Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение ........................................................................................................... | 3 |
1 Основы технического обслуживания устройств систем СЦБ и ЖАТ .... | 4 |
1.1 Назначение, состав и принцип работы реле КМШ ................................ | 4 |
1.2 Описание техники выполнения вязки проводов различными способами ................................................................................................... | 8 |
1.3 Описание техники выполнения лужения и пайки мягкими припоями. Изучение видов припоя, растекания припоя, удаление припоя, очистка от флюса ....................................................................................... | 11 |
2 Вопросы охраны труда и безопасности движения .................................... | 16 |
2.1 Основные правила техники безопасности при работе с ручным инструментом ............................................................................................ | 16 |
Заключение ...................................................................................................... | 19 |
Библиографический список ............................................................................ | 20 |
Введение
Устройства сигнализации, централизации и блокировки являются важным звеном в комплексе технических средств железных дорог, обеспечивающих перевозочный процесс.
В связи с необходимостью обслуживания и ремонта установленного оборудования появился спрос на специалистов, владеющих навыками ремонта указанного оборудования, электромонтеров и электромехаников устройств сигнализации, централизации, блокировки.
Электромеханики и электромонтеры СЦБ обеспечивают бесперебойную работу устройств сигнализации, централизации и блокировки железнодорожных систем автоматики. В их обязанности входит монтаж, установка и эксплуатация приборов и оборудования, светофоров, стрелок и других электромеханических устройств.
Качество выполнения электромонтажных работ существенно влияют на бесперебойную работу устройств. Кроме того, электромонтажные работы выполняются и при обслуживании и ремонте приборов и оборудования СЦБ.
1 Основы технического обслуживания устройств систем СЦБ и ЖАТ
1.1 Назначение, состав и принцип работы реле КМШ
Реле КМШ предназначены для осуществления электрических зависимостей в устройствах автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте и изготовляются следующих типов:
– КМШ–3000, КМШ–750, КМШ–450 – штепсельные (в колпаке); устанавливаются на стативах и в релейных шкафах;
– КМ–3000, КМ–450 – нештепсельные (открытые), устанавливаются в релейных блоках.
Основными деталями реле КМШ (рисунок 1) являются: 1 – катушка, 2 – постоянный магнит
Рисунок 1 – Конструкция реле КМШ
3 – ярмо, 4 – кронштейн, 5 – нож, 6 – тяга нейтральной части, 7 – тыловой контакт, 8 – перекидной контакт, 9 – фронтовой контакт, 10 – нейтральный якорь, 11 – тяга поляризованной части, 12 – переведенный контакт, 13 – общий контакт, 14 – нормальный контакт, 15– поляризованный контакт.
Реле КМШ, кроме перечисленного, имеет основание, прокладку, направляющий штырь, колпак и ручку.
Комбинированные реле представляют собой сочетание нейтрального и поляризованного реле с общей магнитной системой и независимыми нейтральными и поляризованными якорями.
Механизм реле имеет электромагнитную и контактную системы, Электромагнитная система реле смонтирована на кронштейне, укрепленном на металлическом основании, и состоит из двух сердечников с катушками, постоянного магнита, нейтрального и поляризованного якорей и ярма.
Обмотки реле (рисунок 2) включаются последовательно (на розетке реле устанавливается перемычка между выводами 2 – 3).
При подключении питания к клеммам 1 – 4 (минус к выводу 1 и плюс к выводу 4) поляризованный якорь должен занимать нормальное положение и замыкать контакты 111 – 112, 121 – 122. При изменении направления ток в катушках (плюс к выводу 1, минус к выводу 4) поляризованный якорь должен занимать переведенное положение и замыкать контакты 111 – 113, 121 – 123.
Рисунок 2 – Расположение контактов и схема обмоток реле КМШ и КМ
(вид с монтажной стороны)
В реле предусмотрена такая последовательность работы якорей: сначала перебрасывается поляризованный якорь, а затем притягивается нейтральный. Указанная последовательность работы якорей должна обеспечиваться как при наличии, так и при отсутствии нажатия на контактах поляризованного якоря.
