Файл: Рекомендовано к печати Ученым Советом Института коррекционной педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
латуры, приводящие к специфическим тяжелым расстройствам звуковой стороны речи.

У детей с алалией также отмечаются значительные отклонения от нормального звукопроизношения.

Недостатки звуковой стороны речи при общем ее недоразвитии имеют различную характеристику.

На первом уровне речевого развития дети владеют начатками фразовой речи, но ее звуковое оформление очень нечеткое и не­стабильное, звуки искажаются в зависимости от позиции в сло­ве, от сложности его слоговой структуры и т.п. Дети владеют ар­тикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсут­ствующие в их речи. Характерным при этом является не только непостоянный характер звуков, но и отсутствие слов двух- и трех­сложной структуры (за исключением достаточно знакомых или обиходных). Дети не способны воспроизвести слоговую структу­ру слов. Фонематическое развитие находится также на низком уровне.

На втором уровне речевого развития дефекты звуковой сто­роны речи имеют несколько иную характеристику. Можно бо­лее четко вычленить усвоенные и дефектные звуки; число пос­ледних нередко достигает 16-20. Умея правильно произносить звуки изолированно, дети продолжают искажать их в словах. Отчетливо выявляются затруднения в воспроизведении слого­вых структур. Детям доступно воспроизведение односложных и лишь в некоторых случаях — двухсложных слов, состоящих из прямых слогов.

Наибольшие затруднения вызывает произношение однослож­ных и двухсложных слов со стечением согласных в слоге, а также трехсложных слов. Многосложные структуры часто редуцируют­ся. Все названные искажения слоговой структуры наиболее отчет­ливо проявляются в самостоятельной фразовой речи.

На третьем уровне развития речи изолированное произношение звуков у детей может приближаться к нормальному, однако зача­стую происходит смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам. Развивается также умение пользовать­ся в речи словами со слоговой структурой, однако этот процесс идет трудно, о чем свидетельствует склонность детей к перестанов­ке звуков и слогов.

Нарушения звуковой стороны детской речи при различных формах патологии часто сходны. Поэтому только с помощью тща­тельного сопоставления проявлений, характеризующих строение
и функцию артикуляционного аппарата, уровень фонематического восприятия и качественные особенности дефектов звукопроиз-ношения, можно установить конкретную патологию и найти адек­ватные коррекционные приемы.

Лексические, синтаксические, морфологические значения языка передаются с помощью звуковых единиц в устной форме и при помощи графических единиц — в письменной форме.

Роль звуковых единиц в образовании языковых значений опи­сывается:

- с позиции функционального подхода, т.е. их артикуля­
ция и восприятие;

- с позиции фонетического подхода, т.е. их звучание.
Для логопедического анализа искаженной детской речи, отли­
чающейся от общепринятой нормы, необходимо учитывать оба
подхода.

Общеизвестно, что у значительной части детей с отклонениями речевого развития нарушена или не сформирована способность различать звуковые единицы языка. Эта сторона изучения звуков относится к фонологии. В языке различаются два типа звуковых различий: автономные, т.е. не зависящие от фонетических пози­ций различия между фонемами-, и различия между оттенками од­ной фонемы, связанные с ее фонетической позицией в слове. Ин­дивидуальные варианты обусловлены особенностями произноше­ния говорящих.

Фонема является минимальной единицей языка. В русском язы­ке 6 гласных и 36 согласных фонем, представляющих собой орга­низованную систему, в которой свойства каждого из элементов за­висят от свойств остальных. Фонологически существенными (диф­ференциальными) признаками фонем являются: признаки твердо­сти-мягкости согласных, звонкости-глухости. Особенности фонем­ных противопоставлений реализуются в сильных позициях.

При несформированной связной речи возникают запинки, по­вторения, паузы «нерешительности» (хезитации). В психолингви­стике подобные колебания рассматриваются как один из критери­ев связности речи. Они подразделяются на паузы поиска, когда го­ворящий не может подыскать нужного слова, и на колебания об­ратной связи, когда говорящий чувствует ошибку и обрывает речь. Паузы хезитации чаще возникают на границе слов, редко встре­чаются на границе слогов и морфем, чаще предшествуют существи­тельным. Пауза свыше трех секунд считается длительной.

Наличие большого числа пауз хезитации сигнализирует о зат­

рудненности высказывания и негативно характеризует просоди­ческую сторону речи. Таким образом, обследование звукопроизношения имеет два аспекта, один из которых, артикуляционный, предполагает выяс­нение особенностей образования ребенком звуков речи и функци­онирования произносительных органов в момент речи.

Цель второго аспекта, фонологического, — выяснить, как ре­бенок различает систему речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях. Эти два аспекта тесно связаны между собой.

Приступая к обледованию, логопед знакомится с историей раз­вития ребенка, с данными неврологического и отоларингологичес­кого обследований, в процессе краткой беседы устанавливает с ним контакт и получает, таким образом, общее представление об осо­бенностях звуковой стороны речи.

Обследование звукопроизношения

Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в словах и предложениях.

