Файл: Практическая работа 1 Особенности содержания обновленных фгос ооо, фгос соо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 1
«Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»
А) Изучите содержание обновленных ФГОС на основе сравнительного анализа ФГОС ООО (2010, 2021), ФГОС СОО (2012, 2022).
Б) Оформите работу в виде таблицы:
Параметр сравнения | ФГОС ООО (2010,) | ФГОС СОО ( 2022) |
Требования к условиям реализации программ обучения | Не является новым образовательным стандартом Это обновленный государственный образовательный стандарт образца 2009 года Обновленный стандарт построен на той же методологической Основе - системно-деятельностном подходе Срок получения НОО - не более 4 лет- может быть сокращен для обучающихся по индивидуальным учебным планам. ФГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения) Объем аудиторной работы обучающихся четыре учебных года 2954 - 3190 академических часов Объем внеурочной деятельности за четыре года обучения до 1320 академических часов ФГОС детализируют условия реализации образовательных программ В качестве общесистемных требований к реализации программы рассмотрены вопросы организации дистанционного образования. Более детально расписаны требования к условиям реализации программы общего образования, в том числе обеспечивающие формирование функциональной грамотности; новый вид - общесистемные требования. Введены понятия: верифицированные образовательные ресурсы; «учебно-исследовательская деятельность», «проектная деятельность» (понятия разделены) | Не является новым образовательным стандартом • Это обновленный государственный образовательный стандарт образца 2009 года • Обновленный стандарт построен на той же методологической основе – системно-деятельностном подходе Срок получения НОО – не более 4 лет - может быть сокращен для обучающихся по индивидуальным учебным планам. ФГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения) Объем аудиторной работы обучающихся четыре учебных года 2954 - 3190 академических часов Объем внеурочной деятельности за четыре года обучения до 1320 академических часов ФГОС детализируют условия реализации образовательных программ В качестве общесистемных требований к реализации программы рассмотрены вопросы организации дистанционного образования. Более детально расписаны требования к условиям реализации программы общего образования, в том числе обеспечивающие формирование функциональной грамотности; новый вид – общесистемные требования. Введены понятия: - верифицированные образовательные ресурсы; - «учебно-исследовательская деятельность», «проектная деятельность» (понятия разделены) |
Требования к структуре основной образовательной программы | Программа общего образования включает: Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися программы НОО Система оценки достижения планируемых результатов Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей. Программа формирования УУД Рабочую программу воспитания Учебный план План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы (с перечнем событий и мероприятий воспитательной направленности) Характеристика условий реализации программы НОО в соответствие с требованиями ФГОС По-новому представлен Содержательный раздел программы начального общего образования: рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; рабочую программу воспитания. | Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военнопатриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. |
Требования к результатам обучения | Системно-деятельностный подход. Направления развития личности: Общеинтеллектуальное Общекультурное Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное | Системно-деятельностный подход с изменениями и дополнениями. Гражданско-патриотическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания ФГОС конкретизируют результаты освоения программ Четкость деления УУД и конкретность формулировок учебных действий, выделение новой категории учебных действий (базовые начальные исследовательские действия), новых коммуникативных действий (публичные выступления и совместные проектные работы), а также акцент на алгоритмизацию в учебной деятельности. Осталось развитие общих коммуникативных навыков, логических действий и регулятивных навыков. |
Параметр сравнения | ФГОС ООО (2021) | ФГОС СОО (2012) |
Требования к условиям реализации программ обучения | ФГОС обеспечивает (новое, что добавили): вариативность содержания образовательных программ основного общего образования (далее - программы основного общего образования), возможность формирования программ основного общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ); государственные гарантии обеспечения получения качественного основного общего образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ основного общего образования и результатам их освоения; сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможность получения основного общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации; благоприятные условия воспитания и обучения, здоровьесберегающий режим и применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, сохранение и укрепление здоровья; формирование навыков оказания первой помощи, профилактику нарушения осанки и зрения; освоение всеми обучающимися базовых навыков (в том числе когнитивных, социальных, эмоциональных), компетенций; развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире; уважение личности обучающегося, развитие в детской среде ответственности, сотрудничества и уважения к другим и самому себе; формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни; ФГОС разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации, ориентирован на изучение обучающимися многообразного цивилизационного наследия России, ... на реализацию Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, в соответствии с требованиями информационного общества, инновационной экономики и научно-технологического развития общества. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ; формирования функциональной грамотности обучающихся ..., включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий; использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий, направленных в том числе на воспитание обучающихся и развитие различных форм наставничества; При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы Требования к материально-техническому обеспечению реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной. Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, в соответствии с учебным планом. | Не предусмотрено: - использование ИОС для повышения качества управления образовательной организацией; - использование внешних ресурсов для функционирования ИОС; - требования к ресурсам для обучения с ОВЗ. - обеспечения доступности и безопасности . |
