Файл: Рекомендовано к печати Ученым Советом Института коррекционной педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • По всем предметам?.. Ну это... Эдик...

  • Так он хорошо учится по всем предметам?

  • Нет, по русскому он впереди, а по математике не знаю...

  • Еще есть в классе хорошие ученики?

  • Есть отличница... Хорошо по русскому языку... по математике... не знаю.




  • Учителя отмечают твои успехи в математике или в русском
    языке?

  • Ну... она говорит... что... что по русскому ну... ты должен
    написать хорошо контрольную... (Эта фраза вызывает у ученика
    большие затруднения, он краснеет, отвечает с большими паузами,
    интенсивность заикания возрастает.)

Мальчик эмоционально реагирует на все, что связано с непол­ной реализацией его возможностей. Возникающее под воздей­ствием изменения темы разговора эмоциональное напряжение де­зорганизует высказывание и усиливает проявление речевого де­фекта.

Изменения эмоционального состояния и, соответственно, вы­раженности заикания привносятся также вариативностью пси­хологического фона беседы. Он может быт нейтральным, когда обследующий спокойно, без особых эмоций проводит диалог; эмо­ционально-положительным — когда обследующий одобрением стимулирует высказывания ребенка; эмоционально-отрицатель­ным — когда обследующий несколько обостряет обстановку, тон его становится более требовательным, он просит ускорить темп ответов и т.д. На эмоциональное состояние ребенка определенное влияние оказывает требование перестроить высказывание, изменив его цель и задачи. Таким образом, эмоциональное напряжение возни­кает и при введении в беседу различных помех, отвлекающих моментов, что свидетельствует о повышенной чувствительности заикающегося ребенка к обстановке общения.

Каждое из названных средств, варьирующих ход диалога, мо­жет быть использовано как отдельно, так и в совокупности. От обследующего требуется известная гибкость в организации диа­лога и соответствующая ориентировка в использовании упомяну­тых средств. Это определяет и всю тактику процедуры обследо­вания.

При обследовании заикающегося обычно первыми задают так называемые анкетные вопросы, имеющие нейтральную окраску (Как тебя зовут? Где ты живешь? В какой школе учишься? И т.д.). Если же подобные вопросы вызывают индивидуальные коммуникативные затруднения, препятствующие дальнейшему
свободному развитию диалога, то ребенку можно предложить не­вербальное, доступное, имеющее занимательную форму задание, результат выполнения которого может быть представлен с помо­щью показа. Обычно после предъявления одного-двух подобных заданий у ребенка снимается напряжение и он более свободно включается в процесс устного общения.

По следам каждого раздела обследования проводится анализ полученных фактов. Цель анализа — выявить уровень сформиро­ванное™ навыков общения и проследить устойчивость их в разных ситуациях, связанных с введением заикающегося учащегося в различные эмоциональные состояния.

При этом фиксации подлежат:

- сохранность замысла высказывания, логичность и после­
довательность развертывания его содержания, особенно­
сти актуализации языковых средств;

— манера общения, проявляющаяся в индивидуальных особенностях общего и речевого поведения: начинает ли заикающийся школьник отвечать на вопрос, не дос­лушав его, перебивает ли собеседника встречным воп­росом, общается легко, непринужденно или с трудом -долгое время молчит, затем начинает отвечать одно­сложно;

- проявляет ли в разговоре самостоятельность или посто­янно ждет одобрения от родителей, обследующего; - проявляет ли инициативу в общении, умеет ли активно

и убедительно отстаивать свою точку зрения. Обобщаются и все данные, относящиеся к личностным реакци­ям ребенка на процесс общения, а именно: как реагирует на не­удачный ответ, на негативную оценку обследующим его деятель­ности и речи (повышением эмоциональной напряженности, дезор­ганизующей речевое высказывание, или умением собраться и эф­фективно продолжать работу); как быстро истощается в разгово­ре, устает; говорит ли об этом или скрывает усталость; проявляет сдержанность в оценке собственной личности или демонстрирует повышенный уровень притязаний.

Особенности деятельности

Исследованиями в области психологии эмоций доказано, что возникающая вследствие различных внутренних и внешних фак­торов эмоциональная напряженность проявляется как в речи, которая «выдает» существенную информацию о степени эмоцио­нального напряжения, так и во внеречевой деятельности.



В связи с этим в ходе обследования заикающимся школьникам предъявляются специальные задания (включая задания, состав­ленные на материале школьной программы). Цель данного вида обследования — установить степень влияния состояния эмоцио­нальной напряженности на продуктивность внеречевой деятельно­сти заикающихся учащихся, меру проявления их волевой актив­ности в учебной деятельности. При этом важно также определить колебания интенсивности заикания (усиление или уменьшение его) в зависимости от уровня сложности заданий и условий, в ко­торых они выполняются.

Суть одних заданий состоит в нахождении отличительных при­знаков двух объектов. Другие задания связаны с поиском опреде­ленной закономерности в сравниваемых объектах. Причем если в первом случае достаточно выделить значимые детали, то во втором необходимо представить доказательство обнаруженной закономер­ности. Помимо этого в обследовании используют разнообразные задания на конструирование.

