Файл: 1. Основные теории происхождения права краткая характеристика. Теологическая теория происхождения права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
определенного варианта отрицательного поведения, которое законом признается правонарушением. Операторы волевого поведения: слова «запрещается», «не вправе», «не может», «не допускается». Например: «При приеме на работу запрещается требовать от трудящихся документы помимо предусмотренных законодательством».

В случае нарушения диспозиции правовой нормы вступает в действие предусмотренная данной нормой санкция.


28. Санкции нормы права и их классификация.

Санкция— часть правовой нормы, в которой определяются, мера и вид государственного взыскания, применяемого к нарушителю, не выполняющему предписаний диспозиции.

1. По степени определённости (т.е. по объёму и размерам неблагоприятных для нарушителя последствий) санкции делятся на абсолютно определённые; относительно определённые; альтернативные; кумулятивные.

Абсолютно определённые (увольнение с работы, штраф, лишение свободы на срок 3 года) - санкции, где точно указан размер и вид неблагоприятных последствий (наказания), наступивших в результате нарушения норм права.

Относительно определённые (лишение свободы на срок от 2 до 8 лет, лишение свободы на срок до 15 лет) - санкции, устанавливающие минимальную и максимальную (или только максимальную) границы возможного наказания. Конкретизация меры наказания при этом зависит от судебного (административного) усмотрения.

Альтернативные(штраф или увольнение с работы, лишение свободы или исправительные работы, лишение прав управлять автомобилем или штраф) - санкции, где названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы «или», «либо» несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно - наиболее целесообразное для рассматриваемого случая.

Комулятивные (смешанные) – санкции, содержащие дополнительные указания на неблагоприятные последствия.

2.По отраслевому критерию различаются санкции, закрепленные в уголовно-правовых, административно-правовых нормах, нормах трудового права и т.д.

Уголовно-правовые санкции представляют собой меру государственного принуждения, применяемую только судом к лицам, совершившим уголовно-наказуемые деяния - преступления.

Административно-правовые санкции могут применяться административными органами и судом к лицам виновным в совершении административных проступков.


Дисциплинарно-правовые санкции (предусмотренные нормами трудового права) применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение трудовой дисциплины.

По содержательному характеру последствий выделяются карательные (штрафные), предупредительные, правовосстановительные санкции.

Карательные (штрафные) санкции (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.) - активная принудительная мера, направленная на наказание правонарушителя.

предупредительные санкции (предупреждение, привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственной власти или административного акта, принудительное лечение и др.) – направлены на недопущение противоправного поведения, либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера

правовосстановительные (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.) – связаны с восстановлением нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц.

29. Соотношение норм права и статей закона.

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать.Норма права- это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, астатья законодательного акта- форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

По способам изложениявозможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1) прямой способ - норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный (ссылочный) способ - статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта (примером такого способа могут служить нормы УК РФ, которые содержат ссылки на другие статьи, - это, в частности, ст. 139 "Нарушение неприкосновенности жилища");



3) бланкетный способ - статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов, правил (например, при незаконном вооружении для уяснения соответствующей нормы УК РФ должен быть использован Федеральный закон "Об оружии").

30. Классификация правовых норм

правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации:

I. По юридической силе -в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на1) законодательные нормы, обладающие высшей юридической силой;2) подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

По субъекту правотворчества: различают нормы, исходящие1) от государства- это нормы органов представительной , исполнительной и судебной государственной власти ;2)непосредственно от населения конкретного территориального образования (сельский сход и т.д.) или населения всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

III. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на: 1) учредительные (нормы-принципы), 2) регулятивные (нормы-правила поведения), 3) охранительные (нормы–стражи порядка), 4) обеспечительные (нормы-гарантии), 5) декларативные (нормы–объявления), 6) дефинитивные (нормы-определения), 7) коллизионные (нормы-арбитры), 8) оперативные (нормы-инструменты).

1. Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, . Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах.

Например: норма, закрепленная в ст.2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

2. Регулятивные нормы направлены на регулирование фактических отношений, между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. различают три основных вида регулятивных норм:

а)управомочивающие– предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий;

б)обязывающие– содержащие обязанность совершения определенных положительных действий;


в)запрещающие– устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения.

3. Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов.

4. Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.

5. Декларативные нормы определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч.2 ст 1 Конституции РФ говорится «наименование Российская Федерация и Россия равнозначны».

6. Дефинитивные нормы формулируют определение тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.).

7. Коллизионные нормы призваны устранить возникающие противоречия между правовыми предписаниями.

8. Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу. Прекращения его действия и т.п.

По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права.

По методу правового регулирования выделяются

А) императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

1. Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

2. Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

3. Рекомендательные нормы адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

VI. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

VII. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов.По этому признаку нормы права подразделяются на 1) абсолютно определенные, 2) относительно определенные, 3) альтернативные.

VIII.Нормы права классифицируются по времени1) постоянные, 2) временные.

IX. По кругу лиц1) распространяются на всех, кто подпадает под их действие, 2) на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.


31. Источники и формы права: соотношение понятий и общая характеристика.

Соотношение

Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» – истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

Источник права определяется в юридической литературе неоднозначно: и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой деятельности.

Диалектическая взаимосвязь системы источников и форм внешнего выражения права определяет специфику конкретных правовых систем. В одних государствах преимущественное распространение получили правовые акты парламентов, в других – делегированное законодательство органов управления, в третьих – прецеденты и судебные решения, в четвертых – религиозные нормы (Коран, Сунна, Иджма) и т.д.

Виды форм права

Правовой обычай– одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. По своей природе правовой обычай довольно консервативен, так как возник и результате многократного повторения и обобщения наиболее рациональных вариантов общественно значимого поведения людей, передающихся из поколения в поколение. Обычай исторически предшествовал закону. Он регулировал такие социально значимые отношения, где вмешательство законодателя или нежелательно, или преждевременно.

Правовой прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. Прецедент может быть как судебным, так и административным.

Договор с нормативным содержанием.

Нормативные договоры получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими.

Любой договор с нормативным содержанием имеет следующие свойства: 1) содержит норму общего характера; 2) добровольность заключения; 3) общность интереса; 4) равенство сторон; 5) согласие участников по всем существенным аспектам договора; 6) эквивалентность и, как правило, возмездность; 7) взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств; 8) правовое обеспечение*. В отличие от договоров-сделок нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера – нормы.