Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 719
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
власти и завоевание чужих земель). Чем слабее и бесправнее народ, тем сильнее государство.
В Европе на развитие политической мысли существенное влияние оказало учение
Августина (354-430 гг.) о "двух градах": "божьем" и "земном". В "земном граде", т. е., человеческом обществе, господствуют пороки, насилие и разврат, поэтому спасение человека лежит через приобщение к "граду божьему". Фома Аквинский признавал божественную природу государственной власти и считал, что она должна подчиняться духовной. Поэтому политика государства, по Аквинату, должна строиться на положениях религии.
В Новое время развитие политической мысли и представлений о государстве привело к выделению наук о государстве и их обособлению от политической философии и политической науки. Крупнейшим политическим мыслителем и политическим деятелем в позднее средневековье в Европе стал Пикколо Макиавелли (1469-1527 гг.). По нему, целью действия является успех, а не добродетель или порочность. На его взгляд, "человек, желающий быть добрым ко всем, неизбежно наживет себе бед среди множества тех, кто отнюдь не добр" (см.: "Государь", 15 глава).
Отсюда, удачливый государь вовсе необязательно будет попирать права других, скорее, он должен рассчитать, какой образ действий укрепит силу и жизнеспособность государства.
Его произведение "Государь" представляет собой взгляд на нового правителя, цель которого заключается в создании мощного единого национального государства.
Макиавелли стремится осмыслить деятельность государя сквозь призму моральных норм в раздробленной на части феодальной Италии. Однако ряд его высказываний о моральных качествах государя, необходимых для сохранения власти и укрепления его авторитета у подданных многими до сих пор понимаются в прямом смысле. Он прекрасно понимал, что в любом человеке присутствуют и дурные и добрые стороны: жесткость и милосердие, честность и вероломство, смелость и трусость и т. д. Поэтому идеальный государь должен сочетать в себе все лучшие качества. Вместе с тем, в его поведении обязательно должны присутствовать хитрость и сила, которые позволят ему сохранить жизнь и благосклонность подданных. Государь обязан действовать исходя из обстоятельств: "Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие дать обещание. Такой совет был бы не достоин, если бы люди честно держали слово, но, люди, будучи дурны, слово не держат, поэтому и ты должен поступать так же". Заслугой Макиавелли было выделение политики в самостоятельную науку. Политика по Макиавелли, - есть символ веры человека и, поэтому, она должна занимать доминирующее положение в мировоззрении.
В XX веке представители различных направлений социальной науки (социологии, философии, психологии и др.) пытались осмыслить феномен политики. "Политика, - писал
М. Вебер, - означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которое оно в себе заключает". Поэтому, кто занимается политикой, тот стремится к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти "ради нее самой". Юнг полагал, что политика возникает на этапе развития коллективного бессознательного и индивидуальной психики как вид сознательного конфликта и сознательной гармонии.
Условиями ее возникновения является самосознание группы и ее сознательное отделение: от другой группы (на основе разделения тотемов и табу), осознание себя в качестве члена определенной группы, различие между правителями и управляемыми, признание законной власти, сознательное использование силы и системы нормативных требований.
В настоящее время можно выделить не менее четырех основных толкований политики:
1) отношения, включающие согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между классами, группами и людьми (внутренняя политика) и государствами (внешняя политика).
В основе такого понимания политики лежат представления об общении людей, их
В Европе на развитие политической мысли существенное влияние оказало учение
Августина (354-430 гг.) о "двух градах": "божьем" и "земном". В "земном граде", т. е., человеческом обществе, господствуют пороки, насилие и разврат, поэтому спасение человека лежит через приобщение к "граду божьему". Фома Аквинский признавал божественную природу государственной власти и считал, что она должна подчиняться духовной. Поэтому политика государства, по Аквинату, должна строиться на положениях религии.
В Новое время развитие политической мысли и представлений о государстве привело к выделению наук о государстве и их обособлению от политической философии и политической науки. Крупнейшим политическим мыслителем и политическим деятелем в позднее средневековье в Европе стал Пикколо Макиавелли (1469-1527 гг.). По нему, целью действия является успех, а не добродетель или порочность. На его взгляд, "человек, желающий быть добрым ко всем, неизбежно наживет себе бед среди множества тех, кто отнюдь не добр" (см.: "Государь", 15 глава).
