Файл: Общая характеристика системы юридических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Процессуальное право (имеет организационно-процедурный, управленческий характер и регламентирует порядок разрешения юрид.конфликтов)

  • Материальное право (содержит нормы, закрепляющие общий принцип и предел должного/возможного/недопустимого поведения)

  • Публичное право (объединяет нормы права общезначимого характера, реализующихся независимо от внутренних отношений субъекта к закрепленному в норме предписанию; в рамках отношений власти подчинения, где одной стороной является гос-во)

  • Частное право (регулирует отношение между юридически-равными субъектами и регламентирует сферу их частных интересов)

Подотросль права - обособленная, выделившаяся в рамках отрасли права, совокупность прав.норм, регулирующих крупный, относительно-самостоятельный блок общественных отношений.

Институт права - совокупность специализированных прав.норм, характеризующих отдельные юрид понятия, категории, принципы.

Субъинститут права - выделившийся в рамках института, блок прав.норм, регулирующих определенный вид/тип общественных отношений.
Признаки:

  1. единство и согласованность норм, её составляющий

  2. разделение на взаимосвязанные отрасли и др. правовые общности

  3. объективность строения

  4. непротеворечивость




  1. Критерии отраслевого деления: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - фактические отношения людей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведения, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении.
Предмет правового регулирования отрасли права - качественно-однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права
Метод правового регулирования - совокупность взаимосвязанных средств, приемов и способов юридического воздействия на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом регулирования отдельной отрасли права. 
Методы - императивный и диспозитивные 


  1. Понятие отрасли права. Основные отрасли российского права.

Отрасль права
- наиболее крупная, относительно автономная совокупность правовых норм, регулирующих качественно-однородные группы общественных отношений. 
Подотрасль права - обособившаяся отрасль права, совокупность норм, регулирующих крупный, относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений 
Институт права - совокупность правовых норм, характеризующих отдельные юридические понятия, категории, принципы.
Субинститут - выделившийся в рамках института блок правовых норм, регулирующий определенный тип общественных отношений


Признаки системы права:
1) единство и согласованность нормы и ее составляющих 
2) разделение на взаимосвязанные отрасли и другие правовые общности 
3) объективность строения
4) непротиворечивость


Отрасли права:
Процессуальное право
- арбитражный процесс
- гражданский процесс
- уголовно процессуальное 

Отрасли процессуального права имеют организационно-процедурный управленческий характер и регламентируют порядок разрешения юридических конфликтов, главным образом в сфере правосудия.
Материальное право содержит нормы, закрепляющие общие принципы и пределы должного, возможного и недопустимого поведения


  1. Публичное и частное право.

Отрасли публичного права объединяют нормы общезначимого характера, характеризующийся независимо от внутреннего отношения субъекта к закрепленному в норме предписанию в рамках отношения подчинения, где одной стороной является государства
Отрасли частного права - регулируют отношение между юридически равными субъектами и регламентирующие сферы их частных интересов


  1. Понятие системы законодательства.

Систему законодательства в теории права могут понимать в узком, широком и традиционном смыслах.

В узком смысле это система всех действующих законов.

В широком смысле в системе законодательства понимают совокупность всех действующих законов

В традиционном смысле под системой законодательства понимают совокупность всех действующих на данный момент на всей территории государства нормативно-правовых актов.



  1. Структура системы законодательства.


Структура системы законодательства может быть представлена в нескольких вариантах:

  1. СЗ имеет как горизонтальное (отраслевое), так и вертикальное (иерархическое) строение, где горизонтальное строение обусловлено существующей в государстве системой права (но не абсолютно), а вертикальное строение определяется иерархией НПА в рамках любой из отраслей законодательства.

  2. В федеративном государстве в структуре законодательства можно выделить 2 составляющие:

  • Федеральное законодательство

  • Региональное законодательство

  1. В структуре законодательства можно выделить:

  • Обычное законодательство

  • Конституционное законодательство (Включает: конституцию, ФКЗ и ФЗ ,принимаемые в конституционно-правовой сфере) Юридическая сила в актах конст. зак-ва всегда выше, актам конст. зак-ва не могут противоречить.

  1. В структуре системы законодательства можно выделить:

  • Текущее з-во (принимается и реализуется в условиях стабильной политико-правовой ситуации в стране)

  • Чрезвычайное з-во (принимается и начинает действовать при наличии ЧС)

  1. Соотношение системы законодательства и системы права.

