Файл: Общая характеристика системы юридических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Юридический обычай как источник права.

Правовой обычай – юридически-значимое правило поведения, сложившееся в результате многократного повторения, признанное в силу своего повторяющегося характера общезначимым и получившее официальное одобрение гос-ва.

Обычай – это первый исторически-сложившийся источник права.

Содержание правового обычая прямо не закрепляется в действующем законодательстве. Для обеспечения его действия необходима отсылка на допустимость его применения в НПА.


  1. Юридический прецедент как источник права

Юридический прецедент – это решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, является образцом при рассмотрении в дальнейшем аналогичных дел органами равностоящего или нижестоящего уровня.

Юридический прецедент является источником права в тех странах, которые признают его таковым, а именно страны общего права: Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Новая Зеландия, Канада, Австралия.

Различают судебный и административный прецедент, в зависимости от органа, который принял соответствующее право.

Административный прецедент - это решение административно-исполнительного органа государственной власти, которое берется за образец в последующих рассмотрениях аналогичных дел административного характера.
Судебный прецедент - это решение, принятое высшим судебным органом по конкретному делу, которое считается обязательным для других судов при рассмотрении аналогичных дел.


  1. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды.

НПА – это официальный документ, принимаемый от имени государства в порядке установленной государственной процедурой, содержащий правовые нормы и обеспечиваемый силой государственного принуждения.
Признаки НПА:

  1. НПА – результат правотворческой деятельности государства (издание, изменение, отмена прав.норм)

  2. Содержит в себе правила поведения общего характера (нормы права)

  3. Принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке

  4. Имеют определенную документальную форму (выпускаются в виде официального документа)

  5. Направлены на регулирование типовых общественных отношении

  6. Обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций, в том числе при помощи государственного принуждения.


Классификация НПА:

1. В зависимости от юридической силы (способность НПА действовать и порождать юрид.значимые последствия):

- законы (административные, уголовные кодексы, Конституция и тд)

- подзаконные НПА ( указы президента, постановление правительства)

2. В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества:

- акты, принятые в результате референдума

- акты, изданные государственными органами

- акты органов местного самоуправления

- акты локального действия, издаваемые руководителями и администрацией учреждений, организации и предприятии

3. В зависимости от срока действия:

- постоянные (не ограничены в своем действии временным промежутком, действуют до отмены - Конституция)

- временные – (ограничены временным промежутком, конкретными сроками, либо конкретными обстоятельствами – ввод/отмена чрезвычайного положения)

4. По сфере действия:

- общегосударственные – действующие на всей территории страны

- региональные – акты субъектов федерации

- местные – принимаемые органами самоуправления

- локальные – действуют в рамках одного предприятия, организации, учреждения

5. По предмету правового регулирования:

- акты, регулирующие отношения в государственно-правовой сфере, гражданско-правовой, уголовно-правовой


  1. Закон: понятие, признаки, виды.

Закон – НПА, принимаемый высшими законодательным органом государства либо народом по итогам референдума в особом процедурном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общие отношения с точки зрения потребностей и интересов населения страны.
Признаки:

  1. Содержит нормы права и является основным источником права.

  2. Принимаются только высшими законодательными органами государства либо непосредственно народом в результате референдума, а также законодательными органами субъектов федерации и автономных региональных единиц унитарного государства.

  3. Принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни.

  4. Обладают высшей юридической силой.

  5. Принимаются и вводятся в действие в особом процессуальном порядке (для принятия закона в конституции предусмотрено определение основных стадий законотворческого процесса).

  6. Не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства.

  7. Представляют собой ядро всей правовой системы государства


Классификация:

Конституционные – обладают высшей юридической силой, поскольку определяют и закрепляют основные начала государственного и общественного строя и правовое положение личности, детализируя положения статей конституции.

Обычные – принимаются и действуют только в соответствии с законами и регулируют определенные ограниченные сферы общественной жизни.

По субъектам принятия :

- принятые народом на референдуме

- принятые федеральным собранием

- принятые законодательными органами РФ

Подзаконный акт – правотворческие акты компетентных органов, которые принимаются на основании его исполнения закона и не противоречат ему; обладают меньшей юридической силой.

По субъектам издания и сфере распространения подзаконные акты подразделяются на:

- общие (норм.указы президента, постановления правительства)

- ведомственные

- местные

- внутриорганизационные


  1. Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

Действие НПА в пространстве распространяется либо на всю территорию государства, либо на определенную её часть; это зависит от органа, принявшего НПА.