Например, учащемуся предлагается рассмотреть изображения двух домиков, каждый из которых сложен из тринадцати спичек (палочек). По инструкции ребенок должен сложить сначала до­мик с опорой на первый рисунок, а затем переложить три палоч­ки так, чтобы получился домик, изображенный на втором рисунке. Обычно первое задание выполняется легко. Выполнение вто­рого задания часто вызывает затруднения. Введение дополни­тельной трудности (условие, по которому можно переложить только три палочки) либо мобилизует ребенка на активные поис­ки решения, либо приводит к разладу тех или иных звеньев дея­тельности, либо вызывает аффективную реакцию и отказ продол­жать работу.

В ходе обследования детям предлагают также и сложные мно­гокомпонентные задания, выполнение которых требует соблюде­ния строгой последовательности. Нужно, к примеру, расшифро­вать слово, состоящее из восьми букв. Дается изображение не­скольких предметов, в названиях которых содержатся отдельные буквы. Из них нужно составить искомое слово. Порядковый номер каждой из букв обозначен соответствующей цифрой. Подобное задание требует двойной перешифровки.

В процессе выполнения таких заданий исследуется способность ребенка к организации систематизированного поиска, а также
выявляются возможности словесного описания ребенком своей деятельности.

Чтобы получить наиболее полное представление об индивиду­альных особенностях деятельности и поведения заикающихся школьников, в ходе обследования целесообразно предлагать им и задания, сконструированные на программном материале ведущих предметов (математика, родной язык).

Рассмотрим конкретные примеры.

1. Предлагается карточка-схема, включающая набор различных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоу­гольник).

Задание: в середине листа бумаги обведи по трафарету круг; над ним начерти треугольник; справа от треугольника начерти квадрат; слева от треугольника начерти прямоугольник.

Вопросы к заданию:

  • назови фигуру, расположенную над кругом;

  • какая фигура расположена справа от треугольника;

  • назови фигуру, расположенную слева от треугольника;

  • какая фигура расположена между квадратом и треугольником;

  • где расположен квадрат?

2. Круг, внутри которого расположены буквы.

Задание: составь как можно больше слов, читая буквы вна­чале по часовой стрелке, потом — в направлении против часовой стрелки.

Вопросы к заданию:

  • сколько всего слов ты составил;

  • назови слова, начинающиеся с согласной буквы;

  • сколько получилось слов, состоящих из одного слога; из
    трех слогов? И т.д.

Подобные задания можно усложнять путем использования неречевых и речевых средств. Например, в первом задании -увеличить количество фигур, которые в то же время могут быть разного цвета и разного размера. Можно при предъявлении того или иного задания допустить намеренные оговорки или лими­тировать выполнение заданий определенным отрезком времени и т.д.

Материал, полученный в результате проведения заданий, ана­лизируется по следующим параметрам:

  • характеристика процесса работы: выбор операций, уста­
    новление их последовательности;

  • состояние психофизиологических процессов: устойчивость внимания, способность к переключению, умение
    производить целенаправленный поиск, преодолевать
    встречающиеся в ходе работы трудности, общая продук­тивность;

  • особенности построения высказываний, характеризую­
    щих производимые действия и все задание в целом (раз­
    личные по сложности высказывания — от простого до
    обобщений, доказательств);

  • влияние на эффективность выполнения задания внешних
    условий, личностных факторов.


Кроме того, обследующий должен выяснить, как ребенок орга­низует собственную деятельность, а именно:

  • как знакомится с инструкцией (читает бегло, поверхностно, при выполнении задания оказывается необходи­мым вторичное обращение к ней);

  • как начинает выполнять задание: уверенно, быстро; мед­
    ленно, неуверенно ориентируется; хаотично переключается с одного объекта на другой;

как сообщает результаты своей работы: импульсивно,
дает первый пришедший в голову более или менее подходящий ответ; длительно готовится к ответу, сомневаясь в правильности его или не желая получить отрицатель­ную оценку обследующего;

— на каком этапе деятельности ребенку оказывалась по­мощь: при знакомстве с инструкцией; по ходу выполне­ния задания; в процессе сообщения результатов деятель­ности; в чем состояла помощь (в организации внимания при знакомстве с инструкцией; в общей стимуляции де­ятельности и пр.)*

Особенности письма и чтения

Анализ письменных работ заикающихся школьников обнару­живает довольно разнообразные ошибки: нарушения начертания букв, их пространственного расположения; ошибки, обусловлен­ные недостаточным усвоением правил орфографии, пунктуации. На этом пестром и колеблющемся фоне стабильно выделяются определенные ошибки.

Остановимся на ряде примеров, заимствованных из письма за­икающихся учащихся: «Слон ухавивал (ухаживал) за ребенком» (Оля К., 3 кл.); «Хохотники (охотники) говорят...» (Толя С., 4кл.); «Мальчик подал нам знамк (знак)» (Сережа Л., 7 кл.) и др.

Данные нарушения проявляются в письме заикающихся неоднозначно, то в сочетании с другими ошибками, то превалируя над ними.

В процессе самопроверки указанные недочеты не всегда попа­дают в поле зрения учащихся, более того — они могут оставаться вне контрольных действий продолжительное время.

Свойственные заикающимся детям в одних случаях поспешность, опережающая планирование деятельности, в других — по­ниженная способность к переключению, «застреваемость», а так­же быстрое снижение работоспособности приводят нередко к разнообразным нарушениям структуры записываемого слова.

Так, в одних случаях наличие и характер ошибочных проявле­