Требования к структуре основной образовательной программы | Структура программы ООО, в том числе адаптированной, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией. НЕТ направлений внеурочной деятельности Объем обязательной части программы основного общего образования составляет 70%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, - 30% от общего объема программы основного общего образования Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, Организация определяет самостоятельно. Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, включает три раздела: Целевой (структура без изменений) содержательный (структура без изменений) организационный (структура без изменений) Пояснительная записка должна раскрывать: цели реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования; принципы формирования и механизмы реализации программы основного общего образования, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов; общую характеристику программы основного общего образования. Планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны: 1) обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы основного общего образования; 2) являться содержательной и критериальной основой для разработки: - рабочих программ учебных предметов, учебных курсов ... учебному модулю; - рабочей программы воспитания; - программы формирования универсальных учебных действий обучающихся; - системы оценки качества освоения обучающимися; в целях выбора средств обучения и воспитания, учебно- методической литературы. Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного общего образования определяется после завершения обучения в процессе государственной итоговой аттестации. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования и разрабатываться на основе требований ФГОС к результатам освоения программы основного общего образования. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать: содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно- методическими материалами Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания. | Общий объем занятий на уровне СОО: Минимум 2170 и максимум 2590 часов –количество учебных занятий за 2 года на одного ученика. Максимум 37 часов в неделю. Перечень обязательных предметов: 11–минимальное количество предметов в УП 8 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или Россия в мире, физическая культура, ОБЖ, астрономия 3 предмета минимум на углубленном уровне по всем учебным планам профиля, кроме универсального. В универсальный профиль можно не включать предметы углубленного уровня. Состав учебных предметов: Предмет «Математик» включает: алгебра, начало математического анализа, геометрия. Нет уточнения – модули это или курсы. Курс «Вероятность и статистика» отдельно не выделяли; Нет пояснений по предмету «Физическая культура» для учебных планов АООП; Можно не вводить изучение предметов углубленного уровня для универсального профиля, про АООП пояснений нет; Астрономия, право, экономика, экология, естествознание – отдельные учебные предметы. Требования к программе коррекционной работы: Направления программы: •Создать комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития; •Скорректировать недостатки в физическом или психическом развитии детей с ОВЗ и инвалидов, оказать им помощь в освоении ООП; 5 разделов в программе коррекционной работе СОО. Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. |
Требования к результатам обучения | ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе адаптированных: 1) личностным 2) метапредметным 3) предметным Требования к результатам освоения адаптированной программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ учитывают в том числе особенности их психофизического развития и их особые образовательные потребности. Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу основного общего образования, является системно-деятельностный подход Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания Патриотического воспитания Духовно-нравственного воспитания Эстетического воспитания Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия Трудового воспитания Экологического воспитания Ценности научного познания Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды метапредметным, включающим: - освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); - способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; - готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, - к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории; Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: 2) базовые исследовательские действия: 3) работа с информацией: Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
2) совместная деятельность Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация 2) самоконтроль 3) эмоциональный интеллект 4) принятие себя и других Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения) | Содержание было похоже на стандарты прежних ФГОС. |
Материалы к практической части занятия прикреплены: файлы документов ФГОС ООО (2010, 2021), ФГОС СОО (2012, 2022)