Файл: Рекомендовано к печати Ученым Советом Института коррекционной педагогики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
По всем предметам?.. Ну это... Эдик... -
Так он хорошо учится по всем предметам?
-
Нет, по русскому он впереди, а по математике не знаю... -
Еще есть в классе хорошие ученики? -
Есть отличница... Хорошо по русскому языку... по математике... не знаю.
-
Учителя отмечают твои успехи в математике или в русском
языке? -
Ну... она говорит... что... что по русскому ну... ты должен
написать хорошо контрольную... (Эта фраза вызывает у ученика
большие затруднения, он краснеет, отвечает с большими паузами,
интенсивность заикания возрастает.)
Мальчик эмоционально реагирует на все, что связано с неполной реализацией его возможностей. Возникающее под воздействием изменения темы разговора эмоциональное напряжение дезорганизует высказывание и усиливает проявление речевого дефекта.
Изменения эмоционального состояния и, соответственно, выраженности заикания привносятся также вариативностью психологического фона беседы. Он может быт нейтральным, когда обследующий спокойно, без особых эмоций проводит диалог; эмоционально-положительным — когда обследующий одобрением стимулирует высказывания ребенка; эмоционально-отрицательным — когда обследующий несколько обостряет обстановку, тон его становится более требовательным, он просит ускорить темп ответов и т.д. На эмоциональное состояние ребенка определенное влияние оказывает требование перестроить высказывание, изменив его цель и задачи. Таким образом, эмоциональное напряжение возникает и при введении в беседу различных помех, отвлекающих моментов, что свидетельствует о повышенной чувствительности заикающегося ребенка к обстановке общения.
Каждое из названных средств, варьирующих ход диалога, может быть использовано как отдельно, так и в совокупности. От обследующего требуется известная гибкость в организации диалога и соответствующая ориентировка в использовании упомянутых средств. Это определяет и всю тактику процедуры обследования.
При обследовании заикающегося обычно первыми задают так называемые анкетные вопросы, имеющие нейтральную окраску (Как тебя зовут? Где ты живешь? В какой школе учишься? И т.д.). Если же подобные вопросы вызывают индивидуальные коммуникативные затруднения, препятствующие дальнейшему
свободному развитию диалога, то ребенку можно предложить невербальное, доступное, имеющее занимательную форму задание, результат выполнения которого может быть представлен с помощью показа. Обычно после предъявления одного-двух подобных заданий у ребенка снимается напряжение и он более свободно включается в процесс устного общения.
По следам каждого раздела обследования проводится анализ полученных фактов. Цель анализа — выявить уровень сформированное™ навыков общения и проследить устойчивость их в разных ситуациях, связанных с введением заикающегося учащегося в различные эмоциональные состояния.
При этом фиксации подлежат:
- сохранность замысла высказывания, логичность и после
довательность развертывания его содержания, особенно
сти актуализации языковых средств;
— манера общения, проявляющаяся в индивидуальных особенностях общего и речевого поведения: начинает ли заикающийся школьник отвечать на вопрос, не дослушав его, перебивает ли собеседника встречным вопросом, общается легко, непринужденно или с трудом -долгое время молчит, затем начинает отвечать односложно;
- проявляет ли в разговоре самостоятельность или постоянно ждет одобрения от родителей, обследующего; - проявляет ли инициативу в общении, умеет ли активно
и убедительно отстаивать свою точку зрения. Обобщаются и все данные, относящиеся к личностным реакциям ребенка на процесс общения, а именно: как реагирует на неудачный ответ, на негативную оценку обследующим его деятельности и речи (повышением эмоциональной напряженности, дезорганизующей речевое высказывание, или умением собраться и эффективно продолжать работу); как быстро истощается в разговоре, устает; говорит ли об этом или скрывает усталость; проявляет сдержанность в оценке собственной личности или демонстрирует повышенный уровень притязаний.
Особенности деятельности
Исследованиями в области психологии эмоций доказано, что возникающая вследствие различных внутренних и внешних факторов эмоциональная напряженность проявляется как в речи, которая «выдает» существенную информацию о степени эмоционального напряжения, так и во внеречевой деятельности.
В связи с этим в ходе обследования заикающимся школьникам предъявляются специальные задания (включая задания, составленные на материале школьной программы). Цель данного вида обследования — установить степень влияния состояния эмоциональной напряженности на продуктивность внеречевой деятельности заикающихся учащихся, меру проявления их волевой активности в учебной деятельности. При этом важно также определить колебания интенсивности заикания (усиление или уменьшение его) в зависимости от уровня сложности заданий и условий, в которых они выполняются.
Суть одних заданий состоит в нахождении отличительных признаков двух объектов. Другие задания связаны с поиском определенной закономерности в сравниваемых объектах. Причем если в первом случае достаточно выделить значимые детали, то во втором необходимо представить доказательство обнаруженной закономерности. Помимо этого в обследовании используют разнообразные задания на конструирование.
