Файл: Советское общество во второй половине 1960первой половине 1980х гг. Нарастание кризиса советской системы. Эпоха стагнации (застоя).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
события в Польше, где в 70-х гг. нарастало недовольство народа существующим порядком.
В конце 1970-х гг. в Польше разразился экономический кризис. Его следствием явилось повышение цен на продукты и товары, что вызвало недовольство населения и перерастание кризиса в политический. Многочисленные перестановки в руководстве Польши, санкционированные Кремлем, не решили проблему. Создание рабочего профсоюза «Солидарность», который начал антиправительственные действия, требуя реформ. События в Польше грозили обернуться свержением коммунистического режима. Боязнь потерять Польшу заставила советское руководство перейти к решительным мерам. Используя опыт подавления волнений в ЧССР, СССР сосредоточил в непосредственной близости от границ Польши Северную группу советских войск. Опасаясь ввода советских войск в Польшу, первый секретарь ЦК ПОРП В. Ярузельский в декабре 1981 г. ввел в стране военное положение, что позволило ему удержать ситуацию в стране под контролем. После «Пражской весны» это был еще один сигнал неблагополучия в социалистическом лагере. События в Польше стали началом развала мировой системы социализма, хотя реально этот процесс произошел в 1989 г.
2) После Карибского кризиса, показавшего взаимную уязвимость противостоящих блоков, и США, и Советский Союз имели веские причины, чтобы избегать прямой конфронтации, искать новые подходы к международным делам.
Однако война во Вьетнаме, непризнание ГДР и многие другие действия Вашингтона рассматривались советским руководством исключительно как свидетельство нежелания НАТО во главе с США отказаться от планов на мировую гегемонию. Все 1960-е гг. XX в. обе сверхдержавы продолжали наращивать свой ракетно-ядерный потенциал. Уже на XXIII съезде КПСС в марте 1966 г. концепция мирного сосуществования была подвергнута критике как отход от марксизма-ленинизма, уступка пацифизму. В результате СССР перешел к более жесткой внешней политике. Был взят курс на достижение военного паритета с Западом. Огромные суммы стали расходоваться на модернизацию армии, увеличение ракетно-ядерного арсенала, создание современного Военно-морского флота. Постепенное выравнивание ядерных потенциалов между США и СССР (достигнут военно-стратегический паритет СССР и США), рост международного влияния СССР послужили материальной основой
поворота к политике разрядки международной напряженности.
В конце 60-начале 70-х гг. были заключены договоры: о запрещении использования космического пространства в военных целях (1967 г.), о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), о запрещении размещения оружия массового поражения на дне морей и океанов (1971 г.), а также Конвенция о бактериологическом оружии (1971 г.).
Новый внешнеполитический курс СССР был заявлен в Программе мира, принятой весной 1971 г. на XXIV съезде КПСС. Не отказываясь от борьбы за «полное торжество дела социализма во всем мире», СССР выступил с предложениями о разрядке международной напряженности.
Важным фактором ее принятия стало понимание брежневским руководством бессмысленности дальнейшей гонки вооружений: возможность многократного взаимного уничтожения не обеспечивала победу в войне ни одному из противостоящих блоков.
Стремление Москвы к разрядке международной напряженности диктовалось целым рядом соображений прагматического характера. Самое важное из них — заинтересованность советского руководства в новейшей западной технологии. Пересмотр многих подходов к внешней политике и улучшение отношений с Западом были необходимы вследствие обострения отношений с Китаем. Существовала потенциальная возможность американско-китайского сговора против СССР. Действительно, Р. Никсон, сменивший в Белом доме Л. Джонсона, попытался разыграть «китайскую карту», совершив в 1971 г. прорыв в американо-китайских отношениях. Увязнув в войне во Вьетнаме, США ослабили свои позиции на мировой арене и также нуждались в «передышке».
Причины перехода к разрядке:
-накопление противостоящими друг другу блоками примерно равного количества ядерного оружия (военно-стратегический паритет СССР и США);
- осознание мировым сообществом бессмысленности наращивания ядерных вооружений;
-расчет СССР на укрепление в процессе разрядки социалистического лагеря и революционного движения в мире;
- расчет США на ослабление военно-промышленного комплекса и обороноспособности СССР.
