Файл: Рекомендовано к печати Ученым Советом Института коррекционной педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ний свидетельствуют о нервной перегрузке заикающихся, вызван­ной сложностью самого задания (особенно контрольного), несовпа­дением собственного темпа письма с общим рабочим темпом класса и пр., в других — о повышенной чувствительности к эмоциональ­но сбивающим воздействиям, когда под влиянием даже довольно слабых эмоциональных факторов у ребенка возникает напряжение, снижающее эффективность выполняемой деятельности.

* Отставание в развитии языковых средств выявляется в процессе обсле­дования с помощью специальных приемов (см. главу III).

Анализируя письмо заикающихся учащихся, нельзя не обра­тить внимание на имеющие место исправления, зачеркивания. (В анализ не включаются поправки, относящиеся к недостаткам правописания.) Действуя импульсивно, заикающиеся учащиеся нередко допускают ошибки, которые сами же корректируют по ходу написания. Обратимся к отдельным примерам: «Во (вро) второй карман...» (Костя Б., 3 кл.). «Как я хотел провести (ев) свой выходной день» (Андрей К., Зкл.).

«Он (дд) бежал и бежал» (Сережа С., 4 кл.). «Вот (тер) первый цыпленок юркнул в трубу* (Андрей Н., 3 кл.).

При обследовании заикающихся нужно обратить особое внима­ние на состояние письменных работ, выполненных учащимися в ходе повседневной учебной деятельности. Конкретный материал может быть представлен тетрадями по русскому языку, истории, математике, природоведению, «Дневниками наблюдений», а так­же специальными заданиями. Тетради являются своего рода «ре­активом» для выявления недочетов в случае их отсутствия в спе­циальных заданиях.

Таким образом, в процессе анализа письменных работ учиты­вается характер следующих специфических проявлений:

разнообразные погрешности в оформлении письменных ра­бот, когда в пределах одного текста имеются многочислен­ные зачеркивания, исправления, добавления и т.д.; своеобразие «пускового» момента выполнения задания (не­однократные попытки передать название работы, переделан­ные первоначальные слова, предложения); недочеты, свидетельствующие о несформированности регуляторных процессов: ошибки, характеризующиеся предвосхищением последующих букв, персеверацией ра­
нее написанных, а также недописывание слов, пропуски букв и т.д.

Орфографические ошибки не включаются в анализ, поскольку они претерпевают изменения в процессе обучения. Однако учиты­вается общий фон ошибок, с тем чтобы определить, в какой степе­ни недочеты, свойственные заикающимся, коррелируются с ошиб­ками на правила правописания.

Громкое чтение заикающихся учащихся также характеризует­ся рядом специфических особенностей. Остановимся на отдельных примерах. Чтение Ани Н. (3 кл.) сопровождается заиканием, отмечает­ся много ошибок «угадывающего» характера («кто» вместо «кот», «почему получила» вместо «конечно пошутила» и т.п.). Иная картина возникает при предъявлении более простого тек­ста. Положительное воздействие оказывает установка на чет­кое, выразительное, понятное окружающим чтение: чтение ста­новится более плавным, уменьшается количество запинок и ошибок.

Андрей Л. (4 кл.) читает с большим напряжением, наблюдает­ся «эмбол» («т», «вот»). Темп чтения быстрый, пропускает слова, теряет строчки.

Обследующий, обращаясь к ребенку, отмечает в его чтении по­ложительные моменты, выразительную интонацию, но просит изменить темп. Создается ситуация благожелательного отно­шения. При повторном чтении указанные недостатки не отмеча­ются, мальчик самостоятельно исправляет ошибки, но к концу чтения усиливается заикание, подряд в нескольких словах ребе­нок нарушает ударение, что свидетельствует о его быстрой истощаемости.

Чтение Иры 3. (4 кл.) в момент обследования протекает без особых осложнений. Обследующий прерывает чтение, с тем что­бы похвалить девочку. Следует адекватная реакция. Но при этом создается ситуация, обратная ожидаемой. Девочка долго не может продолжать чтение, и весь дальнейший процесс сопровождается усилением заикания.

Данные наблюдения показывают, как меняется состояние чтения заикающихся в зависимости от ряда моментов: приме­нения текстов различной сложности- варьирования установок (четкое, выразительное чтение; изменение темпа чтения), а так­же позволяют проследить индивидуальные реакции на помехи

(неожиданное прерывание чтения и пр.).

