных информационных систем, по их качественной и безопасной эксплуатации, обеспечению информационной безопасности, как для систем, так и для пользователей; а также правоотношения, устанавливающие ответственность собственников
(владельцев) за создание, функционирование и эксплуатацию информационных систем, не удовлетворяющих стандартам и требованиям безопасности. В результате, например, конституционное право граждан на тайну телефонных переговоров, установленное п. 2 ст. 23 Конституции
Российской Федерации, реализовать сегодня крайне трудно.
3
Все виды производства информационных систем составляют специальную отрасль экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно- технической и промышленной политикой информатизации. В соответствии со ст. 3.
Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" государственная политика в сфере информатизации применительно к информационным системам должна быть направлена на создание условий для эффективного и качественного
информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации и включает в себя следующие основные направления: создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве
Российской Федерации; обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации; содействие формированию рынка информационных услуг и информационных систем; формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий; поддержка проектов и программ информатизации; создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации; развитие законодательства в сфере информатизации и защиты информации.
Кроме того, на этапе разработки и производства информационных систем, в соответствии со ст. 16 Закона, государство создает условия для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области разработки и производства информационных систем.
Правительство Российской Федерации определяет приоритетные направления развития информатизации и устанавливает порядок их финансирования, при этом разработка и эксплуатация федеральных информационных систем финансируются из средств федерального бюджета по статье расходов "Информатика"
("Информационное обеспечение"
4
; органы государственной статистики устанавливают правила учета и анализа состояния отрасли экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации.
К недостаткам данного перечня обязанностей государства в этой области следует, на наш взгляд, отнести то обстоятельство, что не всегда провозглашенные здесь права субъектов правоотношений дополняются обязанностями государства по их обеспечению. Так, например, в соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" провозглашено равенство прав государственных, негосударственных организаций и граждан на разработку и производство информационных систем. Однако, отсутствие в законе прямого указания на обязанности государственных органов обеспечивать равенство этих прав субъектов приводит к тому, что на практике это равенство реализовать крайне затруднительно.
Особого порядка охраны прав и законных интересов личности, общества и государства требует угроза применения информационного оружия, в том числе деструктивного информационного воздействия при международном информационном обмене. В ст. 4
Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене" устанавливаются обязанности государства в сфере международного информационного обмена, в соответствии с которыми, применительно к информационным системам, органы
государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти
субъектов Российской Федерации: создают условия для обеспечения Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц Российской Федерации иностранными информационными услугами; содействуют внедрению современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
Российской Федерации; обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации; содействие формированию рынка информационных услуг и информационных систем; формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий; поддержка проектов и программ информатизации; создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации; развитие законодательства в сфере информатизации и защиты информации.
Кроме того, на этапе разработки и производства информационных систем, в соответствии со ст. 16 Закона, государство создает условия для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области разработки и производства информационных систем.
Правительство Российской Федерации определяет приоритетные направления развития информатизации и устанавливает порядок их финансирования, при этом разработка и эксплуатация федеральных информационных систем финансируются из средств федерального бюджета по статье расходов "Информатика"
("Информационное обеспечение"
4
; органы государственной статистики устанавливают правила учета и анализа состояния отрасли экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации.
К недостаткам данного перечня обязанностей государства в этой области следует, на наш взгляд, отнести то обстоятельство, что не всегда провозглашенные здесь права субъектов правоотношений дополняются обязанностями государства по их обеспечению. Так, например, в соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" провозглашено равенство прав государственных, негосударственных организаций и граждан на разработку и производство информационных систем. Однако, отсутствие в законе прямого указания на обязанности государственных органов обеспечивать равенство этих прав субъектов приводит к тому, что на практике это равенство реализовать крайне затруднительно.