Важной предпосылкой политики разрядки стало улучшение отношений СССР с Францией и Федеративной Республикой Германией. Европа на рубеже 1970-х гг. перехватила инициативу в определении политики Запада с коммунистическими странами. Канцлер ФРГ В. Брандт выдвинул тезис о том, что объединение Германии может быть достигнуто путем примирения с коммунистическим миром.
Признав де-факто существование ГДР и нерушимость послевоенных границ в Европе (отказ от применения силы), В. Брандт подписал 12 августа 1970 г. Московский Договор. Важным пунктом этого договора было признание западных границ ПНР по линии Одер — Нейсе и границы между ГДР и ФРГ.
Поворот от «холодной войны» к разрядке был закреплен визитом в Москву в мае 1972 г. президента США Р. Никсона, в ходе которого были подписаны двусторонние соглашения об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), а также договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Этот договор устанавливал количественные ограничения межконтинентальных ракет наземного базирования (МБР), ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ). Договор ОСВ-1 не останавливал гонки вооружений, так как разрешал сторонам совершенствовать ядерное оружие.
27 января 1973 г. после длительных переговоров в Париже было подписано Соглашение о прекращении войны США во Вьетнаме и восстановлении там мира. Это также способствовало снижению уровня противостояния Востока и Запада. В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2). В 1979 г. новый договор был подписан, но не ратифицирован американским конгрессом.
Политика разрядки повлияла на развитие сотрудничества стран Востока и Запада в различных сферах: от использования ядерной энергии в мирных целях до защиты окружающей среды. 1975 г. стыковка в космосе советского и американского кораблей «Союз» и «Аполлон» (советско-американский космический полет «Союз-Аполлон»).
Складывающийся благоприятный политический климат в Европе способствовал началу работы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в котором принимали участие большинство стран Западной Европы, СССР, США и Канада. В августе 1975 г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт совещания, в котором через 30 лет после завершения второй мировой войны были зафиксированы важнейшие принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств, отказа от применения силы и от угрозы ее применении. Признаны законными тогдашние границы СССР, утверждены права человека. Разрядка оказалась короткой. Достижение СССР ядерного паритета породило у правящей элиты определенную эйфорию, стремление максимально использовать ситуацию для ослабления сил «империализма». Через 2-3 года после Хельсинки разрядка остановилась в своем развитии, а в конце 1970-х гг. сменилась обострением напряженности. В эти годы СССР последовательно проводит курс на расширение своего присутствия на различных континентах.
В декабре 1979 г. были введены советские войска в Афганистан. В течение 1978-1979 гг. афганские лидеры неоднократно обращались к руководству Советского Союза за военной помощью для удержания «завоеваний апрельской революции». СССР, для которого сама революция в апреле 1978 г. явилась полной неожиданностью, тем не менее поддержал ее, увидев в этом возможность расширения своего влияния в регионе. Советские партийные идеологи сразу же стали рассматривать Афганистан как социалистическую в близкой перспективе страну. СССР оказывал материальную и военную помощь режиму Н. Тараки, объявившему о своей марксистской ориентации, а позже и X. Амину, свергнувшему Тараки в силу внутренней борьбы в руководстве правящей Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). Именно переворот, совершенный Амином в середине сентября 1979 г., через несколько дней после возвращения Тараки из Москвы, повлиял на решение Политбюро ввязаться в вооруженный конфликт.
27 декабря 1979 г. советские спецподразделения захватили дворец президента Афганистана X. Амина, который при штурме был убит. Президентом Афганистана стал доставленный в Кабул из Чехословакии лидер партии НДПА Б. Кармаль, следствием чего стало развертывание в Афганистане гражданской войны. Эта война, со временем изменив свой характер, переросла в войну против советского вмешательства.
Участие советских войск в гражданской войне в Афганистане было непродуманным шагом и отрицательно сказалось на престиже СССР. На Генеральной Ассамблее ООН советские действия в Афганистане осудили 104 государства. Почти все западные государства объявили СССР научно-технический байкот. СССР был представлен как «империя зла». Так же, как США во Вьетнаме, СССР увяз в Афганистане. В результате девятилетнего пребывания советских войск в Афганистане усилилась разорительная сверхмилитаризация страны. Вывод войск в феврале 1989 года. Потери советских войск: 13 830 убитыми, инвалидами стали 6 609 человек. Потери Афганистана 1 млн. человек.
