Файл: 1. Основные теории происхождения права краткая характеристика. Теологическая теория происхождения права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лишь в отношении принятых ими актов;
3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).
Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.
Кодификация- это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.
Для кодификации характерны следующие черты:
1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;
2) по существу являетсявидом правотворчества,поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;
3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;
4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производитсяпериодически,и ее результаты рассчитаны на длительный срок;
5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями;
6) результатом кодификации являетсякодификационный акт,который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов. Кодификационные акты - это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.
36. Понятие, структура и особенности системы права.
Система права– внутреннее строение (структура) права, отражающее взаимосвязь между элементами.
Системная организация права имеет важное значение для законодателя, правоприменителя и для систематизации (упорядочения) законодательства.
Признаки системы права:
1. носит объективный характер (отражает реально существующие общественные отношения;);
2. представляет собой единое целое
, в котором нормы права согласованы между собой и не действуют изолированно друг от друга;
3. имеет определенную структуру и подразделяется на относительно самостоятельные части (норма права, институт права, отрасль права);
4. характеризуется устойчивостью, но и не лишена разумного динамизма.
5. иерархичность, то есть элементы системы права можно выстроить в зависимости от «охвата» регулируемых отношений:
Основные элементы системы права:
Норма права– это первичный структурный элемент системы права, конкретное единичное правило поведения, регулирующее ту или иную грань правоотношения.
Институт права– это система норм права, регулирующих общественные отношения определённого вида. Образует обособленную часть отрасли права.
Отрасль права– это система норм права, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений. Самый крупный элемент системы права.
К элементам системы права также относят:
Подотрасли– система норм права, регулирующих отдельные массивы общественных отношений в рамках отрасли. (например, наследственное право в рамках гражданского права; избирательное право в рамках конституционного права).
Субинституты– это система норм права, регулирующих подвид общественных отношений в рамках института права. Это более мелкие самостоятельные образования внутри сложного института (например, неустойка в поставке).
37. Механизм правового регулирования. Правовые средства, их виды и признаки.
Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.
В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания
Общие признаки правовых средств:
выражают юридические способы обеспечения интересов субъектов права,
выступают основными работающими частями (элементами) действия права,
приводят к юридическим последствиям,
обеспечиваются государством.
Классификация правовых средств:
1) зависимости от степени сложности:
первичные (элементарные) - субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п;
комплексные (составные) - договор, норма, институт, правовой режим и пр.
2) по выполняемой функции:
регулятивные (дозволения);
охранительные (меры защиты);
3) по предмету правового регулирования:
конституционные,
административные,
гражданские,
уголовные и др.;
4) по характеру:
материально-правовые (рекомендации);
процессуальные (иск);
5) по значимости последствий:
обычные (штраф);
исключительные (смертная казнь);
6) по времени действия:
постоянные (гражданство);
временные (премия);
7) по виду правового регулирования:
нормативные (установленные в нормах права запреты);
индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей);
8) по информационно-психологической направленности:
стимулирующие (льготы);
ограничивающие (приостановления) и т.д.
38. Предмет и метод правового регулирования.
.Предмет правового регулирования– это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права.
. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос «Что регулируется?», то метод правового регулирования отвечает на вопрос «Как регулируется?».
Метод правового регулирования– это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.
Существует целая система методов правового регулирования. Среди них можно выделить следующие:
императивный, или авторитарный метод. Этот метод предполагает, что субъекты права выступают в отношении друг друга на условиях соподчинения. Применяется в уголовном, трудовом, административном, финансовом праве;
диспозитивный, или метод автономии.Он предоставляет возможность участникам правоотношений самим самостоятельно определять в рамках, определенных законодательством, права и обязанности по отношению друг к другу, т.е. действовать более свободно, независимо, автономно. Данный метод применяется в гражданском, семейном, наследственном праве.
поощрительный, т.е. метод стимулирования.Указанный метод характерен в основном для трудового права, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации и т.д.
рекомендательный метод заключается в формулировании в правовых нормах рекомендаций, адресованных субъектам с целью побудить их поступить определенным образом. Данный метод нашел свое применение, например, в аграрном праве.
в качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение,характерные как для права в целом, так и для отдельных его отраслей в разных сочетаниях.
Все методы тесно взаимосвязаны,
39. Правовые режимы и их классификация.
Правовой режим —это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юрид. средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:
— в зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы;
— в зависимости от их юридической природы — материальные и процессуальные режимы;
— в зависимости от содержания — валютный, таможенный, пошлинный режимы;
— в зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства;
— в зависимости от функций права — режим особого регулирования и особой охраны;
— в зависимости от формы выражения — законный и договорный;
— в зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены, — общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;
— в зависимости от сфер использования — внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций).
40. Отрасли и институты права.
Определение. Отрасль права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.
Признаки (особенности) отрасли права. Отрасль права – это часть системы права, которая имеет:
свой предмет правового регулирования, т. е. вид общественных отношений;
особый метод правового регулирования, т. е. свой набор правовых средств воздействия на эти отношения;
обособленное, как правило, кодифицированное законодательство;
специфические правовые принципы.
Отрасль права имеет две части: общую и особенную. Первая закрепляет основы режима правового регулирования, свойственного отрасли. Вторая – обеспечивает детальную регламентацию конкретных общественных отношений. Обе части органически связаны и существовать друг без друга не могут.
Из других особенностей отрасли права называют:
"нерасторжимость" входящих в нее институтов; специфику внутренней и внешней формы; своеобразный механизм регулирования (Д.А. Керимов);
способность взаимодействовать с другими отраслями права на равных началах; количественная достаточность юридических норм, требующих перехода в особое, отраслевое качество (В.Н. Протасов).
Определение. Правовой институт – это обособленный комплекс правовых норм, являющийся специфической частью отрасли права и регулирующий разновидность определенного вида общественных отношений.
