Файл: Методические подходы к разработке электроннообразовательных ресурсов.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
теоретических исследований, дополнить физические эксперименты с помощью компьютеров, предоставить студентам и преподавателям дополнительную информацию. Часть изучаемых объектов моделируется с помощью этих ресурсов, часть – системами измерений [4, с.105].
Автоматизированные обучающие системы, как правило, представляют собой относительно небольшие мультимедийные образовательные ресурсы. Такие мультимедийные ресурсы обеспечивают школьников теоретическим материалом, обучением и контролем знаний.
Экспертная система обучения реализована на основе идей и технологий искусственного интеллекта. Этот мультимедийный ресурс моделирует деятельность специалистов по решению достаточно сложных задач, может приобретать новые знания, отвечать на запросы учащихся, а также решать задачи, характерные для школьного образования. В то же время система экспертного обучения, основанная на мультимедийных технологиях, прививает стратегии и стратегии решения проблем при интерактивной поддержке решения проблем. К сожалению, при использовании такой системы не реализуются части учебного цикла процесса обучения студентов, такие как организация студентов для применения полученных базовых знаний и получение обратной связи (управление поведением студентов). При использовании экспертной системы обучения учащимся не нужно самостоятельно находить решения, поэтому в цикле обучения не реализовано такое звено, как получение обратной связи.
Интеллектуальная система обучения является одним из образовательных мультимедийных ресурсов самого высокого уровня и также реализована на основе идеи искусственного интеллекта. Этими ресурсами можно управлять на всех этапах решения учебной задачи, от установления и поиска принципов решения до оценки оптимальности решений с учетом особенностей деятельности школьников. Такие мультимедийные ресурсы обеспечивают интерактивное взаимодействие, обычно на естественном языке. В такой системе рефлексивное управление обучением должно основываться на моделях учащихся (постоянно обновляющихся на протяжении всего образовательного процесса). Мультимедийные ресурсы должны улучшать стратегии обучения по мере накопления данных [8, с.36].
Характерной чертой интеллектуальных обучающих систем является то, что они не содержат первичные и вторичные эффекты обучения в законченном виде, а порождают их.
Особенностью электронных образовательных ресурсов является использование программной среды для управления обучением. Для управления используются принципы кибернетики, а наиболее распространенными учебными пособиями являются программируемые учебные пособия. Если символика и каналы передачи информации во всех видах учебных материалов ясны, то способ программного обучения нуждается в уточнении. В этих инструментах используются разные системы рисования (видео, аудио, аудиовизуальные), но все они обучаются с помощью технических средств, следующих принципам программного управления. Инструменты программного обучения являются наиболее важной CRM для методов дистанционного обучения. Слово «процедура» указывает на то, что в данном методе обучения программируются действия как ученика, так и учителя. Но вы возражаете против того, чтобы учителя и ученики всегда работали по определенной методике, по определенному плану.
Поэтому мы интерпретируем слово «программа» в кибернетическом смысле — это алгоритм, написанный на языке исполнителя.
В этом методе обучения по определению исключается творчество педагогов. Он технолог, выполняющий точные шаги алгоритма.
Обучение – это двусторонний процесс, в котором знания, навыки, умения и способы действия передаются от учителя к ученику. Передача по умолчанию, т. е. учитель считает, что ученик усваивает информацию с предложенной скоростью и сложностью [2, с.46].
Это реально? Для определения уровня усвоения учебных материалов учителями был организован опрос. В традиционной учебной программе учителя и ученики проходят три этапа: обновление основ, объяснение нового материала и его закрепление.
Из-за приемов и методов, которыми он это делал, невозможно перечислить их все. Но можно лишь сказать, что преподаватель руководит учебной работой, которая является его основной задачей на уроке.
Одним из важнейших элементов реформирования сферы образования в современных условиях является активное использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и других мультимедийных интерактивных образовательных технологий для преподавания различных предметов в высших учебных заведениях (ВУЗах). Однако для того, чтобы использование ЭОР превалировало, требуется эффективный подход к проектированию ЭОР, который должен основываться на административных правилах университета.