На рубеже 70-80-хгг. процесс разрядки был прерван. США начали разработку нейтронного оружия, а затем приняли решение о размещении в Западной Европе ракет, нацеленных на СССР и его союзников.
Причины неудачи разрядки 1970-х гг. коренились в разном понимании этого процесса в СССР и на Западе. Каждая из сторон рассчитывала воспользоваться плодами разрядки в своих целях. Решение направить «ограниченный советский контингент» в Афганистан было принято в момент, который представлялся брежневскому руководству звездным часом советского могущества. В эти дни газета «Правда» писала: «Пора бы Соединенным Штатам научиться держаться поскромнее. Так будет лучше и для самой Америки, и для всего мира». В свою очередь, дипломатия Запада рассчитывала на крах в условиях разрядки советского блока.
3)Распространение социализма в странах 3 мира. Страны «третьего мира» в 60-80-х гг. продолжали оставаться полем битвы СССР и США за влияние на них. Воины-интернационалисты воевали в Корее 1950-1953 гг., Лаосе 1960-1970, Египте 1962-1963, 1969-1974, Алжире 1962-1964, Йемене 1962-1963. СССР помогал национально-освободительным, а в сущности террористическим организациями, правительствам. Ухудшение состояния советской экономики ограничивало возможности оказания развивающимся странам помощи и приводило к снижению влияния Советского Союза на них. Египет в середине 70-х гг. переориентировался на США. Его примеру следовали другие страны. К началу 80-х гг. сфера советского влияния в «третьем мире» предельно сузилась из-за ввода войск в Афганистан. СССР сохранил отношения с немногими странами, в том числе с Индией, Ливией, Ираком.
К середине 1980-х гг. несостоятельность глобальной внешней политики СССР стала очевидной. Крах потерпела попытка руководства КПСС консолидировать коммунистические и антиимпериалистические силы. Многочисленные неудачи стали итогом глубокого непонимания советской правящей верхушкой ситуации в мире. Требовались новые подходы ко всей внешнеполитической деятельности советского государства.
В конце 1970-х гг. в Польше разразился экономический кризис. Его следствием явилось повышение цен на продукты и товары, что вызвало недовольство населения и перерастание кризиса в политический. Многочисленные перестановки в руководстве Польши, санкционированные Кремлем, не решили проблему. Создание рабочего профсоюза «Солидарность», который начал антиправительственные действия, требуя реформ. События в Польше грозили обернуться свержением коммунистического режима. Боязнь потерять Польшу заставила советское руководство перейти к решительным мерам. Используя опыт подавления волнений в ЧССР, СССР сосредоточил в непосредственной близости от границ Польши Северную группу советских войск. Опасаясь ввода советских войск в Польшу, первый секретарь ЦК ПОРП В. Ярузельский в декабре 1981 г. ввел в стране военное положение, что позволило ему удержать ситуацию в стране под контролем. После «Пражской весны» это был еще один сигнал неблагополучия в социалистическом лагере. События в Польше стали началом развала мировой системы социализма, хотя реально этот процесс произошел в 1989 г.
2) После Карибского кризиса, показавшего взаимную уязвимость противостоящих блоков, и США, и Советский Союз имели веские причины, чтобы избегать прямой конфронтации, искать новые подходы к международным делам.
Однако война во Вьетнаме, непризнание ГДР и многие другие действия Вашингтона рассматривались советским руководством исключительно как свидетельство нежелания НАТО во главе с США отказаться от планов на мировую гегемонию. Все 1960-е гг. XX в. обе сверхдержавы продолжали наращивать свой ракетно-ядерный потенциал. Уже на XXIII съезде КПСС в марте 1966 г. концепция мирного сосуществования была подвергнута критике как отход от марксизма-ленинизма, уступка пацифизму. В результате СССР перешел к более жесткой внешней политике. Был взят курс на достижение военного паритета с Западом. Огромные суммы стали расходоваться на модернизацию армии, увеличение ракетно-ядерного арсенала, создание современного Военно-морского флота. Постепенное выравнивание ядерных потенциалов между США и СССР (достигнут военно-стратегический паритет СССР и США), рост международного влияния СССР послужили материальной основой
поворота к политике разрядки международной напряженности.