Проверяются следующие группы звуков:

гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ:

сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, Mb, H, НЬ;

глухие и звонкие парные П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В — в твердом и

мягком звучании: П'-Б', Т'-Д*, К'-Г, Ф'-В';

мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ,

ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).

При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребенком изолированных звуков, указав характер нарушения (на­пример, звук С — межзубный: звук Ш заменяется межзубным С; звук Ч заменяется ТЬ и т.п.).

Используют задания, состоящие в многократном повторении одного звука, т.к. при этом создаются условия, облегчающие ар-тикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает воз­можность обнаружить трудности деннервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стертой* дизартрии.

Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку двух звуков или слогов, предполагающее четкое арти­куляционное переключение (например, КАП-ПАК). Сначала предъявляются звуки, резко отличающиеся друг от друга артику­ляцией, затем — более близкие. При этом отмечаются случаи,

когда детям не удается моторное переключение с одного звука на
другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий. Отмечается также и появление «ус­ редненной» артикуляции (например, Т и Д передаются одним и тем же полузвонким, Т и Т' - полумягким).

Затем логопед выясняет, как ребенок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искаже­ния, пропуски звуков. С этой целью обследуют произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков; отбираются слова различной слоговой структуры.

Произношение шипящих и свистящих звуков можно обнару­жить на примере слов собака, колесо, нос, сосна, пастух, касса, шапка, шуба. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях. Например:

У кошки пушистый хвост.

Саша уступил место старушке.

Медвежонок залез на сосну.

У наседки, пять пушистых цыплят.

В чаще щебечут птицы. И др.

Произношение сонорных звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, Mb, H, НЬ

исследуется изолированно, а также в слогах и словах (парта, лод­ка, тарелка, кролик, портфель, пропеллер, маляр, рельсы, рояль, крылья и др.).

Предложения для повторения:

Лари разбила тарелку.

Маляр красит, ларек.

Корабль украшен флагами.

Орел — на горе, перо на. орле. И др.

При обследовании произношения согласных звонких и глухих (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В, С-3) нужно учитывать, что степень оглуше­ния детьми согласных может проявляться не всегда в равной мере. Слова для повторения: белка, вагон, кубики, бумага, звонок, мед­вежонок.

Предложения для повторения:

На дубе прыгает бел if а.

Дети видели в лесу дупло дятла.

У Зины болят зубы.

Сопя завязывает синий бант.

Змея шипит, а жук жужжит. И др.

10 Произношение мягких и твердых согласных обследуется на примере их сочетаний с гласными И, Я, Е, Ё в словах: дети, ко­тенок, рюмка, белье, пять.

Предложения для повторения:

У кошки пять котят.

Ребята любят изюм.

Тетя Нюра сварила кисель из клюквы. И др.

С помощью специальных заданий выявляют способности к пе­
реключению артикуляционных движений. Ребенку обычно пред­лагают несколько раз повторить звуковой или слоговой ряд, а за­тем последовательность звуков или слогов изменяется. Отмеча­ется, легко ли удается переключение.

А-И-У, У-И-Аит.д.;

КА-ПА-ТА, ПА-ТА-КА, ТА-ПА-КА;

ПЛА-ПЛУ-ПЛО, ПЛО-ПЛУ-ПЛА и др.;

КАП-ПАК-КАП- ПАК...

РАЛ-ЛАР-РАЛ-ЛАР...

Проверяется также умение произносить слоги с множествен­ным стечением согласных: СКЛА, ВЗМА, ЗДРА и т.п.

Чтобы обследовать умение ребенка произносить слова различ­ной слоговой сложности, ему предъявляют предметные картинки, которым он дает наименование; затем эти же наименования пред­лагаются для отраженного произношения. Результаты выполне­ния обоих видов заданий сравнивают и отмечают, что именно ре­бенку легче выполнить.

Важно отметить также, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных или неусвоенных звуков. От­мечается характер искажения:

сокращение числа слогов: маток вместо молоток, упрощение слогов: ту ль вместо стул, уподобление слогов: татуетка вместо табуретка, добавление числа слогов: команамата вместо комна­та, перестановка слогов и звуков: деверо вместо дерево.

Следует проверить умение произносить звуки в предложени­ях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефект­ных.

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры сло­ва ребенку предъявляются для повторения предложения, состоя­щие из слов повышенной звуко-слоговой сложности:

Петя пьет горькое лекарство.

На перекрестке стоит милиционер.

Космонавт управляет космическим кораблем. И др. Выявленные дефекты звуков группируют в соответствии с фо­нетической классификацией.

В логопедической литературе принято различать четыре типа дефектов звукопроизношения: отсутствие звука, искажение зву­ка, замена звука и смешение звука. Отсутствие звуков, в особен­ности трудно артикулируемых, наблюдается очень часто у детей с самыми различными формами речевой патологии. Иногда в речи детей с хорошим фонематическим восприятием вместо пол­ного выпадения звука в некоторых позициях появляются при­звуки.