Эти системы можно разделить последующими основаниями:

  1. Первичным элементом системы права является норма права, а системы законодательства – НПА

  2. Система права вступ. в качестве содержания права, а система з-ва - его формой

  3. СП складывается объективно, а на СЗ влияют субъективные факторы. Система с правотворческой деятельностью гос. аппарата

  4. Система права имеет первичный, а система з-ва производный от нее характер

  5. Система права имеет только горизонтальное отраслевое строение, а система з-ва еще и вертикальное

  6. Они различаются по объему, с одной стороны система права шире, поскольку нормы права находят свое выражение не только в НПА, но и в других источниках права. С другой стороны акт з-ва шире, поскольку включает в себя кроме формулировок правовых норм еще и другие элементы(преамбулы, разделы, названия глав)

  1. Правотворчество: понятие, принципы, виды.

Правотворчество – это деятельность компетентных субъектов по принятию, изменению или отмене НПА.
Признаки:

  1. Осуществляется только уполномоченными на то субъектами

  2. Представляет собой установленную государством процедуру принятия, изменения или отмены, осуществляется в рамках правотворческой компетенции.


Принципы:

  1. Демократизм (выявляется или выражается в норах права воли народа.Учет общественного мнения)

  2. Законность (правотворческая деятельность осуществляется по определ. соответствующей нормам права)

  3. Профессионализм (процесс правотворчества осуществляют профессионалы, т.к. нормы права …..)

  4. Планомерность (процесс правотворчества осуществляется на плановой основе)

  5. Своевременность (правильное определение времени подготовки и принятия актов)

  6. Исполнимость (учет финансовых, кадровых, юридических и прочих условий, наличие которых позволит актам реально действовать)

Виды:

  1. По субъекту принятия:

  • Правотворчество главы государства

  • Правотворчество законодательных органов

  • Правотворчество исполнительных органов

  • Правотворчество органов местного самоуправления

  • Локальное правотворчество

  1. По степени значимости:

  • Законотворчество

  • Подзаконное правотворчество (принятие подзаконных НПА)

  • Делегированное правотворчество (парламент делегирует правительству принимать в рамках закона)

  1. По способу принятия:

  • Народное правотворчество (референдум)

  • Октроированное (дарованное монархом)

  • Вотированное (предполагающее необходимость получения вотума доверия, необходимого числа членов правотворческого органа)

  1. Законотворческий процесс: понятие и основные стадии.

Законотворчество – это процесс принятия и изменения или отмены законов.

Процедура принятия законов, предполагающая осуществление рядов последовательных стадий называется законотворческим процессом.

1 стадия.

Стадия законодательной инициативы (право компетентного субъекта внести законопроект в гос.думу) ( президент, правительство РФ, депутаты гос.думы, совет федерации и его члены, законодательные органы субъектов федерации, конституционному и верховному судам по вопросам их компетенции)

2 стадия.

Обсуждение и принятие законов (проходит в виде чтений). Для принятия ФЗ устанавливается 3 чтения. Для ФЗ о государственном бюджете – 4 чтения.

3 стадия.

Стадия одобрения закона (14 дней на одобрение закона).


  1. Систематизация законодательства: понятие, цели, виды.

Систематизация законодательства- это деятельность компетентных субъектов по упорядочиванию НПА и правовых норм в целях удобства пользования или на практике.


Цели систематизации:

1)Правильное уяснение и применение НПА

2)Дальнейшее развитие и совершенствование законодательства

3)Формирование правосознания и правовой культуры субъектов права

Виды:

  1. Инкорпорация

  2. Кодификация

  3. Консолидация




  1. Кодификация как вид систематизации законодательства.

Кодификация-это совершенная форма систематизации представляющая собой деятельность компетентных субъектов, направленных на коренную, как внешнюю, так и внутреннею переработку действующего законодательства, путем подготовки и принятия нового кодификационного акта(кодекса,устава,положения, основ законодательства)


  1. Инкорпорация как вид систематизации законодательства.

Инкорпорация-это форма систематизации при которой нормативный материал полностью или частично хронологическом или предметно-тематическом порядке объединяется в различного вида сборники и собрания.


  1. Консолидация как вид систематизации законодательства.

Консолидация-форма систематизации законодательства предполагающая объединение множества мелких НПА по одному и тому же или сходным вопросам в один укрупненный НПА без изменения внутреннего содержания.


  1. Правоотношение: понятие, признаки.

Правоотношения- это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого связаны между собой взаимно корреспондирующими правами и обязанностями.

Признаки правоотношений:

Социальные признаки правоотношений:

-Может возникать только между людьми
-Может реализовываться только в ходе взаимодействия сторон
-Призвано приводить его участников к достижению каких-либо социально-значимых результатов
Юридические признаки правоотношений:

-Возникает на основе норм права
-Представляет собой форму правомерного поведения(соответствующее право)
-Складываются из субъективных прав и юридических обязанностей взаимного корреспондирующего характера
-Субъектом правоотношений может быть только правосубъектное лицо, обладающее правоспособностью и дееспособностью