В конце 60-начале 70-х гг. были заключены договоры: о запрещении использования космического пространства в военных целях (1967 г.), о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), о запрещении размещения оружия массового поражения на дне морей и океанов (1971 г.), а также Конвенция о бактериологическом оружии (1971 г.).
Новый внешнеполитический курс СССР был заявлен в Программе мира, принятой весной 1971 г. на XXIV съезде КПСС. Не отказываясь от борьбы за «полное торжество дела социализма во всем мире», СССР выступил с предложениями о разрядке международной напряженности.
Важным фактором ее принятия стало понимание брежневским руководством бессмысленности дальнейшей гонки вооружений: возможность многократного взаимного уничтожения не обеспечивала победу в войне ни одному из противостоящих блоков.
Стремление Москвы к разрядке международной напряженности диктовалось целым рядом соображений прагматического характера. Самое важное из них — заинтересованность советского руководства в новейшей западной технологии. Пересмотр многих подходов к внешней политике и улучшение отношений с Западом были необходимы вследствие обострения отношений с Китаем. Существовала потенциальная возможность американско-китайского сговора против СССР. Действительно, Р. Никсон, сменивший в Белом доме Л. Джонсона, попытался разыграть «китайскую карту», совершив в 1971 г. прорыв в американо-китайских отношениях. Увязнув в войне во Вьетнаме, США ослабили свои позиции на мировой арене и также нуждались в «передышке».
Причины перехода к разрядке:
-накопление противостоящими друг другу блоками примерно равного количества ядерного оружия (военно-стратегический паритет СССР и США);
- осознание мировым сообществом бессмысленности наращивания ядерных вооружений;
-расчет СССР на укрепление в процессе разрядки социалистического лагеря и революционного движения в мире;
- расчет США на ослабление военно-промышленного комплекса и обороноспособности СССР.
Важной предпосылкой политики разрядки стало улучшение отношений СССР с Францией и Федеративной Республикой Германией. Европа на рубеже 1970-х гг. перехватила инициативу в определении политики Запада с коммунистическими странами. Канцлер ФРГ В. Брандт выдвинул тезис о том, что объединение Германии может быть достигнуто путем примирения с коммунистическим миром.
Признав де-факто существование ГДР и нерушимость послевоенных границ в Европе (отказ от применения силы), В. Брандт подписал 12 августа 1970 г. Московский Договор. Важным пунктом этого договора было признание западных границ ПНР по линии Одер — Нейсе и границы между ГДР и ФРГ.
Поворот от «холодной войны» к разрядке был закреплен визитом в Москву в мае 1972 г. президента США Р. Никсона, в ходе которого были подписаны двусторонние соглашения об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), а также договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Этот договор устанавливал количественные ограничения межконтинентальных ракет наземного базирования (МБР), ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ). Договор ОСВ-1 не останавливал гонки вооружений, так как разрешал сторонам совершенствовать ядерное оружие.
27 января 1973 г. после длительных переговоров в Париже было подписано Соглашение о прекращении войны США во Вьетнаме и восстановлении там мира. Это также способствовало снижению уровня противостояния Востока и Запада. В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2). В 1979 г. новый договор был подписан, но не ратифицирован американским конгрессом.
Политика разрядки повлияла на развитие сотрудничества стран Востока и Запада в различных сферах: от использования ядерной энергии в мирных целях до защиты окружающей среды. 1975 г. стыковка в космосе советского и американского кораблей «Союз» и «Аполлон» (советско-американский космический полет «Союз-Аполлон»).
Складывающийся благоприятный политический климат в Европе способствовал началу работы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в котором принимали участие большинство стран Западной Европы, СССР, США и Канада. В августе 1975 г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт совещания, в котором через 30 лет после завершения второй мировой войны были зафиксированы важнейшие принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств, отказа от применения силы и от угрозы ее применении. Признаны законными тогдашние границы СССР, утверждены права человека. Разрядка оказалась короткой. Достижение СССР ядерного паритета породило у правящей элиты определенную эйфорию, стремление максимально использовать ситуацию для ослабления сил «империализма». Через 2-3 года после Хельсинки разрядка остановилась в своем развитии, а в конце 1970-х гг. сменилась обострением напряженности. В эти годы СССР последовательно проводит курс на расширение своего присутствия на различных континентах.