Например, учащемуся предлагается рассмотреть изображения двух домиков, каждый из которых сложен из тринадцати спичек (палочек). По инструкции ребенок должен сложить сначала домик с опорой на первый рисунок, а затем переложить три палочки так, чтобы получился домик, изображенный на втором рисунке. Обычно первое задание выполняется легко. Выполнение второго задания часто вызывает затруднения. Введение дополнительной трудности (условие, по которому можно переложить только три палочки) либо мобилизует ребенка на активные поиски решения, либо приводит к разладу тех или иных звеньев деятельности, либо вызывает аффективную реакцию и отказ продолжать работу.
В ходе обследования детям предлагают также и сложные многокомпонентные задания, выполнение которых требует соблюдения строгой последовательности. Нужно, к примеру, расшифровать слово, состоящее из восьми букв. Дается изображение нескольких предметов, в названиях которых содержатся отдельные буквы. Из них нужно составить искомое слово. Порядковый номер каждой из букв обозначен соответствующей цифрой. Подобное задание требует двойной перешифровки.
В процессе выполнения таких заданий исследуется способность ребенка к организации систематизированного поиска, а также
выявляются возможности словесного описания ребенком своей деятельности.
Чтобы получить наиболее полное представление об индивидуальных особенностях деятельности и поведения заикающихся школьников, в ходе обследования целесообразно предлагать им и задания, сконструированные на программном материале ведущих предметов (математика, родной язык).
Рассмотрим конкретные примеры.
1. Предлагается карточка-схема, включающая набор различных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Задание: в середине листа бумаги обведи по трафарету круг; над ним начерти треугольник; справа от треугольника начерти квадрат; слева от треугольника начерти прямоугольник.
Вопросы к заданию:
-
назови фигуру, расположенную над кругом; -
какая фигура расположена справа от треугольника; -
назови фигуру, расположенную слева от треугольника;
-
какая фигура расположена между квадратом и треугольником;
-
где расположен квадрат?
2. Круг, внутри которого расположены буквы.
Задание: составь как можно больше слов, читая буквы вначале по часовой стрелке, потом — в направлении против часовой стрелки.
Вопросы к заданию:
-
сколько всего слов ты составил; -
назови слова, начинающиеся с согласной буквы; -
сколько получилось слов, состоящих из одного слога; из
трех слогов? И т.д.
Подобные задания можно усложнять путем использования неречевых и речевых средств. Например, в первом задании -увеличить количество фигур, которые в то же время могут быть разного цвета и разного размера. Можно при предъявлении того или иного задания допустить намеренные оговорки или лимитировать выполнение заданий определенным отрезком времени и т.д.
Материал, полученный в результате проведения заданий, анализируется по следующим параметрам:
-
характеристика процесса работы: выбор операций, уста
новление их последовательности; -
состояние психофизиологических процессов: устойчивость внимания, способность к переключению, умение
производить целенаправленный поиск, преодолевать
встречающиеся в ходе работы трудности, общая продуктивность; -
особенности построения высказываний, характеризую
щих производимые действия и все задание в целом (раз
личные по сложности высказывания — от простого до
обобщений, доказательств); -
влияние на эффективность выполнения задания внешних
условий, личностных факторов.
Кроме того, обследующий должен выяснить, как ребенок организует собственную деятельность, а именно:
-
как знакомится с инструкцией (читает бегло, поверхностно, при выполнении задания оказывается необходимым вторичное обращение к ней); -
как начинает выполнять задание: уверенно, быстро; мед
ленно, неуверенно ориентируется; хаотично переключается с одного объекта на другой;
как сообщает результаты своей работы: импульсивно,
дает первый пришедший в голову более или менее подходящий ответ; длительно готовится к ответу, сомневаясь в правильности его или не желая получить отрицательную оценку обследующего;
— на каком этапе деятельности ребенку оказывалась помощь: при знакомстве с инструкцией; по ходу выполнения задания; в процессе сообщения результатов деятельности; в чем состояла помощь (в организации внимания при знакомстве с инструкцией; в общей стимуляции деятельности и пр.)*
Особенности письма и чтения
Анализ письменных работ заикающихся школьников обнаруживает довольно разнообразные ошибки: нарушения начертания букв, их пространственного расположения; ошибки, обусловленные недостаточным усвоением правил орфографии, пунктуации. На этом пестром и колеблющемся фоне стабильно выделяются определенные ошибки.
Остановимся на ряде примеров, заимствованных из письма заикающихся учащихся: «Слон ухавивал (ухаживал) за ребенком» (Оля К., 3 кл.); «Хохотники (охотники) говорят...» (Толя С., 4кл.); «Мальчик подал нам знамк (знак)» (Сережа Л., 7 кл.) и др.
Данные нарушения проявляются в письме заикающихся неоднозначно, то в сочетании с другими ошибками, то превалируя над ними.
В процессе самопроверки указанные недочеты не всегда попадают в поле зрения учащихся, более того — они могут оставаться вне контрольных действий продолжительное время.
Свойственные заикающимся детям в одних случаях поспешность, опережающая планирование деятельности, в других — пониженная способность к переключению, «застреваемость», а также быстрое снижение работоспособности приводят нередко к разнообразным нарушениям структуры записываемого слова.
Так, в одних случаях наличие и характер ошибочных проявле