Файл: Рекомендовано к печати Ученым Советом Института коррекционной педагогики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ний свидетельствуют о нервной перегрузке заикающихся, вызванной сложностью самого задания (особенно контрольного), несовпадением собственного темпа письма с общим рабочим темпом класса и пр., в других — о повышенной чувствительности к эмоционально сбивающим воздействиям, когда под влиянием даже довольно слабых эмоциональных факторов у ребенка возникает напряжение, снижающее эффективность выполняемой деятельности.
* Отставание в развитии языковых средств выявляется в процессе обследования с помощью специальных приемов (см. главу III).
Анализируя письмо заикающихся учащихся, нельзя не обратить внимание на имеющие место исправления, зачеркивания. (В анализ не включаются поправки, относящиеся к недостаткам правописания.) Действуя импульсивно, заикающиеся учащиеся нередко допускают ошибки, которые сами же корректируют по ходу написания. Обратимся к отдельным примерам: «Во (вро) второй карман...» (Костя Б., 3 кл.). «Как я хотел провести (ев) свой выходной день» (Андрей К., Зкл.).
«Он (дд) бежал и бежал» (Сережа С., 4 кл.). «Вот (тер) первый цыпленок юркнул в трубу* (Андрей Н., 3 кл.).
При обследовании заикающихся нужно обратить особое внимание на состояние письменных работ, выполненных учащимися в ходе повседневной учебной деятельности. Конкретный материал может быть представлен тетрадями по русскому языку, истории, математике, природоведению, «Дневниками наблюдений», а также специальными заданиями. Тетради являются своего рода «реактивом» для выявления недочетов в случае их отсутствия в специальных заданиях.
Таким образом, в процессе анализа письменных работ учитывается характер следующих специфических проявлений:
разнообразные погрешности в оформлении письменных работ, когда в пределах одного текста имеются многочисленные зачеркивания, исправления, добавления и т.д.; своеобразие «пускового» момента выполнения задания (неоднократные попытки передать название работы, переделанные первоначальные слова, предложения); недочеты, свидетельствующие о несформированности регуляторных процессов: ошибки, характеризующиеся предвосхищением последующих букв, персеверацией ра
нее написанных, а также недописывание слов, пропуски букв и т.д.
Орфографические ошибки не включаются в анализ, поскольку они претерпевают изменения в процессе обучения. Однако учитывается общий фон ошибок, с тем чтобы определить, в какой степени недочеты, свойственные заикающимся, коррелируются с ошибками на правила правописания.
Громкое чтение заикающихся учащихся также характеризуется рядом специфических особенностей. Остановимся на отдельных примерах. Чтение Ани Н. (3 кл.) сопровождается заиканием, отмечается много ошибок «угадывающего» характера («кто» вместо «кот», «почему получила» вместо «конечно пошутила» и т.п.). Иная картина возникает при предъявлении более простого текста. Положительное воздействие оказывает установка на четкое, выразительное, понятное окружающим чтение: чтение становится более плавным, уменьшается количество запинок и ошибок.
Андрей Л. (4 кл.) читает с большим напряжением, наблюдается «эмбол» («т», «вот»). Темп чтения быстрый, пропускает слова, теряет строчки.
Обследующий, обращаясь к ребенку, отмечает в его чтении положительные моменты, выразительную интонацию, но просит изменить темп. Создается ситуация благожелательного отношения. При повторном чтении указанные недостатки не отмечаются, мальчик самостоятельно исправляет ошибки, но к концу чтения усиливается заикание, подряд в нескольких словах ребенок нарушает ударение, что свидетельствует о его быстрой истощаемости.
Чтение Иры 3. (4 кл.) в момент обследования протекает без особых осложнений. Обследующий прерывает чтение, с тем чтобы похвалить девочку. Следует адекватная реакция. Но при этом создается ситуация, обратная ожидаемой. Девочка долго не может продолжать чтение, и весь дальнейший процесс сопровождается усилением заикания.
Данные наблюдения показывают, как меняется состояние чтения заикающихся в зависимости от ряда моментов: применения текстов различной сложности- варьирования установок (четкое, выразительное чтение; изменение темпа чтения), а также позволяют проследить индивидуальные реакции на помехи
(неожиданное прерывание чтения и пр.).