Отсюда, удачливый государь вовсе необязательно будет попирать права других, скорее, он должен рассчитать, какой образ действий укрепит силу и жизнеспособность государства.
Его произведение "Государь" представляет собой взгляд на нового правителя, цель которого заключается в создании мощного единого национального государства.
Макиавелли стремится осмыслить деятельность государя сквозь призму моральных норм в раздробленной на части феодальной Италии. Однако ряд его высказываний о моральных качествах государя, необходимых для сохранения власти и укрепления его авторитета у подданных многими до сих пор понимаются в прямом смысле. Он прекрасно понимал, что в любом человеке присутствуют и дурные и добрые стороны: жесткость и милосердие, честность и вероломство, смелость и трусость и т. д. Поэтому идеальный государь должен сочетать в себе все лучшие качества. Вместе с тем, в его поведении обязательно должны присутствовать хитрость и сила, которые позволят ему сохранить жизнь и благосклонность подданных. Государь обязан действовать исходя из обстоятельств: "Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие дать обещание. Такой совет был бы не достоин, если бы люди честно держали слово, но, люди, будучи дурны, слово не держат, поэтому и ты должен поступать так же". Заслугой Макиавелли было выделение политики в самостоятельную науку. Политика по Макиавелли, - есть символ веры человека и, поэтому, она должна занимать доминирующее положение в мировоззрении.
В XX веке представители различных направлений социальной науки (социологии, философии, психологии и др.) пытались осмыслить феномен политики. "Политика, - писал
М. Вебер, - означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которое оно в себе заключает". Поэтому, кто занимается политикой, тот стремится к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти "ради нее самой". Юнг полагал, что политика возникает на этапе развития коллективного бессознательного и индивидуальной психики как вид сознательного конфликта и сознательной гармонии.
Условиями ее возникновения является самосознание группы и ее сознательное отделение: от другой группы (на основе разделения тотемов и табу), осознание себя в качестве члена определенной группы, различие между правителями и управляемыми, признание законной власти, сознательное использование силы и системы нормативных требований.
В настоящее время можно выделить не менее четырех основных толкований политики:
1) отношения, включающие согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между классами, группами и людьми (внутренняя политика) и государствами (внешняя политика).
В основе такого понимания политики лежат представления об общении людей, их
взаимодействии, совместном решении ими их общих дел, понимаемых как дела государства (Аристотель), а также об отношениях к обществу власти (т.е. государства) и между властями - в средневековой традиции и проблематике Возрождения и Нового времени. Акцент на борьбе был усилен в марксизме и В. И. Лениным, в частности, идеей классовой борьбы как движущего начала истории. Новое и более философское обоснование эта концепция получила вXX в. в теории конфликтной природы политики у К.
Шмитта и Ж.Фрейда;
2) отождествление политики с другими политическими явлениями, такими, как господство, власть и государство (о чем и шла речь выше); средства политики - та же власть, насилие, язык и языковые структуры, речь и символика и т. п.; деятельность - управление, организация, контроль и пр.; знание, умение; жизнедеятельность. Так, Бюрдо считает политическим "любой факт, действие или ситуацию, если они выражают существующие в социальной группе отношения власти и подчинения для достижения общей цели". Д.
Истон, Арон, Р. Далл рассматривают политику в контексте политической системы, как средство реализации властных решений. Таким образом, всякая власть отражает характер социально-политических отношений, складывающихся между власть имущими и подданными. Поэтому политика как средство осуществления властных решений зависит от формы государственной власти. В ней находят свое отражение политические взгляды, правовые и моральные нормы, культурно-исторические и национальные ценности, характерные для существующей системы власти;
3) объяснение через функции (функциональное) - управление, поддержание порядка, сохранение внутреннего и внешнего мира или, наоборот, ведение войны, контроль общества и человека и др.;
4) объяснение политики через ее цели (телеологическое от греч. teleos - цель), т. е. определение путем еще более бесконечного и малосодержательного перечисления, чем функциональное толкование, к тому же очень близкое к нему и по сути своей чрезмерно конкретное.