Постоянный магнит должен иметь остаточный магнитный поток в разомкнутой цепи не менее 65·10
–6 Вб (6500 Мкс), который измеряется флюксметром.
После 400 000 срабатываний реле напряжение притяжения нейтрального якоря не должно превышать более, чем на 10 %, напряжение переключения поляризованного якоря более, чем на 25 %, а напряжение отпускания нейтрального якоря не должно быть ниже, чем на 25 % значений, указанных в требованиях по эксплуатации.
Электрическая прочность и сопротивление изоляции. Изоляция реле должна выдерживать без пробоя испытательное напряжение 2000 В переменного тока частотой 50 Гц, приложенное между всеми токоведущими частями реле и магнитопроводом. Испытание электрической прочности изоляции производится путем приложения испытательного напряжения (при мощности испытательной установки не менее 0,5 кВА) в течение 1 мин + 5 с. Погрешность измерения испытательного напряжения не должна превышать ± 5 %.
Сопротивление изоляции между соседними электрически не связанными токоведущими частями реле, а также между ними и магнитопроводом реле при относительной влажности воздуха до 90 % и температуре +20 °С должно быть не ниже 50 МОм.
Реле представляет комбинацию двух реле (нейтрального и поляризованного) с общей магнитной системой. Нейтральное реле срабатывает при токе любой полярности, поляризованное переключает контакты в зависимости от направления тока.
Особенностью реле является то, что вначале перебрасывается поляризованный якорь, а затем притягивается нейтральный.
При прохождении через обмотки тока любой полярности нейтральный якорь притягивается, в результате чего замыкаются управляемые им фронтовые контакты. Переключение поляризованного якоря и замыкание управляемых им контактов происходят в зависимости от полярности тока, протекающего через обмотки.
Комбинированное реле является трехпозиционным, так как оно может находиться в трех различных состояниях: без тока, возбуждено током прямой или обратной полярности.
Электромагнитная система комбинированного штепсельного реле КМШ (рисунок 3) состоит из двух катушек 1, надетых на сердечник 2 с ярмом 5; нейтрального якоря 6; постоянного магнита 4 и поляризованного якоря 5, Нейтральный и поляризованный якоря управляют связанными с ними контактами посредством изолирующих планок 7 и 8. Если ток в обмотках реле отсутствует, то нейтральный якорь, не связанный с потоком постоянного магнита, находится в отпущенном положении; его общие контакты замкнуты с тыловыми контактами. При протекании по обмоткам тока любого направления нейтральный якорь притягивается и его общие контакты замыкаются с фронтовыми. Таким образом, нейтральный якорь комбинированного реле действует так же, как и якорь обычного нейтрального реле.
Рисунок 3 – Электромагнитная система реле КМШ
Поляризованный якорь управляется магнитным потоком постоянного магнита и потоком, создаваемым обмотками катушек. При отсутствии тока в обмотках поляризованный якорь находится в одном из крайних положений (на рисунке 3 в левом). Магнитный поток постоянного магнита разветвляется по двум параллельным ветвям в виде потоков Фп1; и Фп2. Благодаря меньшему воздушному зазору слева поток Фп1 превышает поток ФП2 на ΔФп, удерживая якорь в левом положении.
При пропускании тока через обмотки катушек создается магнитный поток Фк, замыкающийся через сердечник по двум параллельным ветвям: через нейтральный и поляризованный якоря. Нейтральный якорь под действием этого потока притягивается. Поток постоянного магнита ФП 2 и поток, создаваемый обмоткой катушки Фк, складываются с правой стороны и вычитаются с левой. Усилие, создаваемое суммарным потоком Фп2 + Фк, превышает усилие, создаваемое с левой стороны потоком Фп1 – Фк, поэтому поляризованный якорь переключается в правое положение, замыкая общие контакты поляризованного якоря с переведенными.
После выключения тока поляризованный якорь остается в правом положении, так как теперь благодаря уменьшению воздушного зазора справа и увеличению слева поток Фп2 будет превышать поток Фп1 на ΔФп. Усилие, создаваемое потоком АФП, будет удерживать поляризованный якорь в правом положении. Для того чтобы поляризованный якорь перебросился в первоначальное (левое) положение, необходимо через обмотки реле пропустить ток другого направления. Таким образом, в комбинированном реле, как и в поляризованном, осуществляется сравнение двух потоков: постоянного магнита и потока, создаваемого катушками при пропускании по ним тока. В одном из сердечников в зависимости от направления тока в катушках эти потоки складываются, а в другом вычитаются. Поляризованный якорь переключается в сторону сердечника, в котором складываются магнитные потоки.
Зазор между нейтральным якорем и полюсами обеспечивается упорным штифтом на якоре. Таким же образом обеспечивается зазор между полюсами и поляризованным якорем.
Порядок срабатывания якорей комбинированных реле должен быть таким, чтобы вначале переключался поляризованный, а затем притягивался нейтральный якорь. В то же время поляризованный якорь не должен переключаться при напряжении ниже отпускания нейтрального якоря. Поэтому для срабатывания поляризованного якоря устанавливаются верхний и нижний пределы напряжения.
Всем комбинированным реле присущ недостаток заключающийся в том, что при изменении полярности тока в обмотках изменяется направление магнитного потока, и в момент его прохождения через нулевое значение реле отпуск Фт нейтральный якорь. Этот недостаток ограничивает область применения комбинированных реле.
1.2 Описание техники выполнения вязки проводов различными способами
Совокупность разработанных проводов и кабелей, соединенных один с другим каким–либо способом и при необходимости оснащенных элементами электрического монтажа (наконечниками, соединителями и др.), называется жгутом. По своему назначению жгуты подразделяются на внутриблочные и межблочные.
Внутриблочные жгутыс лужат для электрического соединения отдельных узлов, блоков и электрических деталей внутри прибора, а межблочные применяются для электрического соединения различной аппаратуры и приборов в одну систему.
Конструкция внутриблочного жгутового монтажа определяется типом корпуса прибора, требованиями по их обслуживанию и ремонту.
В зависимости от размещения узлов в корпусе такие жгуты могут быть: плоскими неподвижными с разъемными соединениями; плоскими подвижными с неразъемными соединениями; объемными подвижными; объемными с подвижными отводами. Неразъемные соединения при внутриблочном монтаже используют главным образом в аппаратуре, предназначенной для жестких условий эксплуатации.
Типовой технологический процесс изготовления жгута состоит из резки проводов и изоляционных трубок, укладывания проводов на шаблоне, обвязывания их в жгут, разработки концов проводов жгута и их маркировки, контроля изготовленного жгута (прозвонки), защиты жгута изоляционной лентой и его окончательного контроля (визуальный осмотр на соответствие эталону и прозвонка).
Шаблон для раскладки жгутовпредставляет собой прямоугольную пластину из пластмассы или фанеры, на поверхности которой нанесена схема жгута в натуральную величину и закреплены концевые и угловые шпильки.
Укладку провода начинают, закрепив его на угловой шпильке. Затем провод кладут по схеме жгута, загибая его на угловых шпильках и закрепляя на концевой шпильке. Начальная и конечная шпильки имеют один и тот же номер. Когда все провода лежат на шаблоне, их обвязывают льняной ниткой.
В жгутах, где нельзя делать замену испорченных проводов, предусматривают запасные провода, количество которых составляет 8 – 10 % от общего числа проводов в жгуте, но не меньше двух. Длина и сечение запасных проводов должны быть равны наибольшей длине и сечению проводов, имеющихся в жгуте. Длина отводов жгута должна быть достаточной для подключения к узлам и элементам схемы прибора без натяжения; кроме того, следует иметь некоторый запас длины (10 – 12 мм) для повторной зачистки и припайки каждого конца провода.