3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).
Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.
Кодификация- это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.
Для кодификации характерны следующие черты:
1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;
2) по существу являетсявидом правотворчества,поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;
3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;
4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производитсяпериодически,и ее результаты рассчитаны на длительный срок;
5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями;
6) результатом кодификации являетсякодификационный акт,который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов. Кодификационные акты - это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.
36. Понятие, структура и особенности системы права.
Система права– внутреннее строение (структура) права, отражающее взаимосвязь между элементами.
Системная организация права имеет важное значение для законодателя, правоприменителя и для систематизации (упорядочения) законодательства.
Признаки системы права:
1. носит объективный характер (отражает реально существующие общественные отношения;);
2. представляет собой единое целое
, в котором нормы права согласованы между собой и не действуют изолированно друг от друга;
3. имеет определенную структуру и подразделяется на относительно самостоятельные части (норма права, институт права, отрасль права);
4. характеризуется устойчивостью, но и не лишена разумного динамизма.
5. иерархичность, то есть элементы системы права можно выстроить в зависимости от «охвата» регулируемых отношений:
Основные элементы системы права:
Норма права– это первичный структурный элемент системы права, конкретное единичное правило поведения, регулирующее ту или иную грань правоотношения.
Институт права– это система норм права, регулирующих общественные отношения определённого вида. Образует обособленную часть отрасли права.
Отрасль права– это система норм права, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений. Самый крупный элемент системы права.
К элементам системы права также относят:
Подотрасли– система норм права, регулирующих отдельные массивы общественных отношений в рамках отрасли. (например, наследственное право в рамках гражданского права; избирательное право в рамках конституционного права).
Субинституты– это система норм права, регулирующих подвид общественных отношений в рамках института права. Это более мелкие самостоятельные образования внутри сложного института (например, неустойка в поставке).
37. Механизм правового регулирования. Правовые средства, их виды и признаки.
Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.
В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания
Общие признаки правовых средств:
выражают юридические способы обеспечения интересов субъектов права,
выступают основными работающими частями (элементами) действия права,
приводят к юридическим последствиям,
обеспечиваются государством.
Классификация правовых средств:
1) зависимости от степени сложности:
первичные (элементарные) - субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п;
комплексные (составные) - договор, норма, институт, правовой режим и пр.
2) по выполняемой функции:
регулятивные (дозволения);
охранительные (меры защиты);
3) по предмету правового регулирования:
конституционные,
административные,
гражданские,
уголовные и др.;
4) по характеру:
материально-правовые (рекомендации);
процессуальные (иск);
5) по значимости последствий:
обычные (штраф);
исключительные (смертная казнь);
6) по времени действия:
постоянные (гражданство);
временные (премия);
7) по виду правового регулирования:
нормативные (установленные в нормах права запреты);
индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей);
8) по информационно-психологической направленности:
стимулирующие (льготы);
ограничивающие (приостановления) и т.д.
38. Предмет и метод правового регулирования.
.Предмет правового регулирования– это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права.
. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос «Что регулируется?», то метод правового регулирования отвечает на вопрос «Как регулируется?».
Метод правового регулирования– это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.
Существует целая система методов правового регулирования. Среди них можно выделить следующие:
императивный, или авторитарный метод. Этот метод предполагает, что субъекты права выступают в отношении друг друга на условиях соподчинения. Применяется в уголовном, трудовом, административном, финансовом праве;
диспозитивный, или метод автономии.Он предоставляет возможность участникам правоотношений самим самостоятельно определять в рамках, определенных законодательством, права и обязанности по отношению друг к другу, т.е. действовать более свободно, независимо, автономно. Данный метод применяется в гражданском, семейном, наследственном праве.
поощрительный, т.е. метод стимулирования.Указанный метод характерен в основном для трудового права, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации и т.д.
рекомендательный метод заключается в формулировании в правовых нормах рекомендаций, адресованных субъектам с целью побудить их поступить определенным образом. Данный метод нашел свое применение, например, в аграрном праве.
в качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение,характерные как для права в целом, так и для отдельных его отраслей в разных сочетаниях.
Все методы тесно взаимосвязаны,
39. Правовые режимы и их классификация.
Правовой режим —это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юрид. средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:
— в зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы;
— в зависимости от их юридической природы — материальные и процессуальные режимы;
— в зависимости от содержания — валютный, таможенный, пошлинный режимы;
— в зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства;
— в зависимости от функций права — режим особого регулирования и особой охраны;
— в зависимости от формы выражения — законный и договорный;
— в зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены, — общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;
— в зависимости от сфер использования — внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций).
40. Отрасли и институты права.
Определение. Отрасль права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.
Признаки (особенности) отрасли права. Отрасль права – это часть системы права, которая имеет:
свой предмет правового регулирования, т. е. вид общественных отношений;
особый метод правового регулирования, т. е. свой набор правовых средств воздействия на эти отношения;
обособленное, как правило, кодифицированное законодательство;
специфические правовые принципы.
Отрасль права имеет две части: общую и особенную. Первая закрепляет основы режима правового регулирования, свойственного отрасли. Вторая – обеспечивает детальную регламентацию конкретных общественных отношений. Обе части органически связаны и существовать друг без друга не могут.
Из других особенностей отрасли права называют:
"нерасторжимость" входящих в нее институтов; специфику внутренней и внешней формы; своеобразный механизм регулирования (Д.А. Керимов);
способность взаимодействовать с другими отраслями права на равных началах; количественная достаточность юридических норм, требующих перехода в особое, отраслевое качество (В.Н. Протасов).
Определение. Правовой институт – это обособленный комплекс правовых норм, являющийся специфической частью отрасли права и регулирующий разновидность определенного вида общественных отношений.