Обследование состояния чтения заикающихся учащихся направлено на выявление:
количества запинок в момент чтения;
особенностей протекания акта чтения в различных ситуациях;
характера специфических ошибок, возникающих при чтении (персеверации, пропуски букв, слогов, слов и т.п.).
Таким образом, письмо и чтение, являясь высокоорганизованной произвольной деятельностью, выступают при обследовании заикающихся в качестве одного из диагностических критериев. В
процессе обследования накапливается материал, характеризующий индивидуальные возможности саморегуляции заикающихся школьников, особенности индивидуальных реакций и своеобразие коммуникативных затруднений.
Результаты обобщения всех материалов обследования позволяют определить наиболее адекватные для каждого конкретного случая направления коррекционного воздействия в общей системе специального обучения.
Определения типа логопедического учреждения
Основным показателем при этом является, во-первых, интенсивность и стабильность проявления заикания на протяжении всего обследования; во-вторых, уровень лингвистического развития.
При наличии выраженного заикания, а также в случаях заикания у детей, имеющих недоразвитие речи, коррекцию дефекта целесообразно осуществлять в условиях школы V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи (соответственно во II или I отделении школы).
В случаях менее выраженного заикания (при нормальном уровне развития речевых средств) логопедическая помощь оказывается на логопедических пунктах при общеобразовательных школах.
В общей картине дефекта особую значимость приобретают следующие индивидуальные признаки:
Установлено среди заикающихся детей младшего школьного возраста следующее соотношение: примерно в 75% случаев сформированность языковых средств заикающихся детей не отличает
ся от общепризнанной нормы, а в 25% — заикание сопровождается отклонениями в развитии языковых средств. Характерным для этих случаев является позднее начало речи с последующим замедленным накоплением лексических и грамматических средств языка, фонематических представлений.
Объединяя заикающихся учащихся в ту или иную группу, необходимо помнить, что выраженность данных индивидуальных особенностей может быть различной как по интенсивности проявления, так и по качественной их характеристике (в плане их сочетаемости).
Знание специфических особенностей речевой и внеречевой деятельности заикающихся школьников позволяет не только выделить основные направления коррекционного воздействия, но и организовать пропедевтическую работу по предупреждению рецидивов.
Изложенный материал частично может быть использован учителями общеобразовательной школы при осуществлении индивидуального подхода к заикающимся учащимся и оказании помощи детям с повышенной чувствительностью и низкой адаптивностью к условиям учебной деятельности в классе.
Схема логопедического и психолого-педагогического обследования заикающихся учащихся
1. Анамнестические и паспортные данные
Фамилия, имя, отчество
Год рождения (число, месяц)
Школа, класс .__...
Домашний адрес, телефон
Успеваемость (к моменту обследования)
Состояние слуха
Состояние зрения _„_
Заключение психоневролога (заикание невротическое, неврозоподобное)_
В какие логопедические учреждения обращались, с каким ре
зультатом
Данные о ходе развития речи:
первые слова, фразовая речь (в каком возрасте), в каких условиях формировалась речь (ребенок воспитывался дома, в детском саду
с круглосуточным или с дневным режимом, в детском доме), форсировали ли родители развитие речи.
Как шло развитие речи после появления первых фраз (медленно,
нормально, убыстренно)
На каком (каких) языке(ах) общается ребенок
2. Общая характеристика речи
Степень сформированное™ звуковой и лексико-грамматической сторон речи, состояние артикуляционного аппарата (строение,
подвижность)
Специфические для заикающихся ошибки в письме и чтении: персеверации, антиципации, контаминации, итерации;
недописывание (недочитывание) слов, пропуски букв, слогов,
слов.
3. Особенности речевого общения
Своеобразие речевой деятельности: начало общения, объем об
щения, степень свободы пользования языковыми средствами в
соответствии с темой и ситуацией общения, вариабельность про
явления заикания в процессе общения (диалогическая речь, моно
логическая речь на основе ситуативного и внеситуативного содержания: подготовленная и неподготовленная; громкая, шепотная,
скандированная речь)
Ситуация общения, усугубляющая индивидуальные коммуникативные затруднения (повышение личной ответственности, вне
* Отставание в развитии языковых средств выявляется в процессе обследования с помощью специальных приемов (см. главу III).
