Файл: Методические подходы к разработке электроннообразовательных ресурсов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет




ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Технологии электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий»


Реферат на тему: «Методические подходы к разработке электронно-образовательных ресурсов»

(тема практического задания)

ФИО студента

Бобков Артем Андреевич

Направление подготовки

Государственное и муниципальное управление

Группа

№ ЛС/ФЭИУ/0000002 от 01.02.2023



Москва 2023

Содержание





Введение 2

1.Понятие образовательных ресурсов 4

2.Методический подход к проектированию электронных образовательных ресурсов 12

Заключение 17

Список использованной литературы 19


Введение


Современный процесс развития образования характеризуется не только широкой компьютеризацией, что требует демонстрации методов и практик разработки и внедрения научно-методических материалов, направленных на использование информационно-коммуникационных технологий для реализации государственных образовательных стандартов.

В настоящее время информатизация является одним из ключевых направлений образования. В связи с этим необходимо найти методическую поддержку, облегчающую использование ИКТ в организации образовательной и профессиональной деятельности.

Многие исследователи (Ваграменко Я.А., Латышев В.Л., Мартиросян Л.П., Роберт И.В., Тарабрин О.А. и др.) считают, что педагогические возможности современных ИКТ способствуют укреплению и совершенствованию образовательного процесса.


Особое значение имеют электронные образовательные ресурсы как учебно-методические, организационные, информационные, справочные и другие средства ИКТ. Эти инструменты позволяют преподавателям формировать методическое обеспечение реализации дисциплин в системе среднего профессионального образования в условиях реального образовательного процесса.

Вопрос исследования определяется требованиями преподавателей предметных электронных образовательных ресурсов к созданию и использованию пространства свободного программного обеспечения в контексте информационно-методического обеспечения образовательного процесса.

Цель данной работы изучить особенности методических подходов к разработке электронно-образовательного ресурса.

В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:

  • Раскрыть понятие образовательных ресурсов;

  • Изучить методический подход к проектированию электронных образовательных ресурсов.

В ходе исследования использовались следующие методы: аналитический метод, метод систематизации, метод сравнительного анализа, метод сбора фактов.

Информационной базой послужили данные, опубликованные в научной и периодической печати, данные официальной статистики, исследовательские разработки российских специалистов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


  1. Понятие образовательных ресурсов

Образовательные ресурсы представляют собой сложное и многогранное понятие, включающее человеческие (преподаватели и студенты), физические (площадки, оборудование, коммуникации) и информационные ресурсы. Учебными пособиями являются как природные, так и технические объекты, специально вводимые в учебный процесс для изучения свойств идеального объекта. В свою очередь, они могут иметь различную конструкцию и материалы-носители. Учебники с закодированной информацией должны быть представлены с использованием технических средств. Под мультимедийными образовательными ресурсами понимается совокупность всех электронных и компьютерных мультимедийных средств, предназначенных для обучения или поддержки обучения. [6, с.98].

Информационные учебные ресурсы можно разделить на две категории: непосредственно на стороне студента (локальная составляющая) и на компьютере в учебном центре (сетевая составляющая). Способ размещения информации предъявляет особые требования к технологии, используемой для создания ресурсов и доступа к ним [3, с.115]:



  • локальное электронное средство учебного назначения электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;

  • сетевое электронное издание электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;

  • электронное издание комбинированного распространения электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.

Электронное обучение - Любое обучение, связанное с преподаванием или обучением, передачей образовательной информации или обменом с использованием телекоммуникационных технологий или средств связи (компьютерная сеть, телефон, радио, телевидение, кино, факс и т. д.).

Наиболее распространенной формой электронного обучения является компьютерное обучение.

Компьютерное обучение - любое целенаправленное обучение с использованием компьютерной техники [5, с.88].

В этом контексте обучение выступает организационным условием оснащения школьников определенными формами общения и деятельности. В процессе реализации этого принципа мультимедийные ресурсы могут быть представлены как в первом направлении, так и во втором направлении.

Второй принцип признает двойственную природу педагогического воздействия. С одной стороны, педагоги направляют формирование личности через выполнение социального заказа, с другой стороны, лидерство основано на сознательном учете педагогами индивидуальных качеств учащихся. «Выращивание» личности учащегося происходит в условиях организационного самоопределения, максимального овладения образовательными программами и компьютерными коммуникациями [1, с.56].

В образовательном процессе внедрения мультимедийных ресурсов в школах выделяют два основных направления.