Всем этим толкованиям присущи многие недостатки: они не конечны, и сами нуждаются в дальнейших определениях, особенно тождества, которые не столько определяют, сколько замещают политику; они часто неспецифичны для политики - как, например, деятельность, средство, отношение, конфликт, борьба, решение задач; наличие функций и целей может определять любое другое смежное общественное явление - право, идеологию, мораль, экономику и т. п.; многие определения не просто и не только взаимосвязаны, но и пересекаются, иногда многократно, например, власть как бы тождественна политике и в то же время она и деятельность, и средство, и цель, и, наконец, функция политики. Решение проблемы наметил уже К. Шмитт, ее усовершенствовали современные исследователи. Оно состоит в выделении универсальной абстрактной сущности политики - ее принципиального начала, что избавляет от частных, неполных, чересчур конкретных определений и перечислений и позволяет выработать обобщенную емкую формулу. По оценке авторов энциклопедического словаря "Политология", такой универсальной формулой представляется определение политики как функциональное.
1
Политика (от греч. polis - город-государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр.; politika - государственные и общественные дела) - особая форма социальной деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами.
2
Политика как особый вид государственной деятельности формируется и осуществляется соответствующими государственными структурами (президент, парламент, правительство и т. д.). Нельзя отрицать влияния на государственную политику индивидуально- психологических, моральных и волевых качеств главы государства, его политических взглядов и подходов к решению социально-экономических проблем, так же как и различного отношения к политике со стороны политических партий, движений, групп,
Шмитта и Ж.Фрейда;
2) отождествление политики с другими политическими явлениями, такими, как господство, власть и государство (о чем и шла речь выше); средства политики - та же власть, насилие, язык и языковые структуры, речь и символика и т. п.; деятельность - управление, организация, контроль и пр.; знание, умение; жизнедеятельность. Так, Бюрдо считает политическим "любой факт, действие или ситуацию, если они выражают существующие в социальной группе отношения власти и подчинения для достижения общей цели". Д.
Истон, Арон, Р. Далл рассматривают политику в контексте политической системы, как средство реализации властных решений. Таким образом, всякая власть отражает характер социально-политических отношений, складывающихся между власть имущими и подданными. Поэтому политика как средство осуществления властных решений зависит от формы государственной власти. В ней находят свое отражение политические взгляды, правовые и моральные нормы, культурно-исторические и национальные ценности, характерные для существующей системы власти;
3) объяснение через функции (функциональное) - управление, поддержание порядка, сохранение внутреннего и внешнего мира или, наоборот, ведение войны, контроль общества и человека и др.;
4) объяснение политики через ее цели (телеологическое от греч. teleos - цель), т. е. определение путем еще более бесконечного и малосодержательного перечисления, чем функциональное толкование, к тому же очень близкое к нему и по сути своей чрезмерно конкретное.
Всем этим толкованиям присущи многие недостатки: они не конечны, и сами нуждаются в дальнейших определениях, особенно тождества, которые не столько определяют, сколько замещают политику; они часто неспецифичны для политики - как, например, деятельность, средство, отношение, конфликт, борьба, решение задач; наличие функций и целей может определять любое другое смежное общественное явление - право, идеологию, мораль, экономику и т. п.; многие определения не просто и не только взаимосвязаны, но и пересекаются, иногда многократно, например, власть как бы тождественна политике и в то же время она и деятельность, и средство, и цель, и, наконец, функция политики. Решение проблемы наметил уже К. Шмитт, ее усовершенствовали современные исследователи. Оно состоит в выделении универсальной абстрактной сущности политики - ее принципиального начала, что избавляет от частных, неполных, чересчур конкретных определений и перечислений и позволяет выработать обобщенную емкую формулу. По оценке авторов энциклопедического словаря "Политология", такой универсальной формулой представляется определение политики как функциональное.
1
Политика (от греч. polis - город-государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр.; politika - государственные и общественные дела) - особая форма социальной деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами.
2
Политика как особый вид государственной деятельности формируется и осуществляется соответствующими государственными структурами (президент, парламент, правительство и т. д.). Нельзя отрицать влияния на государственную политику индивидуально- психологических, моральных и волевых качеств главы государства, его политических взглядов и подходов к решению социально-экономических проблем, так же как и различного отношения к политике со стороны политических партий, движений, групп,
индивидов и общества в целом. В совокупности взаимодействие всех названных выше субъектов политических отношений по оказанию влияния на принимаемые властью решения и их выполнение и представляет собой реальный политический процесс.