Хотя процесс проектирования ЭОР давно апробирован в различных вузах, его конечный результат не всегда реализовывался в виде комплексного внедрения ЭОР в образовательный процесс. Этому есть несколько причин, а именно [5, с.76]:
В качестве методики, а также программного ресурса, позволяющего решить эту задачу в сложной системе, рекомендуется использовать уже знакомую большинству пользователей среду и интерфейс редактора презентаций Microsoft PowerPoint. Этот ресурс открывает новые возможности для повторного использования когда-то разработанных интерактивных материалов (модулей ЭОР) для разных целей, а именно [9, с.37]:
При проектировании ЭОР разрабатываются стандартные шаблоны дизайна и презентации. Это позволяет легко идентифицировать все ЭОР в университете и облегчает преподавателям решение проблем проектирования. Шаблоны создаются с краткими инструкциями, заполняемыми учителями, что также упрощает их дальнейшую работу. Все инструкции должны основываться на общих правилах проектирования ЭОР. Кроме того, должны быть разработаны методологические предпосылки для их построения. Это позволяет конвертировать разработанные ЭОР в другие форматы для дальнейшего использования в образовательном процессе [1, с.118].
Ключевым фактором в разработке новых подходов к ЭОР является признание того, что они не имеют одинаковой функции для каждого преподавателя университета. Необходимость использования сложных интерактивных и мультимедийных элементов остается на усмотрение преподавателя. Поэтому внедрение нового подхода включает в себя четкое определение полномочий всех лиц, участвующих в разработке ЭОР. По этому признаку все работники Университета условно разделены на две группы:
Вышеупомянутые группы экспертов сильно различаются по своим знаниям, навыкам и компетенциям. Поэтому программы тренировок для каждой категории принципиально разные. Обучение разработчиков EER внедрению новых методологических подходов должно отличаться от стандартных процедур для разработчиков программного обеспечения. В то же время программы подготовки учителей должны быть согласованы с тремя основными целями.
1. Приобрести знания о современных методах проектирования EER и их применении в различных формах обучения.
2. Совершенствование навыков использования ПО по категориям участников процесса, при выборе средств развития ЭОР в соответствии с задачами и потребностями преподавателя включать в план обучения только те функции, которые действительно необходимы для развития ЭОР.
3. Применять навыки проектирования EER, чтобы закрепить знания и навыки, которые учителя приобрели в ходе самостоятельной работы. [8, с.49].
Программа обучения группы авторов ЭОР имеет структуру, которая отражена в таблице 1. [4, с.105]
Таблица 1 – Структура программы обучения авторского коллектива ЭОР
Структура программы обучения группы разработчиков ЭОР представлена в таблице 2. [8, с.96]
Таблица 2 – Структура программы обучения группы разработчиков ЭОР
Помимо приобретения знаний, навыков и компетенций, результатами обучения по предлагаемым проектам будут готовые ЭОР, созданные преподавателями и программистами в своей работе. Это способствует эффективному переходу к практическому применению ЭОР в процессе обучения. Принцип непрерывности программного обеспечения гласит, что каждый автор ЭОР может впоследствии получить квалификацию на своем уровне разработчика.
Как показала практика использования редактора презентаций Microsoft PowerPoint для разработки ЭОР, не требующих сложной интерактивности, время выполнения начального выпуска составляет не более месяца (в зависимости от наличия готового к использованию учебного контента). Кроме того, применение предлагаемого метода значительно снижает финансовые и временные затраты. Максимальное вовлечение преподавателей в процесс не только способствует созданию и использованию ЭОР в образовательном процессе, но и упрощает процесс его регулярного обновления. Обладая необходимыми знаниями и навыками, и мотивационной поддержкой руководства вуза, преподаватель может самостоятельно проектировать,
Автоматизированные обучающие системы, как правило, представляют собой относительно небольшие мультимедийные образовательные ресурсы. Такие мультимедийные ресурсы обеспечивают школьников теоретическим материалом, обучением и контролем знаний.
Экспертная система обучения реализована на основе идей и технологий искусственного интеллекта. Этот мультимедийный ресурс моделирует деятельность специалистов по решению достаточно сложных задач, может приобретать новые знания, отвечать на запросы учащихся, а также решать задачи, характерные для школьного образования. В то же время система экспертного обучения, основанная на мультимедийных технологиях, прививает стратегии и стратегии решения проблем при интерактивной поддержке решения проблем. К сожалению, при использовании такой системы не реализуются части учебного цикла процесса обучения студентов, такие как организация студентов для применения полученных базовых знаний и получение обратной связи (управление поведением студентов). При использовании экспертной системы обучения учащимся не нужно самостоятельно находить решения, поэтому в цикле обучения не реализовано такое звено, как получение обратной связи.
