Файл: 1. Развитие логистического инструментария в факторинговых операциях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Развитие логистического инструментария в факторинговых операциях

Факторинг – комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков товаров и услуг, задействованных в торговой деятельности, позволяющий клиентам рассчитывать на отсрочку платежа. Каким бы бизнесом вы ни занимались – контрагенты хотят иметь возможность получить отсрочку по платежу. Иногда отсрочка платежа предоставляется вынуждено, когда контрагент диктует свои условия, иногда – по умолчанию, так как владелец бизнеса все равно ничего от этого не теряет.

Факторинговые услуги предоставляются на основе документов, подтверждающих поставку товара или факт оказания услуг. Для сферы торговли речь идет о товарных накладных или УПД. Для компании, предоставляющей услуги, – об акте выполненных работ.

Некоторые логистические компании предлагают контрагентам возможность финансировать задолженность за предоставленные услуги в течение 15-30-45-ти дней. Если контрагента это устраивает, то сама транспортная компания хочет получить деньги сразу по факту оказания услуги. Отсутствие отсрочки устраивает логистическую компанию, но не подходит заказчикам. Что делать в сложившейся ситуации, чтобы обе стороны остались довольны, рассмотрим ниже.

Решить конфликт интересов можно с помощью факторинга. Процесс будет включать следующие этапы:

1. Логистическая компания доставляет груз к месту назначения.

2. Заказчик подписывает закрывающие документы

3. Документ передается факторинговой компании

Далее все идет по устраивающему обе стороны сценарию: логистическая компания получает желанные деньги, а заказчик получает необходимую для бизнеса отсрочку платежа. От сотрудничества с Фактором выигрывает каждая сторона.

Факторинг в логистике – услуга новая и пока непопулярная. Однако, Заказчик и Исполнитель в современных условиях стремятся выстраивать долгосрочные партнерские отношения, где лояльность является одним из основных факторов. Факторинговая компания поможет урегулировать желание Заказчика и возможности Исполнителя (логистической компании). Заказчик получает необходимую отсрочку платежа только посредством смены реквизитов для оплаты, Исполнитель (логистическая компания) получает необходимые оборотные средства для увеличения бизнеса и решения текущих задач.

Важно, чтобы факторинговая компания ознакомилась со спецификой деятельности конкретной логистической компании. Так, доставка может вестись не только автомобильным, но и железнодорожным, речным, авиационным транспортом. Срок доставки груза варьируется от нескольких дней до нескольких месяцев. При длительных доставках логистическая компания нуждается не только в финансировании отсрочки, но и в финансовой помощи на срок выполнения заказа.


Крупные компании, работающие в сфере торговли и услуг, в последнее время не занимаются логистикой самостоятельно. Организация доставки в этом случае передается сторонним компаниям, которые специализируются именно на логистике. Провайдер должен быть уверен во всех клиентах, которые будут пользоваться услугами доставки. Если компания заказчика логистических услуг развивается активно, со временем становится все сложнее оценить риски по возможным неоплатам за предоставленные услуги.

Для уменьшения рисков приходится отказываться от некоторых сделок, теряя при этом часть клиентов. В подобных ситуациях факторинговые компании также приходят на помощь – они выступают в качестве гаранта того, что деньги за оказанные услуги поступят со 100%-ой вероятностью. Компания получает поручительство от Фактора, а также оплату за поставку товаров вне зависимости от способности заказчика услуг выполнять свои финансовые обязательства.

Некоторые компании, внедряя услуги факторинга, сталкиваются с категорическим нежеланием контрагента работать на таких условиях. Они настаивают на отсрочке платежа, но отказываются сотрудничать с факторинговой компанией, не приводя при этом никаких четких аргументов в пользу отказа.

Специалисты объясняют нежелание клиента сотрудничать с Фактором тем, что инструмент появился на рынке не так давно, о механизме практически ничего не известно, а все новое обычно пугает непредсказуемостью возможных нюансов. При этом, сотрудничество с логистической компанией на основе факторинга часто оказывается более выгодным, чем обычная отсрочка платежа. В случае, если контрагент не может погасить задолженность после окончания срока отсрочки, он получает возможность внести платеж в течение «периода ожидания». У некоторых факторинговых компаний данный период составляет до 120 дней, при этом на сумму не начисляются штрафные санкции и повышенные проценты.