  1. Действие нормативных актов во времени. «Обратная сила закона».

Действие НПА во времени связано с рядом моментов:

  1. Момент вступления акта в законную силу.

  2. Период действия НПА.

  3. Момент утраты актом юридической силы.

  4. Возможность ретроспективного действия НПА (обратная сила закона).

НПА вступает в силу:

  • В результате указании в НПА конкретной даты

  • В результате указания на иные обстоятельства, с которыми связано вступление в законную силу документа (с момента принятия, подписания, опубликования)

  • В результате приложения установленных государством правил и сроков.

Согласно закону о порядке опубликования и вступления в силу ПКЗ ФКЗ АПФЗ, законы всыпают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования в Российской газете, в парламентской; в собрании законодательства РФ либо на официальном интернет портале правовой информации. Законы о поправках конституции вступают в силу со дня публикованная, Нормативный акты президента и правительства РФ всыпают в силу через 7 дней после их официального опубликования.



Прекращение деиствия НПА во времени происходит в результате:

1. Истечение срока, на который был принят НПА
2. Объявление об утрате им юридической силы
3. Принятие компетентным органом нового юридического документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений.
4. Устаревание НПА в связи с исчезновением обстоятельств, которые он регулировал.
5. Признание акта не конституционным и в следствии этого юридически ничтожным по решению конституционного суда.
Обратная сила закона – сумма принципов, определяющая возможность применения вновь принятого закона к отношениям, имеющим место в период препятствовавший его принятию. Конституция РФ предусматривает, что закон устанавливающий или отягчающий ответственность обратной силы не имеет.

Обратную силу могут иметь законы отменяющие налоги или снижающие их размер; смягчающие или отменяющие юридическую ответственность.

Переживание закона – применение отмененного, уже недействующего в момент применения закона фактов, которые имели место в период его действия.


  1. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Действие НПА по кругу лиц означает, что законы распространяются либо на всех субъектов, проживающих в гос-ве, либо на определенную их часть.
Критерии разграничения круга лиц:
1. Социальный статус (матери, дети, пенсионеры, студенты)
2. Наличие или отсутствие гражданства
3. Профессиональный статус (депутаты гос.думы, полиция, военные силы)
4. Домициль (место длительного проживания в каких-либо условиях-крайний север)


  1. Норма права: понятие, признаки.

Норма права - установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое его принудительной силой, общеобязательное формально-определенное правило поведения субъектов, содержащее меру их свободы, ответственности и регулирующее типовые общественные отношения.

Общие признаки соц.норм, присущие прав.нормам:

1) это правило, регулирующее поведение людей в обществе

2) регулирует отношения только между людьми

3) носит сознательно-волевой характер

4) имеет общий характер

5) обладает нормативностью (образец/эталон поведения)

Специфические признаки правовой нормы:

а) непосредственная связь с государством (устанавливается и санкционируется государством, реализуется им, охраняется от нарушений и обеспечивается мерами гос.воздействия, в том числе принудительного характера)

б) общеобязательность (обязательность для всех субъектов вне зависимости от их особенности и соц.статуса)

в) представительно-обязывающий характер (предоставляет свободу действий, направленных на реализацию законных прав; обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивающие свободу отдельных лиц)

г) формально-юридически закреплены (в ст.НПА, либо ином источнике права)

д) регулирует основные общественные отношения (регулирует определенный вид общественных отношений, определяя для него типовой вариант поведения людей; расчитано на многократное применение; распространяет свое действие на неперсонофицированный круг субъектов)

е) микросистема и структурная определенность (представляет собой микросистему из 3х взаимообусловленных элементов: гипотеза, диспозиция, санкция)


  1. Классификация правовых норм.

  1. Специальные

Нормы начала - предписания, закрепляющие основы гос. и общественного строя, взаимоотношений гос-ва и личности, прав и свобод граждан, преимущественно сосредоточены в Конституции.

Нормы принципы - закрепляют основные направляющие начала юрид.деятельности (принцип разделения властей).

Нормы цели - определяют и юридически закрепляют перспективные цели политико-правового развития.

Нормы дефиниции - содержат определения конкретных юридических понятий.

Коллизионные нормы - призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями, когда 2 или более нормы, не совпадающего содержания, претендуют на применение к одному и тому же случаю.


  1. Классические

По функциям, выполняемым в правовом регулировании:

  • Регулятивные (устанавливают правила поведения и обязанности субъектов, направленные на урегулирование правомерного поведения)

  • Охранительные (предусматривают отрицательную реакцию гос-ва на совершенное правонарушение)