Интеллектуальная система обучения является одним из образовательных мультимедийных ресурсов самого высокого уровня и также реализована на основе идеи искусственного интеллекта. Этими ресурсами можно управлять на всех этапах решения учебной задачи, от установления и поиска принципов решения до оценки оптимальности решений с учетом особенностей деятельности школьников. Такие мультимедийные ресурсы обеспечивают интерактивное взаимодействие, обычно на естественном языке. В такой системе рефлексивное управление обучением должно основываться на моделях учащихся (постоянно обновляющихся на протяжении всего образовательного процесса). Мультимедийные ресурсы должны улучшать стратегии обучения по мере накопления данных [8, с.36].
Характерной чертой интеллектуальных обучающих систем является то, что они не содержат первичные и вторичные эффекты обучения в законченном виде, а порождают их.
Особенностью электронных образовательных ресурсов является использование программной среды для управления обучением. Для управления используются принципы кибернетики, а наиболее распространенными учебными пособиями являются программируемые учебные пособия. Если символика и каналы передачи информации во всех видах учебных материалов ясны, то способ программного обучения нуждается в уточнении. В этих инструментах используются разные системы рисования (видео, аудио, аудиовизуальные), но все они обучаются с помощью технических средств, следующих принципам программного управления. Инструменты программного обучения являются наиболее важной CRM для методов дистанционного обучения. Слово «процедура» указывает на то, что в данном методе обучения программируются действия как ученика, так и учителя. Но вы возражаете против того, чтобы учителя и ученики всегда работали по определенной методике, по определенному плану.
Поэтому мы интерпретируем слово «программа» в кибернетическом смысле — это алгоритм, написанный на языке исполнителя.
В этом методе обучения по определению исключается творчество педагогов. Он технолог, выполняющий точные шаги алгоритма.
Обучение – это двусторонний процесс, в котором знания, навыки, умения и способы действия передаются от учителя к ученику. Передача по умолчанию, т. е. учитель считает, что ученик усваивает информацию с предложенной скоростью и сложностью [2, с.46].
Это реально? Для определения уровня усвоения учебных материалов учителями был организован опрос. В традиционной учебной программе учителя и ученики проходят три этапа: обновление основ, объяснение нового материала и его закрепление.
Из-за приемов и методов, которыми он это делал, невозможно перечислить их все. Но можно лишь сказать, что преподаватель руководит учебной работой, которая является его основной задачей на уроке.
-
Методический подход к проектированию электронных образовательных ресурсов
Одним из важнейших элементов реформирования сферы образования в современных условиях является активное использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и других мультимедийных интерактивных образовательных технологий для преподавания различных предметов в высших учебных заведениях (ВУЗах). Однако для того, чтобы использование ЭОР превалировало, требуется эффективный подход к проектированию ЭОР, который должен основываться на административных правилах университета.
Хотя процесс проектирования ЭОР давно апробирован в различных вузах, его конечный результат не всегда реализовывался в виде комплексного внедрения ЭОР в образовательный процесс. Этому есть несколько причин, а именно [5, с.76]:
-
мотивация преподавателей вузов к участию в проектировании ЭОР в нынешнем состоянии полностью отсутствует; -
информационный ресурс, полученный в ходе многолетнего проектирования - ЭОР остается мало востребованным в образовательном процессе; -
продолжительность и стоимость разработки ЭОР существенно зависят от того, насколько больше внимания преподаватель вуза уделяет изложению дидактического содержания ЭОР по сравнению с используемой методикой преподавания по данному предмету; -
при существующем подходе к проектированию ЭОР необходимо каждый раз повторять весь цикл обучения учителей использованию современных педагогических технологий и узкоспециализированного программного обеспечения.
В качестве методики, а также программного ресурса, позволяющего решить эту задачу в сложной системе, рекомендуется использовать уже знакомую большинству пользователей среду и интерфейс редактора презентаций Microsoft PowerPoint. Этот ресурс открывает новые возможности для повторного использования когда-то разработанных интерактивных материалов (модулей ЭОР) для разных целей, а именно [9, с.37]:
-
создание новых версий ЭОР при изменении дидактического содержания исходной версии традиционной формы учебника в различных форматах; -
внедрение разработанного ЭОР в педагогическую практику одновременно с использованием специализированной оргтехники; -
быстрая конвертация разработанных ЭОР в формат, пригодный для дистанционного обучения
При проектировании ЭОР разрабатываются стандартные шаблоны дизайна и презентации. Это позволяет легко идентифицировать все ЭОР в университете и облегчает преподавателям решение проблем проектирования. Шаблоны создаются с краткими инструкциями, заполняемыми учителями, что также упрощает их дальнейшую работу. Все инструкции должны основываться на общих правилах проектирования ЭОР. Кроме того, должны быть разработаны методологические предпосылки для их построения. Это позволяет конвертировать разработанные ЭОР в другие форматы для дальнейшего использования в образовательном процессе [1, с.118].
