Файл: Инфраструктура Саратовской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- ее содержание определяется внутренним экономическим единством отраслей, которые ее формируют, и видов деятельности;

- она является отображением тех экономических отношений, которые сложились на данном этапе развития или свойственны определенному обществу;

- виды деятельности отраслей, которые формируют инфраструктуру, обусловливаются теми функциональными назначениями или приоритетами, которые складываются в обществе.

Совершенствование инфраструктуры благотворно влияет на экономику, тогда как ее отсутствие или недостаточное развитие может способствовать повышению инфляции.

Экологическая инфраструктура состоит из сооружений и объектов, предназначенных для охраны, воссоздания и улучшения окружающей природной среды. Формирование экологической инфраструктуры стало первоочередной необходимостью современного этапа развития общества, обусловленного ростом темпов добычи и использования различных природных ресурсов, загрязнением внешней среды отходами производства и потребления8.

По результатам становления и развития инфраструктуры (в сопоставлении с материальным производством) можно выделить три группы стран:

  1. первую группу представляют СШ, где уровень развития инфраструктурных составляющих национальной экономики опережает уровень развития инфраструктуры;

  2. вторую группу составляют страны Западной Европы, которые получили в послевоенные годы большие инвестиционные вложения США в свою экономику, что позволило уравнять темпы развития инфраструктуры и материального производства;

  3. третья группа представлена странами бывшего СССР, социалистическими странами Восточной Европы, уровень развития инфраструктуры в которых значительно отставал от уровня развития материального производства. Проблемы заключаются не в том, что в этих странах отсутствовала элементарная инфраструктура, а в том, что она предназначалась для централизованной плановой экономики.

Рыночную экономику можно рассматривать как совокупность организационно-правовых форм, которые организационно и материально обеспечивают основные рыночные процессы – взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, движение товара, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность рыночных структур.

Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб.
Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.

Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:

- как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка;

- совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка;

- совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капитал и рабочей силы9.

В целом инфраструктуру можно определить, как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

К рыночной инфраструктуре относятся также торговые палаты, ассоциации предпринимателей и деловых кругов, общественные и государственные фонды содействия развитию бизнеса, рекламные агентства, коммерческие выставочные комплексы, центры по предоставлению информационных услуг, развитию информационных технологий и средств деловой коммуникации, система высшего и среднего экономического образования.

Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение. Конкретная конфигурация инфраструктуры зависит от типа и вида рынка.

Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются:

а) инфраструктура товарного рынка;

б) инфраструктура финансового рынка;

в) инфраструктура рынка труда.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

К основным функция инфраструктуры рынка относят:

- облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;

- повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности

;

- организационное оформление рыночных отношений;

- обеспечение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.

Итак, под инфраструктурой традиционно понимается совокупность отраслей, предприятий и организаций, видов деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей.

1.2 Современное состояние социальной инфраструктуры

российских городов
Социальная инфраструктура (от лат. infra - под, structure - строение) -устойчивая совокупность материально-вещественных элементов, обеспечивающих общие и специфические условия для рациональной организации основных видов деятельности человека в различных сферах общественной жизни. Она характеризует взаимодействие материально-вещественной среды и социального субъекта10.

Значимость социальной инфраструктуры в социально-экономическом развитии определяется ее функциями социального обеспечения, защиты, поддержки и страхования, которые реализуются через систему услуг социальной сферы.

В качестве основных видов социальной инфраструктуры моно выделить социально-бытовую инфраструктуру и социально-культурную11.

Социально-бытовая инфраструктура направлена на создание условий для воспроизводства человека как биологической субстанции, удовлетворение потребностей в надлежащих условиях жизни. Объектами бытовой среды являются жилищное и коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, строительство дорог, мостов, каналов, водохранилищ и пр., энергетическое хозяйство, водоснабжение и канализация, торговля и общественное питание, транспортные системы и связь.

Социально-культурная инфраструктура способствует воспроизводству духовных, культурных, интеллектуальных ценностей населения, а также физических свойств индивида, формированию экономически и общественно активной личности, которая соответствует требованиям общества к качеству рабочей силы. Объектами социально-культурной инфраструктуры являются следующие отрасли: здравоохранение, образование и наука, физическая культура и спорт, рекреационное хозяйство и экология, культура и искусство, социальное обеспечение.

В связи с тем, что социальная инфраструктура создает условия для жизнедеятельности населения и обеспечивает определенный уровень качества жизни, вопросы организации ее функционирования, развития, финансирования в большей степени имеют отношение к компетенции и правам ведения государственных и муниципальных органов власти. Практически во всех странах эта область является наиболее регулируемой государством. Создавая условия для развития инфраструктуры, государственные и муниципальные органы управления стимулируют развитие экономики субъекта.