Часто нежелание контрагента (заказчика, поставщика) сотрудничать с факторингом связано с тем, что заказчик хочет в одном лице и только в свою пользу решать все вопросы с логистической компанией. Поставщику услуг стоит тщательно обдумать сотрудничество с таким заказчиком – есть риск отклонения от заключенных договорных обязательств.
2.Стандарты учета логистических операций в МСФО и национальной системе стандартов



Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это свод правил, по которым оформляются документы с результатами деятельности предприятия. Россия начала переход на систему стандартов МСФО с 1998 года. Сейчас в Законе № 208-ФЗ указан перечень организаций, обязанных оформить отчетность по международным нормам. Применение стандартов не устраняет обязанности вести бухгалтерский учет по нормам национального законодательства.

Учитывая географические особенности и масштабы России, потребность в развитии транспортных и логистических услуг неизменно растет.

Как правило, компании, оказывающие услуги в данном секторе, имеют на своем балансе собственный парк автотранспортных средств, железнодорожного подвижного состава, различного рода контейнеров и прочих объектов, используемых для перевозки грузов. Это определяет высокую долю объектов основных средств в общем объеме активов данных компаний и, следовательно, возникновение корректировок их стоимости.

В том случае если компании для целей покупки данных объектов внеоборотных активов привлекают займы, то возникают также корректировки, связанные с включением в их стоимость процентов, уплачиваемых по таким договорам займа.

Если говорить об особенностях признания выручки, то в данном секторе можно выделить следующие направления получения доходов (табл. 1).

Таблица 1.

Услуга

Признание выручки

Железнодорожные перевозки

Данная услуга включает в себя главным образом организацию перевозки собственным или арендованным подвижным составом. Вознаграждение транспортной компании представляет собой в таком случае плату за предоставление подвижного состава за вычетом расходов по оплате услуг железнодорожной инфраструктуры.
Выручка в отчетном периоде признается в момент оказания услуги. На практике встречаются случаи, когда транспортные компании включают в состав выручки и расходов суммы перевыставляемых клиентам железнодорожных тарифов. На наш взгляд, это не совсем корректно, так как транспортная компания в этом случае не несет данные риски.
Выручка от операционной аренды подвижного состава признается равномерно в течение срока арендного соглашения. Следует отметить, что данный подход в отношении признания выручки по операционной аренде действует до момента внесения изменений в действующий МСФО 17

Автоперевозки

Услуги по автомобильным перевозкам включают транспортировку груза в указанные клиентом пункты назначения с использованием собственного автотранспортного парка транспортной компании, а также с привлечением автотранспорта третьих сторон.
Выручка аналогично перевозкам железнодорожным транспортом признается сразу в момент оказания услуги

Экспедиторские и логистические услуги

Включают широкий спектр различных услуг, таких, например, как услуги по подготовке и проверке правильности товаросопроводительной документации, требуемой для осуществления перевозки грузов, содействие в таможенном оформлении, отслеживание грузов — предоставление клиентам информации по местонахождению груза, оптимизация и планирование маршрута, обеспечение безопасности грузов, включая оформление страхования.
Выручка от экспедиторских и логистических услуг признается в том отчетном периоде, в котором предоставляются услуги по тарифам, которые устанавливает транспортная компания

Терминальное обслуживание и агентские услуги

В случае когда транспортная компания оказывает посреднические услуги, например выступает как агент от лица РЖД при предоставлении обязательных железнодорожных услуг.
Выручка при этом определяется как сумма комиссионного вознаграждения и признается в том отчетном периоде, в котором предоставляются данные услуги



Еще одним сложным вопросом, учитывая специфику деятельности, является момент признания выручки. Как правило, в компаниях, работающих в медиасекторе, большой объем составляют долгосрочные контракты. В соответствии с требованиями МСФО (IAS) 11 по прибыльным контрактам выручка признается пропорционально степени завершенности работ на отчетную дату. Степень завершенности работ определяется на основании отчета о выполнении работ.