Ключевым фактором в разработке новых подходов к ЭОР является признание того, что они не имеют одинаковой функции для каждого преподавателя университета. Необходимость использования сложных интерактивных и мультимедийных элементов остается на усмотрение преподавателя. Поэтому внедрение нового подхода включает в себя четкое определение полномочий всех лиц, участвующих в разработке ЭОР. По этому признаку все работники Университета условно разделены на две группы:
-
авторский коллектив, в который входят все преподаватели вуза, участвующие в создании дидактического контента для ЭОР по своим предметам;
-
группа разработчиков, в которую входят программисты, имеющие навыки проектирования сложных интерактивных и мультимедийных ресурсов, а также их перевода в другие форматы с помощью специализированного программного обеспечения [3, с.129].
Вышеупомянутые группы экспертов сильно различаются по своим знаниям, навыкам и компетенциям. Поэтому программы тренировок для каждой категории принципиально разные. Обучение разработчиков EER внедрению новых методологических подходов должно отличаться от стандартных процедур для разработчиков программного обеспечения. В то же время программы подготовки учителей должны быть согласованы с тремя основными целями.
1. Приобрести знания о современных методах проектирования EER и их применении в различных формах обучения.
2. Совершенствование навыков использования ПО по категориям участников процесса, при выборе средств развития ЭОР в соответствии с задачами и потребностями преподавателя включать в план обучения только те функции, которые действительно необходимы для развития ЭОР.
3. Применять навыки проектирования EER, чтобы закрепить знания и навыки, которые учителя приобрели в ходе самостоятельной работы. [8, с.49].
Программа обучения группы авторов ЭОР имеет структуру, которая отражена в таблице 1. [4, с.105]
Таблица 1 – Структура программы обучения авторского коллектива ЭОР
Знания | |
Методические принципы создания и использования ЭОР, отличия от принципов создания УМК для традиционного учебного процесса | Теоретический модуль |
Умения | |
Основы работы с программным обеспечением для разработки структурных элементов ЭОР (текстовых, табличных, графических) | MS Office, Adobe Photoshop |
Основы работы с программным обеспечением для разработки ЭОР среднего уровня сложности | MS PowerPoint |
Навыки | |
Практикум по разработке ЭОР | Практическая работа в классе |
Самостоятельная разработка ЭОР | Консультационное сопровождение |
Структура программы обучения группы разработчиков ЭОР представлена в таблице 2. [8, с.96]
Таблица 2 – Структура программы обучения группы разработчиков ЭОР
Знания | |
Методические принципы создания и использования ЭОР, отличия от принципов создания УМК для традиционного учебного процесса | Теоретический модуль |
Умения | |
Использование программного обеспечения для разработки структурных элементов ЭОР (графических, видео, мультимедийных, интерактивных) | Adobe Family (Photoshop, Flash, Captivate) |
Использование программного обеспечения для разработки ЭОР высокого уровня сложности | Articulate Rapid E-Learning Studio |
Навыки | |
Практикум по разработке ЭОР | Практическая работа в классе |
Самостоятельная итоговая работа по разработке ЭОР | Консультационное сопровождение |
Помимо приобретения знаний, навыков и компетенций, результатами обучения по предлагаемым проектам будут готовые ЭОР, созданные преподавателями и программистами в своей работе. Это способствует эффективному переходу к практическому применению ЭОР в процессе обучения. Принцип непрерывности программного обеспечения гласит, что каждый автор ЭОР может впоследствии получить квалификацию на своем уровне разработчика.
Как показала практика использования редактора презентаций Microsoft PowerPoint для разработки ЭОР, не требующих сложной интерактивности, время выполнения начального выпуска составляет не более месяца (в зависимости от наличия готового к использованию учебного контента). Кроме того, применение предлагаемого метода значительно снижает финансовые и временные затраты. Максимальное вовлечение преподавателей в процесс не только способствует созданию и использованию ЭОР в образовательном процессе, но и упрощает процесс его регулярного обновления. Обладая необходимыми знаниями и навыками, и мотивационной поддержкой руководства вуза, преподаватель может самостоятельно проектировать,