Мультимедийные образовательные ресурсы, внедряемые по первому направлению, включаются в образовательный процесс как «вспомогательные» средства в рамках традиционных методов обучения. В то же время информационные ресурсы служат средством интенсификации учебного процесса, персонализации обучения, автоматизации учета, контроля и оценки образовательной деятельности учащихся.


Второе направление внедрения мультимедийных ресурсов представляет собой более сложный процесс, ведущий к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению учебных планов в целом на основе использования информационного содержания.

При этом то, что мы называем созданием, описанием, классификацией и использованием мультимедийных ресурсов, должно основываться на психологическом принципе деятельности и психологическом принципе «роста».

Согласно первому принципу, развитие учащихся основано на активном получении важной информации (знаний) с помощью педагогов. При этом учащимся «даются» знания, соответствующие потребностям, возникшим в ходе предыдущих учебных обменов. Внедрение мультимедийных ресурсов в реализацию этого принципа происходит по второму указанному выше направлению.

Эти принципы наиболее уместно и полностью воплощены в модели обучения, ориентированной на учащегося. Ее цель - способствовать развитию учащегося как личности, при котором у него формируется потребность в самообразовании и самоопределении в образовательной и жизненной среде, с чувством личной ответственности. В этой модели знания, умения и навыки рассматриваются не как цели, а как средства развития личности обучающихся, определяющие специфические потребности образовательной системы в источниках информации [7, с.140].

Основными видами электронных информационных ресурсов образовательного назначения, которые могут быть использованы на основе мультимедийных технологий, являются: информационно-поисковые и справочные мультимедийные системы, прикладные мультимедийные энциклопедии, мультимедийные средства контроля и измерения знаний, умений и навыков учащихся. Школьники, электронные тренажеры, мультимедийные средства математического и имитационного моделирования, мультимедийные средства для лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий, автоматизированные системы обучения, экспертные системы обучения, интеллектуальные системы обучения, электронные мультимедийные учебники.

Информационно-поисковые и справочные мультимедийные системы используются для ввода, хранения, поиска и предоставления информации учителям, учащимся и родителям. В состав таких систем могут входить различные гипермедийные программы, обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск мультимедийной информации по тому или иному признаку.


Из распространения понятия информационно-поисковых систем непосредственно из телекоммуникационных систем и порталов следует более современное и широкое применение понятия мультимедийной энциклопедии, представляющей собой совокупность учебных информационных модулей вместе с соответствующей системой управления. Использование мультимедийных энциклопедий является одной из наиболее распространенных форм разработки мультимедийных образовательных ресурсов.

Мультимедийная энциклопедия приложений может соответствовать как дисциплине, так и группе специалистов. В то же время учебные модули могут быть сосредоточены на конкретных темах или концепциях, рассматриваемых в дисциплине. Например, модуль может содержать содержимое, соответствующее только отрывкам из классических учебников, или описывать понятия, используемые для одновременного преподавания нескольких общеобразовательных предметов [10, с.153].

Мультимедийные средства контроля и измерения уровня знаний школьников достаточно распространены в телекоммуникационной среде и широко используются в общем среднем образовании в силу относительной простоты их создания. Существует ряд систем инструментальных оболочек, которые позволяют учителям, даже незнакомым с основами программирования, составлять списки вопросов и возможных ответов по конкретным учебным темам школьной программы.

Необходимость таких мультимедийных ресурсов в системе школьного образования связана с необходимостью освободить учителей от постановки отдельных контрольных заданий и проверки их выполнения на правильность.

Особенно это актуально в условиях массового образования и необходимости привязки результатов обучения к требованиям государственных образовательных стандартов.

Многократный и более частый контроль знаний, в том числе и самоконтроль, стимулирует повторение, углубляющее учебный материал.

Электронные тренажеры используются для отработки практических навыков и умений. Данный мультимедийный инструмент необходим в учебном процессе для обучения движениям в сложных или даже экстренных ситуациях при отработке их в экстренных ситуациях, когда обучение с реальными предметами нежелательно по ряду причин (возможность создания аварийного секса, повышенный риск, И Т.Д.). Кроме того, электронные тренажеры используются для развития навыков и умений решать проблемы. В этом случае они дают краткую информацию о теории, обучении на разных уровнях самостоятельности, контроля и самоконтроля. Мультимедийные средства математического и имитационного моделирования также можно отнести к образовательным мультимедийным ресурсам, так как они позволяют раздвинуть границы экспериментальных и