Политика государства подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Особенностью современного политического развития является расширение взаимного сотрудничества государств с целью решения политических, экономических, экологических и других проблем глобального характера. Процесс экономической интеграции государств Западной
Европы свидетельствует о координации их усилий в области работы экономической, финансовой, миграционной и иных видов политики, призванных содействовать устойчивому экономическому развитию и повышению уровня и качества жизни населения.
Таким образом, внешняя политика является продолжением внутренней, ибо она определяется целями и задачами внутреннего развития. Внутренняя политика включает в себя ряд направлений деятельности государства по организации и регулированию общественных отношений в экономике, социальной и культурной сферах, в науке и т.д.
Эти виды деятельности также могут быть охарактеризованы как политика.
Современное знание о политике позволяет трактовать ее как важнейший фактор естественно-исторического процесса в двух ее основных функциях: всеобщего организационного начала социальных систем и в качестве конкретной регулятивно- контрольной сферы общества или системы, направляющей отношения людей, социальных групп, классов, наций, народов и стран. В этих двух функциях политика взаимодействует с аналогичными по общественному значению и функциям сферами, определяет и направляет их взаимодействие. Роль политики в этой системе обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни общества, события и отношения; включенностью, или проникающей способностью, возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью, т.е. способностью сочетаться с неполитическими общественными феноменами, отношениями и сферами.
Такими же свойствами наделены и другие организационно-регулятивные сферы, но в разной мере и в не столь императивной форме: право может не охватывать культуру, идеологию или мораль, морально-этическая сфера может не воздействовать на экономику и т. д.
Такие свойства и функции политики, ее место в социальных системах объясняются, прежде всего, тем, что политика опосредуется, как при формировании, так и при своей реализации через информационную сферу. Свойства информации, как средства организации и характеристики степени организованности любой системы (эти вопросы подробно рассматривались в первой главе) во многом определяют роль политики и ее свойства в общественной жизни.
Теоретическая политическая деятельность формирует политическое сознание, мышление, менталитет, характеризующие носителей политики, их установки. Она включает ряд творческих начал: искусство, творчество, работу воображения, интуицию, эмоциональные состояния, теоретическое проектирование, планирование и т. д. Рассудочные начала этой деятельности сочетаются, могут или должны (особенно в критических ситуациях) сочетаться с харизматическими, увлекающими, эмоционально и по содержанию привлекательными, подкупающими. В рамках мыслительной деятельности оцениваются решающие для политики проблемы желаемого и реально возможного, истинного и ложного, верного и ошибочного. Мыслительная, теоретическая деятельность составляет идеальную форму информационного бытия политики. Его материальную форму образует политическая практика, организационная и контрольная деятельность, конкретное управление, руководство: подбор и расстановка кадров, их подготовка, обучение, обсуждение и принятие решений, обмен информацией, организация и функционирование органов власти, взаимодействие с государственными учреждениями и др., что также
Политика государства подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Особенностью современного политического развития является расширение взаимного сотрудничества государств с целью решения политических, экономических, экологических и других проблем глобального характера. Процесс экономической интеграции государств Западной
Европы свидетельствует о координации их усилий в области работы экономической, финансовой, миграционной и иных видов политики, призванных содействовать устойчивому экономическому развитию и повышению уровня и качества жизни населения.
Таким образом, внешняя политика является продолжением внутренней, ибо она определяется целями и задачами внутреннего развития. Внутренняя политика включает в себя ряд направлений деятельности государства по организации и регулированию общественных отношений в экономике, социальной и культурной сферах, в науке и т.д.
Эти виды деятельности также могут быть охарактеризованы как политика.
Современное знание о политике позволяет трактовать ее как важнейший фактор естественно-исторического процесса в двух ее основных функциях: всеобщего организационного начала социальных систем и в качестве конкретной регулятивно- контрольной сферы общества или системы, направляющей отношения людей, социальных групп, классов, наций, народов и стран. В этих двух функциях политика взаимодействует с аналогичными по общественному значению и функциям сферами, определяет и направляет их взаимодействие. Роль политики в этой системе обусловлена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни общества, события и отношения; включенностью, или проникающей способностью, возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью, т.е. способностью сочетаться с неполитическими общественными феноменами, отношениями и сферами.