Момент перехода рисков и выгод изменяется в зависимости от конкретных условий каждого контракта.
3.Отображение транспортно-логистических операций в бухгалтерской отчетности субъектов хозяйствования: способы и особенности

Транспортные услуги имеют свою специфику – компании, их осуществляющие, несколько отличаются от других. Транспортные компании производят перевозку пассажиров и грузов, у них свой документооборот и особенное налогообложение. Их относят к сфере оказания услуг.

Бухгалтера, работающие на транспортных предприятиях, пользуются при бухгалтерском учете затрат именно рекомендациями Роскомторга. Примерный состав расходов на транспорт:

 оплата другим организациям за взвешивание грузов, подачу вагонов и т.д.

 оплата услуг за погрузку-выгрузку перевозимых товаров.

 материалы, использованные под оборудование автотехники дополнительными возможностями (стойки, стеллажи и пр.), а также для утепления автотранспорта (солома, мешки и т.д.).

 оплата складских помещений на станциях, морских и речных портах, аэропортах.

 плата за использование различных подъездных путей.

Главный документ для бухгалтерского учета услуг транспорта – договор о поставке. По условиям этого договора расходы на транспортировку могут быть вписаны в стоимость, а могут и нет. Когда вписаны – относятся к расходам на продажу, когда не вписаны – идут дополнительной строкой в счете, и заказчик их оплачивает отдельно от товара.

Кроме того, на формирование финансового результата прямым образом влияет учетная политика компании. Особое значение имеет выбор метода расчета.

Рассмотрим воздействие некоторых положений на финансовую деятельность компании:

Учет затрат на оказание услуг:

 деление расходов на постоянные и переменные, а далее определение частичной себестоимости;

 деление расходов в отчетный период на прямые и косвенные, с их дальнейшим учетом в реальную себестоимость.


Отличие двух вариантов в том, что в первом случае происходит четкое деление расходов, что позволяет более эффективно корректировать риски компании и, соответственно, доход. Вариант распределения косвенных расходов между двумя объектами расчета.

Есть несколько способов – пропорционально сумме прямых расходов, прямых материальных расходов, зарплаты основных работников, участвующих в процессе оказания услуг. Выбор способа влияет на то, какой будет рентабельность и себестоимости некоторых товаров.

Особенности прибавления амортизационных начислений по основным средствам в бухучете. Есть несколько способов – линейный, снижаемого остатка, списания цены по количеству лет полезного применения, а также списания цены по общему объему товара. Здесь имеет место непосредственное влияние на доход. Использование ускоренных методов амортизации позволяет снизить прибыль до начисления налогов и таким образом уменьшить налог на доходы компании. Список резервов будущих расходов.

Существующие способы – не создавать резервы или создавать резервы с учетом перечня. Формирование резервов позволяет более равномерно соотнести расходы на себестоимость товаров, что положительно сказывается на итоговой прибыли компании.

Выручка от оказания услуг транспортной организацией – это общая сумма, полученная от реализации по основному виду деятельности: перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные работы, ответственное хранение на складе. Поступления от сдачи имущества в аренду и от участия в уставных капиталах других организаций отражаются в составе прочих доходов. Выручка в отчете отражается за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов. Налог на добавленную стоимость с выручки начисляется сразу после того, как транспортные услуги выполнены и приняты заказчиком. А входящий налог на добавленную стоимость в стоимость расходов на основной вид деятельности не включается, так как подлежит вычету из бюджета.

Себестоимость оказанных услуг – расходы по основным видам деятельности, а именно:

- материальны расходы: паддоны, стейч-пленка, горюче-смазочный материал, запчасти для автомобилей;

- затраты на оплату труда: зарплата водителей, грузчиков, ремонтников;

- отчисления на социальные нужды: страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование;

- амортизация основных средств: автомобили, складские помещения. При расчете себестоимости нужно руководствоваться ПБУ «Расходы организации» ПБУ 10/99 [6].