Анализируя письмо заикающихся учащихся, нельзя не обратить внимание на имеющие место исправления, зачеркивания. (В анализ не включаются поправки, относящиеся к недостаткам правописания.) Действуя импульсивно, заикающиеся учащиеся нередко допускают ошибки, которые сами же корректируют по ходу написания. Обратимся к отдельным примерам: «Во (вро) второй карман...» (Костя Б., 3 кл.). «Как я хотел провести (ев) свой выходной день» (Андрей К., Зкл.).
«Он (дд) бежал и бежал» (Сережа С., 4 кл.). «Вот (тер) первый цыпленок юркнул в трубу* (Андрей Н., 3 кл.).
При обследовании заикающихся нужно обратить особое внимание на состояние письменных работ, выполненных учащимися в ходе повседневной учебной деятельности. Конкретный материал может быть представлен тетрадями по русскому языку, истории, математике, природоведению, «Дневниками наблюдений», а также специальными заданиями. Тетради являются своего рода «реактивом» для выявления недочетов в случае их отсутствия в специальных заданиях.
Таким образом, в процессе анализа письменных работ учитывается характер следующих специфических проявлений:
разнообразные погрешности в оформлении письменных работ, когда в пределах одного текста имеются многочисленные зачеркивания, исправления, добавления и т.д.; своеобразие «пускового» момента выполнения задания (неоднократные попытки передать название работы, переделанные первоначальные слова, предложения); недочеты, свидетельствующие о несформированности регуляторных процессов: ошибки, характеризующиеся предвосхищением последующих букв, персеверацией ра
нее написанных, а также недописывание слов, пропуски букв и т.д.
Орфографические ошибки не включаются в анализ, поскольку они претерпевают изменения в процессе обучения. Однако учитывается общий фон ошибок, с тем чтобы определить, в какой степени недочеты, свойственные заикающимся, коррелируются с ошибками на правила правописания.
Громкое чтение заикающихся учащихся также характеризуется рядом специфических особенностей. Остановимся на отдельных примерах. Чтение Ани Н. (3 кл.) сопровождается заиканием, отмечается много ошибок «угадывающего» характера («кто» вместо «кот», «почему получила» вместо «конечно пошутила» и т.п.). Иная картина возникает при предъявлении более простого текста. Положительное воздействие оказывает установка на четкое, выразительное, понятное окружающим чтение: чтение становится более плавным, уменьшается количество запинок и ошибок.
Андрей Л. (4 кл.) читает с большим напряжением, наблюдается «эмбол» («т», «вот»). Темп чтения быстрый, пропускает слова, теряет строчки.
Обследующий, обращаясь к ребенку, отмечает в его чтении положительные моменты, выразительную интонацию, но просит изменить темп. Создается ситуация благожелательного отношения. При повторном чтении указанные недостатки не отмечаются, мальчик самостоятельно исправляет ошибки, но к концу чтения усиливается заикание, подряд в нескольких словах ребенок нарушает ударение, что свидетельствует о его быстрой истощаемости.
Чтение Иры 3. (4 кл.) в момент обследования протекает без особых осложнений. Обследующий прерывает чтение, с тем чтобы похвалить девочку. Следует адекватная реакция. Но при этом создается ситуация, обратная ожидаемой. Девочка долго не может продолжать чтение, и весь дальнейший процесс сопровождается усилением заикания.
Данные наблюдения показывают, как меняется состояние чтения заикающихся в зависимости от ряда моментов: применения текстов различной сложности- варьирования установок (четкое, выразительное чтение; изменение темпа чтения), а также позволяют проследить индивидуальные реакции на помехи
(неожиданное прерывание чтения и пр.).
Обследование состояния чтения заикающихся учащихся направлено на выявление:
количества запинок в момент чтения;
особенностей протекания акта чтения в различных ситуациях;
характера специфических ошибок, возникающих при чтении (персеверации, пропуски букв, слогов, слов и т.п.).