Особого порядка охраны прав и законных интересов личности, общества и государства требует угроза применения информационного оружия, в том числе деструктивного информационного воздействия при международном информационном обмене. В ст. 4
Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене" устанавливаются обязанности государства в сфере международного информационного обмена, в соответствии с которыми, применительно к информационным системам, органы
государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти
субъектов Российской Федерации: создают условия для обеспечения Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц Российской Федерации иностранными информационными услугами; содействуют внедрению современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, физических и юридических лиц Российской Федерации в международном информационном обмене; обеспечивают защиту российских информационных систем, участвующих в международном информационном обмене и соблюдение правового режима информации; стимулируют расширение взаимовыгодного международного информационного обмена документированной информацией и охраняют законные интересы Российской Федерации, субъектов
Российской
Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц в Российской Федерации; создают условия для защиты отечественных собственников и владельцев информационных систем при международном информационном обмене, пользователей от некачественной и недостоверной иностранной информации, недобросовестной конкуренции со стороны физических и юридических лиц иностранных государств в информационной сфере.
Кроме того, в этом законе предусмотрено, что:
- включение информационных систем в состав средств международного обмена осуществляется при наличии международного кода в порядке, устанавливаемом
Правительством РФ, а в отношении систем с особыми правилами доступа к информации - с разрешения Гостехкомиссии РФ и ФАПСИ (ст. 10);
- средства международного информационного обмена для обработки информации с ограниченным доступом, а также средства защиты этих средств подлежат обязательной сертификации в порядке, определяемом Федеральным законом РФ "О связи" (ст. 17);
- деятельность при вывозе (ввозе) информации государственных информационных ресурсов подлежит лицензированию (ст. 18);при этом выдача сертификатов и лицензий возложена законом на Гостехкомиссию и ФАПСИ (ст. 9);
- при обнаружении нештатных режимов функционирования информационных систем, т.е. возникновении ошибочных команд, а также команд, вызванных несанкционированными действиями обслуживающего персонала или иных лиц, либо ложной информации собственник или владелец этих средств должен своевременно сообщить об этом в органы контроля за осуществлением международного информационного обмена и собственнику или владельцу взаимодействующих средств международного информационного обмена, в противном случае он несет ответственность за причиненный ущерб (ст. 9);
- в случае противоправных действий органы исполнительной власти (РФ и субъектов РФ), осуществляющие контроль за международным информационным обменом, могут приостановить его на любой стадии до 2 месяцев, что может быть обжаловано в суде (ст.
16, 19).
Основными направлениями международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности в соответствии с Доктриной информационной безопасности РФ являются: запрещение разработки, распространения и применения "информационного оружия"
5
; обеспечение безопасности международного информационного обмена, в том числе сохранности информации при ее передаче по национальным телекоммуникационным каналам и каналам связи; координация деятельности правоохранительных органов стран, входящих в мировое сообщество, по предотвращению компьютерных преступлений; предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации в международных банковских телекоммуникационных сетях и системах информационного обеспечения мировой торговли, к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, распространением наркотиков и психотропных веществ, незаконной торговлей оружием и расщепляющимися материалами, а также торговлей людьми.
Российской
Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц в Российской Федерации; создают условия для защиты отечественных собственников и владельцев информационных систем при международном информационном обмене, пользователей от некачественной и недостоверной иностранной информации, недобросовестной конкуренции со стороны физических и юридических лиц иностранных государств в информационной сфере.
Кроме того, в этом законе предусмотрено, что:
- включение информационных систем в состав средств международного обмена осуществляется при наличии международного кода в порядке, устанавливаемом
Правительством РФ, а в отношении систем с особыми правилами доступа к информации - с разрешения Гостехкомиссии РФ и ФАПСИ (ст. 10);
- средства международного информационного обмена для обработки информации с ограниченным доступом, а также средства защиты этих средств подлежат обязательной сертификации в порядке, определяемом Федеральным законом РФ "О связи" (ст. 17);
- деятельность при вывозе (ввозе) информации государственных информационных ресурсов подлежит лицензированию (ст. 18);при этом выдача сертификатов и лицензий возложена законом на Гостехкомиссию и ФАПСИ (ст. 9);
- при обнаружении нештатных режимов функционирования информационных систем, т.е. возникновении ошибочных команд, а также команд, вызванных несанкционированными действиями обслуживающего персонала или иных лиц, либо ложной информации собственник или владелец этих средств должен своевременно сообщить об этом в органы контроля за осуществлением международного информационного обмена и собственнику или владельцу взаимодействующих средств международного информационного обмена, в противном случае он несет ответственность за причиненный ущерб (ст. 9);
- в случае противоправных действий органы исполнительной власти (РФ и субъектов РФ), осуществляющие контроль за международным информационным обменом, могут приостановить его на любой стадии до 2 месяцев, что может быть обжаловано в суде (ст.