Такими же свойствами наделены и другие организационно-регулятивные сферы, но в разной мере и в не столь императивной форме: право может не охватывать культуру, идеологию или мораль, морально-этическая сфера может не воздействовать на экономику и т. д.
Такие свойства и функции политики, ее место в социальных системах объясняются, прежде всего, тем, что политика опосредуется, как при формировании, так и при своей реализации через информационную сферу. Свойства информации, как средства организации и характеристики степени организованности любой системы (эти вопросы подробно рассматривались в первой главе) во многом определяют роль политики и ее свойства в общественной жизни.
Теоретическая политическая деятельность формирует политическое сознание, мышление, менталитет, характеризующие носителей политики, их установки. Она включает ряд творческих начал: искусство, творчество, работу воображения, интуицию, эмоциональные состояния, теоретическое проектирование, планирование и т. д. Рассудочные начала этой деятельности сочетаются, могут или должны (особенно в критических ситуациях) сочетаться с харизматическими, увлекающими, эмоционально и по содержанию привлекательными, подкупающими. В рамках мыслительной деятельности оцениваются решающие для политики проблемы желаемого и реально возможного, истинного и ложного, верного и ошибочного. Мыслительная, теоретическая деятельность составляет идеальную форму информационного бытия политики. Его материальную форму образует политическая практика, организационная и контрольная деятельность, конкретное управление, руководство: подбор и расстановка кадров, их подготовка, обучение, обсуждение и принятие решений, обмен информацией, организация и функционирование органов власти, взаимодействие с государственными учреждениями и др., что также
реализуется с помощью информационных технологий и через информационные системы. В обеих формах политика выступает как интеллектуальный труд со всеми присущими такому виду труда особенностями; его разделением, общественной эффективностью, высокой социальной ответственностью, с высокой вероятностью непредвиденных последствий и двойственных результатов, дискуссионностью решений, методов, поисками ресурсов и т. д.
Эффективность политики определяется не только ею самой, но и объективными условиями, в которых она возникает и реализуется в обществе, его состоянием, настроением, интересами и отношениями с властью, государством и его аппаратами, а также зависит от иных факторов - природных, внешнеполитических, экологических: наличия природных богатств, состояния экологии. Обе формы существования политики, идеальная и предметная, объективируются, принимают осязаемый, конкретный характер и только так реализуются и воспринимаются обществом. В свою очередь, это проявление политики совершается двояко: идеально (в виде идей, теорий, убеждений, намерений, надежд - в различных явлениях сознания) - и материально, в осязаемой предметной форме.
Материализация политики, приведение ее в действие в предметной форме достигается созданием соответствующих инструментов или средств: политических институтов
(выборности, назначений, представительства и т. п.), институтов (органов, учреждений) власти - правительства, его аппаратов и пр.; в документах, политических текстах программ, уставов, докладов, речей, распоряжений, инструкций, приказов, декретов; в зрелищной, аудиовизуальной форме пропаганде, лозунгах, средствах массовой информации, в кинематографе, театре, литературе, в научных исследованиях.
При этом быстро развивается особая информационная форма жизни политики в обществе.
Она образует весьма широкий класс политических явлений и действий, оснащенных техническими средствами, которые радикально изменили информационное пространство современной политики: сблизили центры информации, ее источники с получателями, сделали распространение и доступ к информации практически моментальными, обеспечили ее широкую циркуляцию, обмен ею, сделали общедоступной специфическую политическую речь, средствами радио и телевидения дали возможность непосредственного наблюдения за политическим творчеством и политическими действиями, готовят условия для расширения прямого участия граждан в политике (голосованием, выражением мнения и т. п.).
Сегодня государство по-прежнему занимает главенствующее положение по отношению к личности и обществу, при этом интересы личности еще не находятся в центре государственных интересов, а общество не вышло из состояния "огосударствления". Для создания условий полной и успешной самореализации личности и становления гражданского общества необходимо изменить положение личности и общества по отношению к государству, на что, прежде всего, должно быть направлено государственное регулирование, и в первую очередь нормотворчество. Государство должно помогать становлению гражданского общества, но не подменять его; передавать определенные функции обеспечения интересов личности общественным институтам по мере их создания; определять степень своего участия в обеспечении защиты интересов личности и общества под их контролем; помогать создавать в обществе инструменты влияния на власть.