Таким образом, письмо и чтение, являясь высокоорганизованной произвольной деятельностью, выступают при обследовании заикающихся в качестве одного из диагностических критериев. В
процессе обследования накапливается материал, характеризующий индивидуальные возможности саморегуляции заикающихся школьников, особенности индивидуальных реакций и своеобразие коммуникативных затруднений.
Результаты обобщения всех материалов обследования позволяют определить наиболее адекватные для каждого конкретного случая направления коррекционного воздействия в общей системе специального обучения.
Определения типа логопедического учреждения
Основным показателем при этом является, во-первых, интенсивность и стабильность проявления заикания на протяжении всего обследования; во-вторых, уровень лингвистического развития.
При наличии выраженного заикания, а также в случаях заикания у детей, имеющих недоразвитие речи, коррекцию дефекта целесообразно осуществлять в условиях школы V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи (соответственно во II или I отделении школы).
В случаях менее выраженного заикания (при нормальном уровне развития речевых средств) логопедическая помощь оказывается на логопедических пунктах при общеобразовательных школах.
В общей картине дефекта особую значимость приобретают следующие индивидуальные признаки:
-
особенности речевого общения в различных ситуациях; -
своеобразие деятельности: особенности вхождения в деятельность; устойчивость и темп ее; способность к переключению, к воспроизведению ряда элементов, общая работоспособность; -
уровень развития языковых средств.
Установлено среди заикающихся детей младшего школьного возраста следующее соотношение: примерно в 75% случаев сформированность языковых средств заикающихся детей не отличает
ся от общепризнанной нормы, а в 25% — заикание сопровождается отклонениями в развитии языковых средств. Характерным для этих случаев является позднее начало речи с последующим замедленным накоплением лексических и грамматических средств языка, фонематических представлений.
Объединяя заикающихся учащихся в ту или иную группу, необходимо помнить, что выраженность данных индивидуальных особенностей может быть различной как по интенсивности проявления, так и по качественной их характеристике (в плане их сочетаемости).
Знание специфических особенностей речевой и внеречевой деятельности заикающихся школьников позволяет не только выделить основные направления коррекционного воздействия, но и организовать пропедевтическую работу по предупреждению рецидивов.
Изложенный материал частично может быть использован учителями общеобразовательной школы при осуществлении индивидуального подхода к заикающимся учащимся и оказании помощи детям с повышенной чувствительностью и низкой адаптивностью к условиям учебной деятельности в классе.
Схема логопедического и психолого-педагогического обследования заикающихся учащихся
1. Анамнестические и паспортные данные
Фамилия, имя, отчество
Год рождения (число, месяц)
Школа, класс .__...
Домашний адрес, телефон
Успеваемость (к моменту обследования)
Состояние слуха
Состояние зрения _„_
Заключение психоневролога (заикание невротическое, неврозоподобное)_
В какие логопедические учреждения обращались, с каким ре
зультатом
Данные о ходе развития речи:
первые слова, фразовая речь (в каком возрасте), в каких условиях формировалась речь (ребенок воспитывался дома, в детском саду
с круглосуточным или с дневным режимом, в детском доме), форсировали ли родители развитие речи.
Как шло развитие речи после появления первых фраз (медленно,
нормально, убыстренно)
На каком (каких) языке(ах) общается ребенок
2. Общая характеристика речи
Степень сформированное™ звуковой и лексико-грамматической сторон речи, состояние артикуляционного аппарата (строение,
подвижность)
Специфические для заикающихся ошибки в письме и чтении: персеверации, антиципации, контаминации, итерации;
недописывание (недочитывание) слов, пропуски букв, слогов,
слов.
3. Особенности речевого общения
Своеобразие речевой деятельности: начало общения, объем об
щения, степень свободы пользования языковыми средствами в
соответствии с темой и ситуацией общения, вариабельность про
явления заикания в процессе общения (диалогическая речь, моно
логическая речь на основе ситуативного и внеситуативного содержания: подготовленная и неподготовленная; громкая, шепотная,
скандированная речь)
Ситуация общения, усугубляющая индивидуальные коммуникативные затруднения (повышение личной ответственности, вне