16, 19).
Основными направлениями международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности в соответствии с Доктриной информационной безопасности РФ являются: запрещение разработки, распространения и применения "информационного оружия"
5
; обеспечение безопасности международного информационного обмена, в том числе сохранности информации при ее передаче по национальным телекоммуникационным каналам и каналам связи; координация деятельности правоохранительных органов стран, входящих в мировое сообщество, по предотвращению компьютерных преступлений; предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации в международных банковских телекоммуникационных сетях и системах информационного обеспечения мировой торговли, к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, распространением наркотиков и психотропных веществ, незаконной торговлей оружием и расщепляющимися материалами, а также торговлей людьми.
При этом необходимо определить перечень информационных систем, где государство должно нести стопроцентную ответственность за их охрану и защиту (системы управления федеральных органов государственной власти, управления войсками и оружием, обеспечения банковской и финансовой стабильности и т. п.), критерии безопасности таких систем.
Примером такой закрытой, со стопроцентным участием государства информационной системы может стать создаваемая в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. № 334 информационно-телекоммуникационная система специального назначения в интересах органов государственной власти (ИТКС). В соответствии с Концепцией создания и развития ИТКС, в качестве телекоммуникационной компоненты ИТКС будет использована создаваемая в настоящее время интегрированная государственная система конфиденциальной связи России, ядром которой является высокопроизводительная защищенная сеть передачи данных с пакетной коммутацией "Атлас", что позволяет предоставить абонентам полный набор информационных услуг при обеспечении гарантированной безопасности и конфиденциальности передаваемой, хранимой и обрабатываемой информации. Создана инфраструктура лицензированных
Федеральным агентством предприятий, организаций и фирм, активно работающих над решением задач обеспечения комплексной безопасности в информационно- телекоммуникационных системах. Аккредитованы испытательные центры. Утверждена и зарегистрирована в Госстандарте "Система сертификации средств криптографической защиты информации". Действуют сертификационные центры (лаборатории), которые оснащены необходимыми методическими и руководящими материалами.
Сертифицированы различные типы шифровальных средств, предназначенных для защиты, как конфиденциальной информации, так и коммерческой тайны.
Одновременно с этим государство должно определить степень своего участия в законодательном регулировании процессов создания и функционирования закрытых негосударственных (корпоративных) систем, а также открытых информационных систем и обеспечения информационной безопасности в них, прежде всего в интересах защиты прав пользователей таких систем.
Требуется унификация законодательства, так как киберпространство не признает национальных границ. Нужны единые подходы в борьбе с компьютерными преступлениями. Предпосылки для такой единой правовой политики создаются в странах Европейского Союза, Совета Европы и СНГ. Сети международного информационного обмена резко расширяют возможности использования информационного оружия, добиться полного запрещения которого вряд ли удастся. Но ввести ограничения на производство и оборот этого оружия, международный запрет на ведение информационных войн можно и нужно. В 1996 г. автор выступил с инициативой, которая была поддержана комитетами Государственной Думы РФ и в декабре 1997 г. превратилась в политическую инициативу девяти государств - участников СНГ.
Межпарламентская Ассамблея стран СНГ приняла обращение к ООН, ОБСЕ, странам
Межпарламентского Союза с предложением включить в повестку дня Генеральной
Ассамблеи ООН вопрос о подготовке и заключении международной конвенции о предотвращении информационных войн и ограничении оборота информационного оружия.
Это необходимо для того, чтобы мы не тратили средства сначала на разработку информационного оружия, затем на защиту от него, а потом на его уничтожение, как это было ранее с ядерным, химическим и бактериологическим оружием.
1
Отношения, связанные с правом собственности на российские информационные системы международного информационного обмена, регулируются гражданским законодательством
Российской Федерации. Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем.