Файл: Инфраструктура Саратовской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Поволжский институт управления имени П.А Столыпина
Факультет среднего профессионального образования

Специальность 21.02.05 Земельно-имущественные отношения

Кафедра корпоративной экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Оценка недвижимого имущества»

на тему: «Инфраструктура Саратовской области»

Автор работы:

Студент II курса 21 группы

очной формы обучения

Ровнова Дарья Валерьевна

Подпись _____________
Руководитель работы:

Преподаватель СПО

Пукач Галина Викторовна

Оценка ______________

Подпись ______________

«___» ___________ 2022 г.

Саратов 2022 г.

Содержание
Введение ………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения

понятия «Инфраструктура» ………………………………………….. 6

    1. Понятие, сущность, и виды инфраструктуры ……………. 6

    2. Современное состояние социальной инфраструктуры

Российских городов …………………………………………………….. 13

Глава 2. Инфраструктура города Саратов Саратовской

области ………………………………………………………………….. 18

2.1 Характеристика социально-экономического

состояния города Саратов, градостроительной деятельности,

состояния социальной инфраструктуры …………………………….... 18

2.2 Технико-экономические параметры существующих

объектов Социальной инфраструктуры, уровень обеспеченности

населения услугами в сфере образования, культуры, физической

культуры и массового спорта …………………………………………. 21

Заключение ……………………………………………………... 30

Библиографический список ………………………………….. 33


Введение

Интерес к инфраструктурной проблематике подкрепляется необходимостью теоретических разработок, намеченных государственных инфраструктурных программ, о реализации которых неоднократно высказываются первые лица государства и представители государственной власти. Так по словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, «фактически за предстоящее десятилетие нам предстоит заложить новую инфраструктурную базу страны».

Формирование и развитие представлений об инфраструктуре насчитывает не одно десятилетие и происходило в рамках различных школ, среди которых можно выделить, в первую очередь, зарубежную и отечественную.

В зарубежной экономической науке наиболее ранние разработки проблем инфраструктуры не как отдельных ее составляющих, а как целостного экономического явления принадлежит К. Марксу. в определенной степени способствовавшими становлению инфраструктуры как экономической категории можно считать работы К. Викселя, Е. фон Бем-Баверка, У.С. Джевонса, написанные на рубеже XIX-XX веков.

В отечественной науке зарождение инфраструктурной проблематики можно видеть в исследованиях, посвященных отдельным составляющим инфраструктуры, например, железнодорожному транспорту, который получил достаточно обстоятельное освещение в трудах российского экономиста и статиста А.И. Чупрова. Ряд идей, связанных с пониманием некоторых отраслей экономики как инфраструктурных, можно найти в работах русского ученого и общественного деятеля Д.И. Менделеева.

В советской экономической науке категория инфраструктуры начала рассматриваться в конце 60-х - начале 70-х годах ХХ века. Обстоятельное освещение понятие получило в трудах советских экономистов: Т.Н. Аксеновой, Ю.К. Ветчанина, В.Г. Кобзарь, С.С. Носовой, В.П. Суставова, А.Ю. Шарипова и других.

Изменение вектора развития российского общества привело к необходимости переосмысления содержания категории и ее адаптации к новым условиям хозяйствования. Современные исследования инфраструктуры проводятся российскими учеными: О.Г. Алешиной, В.П. Дроновым, А.И. Кузнецовой, М.Г. Николаевой, Е.В. Таракановой, П.В. Чигак и других.

По мнению авторов, вычленение инфраструктуры как особой подсистемы народного хозяйства страны сопровождается определением специфики собственности и труда, а также состояния сети институтов в данной сфере. В то же время сам по себе инфраструктурный потенциал экономики России представляется как сложная, многоаспектная категория, имеющая неоднородную структуру, которая имеет три важных составляющих: ресурсную, внутреннюю и результативную.



В последние годы внимание российского государства к состоянию социальной инфраструктуры регионов растет, поскольку большинство их объектов в период перестройки экономики обветшало до критического состояния или исчезло. Сегодня в условиях преобладающей в стране частной собственности состояние объектов социальной инфраструктуры в отличие от объектов производственной и рыночной инфраструктур в гораздо большей степени зависит от воздействия государства, поскольку основным источником финансирования их деятельности являются бюджетные средства.

Изучение инфраструктуры является актуальной для экономистов и исследователей данной проблемы, что и определило выбор темы курсовой работы: «Инфраструктура Саратовской области».

Цель исследования: исследовать инфраструктуру Саратовской области.

Для реализации цели исследования определены следующие задачи:

1. исследовать сущность, понятие и виды инфраструктуры;

2. раскрыть современное состояние социальной инфраструктуры

российских городов;

3. охарактеризовать социально-экономическое состояние города Саратов, градостроительной деятельности, состояния социальной инфраструктуры;

4. описать технико-экономические параметры существующих объектов социальной инфраструктуры, уровень обеспеченности населения услугами в сфере образования, культуры, физической культуры и массового спорта.

