Файл: 1. Основные теории происхождения права краткая характеристика. Теологическая теория происхождения права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нормативно-правовые акты:

1) исходят от государства, выражают сбалансированную государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности компетентных (уполномоченных на То законом) государственных органов.

2) их основное содержание составляют типичные нормативные предписания, обладающие определенной юридической силой

3) они имеют строго определенную документально-письменную форму (закон, указ, постановление и т.д.).

4) принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;

5) их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия (экономическими, организационными, принудительными и т.д.).

Нормативно-правовые акты не следует отождествлять не только с нормативными, но и с иными правовыми (правопримснитсльными, интерпретационными) актами, имеющими свою видовую специфику.

Так:

• если нормативно-правовой акт направлен на регулирование наиболее типичных, массовых отношений (Уголовный кодекс РФ), то акты применения права регулируют конкретные жизненные ситуации, единичные случаи (приговор суда);

• если нормативно-правовой акт рассчитан на неопределенно большое количество ситуаций, то акт применения права – на однократную реализацию;

• если нормативно-правовой акт не персонифицирован, адресован неопределенно большому числу людей, попавших в типичную жизненную ситуацию, то акт применения имеет конкретного адресата.


32. Нормативный правовой акт: понятие, особенности и виды.

Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов

Нормативный правовой акт– это письменный юридический документ, принимаемый специально уполномоченным органом в особом порядке, наделенный рядом обязательных реквизитов, устанавливающий, изменяющий или прекращающий нормы права и состоящий в иерархических отношениях с другими актами. К обязательным реквизитам относятся наименование, дата принятия, принявший орган, номер, текст, подпись принявшего лица.

В соответствии с определением можно выделить следующие признаки нормативно-правового акта:

имеет письменную форму

содержит нормы права

исходит от специально уполномоченного государственного органа

имеет особый порядок принятия (правотворчество)

находится в иерархической системе

Различают следующие виды нормативно-правовых актов:

по юридической силе:

законы– нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой и принятые законодательным органом государства

подзаконные акты– нормативно-правовые акты, обладающие наименьшей по отношению к законам юридической силой.

по способам установления

принятые государством

санкционированные государством

признанные государством

по субъектам правотворчества

нормативно-правовые акты законодательных органов

нормативно-правовые акты исполнительных органов

нормативно-правовые акты правоохранительных органов

нормативно-правовые акты органов местного самоуправления

нормативно-правовые акты контрольно-надзорных органов

Особенности этого источника права состоят в следующем:

это акт нормативного характера (содержит нормативные предписания);

это правовой акт (содержит только нормы права, в отличие от актов нормативного содержания, например, инструкции по правилам эксплуатации техники);

это акт, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства или на референдуме (законодательная процедура, предусматривающая прохождение законопроекта в парламенте, согласительные процедуры, «чтения законов», промульгацию и др.);



это акт, обладающий общеобязательностью (рассчитан на неопределенный круг лиц);

это акт, оформляемый в виде официального государственного документа (с соблюдением необходимых реквизитов и указанием порядка вступления его в законную силу);

это акт, в котором нормы права группируются по определенным структурным образованиям (статьи, главы, разделы).

33. Стадии издания и пределы действия нормативных правовых актов

Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права).

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени,учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).

В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

-в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

-в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования» и т. д.);

-в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования.

Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации.

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

34. Правотворчество как юридическая форма государственной деятельности. Признаки и функции правотворчества.


Правотворчество— это правовая форма деятельности государства с участием гражданского общества (в предусмотренных законом случаях) по установлению (санкционированию), изменению, отмене юридических норм. Правотворчество выражается в формировании, систематизации, принятии и обнародовании нормативно-правовых актов.

Главное назначение правотворчества — установление новых правовых норм.

Изменение и отмена устаревших правовых норм содействует утверждению новых и, следовательно, они входят в его состав как вспомогательные проявления правотворчества.

Признаки правотворчества:

1) осуществляется государством непосредственно либо с его предварительного разрешения, а также гражданским обществом (народом) и его субъектами;

2) состоит в создании новых норм права либо в изменении или отмене действующих норм;

3) получает завершение в письменном акте-документе, который называется нормативно-правовым актом;

4) происходит в соответствии с правовым регламентом, т.е. с процедурой, которая устанавливается правовыми нормами;

5) имеет конкретно-целевую и Организационную направленность.

Функции правотворчества— направления деятельности по установлению, изменению или отмене правовых норм, созданию и развитию законодательства.

Основные функции правотворчества:

1.Функция первичного регулирования общественных отношений(выработка и принятие новых правовых норм) действует в тех случаях, когда общественные отношения ранее не регулировались, и впервые возникла необходимость в их регулировании. Например, только с развитием космических исследований появляется космическое право; с переходом России на путь развития рыночных отношений возникла необходимость в создании новых законов: о бирже, приватизации и др.

2.Функция обновления правового материала(отмена, изменение или дополнение действующих норм) предполагает замену тех законов, которые устарели, не соответствуют потребностям общественного развития.

3.Функция ликвидации пробелов в праве, то есть устранение полного или частичного отсутствия в действующих нормативных актах необходимых юридических норм.

Разумеется, можно использовать аналогию закона, т.е. решение дела или отдельного вопроса на основании закона, регулирующего подобные отношения; либо аналогию права, т.е. решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства (см.§ «Пробелы в праве»). Однако аналогия не закрывает пробел. Устранить пробел можно только путем правотворчества.


Как находится пробел? Во время применения норм права — в суде и т.п. Для нахождения пробелов обобщается судебная и административная практика. Выработанное с помощью аналогии решение юридического дела не должно противоречить предписаниям действующего законодательства. Оно может стать основой для совершенствования законодательства.

4.Функция упорядочения нормативно-правового материала(кодификационное или систематизационное правотворчество). Организационной формой этой функции является кодификация законодательства, которая предполагает основательное его обновление

35. Систематизация нормативных правовых актов и ее виды.

Систематизация- это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Три вида систематизации -инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.

Инкорпорация- это вид (способ) систематизации, при котором норма­тивно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и дру­гих изданиях.

Для инкорпорации характерны следующие черты:

1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;

2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и об­щественные организации и частные лица;

3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систе­матизации;

4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;

5) внешняя обработка.

Консолидация- это вид (способ) систематизации, при котором несколь­ко близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупнен­ный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нор­мативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

Для консолидации характерны следующие черты:

1) она представляет собой своеобразныйправотворческийприем (инкор­порация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);

2) проводится только правотворческими органами, и