Степень развитости социальной инфраструктуры является показателем уровня и качества жизни населения страны, так как оптимизирует деятельность человека во всех сферах общественной жизни. М.М. Акулич считает, что «социальная сфера это, по сути, сфера общественных отношений и взаимодействия»12. Развитие социальной структуры непосредственно связано с развитием социальной инфраструктуру, от уровня и темпов развития которой зависят создание оптимальных условий быта, труда и отдыха, укрепление здоровья, повышение культурно-образовательного и профессионально-квалифицированного уровня населения. В современной России в функционировании социальной инфраструктуры существуют определенные проблемы, большинство из которых связано с жилищной проблемой, предоставлением государственных услуг и услуг здравоохранения. Развитие социальной инфраструктуры – многоаспектная проблема, которая требует применения научных методов управления, а также инновационных методов развития. Поэтому переход на инновационное развитие социальной инфраструктуры является актуальной задачей.

Современное состояние социальной инфраструктуры российских городов характеризуется сложной ситуацией – гигантскими темпами трансформируется ее потенциал. Вследствие отсутствия возможностей для содержания, капитального ремонта и поддержания дееспособности ликвидируется множество инфраструктурных объектов различного назначения, изменяются их целевая направленность, спектр предоставляемых ими услуг. Эти проблемы приобретают особую важность в крупных российских городах, в которых отсутствие развитой социальной инфраструктуры резко снижает качество жизни, деформирует ее образ13. В их развитии и функционировании с наибольшей наглядностью обнажаются недостатки и просчеты в организации социальной инфраструктуры, испытывающей на себе воздействие современной рыночной экономики. Современный город характеризуется такими признаками, как высокая концентрация населения на ограниченном пространстве и большая его численность, что влечет за собой определенные последствия, представляющие интерес для социологических исследований. Иначе говоря, актуальность данной проблемы обусловлена, во-первых, тем, что темпы изменений социальной инфраструктуры в крупных городах (как ни в каком дргугом поселении) отстают от общих темпов социально-экономических и культурных изменений, происходящих в обществе, во-вторых, проявлением существенных противоречий между процессом создания полноценных условий для жизни миллионов людей в данных городах и реальностями рыночных преобразований, которые не всегда согласуются с потребностями населения.


Социальная инфраструктура города представляет собой совокупность материально-вещественных элементов, создающих и обеспечивающих условия для пространственной и временной организации жизнедеятельности населения в контексте его потребностей, ценностных ориентаций, социальных, демографических и других особенностей. Такое определение является эффективным инструментом анализа и позволяет выявить отставание социальной инфраструктуры от реальных потребностей горожан. Сегодня, в период переоценки ориентиров городского развития, связанной с выдвижением человека в качестве центрального звена данного процесса, это становится объективным препятствием для повышения уровня и качества жизни населения, рационализации городского образа жизни, открывающей и расширяющей новые грани жизнедеятельности человека в современном городе, и индикатором престижности города, места жительства горожан14.

К примеру, застройка города Саратова носит зональный характер. Первая зона – историко-архитектурный центр города с множеством зданий, являющийся памятниками истории и культуры. Это престижная территория с развитой инженерной и социальной инфраструктурой, удобным транспортным сообщением с любой частью города. Вторая зона прилегает к центру города с северной, западной и восточной сторон, имеет развитую транспортную инфраструктуру. Здесь расположены по большей части жилые дома постройки 1950-1975 годов, а также промышленные предприятия. Третья зона включает в себя спальные микрорайоны города, большая часть которых расположена в северной части города и частично в южной. Также здесь имеются промышленные предприятия, построенные в послевоенный период. Жилой фонд в третьей зоне был введен в эксплуатацию в 1960-1985 годах. Четвертую зону можно охарактеризовать как преимущественно промышленную. В этой зоне количество жилищного фонда сравнительно меньше, это связано с тем, что на ее территории большую площадь занимают заводы, склады и хранилища. Микрорайоны, находящиеся в пятой зоне, значительно отдалены от первой и объем жилищного фонда в ней самый маленький в городе15.

Итак, чтобы достичь слаженного взаимодействия всех городских инфраструктурных систем, необходимо следовать основным принципам развития города – открытости и стандартизации. Основная особенность развития городской среды заключается в характере взаимоотношения с жителями города. Основной целью функционирования города является непрерывное развитие города с учетом экологических, экономических и социальных условий.