Очевидно, что продолжение прежней практики нормотворчества и правоприменения без единой государственной политики в информационной сфере блокирует реализацию конституционных прав граждан, делает трудновыполнимой задачу построения правового государства и информационного общества в России. Как следует из Доктрины информационной безопасности РФ, сегодня нет четкой государственной политики в области формирования российского информационного пространства, развития системы массовой информации, организации международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство, что создает условия для вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и деформации
Эффективность политики определяется не только ею самой, но и объективными условиями, в которых она возникает и реализуется в обществе, его состоянием, настроением, интересами и отношениями с властью, государством и его аппаратами, а также зависит от иных факторов - природных, внешнеполитических, экологических: наличия природных богатств, состояния экологии. Обе формы существования политики, идеальная и предметная, объективируются, принимают осязаемый, конкретный характер и только так реализуются и воспринимаются обществом. В свою очередь, это проявление политики совершается двояко: идеально (в виде идей, теорий, убеждений, намерений, надежд - в различных явлениях сознания) - и материально, в осязаемой предметной форме.
Материализация политики, приведение ее в действие в предметной форме достигается созданием соответствующих инструментов или средств: политических институтов
(выборности, назначений, представительства и т. п.), институтов (органов, учреждений) власти - правительства, его аппаратов и пр.; в документах, политических текстах программ, уставов, докладов, речей, распоряжений, инструкций, приказов, декретов; в зрелищной, аудиовизуальной форме пропаганде, лозунгах, средствах массовой информации, в кинематографе, театре, литературе, в научных исследованиях.
При этом быстро развивается особая информационная форма жизни политики в обществе.
Она образует весьма широкий класс политических явлений и действий, оснащенных техническими средствами, которые радикально изменили информационное пространство современной политики: сблизили центры информации, ее источники с получателями, сделали распространение и доступ к информации практически моментальными, обеспечили ее широкую циркуляцию, обмен ею, сделали общедоступной специфическую политическую речь, средствами радио и телевидения дали возможность непосредственного наблюдения за политическим творчеством и политическими действиями, готовят условия для расширения прямого участия граждан в политике (голосованием, выражением мнения и т. п.).
Сегодня государство по-прежнему занимает главенствующее положение по отношению к личности и обществу, при этом интересы личности еще не находятся в центре государственных интересов, а общество не вышло из состояния "огосударствления". Для создания условий полной и успешной самореализации личности и становления гражданского общества необходимо изменить положение личности и общества по отношению к государству, на что, прежде всего, должно быть направлено государственное регулирование, и в первую очередь нормотворчество. Государство должно помогать становлению гражданского общества, но не подменять его; передавать определенные функции обеспечения интересов личности общественным институтам по мере их создания; определять степень своего участия в обеспечении защиты интересов личности и общества под их контролем; помогать создавать в обществе инструменты влияния на власть.
Очевидно, что продолжение прежней практики нормотворчества и правоприменения без единой государственной политики в информационной сфере блокирует реализацию конституционных прав граждан, делает трудновыполнимой задачу построения правового государства и информационного общества в России. Как следует из Доктрины информационной безопасности РФ, сегодня нет четкой государственной политики в области формирования российского информационного пространства, развития системы массовой информации, организации международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство, что создает условия для вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и деформации
структуры международного информационного обмена. Недостаточна государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок. Ухудшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну. Серьезный урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов. Отставание отечественных информационных технологий вынуждает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения. В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных информационных систем и международных информационных систем возросли угрозы применения "информационного оружия" против информационной инфраструктуры России.
Работы по адекватному комплексному противодействию этим угрозам ведутся при недостаточной координации и слабом бюджетном финансировании.
Доктрина информационной безопасности РФ с учетом сложившегося положения дел определяет как
Российской Федерации и органы местного самоуправления при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения. В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных информационных систем и международных информационных систем возросли угрозы применения "информационного оружия" против информационной инфраструктуры России.
Работы по адекватному комплексному противодействию этим угрозам ведутся при недостаточной координации и слабом бюджетном финансировании.
Доктрина информационной безопасности РФ с учетом сложившегося положения дел определяет как
1 ... 46 47 48 49 50 51 52 53 ... 59