ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Процессуальное право (имеет организационно-процедурный, управленческий характер и регламентирует порядок разрешения юрид.конфликтов) -
Материальное право (содержит нормы, закрепляющие общий принцип и предел должного/возможного/недопустимого поведения) -
Публичное право (объединяет нормы права общезначимого характера, реализующихся независимо от внутренних отношений субъекта к закрепленному в норме предписанию; в рамках отношений власти подчинения, где одной стороной является гос-во) -
Частное право (регулирует отношение между юридически-равными субъектами и регламентирует сферу их частных интересов)
Подотросль права - обособленная, выделившаяся в рамках отрасли права, совокупность прав.норм, регулирующих крупный, относительно-самостоятельный блок общественных отношений.
Институт права - совокупность специализированных прав.норм, характеризующих отдельные юрид понятия, категории, принципы.
Субъинститут права - выделившийся в рамках института, блок прав.норм, регулирующих определенный вид/тип общественных отношений.
Признаки:
-
единство и согласованность норм, её составляющий -
разделение на взаимосвязанные отрасли и др. правовые общности -
объективность строения -
непротеворечивость
-
Критерии отраслевого деления: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования - фактические отношения людей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведения, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении.
Предмет правового регулирования отрасли права - качественно-однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права
Метод правового регулирования - совокупность взаимосвязанных средств, приемов и способов юридического воздействия на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом регулирования отдельной отрасли права.
Методы - императивный и диспозитивные
-
Понятие отрасли права. Основные отрасли российского права.
Отрасль права
- наиболее крупная, относительно автономная совокупность правовых норм, регулирующих качественно-однородные группы общественных отношений.
Подотрасль права - обособившаяся отрасль права, совокупность норм, регулирующих крупный, относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений
Институт права - совокупность правовых норм, характеризующих отдельные юридические понятия, категории, принципы.
Субинститут - выделившийся в рамках института блок правовых норм, регулирующий определенный тип общественных отношений
Признаки системы права:
1) единство и согласованность нормы и ее составляющих
2) разделение на взаимосвязанные отрасли и другие правовые общности
3) объективность строения
4) непротиворечивость
Отрасли права:
Процессуальное право
- арбитражный процесс
- гражданский процесс
- уголовно процессуальное
Отрасли процессуального права имеют организационно-процедурный управленческий характер и регламентируют порядок разрешения юридических конфликтов, главным образом в сфере правосудия.
Материальное право содержит нормы, закрепляющие общие принципы и пределы должного, возможного и недопустимого поведения
-
Публичное и частное право.
Отрасли публичного права объединяют нормы общезначимого характера, характеризующийся независимо от внутреннего отношения субъекта к закрепленному в норме предписанию в рамках отношения подчинения, где одной стороной является государства
Отрасли частного права - регулируют отношение между юридически равными субъектами и регламентирующие сферы их частных интересов
-
Понятие системы законодательства.
Систему законодательства в теории права могут понимать в узком, широком и традиционном смыслах.
В узком смысле это система всех действующих законов.
В широком смысле в системе законодательства понимают совокупность всех действующих законов
В традиционном смысле под системой законодательства понимают совокупность всех действующих на данный момент на всей территории государства нормативно-правовых актов.
-
Структура системы законодательства.
Структура системы законодательства может быть представлена в нескольких вариантах:
-
СЗ имеет как горизонтальное (отраслевое), так и вертикальное (иерархическое) строение, где горизонтальное строение обусловлено существующей в государстве системой права (но не абсолютно), а вертикальное строение определяется иерархией НПА в рамках любой из отраслей законодательства. -
В федеративном государстве в структуре законодательства можно выделить 2 составляющие:
-
Федеральное законодательство -
Региональное законодательство
-
В структуре законодательства можно выделить:
-
Обычное законодательство -
Конституционное законодательство (Включает: конституцию, ФКЗ и ФЗ ,принимаемые в конституционно-правовой сфере) Юридическая сила в актах конст. зак-ва всегда выше, актам конст. зак-ва не могут противоречить.
-
В структуре системы законодательства можно выделить:
-
Текущее з-во (принимается и реализуется в условиях стабильной политико-правовой ситуации в стране) -
Чрезвычайное з-во (принимается и начинает действовать при наличии ЧС)
-
Соотношение системы законодательства и системы права.