Объект исследования: процесс развития инфраструктуры города Саратов Саратовской области.

Предмет исследования: инфраструктура города Саратов Саратовской области.

Методы исследования:

- теоретические - анализ социально-экономической литературы по проблеме исследования;

- синтез.

Структурными элементами работы являются введение, две главы, заключение, библиографический список.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения понятия инфраструктура

1.1 Понятие, сущность и виды инфраструктуры
Сущность, понятие и виды инфраструктуры, представленные в исследовании, даны максимально приближенные к трактовке отечественных и зарубежных специалистов в области изучения понятия инфраструктуры.

Инфраструктура - комплекс отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, выполняющих функции обслуживания промышленного и сельскохозяйственного производства, а также создания нормальных условий для функционирования производственного процесса и жизнедеятельности людей
1.

А английском языке термин «инфраструктура» (англ. infrastructure) появился в 1925-30 годах и первоначально использовался в военной сфере, где им обозначался комплекс сооружений, обеспечивающих действие вооруженных сил. Существует также точка зрения, согласно которой понятие «инфраструктура» в английском языке было заимствовано еще в годы Первой Мировой войны. В свою очередь, в английскую лексику данное понятие попало из французского языка (фр. infrastructure), где оно появилось в 1875 году и первоначально использовалось в области дорожного проектирования для обозначения насыпи под автомобильными или железными дорогами2.

Во всех европейских языках термин «инфраструктура» имеет глубокие корни, обусловленные латинским происхождением термина: слово было образовано от латинского «infra» - ниже, под и «structura» - строение, расположение.

Инфраструктура комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство (дороги, каналы, водохранилища, порты, мосты, аэродромы, склады, транспорт, связь и др.) и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества3. Так, в общеупотребительном значении инфраструктура – это совокупность предприятий, учреждений, систем управления, связи и т.п., обеспечивающая деятельность общества или какой-либо ее сферы.

Анализируя различные подходы к определению понятия «инфраструктура» можно заключить, что в широком смысле инфраструктура – это совокупность материальных и нематериальных активов, которые обеспечивают осуществление экономической деятельности и условия жизнедеятельности хозяйствующих субъектов и обладают набором определенных отличительных характеристик, таких как: капиталоемкость, длительный срок создания и использования, проявление рыночной неэффективности, привязанность к определенной территории, незначительное количество субститутов в краткосрочной перспективе, возможность использования в промежуточном и конечном потреблении как домохозяйствами, так и компаниями.

Термин и концепции «инфраструктура» долгое время не выделялся из обобщенного понятия капитал, в настоящее время не существует стандартного определения инфраструктуры, время от времени различные активы именуются инфраструктурой в соответствие с различными классификациями и подходами.

Значительная часть зарубежных и отечественных исследователей, конкретизируя природу инфраструктуры, приходят к мнению о том, что наиболее существенным признаком указанной категории является ее роль в создании общих предпосылок воспроизводительного процесса, общих условий роста общественного производства и прогресса.


Многообразие подходов к определению сущности инфраструктуры позволяет сделать вывод о том, что с одной точки зрения, инфраструктура – это совокупность отраслей и субъектов ведения хозяйства, а с другой – это совокупность организационных, производственных и социальных функций рынка. Современное понимание инфраструктуры включает самые важные виды, определяющие эффективность функционирования экономики в целом: производственная, социальная, институциональная, персональная, экологическая, рыночная4.

Производственная инфраструктура является совокупностью отраслей и подотраслей, основными функциями которых является производственные услуги и обеспечение экономического обращения в народном хозяйстве. Они создают общие условия для размещения и успешного функционирования общественного производства.

Производственная инфраструктура включает:

- транспорт всех видов для обслуживания производства;

- средства связи для обслуживания производства:

- материально-техническую поставку и систему продвижения товаров;

- заготовки и сбыт сельскохозяйственной продукции;

- объекты электроэнергетики5.

Социальная инфраструктура – это совокупность отраслей и подотраслей, обеспечивающих материальные, культурные и бытовые условия для размещения и нормальной жизнедеятельности людей. Поскольку практическая реализация этих условий выражается в услугах и духовных благах, то социальную инфраструктуру можно назвать сферой производства услуг и духовных благ. В отраслевой классификации социальная инфраструктура представлена образованием, здравоохранением, физкультурой и спортом, культурой и искусством, розничной торговлей и ресторанным хозяйством, жилищно-коммунальным хозяйством, бытовым обслуживание, пассажирским транспортом, связью для обслуживания населения6.

Институционная инфраструктура выступает не как самостоятельная отрасль, а как обслуживающая их в роли управляющей подсистемы. Она формируется из организаций, которые непосредственно управляют воспроизводственным процессом или обслуживают сферу обращения (например, учреждения финансово-кредитной и банковской систем, вычислительные центры)7.

Персональная инфраструктура по своему содержанию имеет ряд свойственных ей признаков:

- она является продуктом развития производственных сил общества;

- выступает как результат процесса производства материальных благ;