Обследование состояния чтения заикающихся учащихся на­правлено на выявление:

количества запинок в момент чтения;

особенностей протекания акта чтения в различных ситуа­циях;

характера специфических ошибок, возникающих при чте­нии (персеверации, пропуски букв, слогов, слов и т.п.).

Таким образом, письмо и чтение, являясь высокоорганизован­ной произвольной деятельностью, выступают при обследовании заикающихся в качестве одного из диагностических критериев. В

процессе обследования накапливается материал, характеризую­щий индивидуальные возможности саморегуляции заикающихся школьников, особенности индивидуальных реакций и своеобразие коммуникативных затруднений.

Результаты обобщения всех материалов обследования позволя­ют определить наиболее адекватные для каждого конкретного слу­чая направления коррекционного воздействия в общей системе специального обучения.

Определения типа логопедического учреждения

Основным показателем при этом является, во-первых, интен­сивность и стабильность проявления заикания на протяжении всего обследования; во-вторых, уровень лингвистического раз­вития.

При наличии выраженного заикания, а также в случаях заика­ния у детей, имеющих недоразвитие речи, коррекцию дефекта целесообразно осуществлять в условиях школы V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи (соответственно во II или I отде­лении школы).

В случаях менее выраженного заикания (при нормальном уро­вне развития речевых средств) логопедическая помощь оказыва­ется на логопедических пунктах при общеобразовательных шко­лах.

В общей картине дефекта особую значимость приобретают сле­дующие индивидуальные признаки:

  • особенности речевого общения в различных ситуациях;

  • своеобразие деятельности: особенности вхождения в де­ятельность; устойчивость и темп ее; способность к переключению, к воспроизведению ряда элементов, общая ра­ботоспособность;

  • уровень развития языковых средств.

Установлено среди заикающихся детей младшего школьного возраста следующее соотношение: примерно в 75% случаев сформированность языковых средств заикающихся детей не отличает­
ся от общепризнанной нормы, а в 25% — заикание сопровождает­ся отклонениями в развитии языковых средств. Характерным для этих случаев является позднее начало речи с последующим замед­ленным накоплением лексических и грамматических средств язы­ка, фонематических представлений.

Объединяя заикающихся учащихся в ту или иную группу, не­обходимо помнить, что выраженность данных индивидуальных особенностей может быть различной как по интенсивности прояв­ления, так и по качественной их характеристике (в плане их со­четаемости).

Знание специфических особенностей речевой и внеречевой де­ятельности заикающихся школьников позволяет не только выде­лить основные направления коррекционного воздействия, но и организовать пропедевтическую работу по предупреждению реци­дивов.

Изложенный материал частично может быть использован учи­телями общеобразовательной школы при осуществлении индиви­дуального подхода к заикающимся учащимся и оказании помощи детям с повышенной чувствительностью и низкой адаптивностью к условиям учебной деятельности в классе.


Схема логопедического и психолого-педагогического обследования заикающихся учащихся

1. Анамнестические и паспортные данные

Фамилия, имя, отчество

Год рождения (число, месяц)
Школа, класс .__...

Домашний адрес, телефон

Успеваемость (к моменту обследования)

Состояние слуха

Состояние зрения _„_

Заключение психоневролога (заикание невротическое, неврозоподобное)_

В какие логопедические учреждения обращались, с каким ре­
зультатом

Данные о ходе развития речи:

первые слова, фразовая речь (в каком возрасте), в каких услови­ях формировалась речь (ребенок воспитывался дома, в детском саду
с круглосуточным или с дневным режимом, в детском доме), форси­ровали ли родители развитие речи.

Как шло развитие речи после появления первых фраз (медленно,
нормально, убыстренно)

На каком (каких) языке(ах) общается ребенок

2. Общая характеристика речи

Степень сформированное™ звуковой и лексико-грамматической сторон речи, состояние артикуляционного аппарата (строение,
подвижность)

Специфические для заикающихся ошибки в письме и чте­нии: персеверации, антиципации, контаминации, итерации;
недописывание (недочитывание) слов, пропуски букв, слогов,
слов.

3. Особенности речевого общения

Своеобразие речевой деятельности: начало общения, объем об­
щения, степень свободы пользования языковыми средствами в
соответствии с темой и ситуацией общения, вариабельность про­
явления заикания в процессе общения (диалогическая речь, моно­
логическая речь на основе ситуативного и внеситуативного содер­жания: подготовленная и неподготовленная; громкая, шепотная,
скандированная речь)

Ситуация общения, усугубляющая индивидуальные коммуни­кативные затруднения (повышение личной ответственности, вне­