В декабре 1979 г. были введены советские войска в Афганистан. В течение 1978-1979 гг. афганские лидеры неоднократно обращались к руководству Советского Союза за военной помощью для удержания «завоеваний апрельской революции». СССР, для которого сама революция в апреле 1978 г. явилась полной неожиданностью, тем не менее поддержал ее, увидев в этом возможность расширения своего влияния в регионе. Советские партийные идеологи сразу же стали рассматривать Афганистан как социалистическую в близкой перспективе страну. СССР оказывал материальную и военную помощь режиму Н. Тараки, объявившему о своей марксистской ориентации, а позже и X. Амину, свергнувшему Тараки в силу внутренней борьбы в руководстве правящей Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). Именно переворот, совершенный Амином в середине сентября 1979 г., через несколько дней после возвращения Тараки из Москвы, повлиял на решение Политбюро ввязаться в вооруженный конфликт.
27 декабря 1979 г. советские спецподразделения захватили дворец президента Афганистана X. Амина, который при штурме был убит. Президентом Афганистана стал доставленный в Кабул из Чехословакии лидер партии НДПА Б. Кармаль, следствием чего стало развертывание в Афганистане гражданской войны. Эта война, со временем изменив свой характер, переросла в войну против советского вмешательства.
Участие советских войск в гражданской войне в Афганистане было непродуманным шагом и отрицательно сказалось на престиже СССР. На Генеральной Ассамблее ООН советские действия в Афганистане осудили 104 государства. Почти все западные государства объявили СССР научно-технический байкот. СССР был представлен как «империя зла». Так же, как США во Вьетнаме, СССР увяз в Афганистане. В результате девятилетнего пребывания советских войск в Афганистане усилилась разорительная сверхмилитаризация страны. Вывод войск в феврале 1989 года. Потери советских войск: 13 830 убитыми, инвалидами стали 6 609 человек. Потери Афганистана 1 млн. человек.
На рубеже 70-80-хгг. процесс разрядки был прерван. США начали разработку нейтронного оружия, а затем приняли решение о размещении в Западной Европе ракет, нацеленных на СССР и его союзников.
Причины неудачи разрядки 1970-х гг. коренились в разном понимании этого процесса в СССР и на Западе. Каждая из сторон рассчитывала воспользоваться плодами разрядки в своих целях. Решение направить «ограниченный советский контингент» в Афганистан было принято в момент, который представлялся брежневскому руководству звездным часом советского могущества. В эти дни газета «Правда» писала: «Пора бы Соединенным Штатам научиться держаться поскромнее. Так будет лучше и для самой Америки, и для всего мира». В свою очередь, дипломатия Запада рассчитывала на крах в условиях разрядки советского блока.
3)Распространение социализма в странах 3 мира. Страны «третьего мира» в 60-80-х гг. продолжали оставаться полем битвы СССР и США за влияние на них. Воины-интернационалисты воевали в Корее 1950-1953 гг., Лаосе 1960-1970, Египте 1962-1963, 1969-1974, Алжире 1962-1964, Йемене 1962-1963. СССР помогал национально-освободительным, а в сущности террористическим организациями, правительствам. Ухудшение состояния советской экономики ограничивало возможности оказания развивающимся странам помощи и приводило к снижению влияния Советского Союза на них. Египет в середине 70-х гг. переориентировался на США. Его примеру следовали другие страны. К началу 80-х гг. сфера советского влияния в «третьем мире» предельно сузилась из-за ввода войск в Афганистан. СССР сохранил отношения с немногими странами, в том числе с Индией, Ливией, Ираком.
К середине 1980-х гг. несостоятельность глобальной внешней политики СССР стала очевидной. Крах потерпела попытка руководства КПСС консолидировать коммунистические и антиимпериалистические силы. Многочисленные неудачи стали итогом глубокого непонимания советской правящей верхушкой ситуации в мире. Требовались новые подходы ко всей внешнеполитической деятельности советского государства.