Эти системы можно разделить последующими основаниями:
-
Первичным элементом системы права является норма права, а системы законодательства – НПА -
Система права вступ. в качестве содержания права, а система з-ва - его формой -
СП складывается объективно, а на СЗ влияют субъективные факторы. Система с правотворческой деятельностью гос. аппарата -
Система права имеет первичный, а система з-ва производный от нее характер -
Система права имеет только горизонтальное отраслевое строение, а система з-ва еще и вертикальное -
Они различаются по объему, с одной стороны система права шире, поскольку нормы права находят свое выражение не только в НПА, но и в других источниках права. С другой стороны акт з-ва шире, поскольку включает в себя кроме формулировок правовых норм еще и другие элементы(преамбулы, разделы, названия глав)
-
Правотворчество: понятие, принципы, виды.
Правотворчество – это деятельность компетентных субъектов по принятию, изменению или отмене НПА.
Признаки:
-
Осуществляется только уполномоченными на то субъектами -
Представляет собой установленную государством процедуру принятия, изменения или отмены, осуществляется в рамках правотворческой компетенции.
Принципы:
-
Демократизм (выявляется или выражается в норах права воли народа.Учет общественного мнения) -
Законность (правотворческая деятельность осуществляется по определ. соответствующей нормам права) -
Профессионализм (процесс правотворчества осуществляют профессионалы, т.к. нормы права …..) -
Планомерность (процесс правотворчества осуществляется на плановой основе) -
Своевременность (правильное определение времени подготовки и принятия актов) -
Исполнимость (учет финансовых, кадровых, юридических и прочих условий, наличие которых позволит актам реально действовать)
Виды:
-
По субъекту принятия:
-
Правотворчество главы государства -
Правотворчество законодательных органов -
Правотворчество исполнительных органов -
Правотворчество органов местного самоуправления -
Локальное правотворчество
-
По степени значимости:
-
Законотворчество -
Подзаконное правотворчество (принятие подзаконных НПА) -
Делегированное правотворчество (парламент делегирует правительству принимать в рамках закона)
-
По способу принятия:
-
Народное правотворчество (референдум) -
Октроированное (дарованное монархом) -
Вотированное (предполагающее необходимость получения вотума доверия, необходимого числа членов правотворческого органа)
-
Законотворческий процесс: понятие и основные стадии.
Законотворчество – это процесс принятия и изменения или отмены законов.
Процедура принятия законов, предполагающая осуществление рядов последовательных стадий называется законотворческим процессом.
1 стадия.
Стадия законодательной инициативы (право компетентного субъекта внести законопроект в гос.думу) ( президент, правительство РФ, депутаты гос.думы, совет федерации и его члены, законодательные органы субъектов федерации, конституционному и верховному судам по вопросам их компетенции)
2 стадия.
Обсуждение и принятие законов (проходит в виде чтений). Для принятия ФЗ устанавливается 3 чтения. Для ФЗ о государственном бюджете – 4 чтения.
3 стадия.
Стадия одобрения закона (14 дней на одобрение закона).
-
Систематизация законодательства: понятие, цели, виды.
Систематизация законодательства- это деятельность компетентных субъектов по упорядочиванию НПА и правовых норм в целях удобства пользования или на практике.
Цели систематизации:
1)Правильное уяснение и применение НПА
2)Дальнейшее развитие и совершенствование законодательства
3)Формирование правосознания и правовой культуры субъектов права
Виды:
-
Инкорпорация -
Кодификация -
Консолидация
-
Кодификация как вид систематизации законодательства.
Кодификация-это совершенная форма систематизации представляющая собой деятельность компетентных субъектов, направленных на коренную, как внешнюю, так и внутреннею переработку действующего законодательства, путем подготовки и принятия нового кодификационного акта(кодекса,устава,положения, основ законодательства)
-
Инкорпорация как вид систематизации законодательства.
Инкорпорация-это форма систематизации при которой нормативный материал полностью или частично хронологическом или предметно-тематическом порядке объединяется в различного вида сборники и собрания.
-
Консолидация как вид систематизации законодательства.
Консолидация-форма систематизации законодательства предполагающая объединение множества мелких НПА по одному и тому же или сходным вопросам в один укрупненный НПА без изменения внутреннего содержания.
-
Правоотношение: понятие, признаки.
Правоотношения- это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого связаны между собой взаимно корреспондирующими правами и обязанностями.
Признаки правоотношений:
Социальные признаки правоотношений:
-Может возникать только между людьми
-Может реализовываться только в ходе взаимодействия сторон
-Призвано приводить его участников к достижению каких-либо социально-значимых результатов
Юридические признаки правоотношений:
-Возникает на основе норм права
-Представляет собой форму правомерного поведения(соответствующее право)
-Складываются из субъективных прав и юридических обязанностей взаимного корреспондирующего характера
-Субъектом правоотношений может быть только правосубъектное лицо, обладающее правоспособностью и дееспособностью